Этот текст скопирован из другой on-line библиотеки, адрес исходного файла в которой не удаётся определить по техническим причинам

Ссылки, приводимые ниже, могут не работать или вести на страницы вне нашего сайта – будьте внимательны и осторожны: создатели сайта «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования» не несут ответственности за возможный риск, связанный с переходом по ссылкам на другие сайты. В особенности будьте внимательны при переходе по ссылкам рекламного характера, ссылкам, смысл которых Вам непонятен, и по ссылкам, текст которых отображён явно некорректно.

Авторские права (если таковые существуют) на приводимый ниже текст принадлежат авторам оригинальной публикации

.

О засухе.

 

"О, кто даст голове моей воду и глазам моим - источник слез!" (Кто даст главе моей воду, и очесем моим источник слез) (Иер. 9: 1). Самый сострадательный из пророков пусть щедро снабдит меня этим введением в слово. Но он оплакивал опустошение одного города Иерусалима, а я побуждаюсь к сетованию и слезам, смотря на наступившую кару всей этой окрестности. Заключено небо нашим грехом, и облака солнцем "иссохли, как трава" (яко сушило сосхошася) (Пс. 101: 4). Водные источники высушены и течение постоянных рек иссякло; обожженная зноем земля отказывается дать обычные для нее плоды. Ах, наше несчастье! Даже бессловесные животные в опасности из-за нашего греха. Иссушена земля и ее трава, или скорее, она не произрастила, и опустошается язвой. И бык жалобно мычит, как бы приговоренный к смерти; овечьи стада плачевно блеют, видя близ стоящее водное питье, как сосуд пламевидный, и сушимые до времени хлеба. Исполнилось теперь и над нами пророчество Иоиля: "Уныло ходят стада волов, ибо нет для них пажити; томятся и стада овец… потому что иссохли потоки вод" (восплакашася стада волов, яко не бе пажити им, и паствы овчия погибоша, яко посхоша источницы воднии) (Иоил. 1: 18, 20). Столь многие наши ошибки подвигли на праведный гнев милостивую и кроткую природу Божию! И так как мы на каждый день не перестаем зажигать огонь грехов, то, естественно, отмщаемся засухой и зноем. Может быть и к нам где-то пророк взывает: "вы, которые возжигаете огонь… идите в пламень огня вашего" (ходите светом огня вашего, и пламенем, егоже разжегосте) (Ис. 50: 11). Израильтянам через пророка Бог обещал, если они будут соблюдать Его заповеди: "Он… будет ниспосылать вам дождь, дождь ранний и поздний… И наполнятся гумна хлебом, и переполнятся подточилия виноградным соком" (Иоил. 2: 23, 24); для нас это обещание обращено в противоположную сторону, скорее нас постигло проклятие Иеремии (Моисея): "И небеса твои, которые над головою твоею, сделаются медью" (да будет над главой у тебя небо медяно) (Втор. 28: 23), обозначающего угрозой этого слова совершенную сухость и недостаток воды, Разве это сейчас не исполняется над нами? Земля, расколотая засухой и как бы окаменевшая, уничтожила труд земледельцев: не позволяет на себе ни орать, ни копать; посевы, немного проросши и дав хорошие надежды, высохли и пропали прежде, чем зачаться колосу. Остались только ростки виноградных лоз и насаждений, но и они проявляют могущую быть скоро чахлость. Таков плод грехов, таковы жертвы нечестия, – за то, что мы не пошли по путям Бога, но порабощены дурными делами: друг другу завидуем, презираем меньших, желаем насытиться чужим, радуемся неудаче соседа, поедаем друг друга ябедой, предаемся в рабство неленостным страстным желаниям, сделавшись, как "откормленные кони: каждый из них ржет на жену другого" (кони женонеистовни) (Иерем. 5: 8), как говорит Писание, и волками хищными, и злопамятными, как верблюды, не милуем бедных, не сострадаем неудачникам, не заботимся о церковных собраниях, пренебрегаем святыми, не почитаем памяти их, бегаем исповедничества, будучи рабами как бы горячечного безумия. Священники стали худым примером для народа: надмеваются, злопамятствуют, враждуют, злоумышляют, пристрастничают, не обличают и не исправляют падающих, но сообщаются с ними в неправде своим молчанием, как древний тот Илий. Миряне, оставив свое, стараются каждый взвешивать священническое, и быть судьями неумолимыми. Разве не истину я говорю? Не исполнен ли наш город этих зол? Не ежедневно ли я об этом свидетельствую? Не трудился ли я, крича, что нужно удерживаться от клятв? Не говорил ли я раньше, что Господь не оставит без внимания, что священное Евангелие так пренебрегается, и бесстыдно, нагло держится корыстолюбивыми руками? Итак, неси полевые плоды, приобретенные твоим корыстолюбием, потому что (поле) не возвратит даже посеянных семян; и с виноградника ты не соберешь, который по корыстолюбию похитил. Чем Бог в древности угрожал иудеям через Михея, это теперь исполнил над нами: "Будешь сеять, а жать не будешь; будешь давить оливки, и не будешь умащаться елеем; выжмешь виноградный сок, а вина пить не будешь" (ты сеешь, и не пожнеши: ты изгнетеши масличие, и не помажешися маслом, и вина не выпьешь) (Мих. 6: 15). Может быть кто-нибудь скажет: "Не все корыстолюбцы, не все клятвопреступники; когда согрешают немногие, почему для всех вообще растворена полынь гнева Божия? Нужно было, чтобы только на злых было возложено наказание". Но как в одном теле, если только в части бывает истечение, все тело нуждается в очищении, так и у нас. Так как мы одно тело, и все – члены Христа; при болезни одной части все становимся участниками в страдании. Так некогда, когда сын Саула согрешил, все войско подверглось наказанию; и когда Давид исчислил народ вопреки желанию Божию, произошла гибель общая. Об этом говорит даже внешнее учение, что часто весь город вкушает от нечестия одного мужа. Потому-то чаша гнева Божия для нас растворена без растворения: "ибо чаша в руке Господа, вино кипит в ней, полное смешения, и Он наливает из нее" (чаша в руце Господни полна растворения вина нерастворенного) (Пс. 74: 9). Видишь, как изменчива природа этой чаши! Если она не растворена, как она полна растворения? Растворенное не бывает нерастворенным. Здесь разумеется то и другое вместе: и не растворена она, потому что, вследствие праведного суда, (она) без примеси божественного сострадания к падающим постоянно; но растворена она, так как (состоит) из различных кар и мщений, которыми обычно Бог наказывает не сделавшихся отчаянными во зле. Как те, которые удаляют телесные болезни и в лечении выработали опыт, очищают наиболее тяжелые раны теплой водой и едкими лекарствами, и помощью искусства смягчают страдание от присущей в них нечистоты, – так (поступает) и всезнающий Бог с бесчувственными к Его ударам, которым (бесчувственным) лучше было бы раньше отмаливаться от наступления испытания. Итак, что же можно нам сказать в настоящем случае? Праведен суд Божий, или лучше, человеколюбивый Владыка намного облегчил мщение Своего праведного гнева, не настолько, чтобы мы перенесли испытание, которого достойны, но настолько, чтобы мы вошли в сознание того, в чем согрешили. Рассмотри долготерпение Божие: мы согрешили, и стихии наказываются; мы ошибаемся, и земле отмщается; мы живем негодной жизнью, и бичуется бездушное; мы бесчестим художника своими постыдными поступками, и удар принимает ни в чем не погрешившее; (происходит то) как если кто-нибудь, при падении сына, переносит мучение на раба. Такой благой у нас Владыка, так Он наставляет, возводя к исправлению; лук угрозы натягивает а стрелу гнева задерживает. Он не желает нашей душевной смерти, но ждет обращения и покаяния. Пребудем же, братья, в чувстве пристойности, умилостивим к себе милосердого Господа, не явимся хуже ниневитян. Они, будучи язычниками и неверными, когда узнали от пророка о разрушении города, выказали такое покаяние, что принуждали даже детей и скот к посту, и (сами) покрылись золой и рубищем, и так избавились от праведного гнева Божия. Заплачем же и мы, исповедуем каждый собственные падения, заручимся (как) посредниками у Бога святыми и остальными, особенно пренепорочной Владычицей, скорым и неодолимым предстательством; припадем к ней, прося со слезами: "Госпожа Владычица, вместившая во чреве своем Бога Слово, обожившая своим рождением нашу природу, ставшая посредницей своим рождением между Богом и людьми! Помилуй свой народ и достояние свое, умилосердись над этим городом своим, который хвалится твоим именем; походатайствуй за нас недостойных рабов твоих; умоли единородного твоего Сына, чтобы Он снизошел к нашим падениям, прекратил против нас этот праведный гнев и повелел облакам излить по обычаю дождь, прекратить засуху и оросить зной земли. Ей, Владычица, Владычица, заступничество мира! Помилуй, напитай детей молоком, старцев утружденных, бедняков иссушенных; не допусти погибнуть нам в наших грехах; мы согрешили, закон нарушили, осквернили чистую одежду крещения, отвергли заповеди Владыки; но, и падая, не простираем своих рук к богу чужому, но к единородному твоему Сыну, Господу Нашему Иисусу Христу, поклоняемому и славимому с Отцом и Святым Духом, ныне и присно, и во веки".

В начало Назад На главную

 Проект «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования»
Сайт создан при поддержке РГНФ, проект № 14-03-12003
 
©2008-2017 Центр библеистики и иудаики при философском факультете СПбГУПоследнее обновление страницы: 24.3.2014
Страница сформирована за 15 мс 
Яндекс.Метрика