Этот текст скопирован из другой on-line библиотеки, адрес исходного файла в которой не удаётся определить по техническим причинам

Ссылки, приводимые ниже, могут не работать или вести на страницы вне нашего сайта – будьте внимательны и осторожны: создатели сайта «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования» не несут ответственности за возможный риск, связанный с переходом по ссылкам на другие сайты. В особенности будьте внимательны при переходе по ссылкам рекламного характера, ссылкам, смысл которых Вам непонятен, и по ссылкам, текст которых отображён явно некорректно.

Авторские права (если таковые существуют) на приводимый ниже текст принадлежат авторам оригинальной публикации

.

О вайях.

 

Уже дары духовного торжества сияют, уже есть знаки всеславного праздника, уже есть вести о невещественном женихе, уже Лазарь возлежит с Господом, получив залог всеобщего воскресения, уже дарственное миро исполняет благовония приходящих к крещению, уже верные стражи Царя взяли этот ведший город, уже верный народ, выбежав на встречу Господу, взывает словами: "осанна в вышних", как сейчас мы слышали, "благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! (благословен грядый во имя Господне царь Израилев) (Иоан. 12: 13); благословен идущий, всегда идущий, с нами сущий, и вне верных отнюдь не бывающий". Действительно, народ тот узнал царскую силу и пришествие. Как теперь, когда земной царь совершит поход против тирана и возвращается с победой, все граждане встречают его перед городом с цветами, отплачивают за победу хвалебными песнями, сплетая похвалы, – а влечет их к этому не любовь к славе, но победная песня и желание (прославить), – точно таким же образом и к Владыке Христу, как царю-трофееносцу, (вышло навстречу) все множество и объявляло словами и вайями, что прибывший есть победитель, или лучше, познаваемый есть Бог. Только для Бога (были) тогда стройно раздававшиеся голоса, и для разумных обнаруживались божественные тайны: "осанна в вышних", т. е., "спаси Ты, Который в вышних". Так объясняется на еврейском языке "осанна в вышних": вверху спасение, а внизу человеколюбие. О, богознание народа, участника в ангельском служении! Ступают по земле и восходят на небо, обложены телом и следуют за бестелесными, иудеи по названию и христиане по деланию, мирские по образу жизни и апостольские по исповеданию; и они, как Петр, свыше получили откровение. Как верховный из апостолов не по собственному размышлению, но по божественному откровению говорил Господу: "Ты - Христос, Сын Бога Живого" (ты еси Сын Бога живаго) (Мф. 16: 16), и Господь, показывая, что он не по собственным помыслам, но от Отца получил откровение, говорил, ублажая его: "блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах" (блажен  еси Симоне вар Иона, яко плоть и кровь не яви тебе, но Отец мой иже на небесех) (ст. 17), – таким же точно образом и народ, свыше приняв откровение, взывал к Господу словами: "осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!" (осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне царь Израилев). Но вполне естественно сказать: "Какое и откуда у нас доказательство, что этот иудейский народ свыше получил откровение?" Итак, чем мне для вас доказать? Самими словами Господа: "Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: осанна Сыну Давидову! - вознегодовали и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?" (видевше архиерее и книжницы отроки зовуща в церкви и глаголюща: осанна Сыну Давидову, негодоваша, и реша Иисусу: слышиши ли, что сии глаголют? Иисус же говорит им: ей, несте ли чли николиже: из уст младенец и ссущих совершил  еси хвалу) (Мф. 21: 15, 16)? И не только словами Господа, но и неожиданным стечением народа, встречей и делами, которые он совершал, – тем, что не только кричали, но и держали в руках сломанные ветви маслин и финиковые вайя, подстилали свои одежды и называли Спасителем, Царем и Господом, – откуда всякому ясно, что они свыше получили откровение. Если они не получили свыше, то откуда узнали Царя-Господа? Он не носил диадемы мирского царя, не одевался в пурпуровое платье, не окружал Себя множеством войска, Ему не предшествовали кони с колесницами и щиты, украшенные золотом, Он не ехал на царской колеснице, устланной пурпуровыми коврами, но сидел на чужом небольшом жеребенке, сопровождался только двенадцатью учениками. Откуда узнал народ, что Он Царь, если не свыше получил откровение? Они не искали на Господе мирской диадемы, потому что узнали в Нем безначально царствующего; не искали пурпурного платья, потому что созерцали Его одевающимся светом, как одеждой; не видели окружающего множества воинов, поверив пророку, сказавшему: "тысячи тысяч служили Ему и тысячи тысяч архангелов предстояли пред Ним" (тьмы тем служаху ему, и тысячи тысяч предстояху ему) (Дан. 7: 10); не искали они всадников и колесниц, так как узнали, что Он есть взявший Илию на огненной колеснице; и евангелистов они узнали, подобно коням, сопровождавших Его, поверив сказавшему пророку. Об этом Захария сказал, что позади Него кони белые, рыжие, пестрые и серые (Зах. 6: 2. 3). Белый конь – Матфей, как изложивший весьма ясно воплощение Господа; серый конь – Марк, который написал Евангелие очень цветисто; пестрый конь – Лука, как изложивший дела Господа весьма красноречиво и разнообразно; рыжий конь – Иоанн, показавший между апостолами божество Христа, как блеск огня: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог" (в начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово) (Иоан. 1: 1). И пророк Аввакум назвал апостолов конями быстрыми, разнесшими по всей земле Евангелие: "Ты с конями Твоими проложил путь по морю" (и навел еси на море кони твоя) (Авв. 3: 15); морем он образно назвал весь мир. Они не искали у Господа повозки, украшенной камнями, устланной порфиром с царским оружием; они раньше знали, что повозка (Его) устремляется херувимами и серафимами, шестикрылыми светочами, так как поверили словам: "восседающий на Херувимах, яви Себя" (седяй на Херувимех явися) (Пс, 59: 2). Итак, получив от Бога откровение, тот верующий Иерусалимский народ не соблазнился ничтожным жеребенком, но укрепился пришествием Владыки. Поэтому, как только они увидели, что Господь сел на жеребенка, тотчас, побужденные пророческими предречениями, взяв финиковые вайя, говорили друг другу: "Ччего мы ждем, и не выходим навстречу с финиковыми вайями к духовному финику? Плод его полон сладости и бессмертия; листья его – врачевство вселенной; ствол его, (т. е., древо креста) – спасение всего мира и трофеи победы над диаволом. Мы слышали, что наша церковь взывает в Песнях Песней: "влез бы я на пальму, ухватился бы за ветви ее" (взыду на финик, удержу ветви его) (Песн. 7: 8). Опередим церковь из язычников, и будем приветствовать, как духовного финика и как царя сильного". Во время этой речи народа, действий и прославлений (им) Господа, архиереи и фарисеи, сильно огорчившись, порицали народ словами: "Что вы делаете, что легкомысленно пустословите? Как к Богу, к сыну плотника подходите с вайями; Господом называете не имеющего где склонить голову; окружаете царскими криками сидящего на ослином жеребенке. Не у нас ли Его отец и Его мать? Перестаньте, легкомысленные! А если нет, вы будете наказаны. На то мы посланы, чтобы замечать между вами легкомысленных, отплачивающих наказанием за дерзость". Народ, услышав эти слова архиереев, не устремляется к возмущению, но отвечает им по действующей благодати: "Порицаете нас, фарисеи, и угрожаете нам наказанием, точно произносящим богохульство! Кто достоин наказания: вы, читающие Писание и не размышляющие, или мы, слушающие и соблюдающие? Мы обманываемся, принося Господу финиковые вайя? Не Он ли есть финик правды? Не о Нем ли восклицал пророк: "Праведник цветет, как пальма" (праведник яко финикс процветет) (Пс. 91: 13)? Не Он ли дал прозрение слепым? Не даровал ли Он беспрепятственного беганья хромым? Не заставил ли нести постель, принесшую расслабленного? Не воскресил ли из мертвых четырехдневного Лазаря? Не за это ли вы совещаетесь убить Лазаря? Не вы ли отвергли камень, и сами, как камень, коснеете в неверии? Не вам ли Он предоставил развязать погребальные пелены, чтобы вы не лжесловили друг за другом, как при слепце от рождения, будто он выскочил из гроба? Всегда вы, фарисеи, клевещете на прекрасное и противитесь вполне верующему. Поэтому, вы уговорились Лазаря убить, чтобы истребить веру народа. Если убьете Лазаря, то что же – не может Он опять его воскресить? Посмотрим кто устанет – вы в убийстве, или Он в воскрешении. Вы делом и с трудом убиваете, (а) Он словом воскрешает. Кто более утомляется? Слово не легче ли дела? Обманываемся ли мы, фарисеи, что подошли к Господу, как к Царю? Созерцая жеребенка, мы более укрепляемся. Мы узнаем Царя сильного, и у нас есть под рукой Писание, чтобы вы разумно научились, что не мы обманываемся, но вы заблуждаетесь. У вас есть пророк Захария; разверните его слова; побойтесь его серпа мщения; за много времени, благовествуя Иудее, он восклицал: (радуйся зело, дщи Сионя: "вот, Царь твой грядет к тебе, кроткий и тихий, сидящий жеребенке ослином  сыне подъяремной" (се царь твой грядет тебе кроток  всед на … сына подъяремника) (Зах. 9: 9). Мы не ошибаемся, читая Писание: узнаем Царя, благодетельствуем самим себе и сомневающихся обращаем. У вас есть пророк, и вы не желаете думать над его пророчеством. Итак, отступите, фарисеи! Насколько вы нас тесните, настолько более возбуждаете наше желание и ревность. Поэтому, мы не заблуждаемся, когда взываем: "Благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!" Мы знаем это имя, фарисеи! Это имя освободило нас из Египта, сделало для нас море проходимым, пустыню населило и поселило нас в земле, текущей молоком и медом, приготовило пророческое восклицание: "и да познают, что Ты, Которого одного имя Господь, Всевышний над всею землею" (да познают, яко имя тебе Господь, ты един Вышний по всей земли) (Пс. 82: 19). Что народ послушен, а архиереи непокорны, слушай евангелиста: "Первосвященники же положили убить и Лазаря, потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса" (совещаша архиерее, да и Лазаря убиют: яко мнози его ради идяху от Иудей, и вероваху во Иисуса) (Иоан. 12: 10). Видишь архиерейское безумие? Чтобы уничтожить веру народа, они старались и Лазаря убить, говоря сами себе: "Если Иисуса только мы убьем, а Лазаря оставим в живых, то никакой нам нет пользы: видя этого, они веруют в Него. Чтобы и после смерти нам не было препятствия в чьей-либо вере в Иисуса, убьем Лазаря, чтобы нам совершенно изгладить память его". Это и подобное говорили архиереи, как люди суетного ума, не понимавшие, что Господь, имевший подвергнуться добровольной смерти для бессмертия мира, не думал оставлять миру на память только Лазаря и его воскрешение, но и необоримый Свой крест, который они не в силах будут ни разрушить, ни скрыть, ни упразднить, обнаруживающей силу своего действия по всей вселенной. Какой дом без знака креста, без трофея против демонов, без защиты душ? Какой корабль без кормила-креста? Какой город не имеет креста стражей? Какой царь не украшает крестом своей головы? Какая дева не имеет креста вместо посоха? Какая церковь не укреплена крестом, как стенами? Крест ночью светит, и днем служит светочем; зиму несчастий, весну и лето устанавливает, супружество скрепляет, дружбу умножает, во всяком благе господствует.

Что же евангелист? Хорошо исследовать этот отрывок от начала. Сейчас ты слышал слова евангелиста: "За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых" (прежде шести дний пасхи прииде Иисус в Вифанию, идеже бе Лазарь, егоже воскреси от мертвых) (Иоан. 12: 1). И какой это день – "прежде шести дней"? Какой? Теперешний день, обозначающий Иоанна Предтечу. Как Иоанн предшествовал Господу, так и этот предшествовал воскресению; и как Иоанн, перстом указывая на Господа, говорил: "вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира" (се агнец Божий, вземляй грех мира) (Иоан. 1: 29), так и этот, указывая на будущее воскресение, восклицал словами: "Вот мать имеющих родиться вновь! "За шесть дней до Пасхи". Послушайте: этот день не просто "за шесть дней до Пасхи", но чтобы ты научился очистить себя от всякой скверны плоти и духа. Этот день есть предочищение – чтобы ты очистил самого себя от всякой нечистоты, чтобы уничтожил вражду и прекратил гнев, чтобы погасил клевету, чтобы напряг любовь, чтобы увеличил нищелюбие, чтобы не ты один только праздновал, но и нуждающийся праздновал бы с тобой. Если ты не дашь нуждающемуся, и он будет печалиться, а ты праздновать, то смотри, чтобы не было тебе воздаяния того богача, который, ежедневно веселясь блистательно, не дал Лазарю крупиц. Итак, дай нуждающемуся от своей трапезы, благотвори недостаточным, чтобы и ты всегда праздновал, и бедный был бы с тобой. Если не сделаешь блага, своему единоверному бедняку, нуждающемуся в утешении, он же, по нужде, не облагодетельствованный тобой, пойдет к еретику и будет им утешен, то последний будет человеколюбивее тебя. А всякий еретик нападает на пастыря. Что же евангелист? "За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых" (Прежде шести дний пасхи прииде Иисус в Вифанию, идеже бе Лазарь, егоже воскреси от мертвых). О, мудрость Господня! Он воскресил Лазаря, чтобы раздражить диавола. Слушай в коротких словах. Когда увидел диавол во время восклицания Господа: "Лазарь, гряди вон", что все преисподнее разрушено и подземные силы не могут его удержать, и что, как бы изданным царским повелением, или лучше, действием божественной воли, волосы Лазаря сверху вкоренялись, ослабленные нервы стягивались, убыль тела заполнялась, разрозненные кости соединялись, живительное дыхание входило, владычица-душа брала прежнее, старое жилище, – когда это и подобное он увидел, в страхе и беспокойстве приказывал своим силам словами: "Противьтесь, будьте крепки, не предайте моего царства! О, что я перенес! Разрушается власть смерти, мной приобретенная грехом; кто был в моей власти четыре дня, (того) теперь я отдаю по насилию; со мной случилось несчастье; я начал изблевывать тех, кого поглотил. Не из-за Лазаря только я плачу, но боюсь, как бы не потерять и остальных, которых удерживаю от Адама до ныне. Мне нужно усердие и много силы; если наперед не захвачу похищающего у меня словом, то Он упразднит все мое существование. Я нашел, что мне делать, – знаю, что мне делать! У меня есть помощники иудеи; нанимаю себе Иуду; он всегда мне прекрасно услуживает; будучи сребролюбивым, он оценил миро пришедшей женщины в триста динариев, в огорчение ей; и он оценил миро в триста динариев, а Владыку мира продал за тридцать динариев. Мне нужно много стараться, чтобы приготовить крест. Он взял у меня Лазаря, а я Его сюда стащу и сопричислю к мертвым, чтобы Он знал, что не нужно воевать против большего". Преисподние силы ему (в ответ): "Ты хочешь всего Иисуса сюда низвергнуть? Смотри: не утруди самого себя! У тебя есть опыт над Ним; ты боролся с Ним в пустыне; не трижды ли ты подходил и трижды пал? Если Он сойдет, что ты намерен делать?" Посоветовавшись в этом и подобном, диавол возбудил иудеев на большую зависть, подстрекнул умертвить воскресившего из мертвых Лазаря и приготовить крест Господу, чтобы сделалось проклятие благословением, и древо креста спасением для всех. Воскрешением Лазаря диавол был потрясен, фарисеи смущены, Марфа удостоверена, Мария прославлена, воскресение предуказано, ученики укрепились, и многие из уверовавших иудеев встретили Господа нашего Иисуса Христа с ветвями и вайями, восклицая и говоря: "Осанна в вышних, благословен грядущий во имя Господне царь Израилев". Ему слава и держава во веки веков. Аминь.

В начало Назад На главную

 Проект «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования»
Сайт создан при поддержке РГНФ, проект № 14-03-12003
 
©2008-2017 Центр библеистики и иудаики при философском факультете СПбГУПоследнее обновление страницы: 24.3.2014
Страница сформирована за 31 мс 
Яндекс.Метрика