Этот текст скопирован из другой on-line библиотеки, адрес исходного файла в которой не удаётся определить по техническим причинам

Ссылки, приводимые ниже, могут не работать или вести на страницы вне нашего сайта – будьте внимательны и осторожны: создатели сайта «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования» не несут ответственности за возможный риск, связанный с переходом по ссылкам на другие сайты. В особенности будьте внимательны при переходе по ссылкам рекламного характера, ссылкам, смысл которых Вам непонятен, и по ссылкам, текст которых отображён явно некорректно.

Авторские права (если таковые существуют) на приводимый ниже текст принадлежат авторам оригинальной публикации

.

На слова: "Помянул Бога и возвеселился" (Псал. 76:4).

 

  "Помянул Бога и возвеселился", – засвидетельствовал песнопевец Давид. Не от себя он засвидетельствовал, но от Святого Духа Божия прославил; не просто вспомнил, но и мудро молил; не устами только вспоминал, но и сердцем учился; не забывал днем или ночью, но, прося, всякий час помнил. И чтобы ты знал, что истину, а не ложь мы излагаем, приведем песнопения Святого Духа словами самого Писания. "Помянул Бога и возвеселился", – сказал Давид. И если желаешь знать на самом деле, что Давид вспоминал Бога и днем и ночью и, при воспоминании, веселился, то вникни с любознательностью в слова: "Ночью вспоминал я имя Твое, Господи" (помянух в нощи имя твое, Господи) (Пс. 118: 55); и: "сделаю имя Твое памятным в род и род" (помяну имя твое во всяком роде и роде) (Пс. 44: 18); " В полночь вставал славословить Тебя" (полунощи востах исповедатися тебе, Господи) (Пс. 118: 62); "размышляю о Тебе в [ночные] стражи" (на утренних поучахся в тя) (Пс. 62: 7); "Вечером и утром и в полдень буду умолять и вопиять" (вечер и заутра и полудне повем, и возвещу) (Пс. 54: 18); "Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я" (Боже, Боже мой, к тебе утренюю) (Пс. 62: 1); и еще: "возвещать утром милость Твою и истину Твою в ночи" (возвещати заутра милость твою, и истину твою в нощи) (Пс. 91: 3). Видишь, что нет свободного времени, когда бы он забывал, – ни утром, ни ночью. Если ты желаешь знать на самом деле, что Давид не просто вспоминал о Боге, но с участием сердца, то слушай: "Из глубины взываю к Тебе, Господи" (из глубины воззвах к тебе, Господи) (Пс. 129: 1); "я славил бы Тебя в правоте сердца" (Господи, исповемся тебе в правости сердца) (Пс. 118: 7). И чтобы привести предел всех часов, Давид потом говорит: "Как люблю я закон Твой! весь день размышляю о нем" (коль возлюбих закон твой Господи, весь день поучение мое есть) (Пс. 118: 97). Вот так целодневным размышлением о словах Господа и постоянным памятованием о Боге какую он получил достойную благодать? Был ли он вознагражден на земле? Считаю его и замечательным, и царем на земле. Здесь он покоряет врагов, и там повелевает ангелам; здесь облечен в порфиру земного царя, и там блестит славой небесного царства; здесь знаменит благозвучными словами Святого Духа, и там блестит жемчугом избранной мудрости. И мы лишь отчасти описываем это. Он получил лучшее из всего этого. Так как Святой Дух видел, что Бог постоянно прославляется Давидом на земле, то Он предстательствовал на небе словами: Господи, Давид ежедневно памятует о Тебе и, памятуя, веселится; и сам Ты вспомни о нем, Господи, Боже наш, — и говорит: "Вспомни, Господи, Давида и все сокрушение его" (помяни Господи Давида, и всю кротость его) (Пс. 131: 1). Отвечает человеколюбец Бог: "Так как Давид всегда и разумно памятует обо Мне, то и Я всем возвещу Свое расположение к нему и любовь; выше святых, и ангелов, и сил возвеличу его на земле". Какими словами? "Я обрел Давида, раба Моего" (Обретох Давида раба моего) (Пс. 88: 21), "мужа по сердцу Своему" (человека по сердцу моему) (1 Цар. 13: 14); и: "И Я сделаю его первенцем, превыше царей земли" (первенца положу его, высока паче царей земных) (Пс. 88: 28); и: "престол его - как дни неба" (престол его яко дние неба) (ст. 30). Этими словами Давид обозначил самого себя. Видишь, что велика польза для человека от памятования о Боге? "Помянул Бога и возвеселилось сердце мое", – сказал Давид. Остальные радости через уста входят и афедроном исходят; а радость о Боге, как источник, как медоточивые слова, веселит сердце, так что такой (радующийся) говорит: "Как сладки гортани моей слова Твои! лучше меда устам моим" (коль сладка гортани моему словеса твоя, паче меда устом моим) (Пс. 118: 103). Кто помнит Бога, у того в сердце гнездятся все блага радости; там источник, изобилующий благами, там мед и сот и зажженный светильник, там в сокровении сокровищница Святой Троицы. Отец, и Сын, и Святой Дух приходят и у него жительствуют; и он уже не оглашаемый человек, а богоносимый ангел. Как человек удостоившийся такой благодати, и вкусивший такой радости, Давид радовался; также и мы, наслаждаясь радостью о Боге, постоянно будем памятовать о Боге, чтобы наслаждаться Его благами. Итак, исследуем добродетели пришествия Спасителя, и прославим, как столп украшенный всякой добродетелью. Его пришествие на землю, – потому что я слышал из уст законопреступных иудеев хульные доказательства, и потому что они не веруют Писанию, которое недостойно читают, и не знают тайны. Они, несчастные и развращенные, соблазняются тем, что Господь рожден Девой. О, безумие! О, законопреступники противоестественные! Какое писание, или какой пророк не возглашает об этой благодати Господа? Первый Соломон, возница великой мудрости, ублажил Деву словами: "Блаженна неплодная неосквернившаяся, которая не познала беззаконного ложа" (блажена неплоды неоскверненая, яже не позна ложа во гресе) (Прем. 3: 13). Называет неплодной раньше, чем совершилось наитие Святого Духа и воссияло солнце. Она не познала греховного ложа, потому что не сообщалась с мужем. Когда чтимый Исайя услышал о непорочной бесплодной, тотчас воспринял слово мудреца, и воспел: "Ты сказал о непорочной бесплодной; и я говорю: Возвеселись, неплодная, нерождающая (возвеселися неплоды нераждающая) (Ис. LIV, 1). Теперь пока ты не родила; отныне возвеселись, так как Того, Кого не объемлют небеса, ты удостоилась принять". Когда два свидетеля это возвещали, они старались приобщить к тайне еще третьего, чтобы при трех свидетелях стало твердо исследуемое. Во время своего размышления об этом, они нашли Давида, творца песнопений, и напоминают ему о будущем домостроительства (спасения). Он, услышав эту тайну, отвечал трубным голосом: "Вот вы оба изрекли о неплодной; почему же не изрекли о славном зачатии? Исайя, подумав, тотчас отвечает: "се, Дева во чреве приимет и родит Сына" (се Дева во чреве зачнет, и родит Сына) (Ис. 7: 14). И Соломон вслед за ним сказал: "она получит плод при воздаянии святых душ" (имети будешь плод в посещении душ) (Прем. 3: 13). Услышав это, Давид сказал им: "Вот вы изрекли, что она родит; (но) в каком месте? В городе, или пустыне, или в поле?" Говорят ему: "Ты скажи о месте и городе, потому что ты удостоился особенной благодати". Тогда Давид, при содействии Святого Духа, велегласно объявил тайну. "Вы, – говорит, – втайне прославляете, а я воспою зачатие во всеуслышание: Вот, мы слышали о нем в Ефрафе, нашли его на полях Иарима" (се слышахом ю во Евфрафе, обретохом ю в полях дубравы) (Пс. 131: 6). И, поняв, что это учение – загадка глубокая, изложил яснее: "Вот, мы слышали о нем в Евфрафе, нашли его на полях Иарима", то есть, в Вифлееме, так как он называется Евфрафа. "Слышали… в Евфрафе, что она непраздна; оттуда вышел слух, что Дева непраздна. Тогда мы обрели ее в полях дубравы, в пещере, где Свет воссиял. Здесь мы услышали о ее непраздности, о муже; там обрели матерь Господа. Вот из твоих мы представили тебе трех свидетелей, возвещающих славу Девы; (это) не значит, что только этих нашли, – все пророки, видевшие, надеются на Него, – но при трех свидетелях стоит правда. Я не о трех рассуждаю; но или дай мне одного вернейшего свидетеля, что тайна ложна, что Дева зачала от мужа, или признай это, и, обратившись, поклонись, как Богородице. Или ты покажи, что Спаситель находится в вертепе и гробе, или я тебе покажу, что Он сидит одесную Отца. Не из иноплеменников я приведу свидетеля, но из твоего рода, со словами: "Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих" (рече Господь Господеви моему: седи одесную мене, дондеже положу враги твоя подножие ног твоих) (Пс. 109: 1). Об иудеях говорится: "Нет врага больше, чем отрицатель креста". Но, оставив богоборную синагогу, буду говорить боговдохновенной церкви. Если тебя спросит иудей: "Скажи, как родила Дева без мужа?" – то спроси его и ты: "Как родил Еву Адам без жены? Как бессеменно родила Дева? А как расцвела бессеменно земля? Как родила Дева? А как источил воду девственный утес? Как родила Дева? А как, скажи, произрос жезл Аарона? Как родила Дева? А как, скажи, (падала) с неба манна? Как наполнялись кувшины? Как из корня Иессея произрос цвет? Как изливался в кувшины елей Елисея? Как родила Дева? А как скажи, при Гедеоне руно изводило росу? Скажи, как при Сампсоне кость источила воду? Скажи, как сохранила печь отроков? Скажи, как при Маное загорелся камень без дров? Скажи, как горела купина, и не сгорала? Скажи, как не сгорел Илия в огненной колеснице? Скажи, как Моисей вошел в мрак, и опять вышел? Как родила Дева? А как Исаак созерцал Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном? Скажи, как Даниил объявил Навуходоносору сокрытое сновидение? Как Иезекииль увидел незримого сидящим на херувимской колеснице? Как родила Дева? А как Иеремия был освящен в пророки от чрева матери? Скажи, как мертвые кости пророка воскресили тогда мертвеца? Скажи, как Ерифра обращена в камень жезлом? Скажи, как Иордан вернул назад свое течение? Скажи, как деревья зачинают плоды? Скажи, как виноградная лоза дает кисть? Скажи, как ночь рождает день? Как родила Дева? А скажи, как солнце согревает мир? Скажи, как небо являет звезды? И в этом есть тайны неизреченные, сокрытые на небе и непостижимые. Если ты, защитник иудейский, объяснишь мне это, то знаю, что постигаешь и непраздность Девы. Но ты чужд и тех и этих тайн; мы же и это радушно принимаем, и тому веруем. Объясни пророков и посмотри на проповедников пришествия". Да венчается проповедь! То, что Он совершил и претерпел, это они живо изобразили наперед за столько родов. Первый Давид умоляет: "Господи! Приклони небеса Твои и сойди" (Господи, преклони небеса, и сниди) (Пс. 143: 5). И, по получении просимого, благовествует и говорит: "Наклонил Он небеса и сошел" (приклони небеса и сниде) (Пс. 17: 10). И что Он имел явиться младенцем, говорит Исайя: "младенец родился нам" (отроча родися нам) (Пс. 9: 6). Что Его матерь имела бежать с Ним в Египет: "Вот, Господь восседит на облаке легком и грядет в Египет. И потрясутся от лица Его идолы Египетские" (се Господь седит на облаце легце, и приидет во Египет, и потрясутся рукотворенная Египетская) (Ис. 19: 1). Он справедливо назвал Деву легким облаком, так как она не приняла тяжести человеческого семени. Что Он намерен был креститься в Иордане, говорит Иеремия: "что будешь делать в наводнении Иордана?" (како сотвориши в шуме Иорданском) (Иерем. 12: 5). И зачем нам (так) исчислять? Соединим целые пророчества в один светоч. О предуготовлении через проповедь Гавриил говорит: "Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною" (се посылаю ангела моего перед лицом твоим, иже призрит на путь твой перед тобой) (Мал. 3: 1). О встрече Христа и Крестителя Давид говорит: "Милость и истина сретятся" (милость и истина сретостеся) (Пс. 84: 11); и о приветствии Елизаветы к святой и непорочной Богородице: "правда и мир облобызаются" (правда и мир облобызастася) (ст. 11.) И опять об Иоанне и Господе: "истина возникнет из земли, и правда приникнет с небес" (истина от земли возсия, и правда с небесе приниче) (ст. 12). Об апостолах: "Я сказал: вы – боги" (аз рех: бози есте) (Пс. 81: 6). О свидетельстве свыше: "Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя" (сын мой еси ты, аз днесь родих тя) (Пс. 2: 7). О болящих: "послал слово Свое и исцелил их" (посла слово свое и исцели я) (Пс. 106: 20); о грешниках: "Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни" (сей грех наша носит) (Ис. 53: 4); о воскрешении мертвых: "Оживут мертвецы Твои" (воскреснут мертвии) (Ис. 26: 19); об удерживаемых (в аде) душах: и вы, во тьме сидящие, свет возсиял вам (Ис. 9: 2). О Каиафе и Ироде: "Князья народов собрались с Авраамом" (князи людстии собрашася…) (Пс. 46: 10): об Иуде: "человек… который ел хлеб мой, поднял на меня пяту"  (ядый хлебы моя, возвеличи на мя запинание) (Пс. 40: 10); о синагоге иудеев и архиереев: "положим [ядовитое] дерево в пищу его" (приидите и вложим древо в хлеб его) (Иерем. 11: 19); о разбойнике одесную: "десница Господня творит силу" (десница Господня сотвори силу) (Пс. 117: 16); о гробе: "положил меня в ров преисподний" (положиша мя в рове преисподнем) (Пс. 87: 7); о терновом венце: "виноградник мой вместе гроздий произрастил терния"; об искушении диаволом: "враг поносит Господа" (враг поноси Господеви) (Пс. 73: 18); о наименовании Сыном человеческим: "над сыном… которого Ты укрепил Себе" (и на сына, егоже укрепил еси себе) (Пс. 79: 18); о погребении Его: "Ему назначали гроб со злодеями" (и дам лукавыя вместо погребения его) (Ис. 53: 9); о воскресении: "Восстань, что спишь, Господи!" (востани, вскую спиши Господи) (Пс. 43: 24); о вознесении: "Восшел Бог при восклицаниях" (взыде Бог в воскликновении) (Пс. 46: 6); о горнем сидении: "сиди одесную Меня" (седи одесную мене) (Пс, 109: 1) И зачем еще много говорить? Целых пророчеств, прославляющих благодать Христову, не высказывают даже провозвестники (их). Желаешь знать непоколебимость прекрасной истории, что о Новом Завете живописует Ветхий, и что устрояется здесь, то там прикровенно начертывается? Смотри: Он там пребывает подле кущи Авраама с двумя ангелами, и здесь с двенадцатью учениками входит в дом Закхея. Смотри: Он там двух братьев призвал к священству и здесь двух братьев избрал в апостольство; Моисей и Аарон среди священников Его, Петр и Андрей среди апостолов Его. Смотри: Он там сына вдовы через Илию воскрешает, и здесь единородного вдовы сам воскрешает. Там через Елисея Нееман был очищен, и здесь Им самим очищается прокаженный. Там Мариам Он вводит, как сестру, (в среду) святых пророков, и здесь под тем же самым именем называет сестру святых апостолов. Там из пророков возвеличивает четырех, и здесь чествует четырех по числу евангелистов. Там образовал двенадцать других пророков, и здесь Он призвал двенадцать апостолов. Там великим пророкам Он указал помощников, и здесь апостолам – семьдесят. Фаддей был еще врачом Авгаря. Там Иисус Навин воспитал царей Палестины, здесь Иисус, истинный Бег, прославил царей вселенной. Там двенадцать источников текут в Эдеме, здесь двенадцать учеников источают крещение из солнца правды. Там было указано семьдесят финиковых деревьев, здесь произросло семьдесят учеников апостольских. Там горькую воду усладило древо, и здесь древо креста изменило особенную горечь грехов в сладкий источник даров. Там скиния свидения была освящена, и здесь скиния  пастофория[1] была прославлена. Там Давид воспевал гимны, и здесь Павел возглашал учения. Там из пророков Илия был девственником, здесь из апостолов Иоанн девственник. Там Илия на огненной колеснице воссел, и здесь Иоанн возлег на груди Господа: "Бог наш есть огнь поядающий" (Бог наш огнь поядаяй есть) (Евр. 12: 29), Там выделились три великих, носивших имя Спасителя, обнаруживавших отличительные свойства славной Троицы – три святых сильных. Они не были просто из обыкновенных, или из неблагородных; Иисус, сын Иоседека, – великий между священниками. Эти три достоверных свидетеля возвеличивают образ Святой Троицы. Моя мысль стремится перейти к другому – к спасительной вере. Я не удаляюсь от слов пророка: "помянул Бога и возвеселился". Избранная мудрость в песнях возглашает о Нем: "Поднимись [ветер] с севера и принесись с юга, повей на сад мой, - и польются ароматы его!" (востани, севере, и гряди, юже, повей в вертограде моем, и да потекут ароматы) (Песн. 4: 16). Что такое север, или юг? Или что такое сад? Или что такое садовые насаждения? Или что такое текущие ароматы? Я об этом думаю, согласно объяснению Писания: север – святая Дева, Спаситель мира – юг, святые мученики и апостолы – насаждения, крещение Спасителя – источник, орошающий сад, печать креста – страж сада, исцеления и дары Спасителя – ароматы. Итак, это значит: "Поднимись [ветер] с севера (востани севере), – то есть, Дева из Галилеи; – и принесись с юга" (и гряди юже) – "Иди, Христос, с полудневного неба и подуй на святую Деву; подуй на мир, и возбуди святых мучеников и апостолов; и пусть потекут ароматы к немощным и заблудившимся". Эти ароматы сгущаются в различную благодать, и бывают – для немощных – знаком здравия, заблудившихся – свидетельством обращения, для грешников – защитой покаяния, для праведников – крепкою помощью. Эти ароматы сгущаются в различную благодать, и бывают для немощных – знаком здоровья, для заблудившихся – свидетельством обращения, для грешников – защитой покаяния, для праведников –  крепкой помощью. Как нам достойно прославить врачевство врачеваний, животворную надежду, земную жизнь, небесное спасение? Как благоухала земля, когда текли эти ароматы? Как земля приносила собственные курения? И, принося их Владыке со страхом, говорила: "Ты, Владыко, доставляешь (мне) небесные ароматы, – и я приношу Твоему божеству свои земные курения; Ты, как миром, покрываешь мою спину святыми и всенепорочными Своими стопами, – и я с радостью приношу Тебе миро". Потом, радуясь всему этому, земля взывала к сорабыне своей, всей твари: "Идите, соберитесь, все мои потомки, и посмотрите на земле Того, Кто славится на небесах; идите, поглядите носимым в объятиях жены Того, Кто восседает на херувимах; идите, посмотрите питаемым молоком Того, Кто дает молоко женщинам; идите, посмотрите вмещающимся во чреве Девы Того, Кто не объемлется небесами; идите, посмотрите принимающим питание от матери Того, Кто питает всегда пределы (мои); идите, посмотрите предаваемым учителям Того, Кто воспитывает учителей; идите, посмотрите искушаемым людьми Того, Кто славится ангелами; идите, посмотрите, входящим в дом Закхея, Того, Кто восседает выше небес; идите, посмотрите, разговаривающим с хананеянкой, Того, Кто прославляется херувимским служением; идите, посмотрите, пребывающим с женой грешницей, Того, Кто восседает одесную Отца; идите, посмотрите Того, к краям (одежды) Которого касается немощная женщина, – Кому поклоняется бесплотная природа Сил; идите, посмотрите, рожденным, как человек, Того, Кто есть творец веков; идите, посмотрите, делающимся дитятей, Того, Кто существовал раньше создания мира; идите, посмотрите, искушаемым архиереями, Того, Кто охраняется ангелами; идите, все творения, смотреть своего Творца; на земле Жизнь, – живите все; идите, богоноситесь все; идите, соберитесь малые с великими, бедные с богатыми, рабы с господами, грешники с праведниками, пресмыкающееся и четвероногое с птицами, – и глядите на Того, Кто даровал жизнь. Зима и поздняя осень, переменитесь, и сверх природы плодоносите, и от плодов своих принесите зародившему ваши плоды; все сделайте, и облагоухайте божество; или свои принесите курения, или от Него возьмите ароматы. Так как земля презиралась людьми, то все это, как я  сказал, собралось вместе, и произрасли пустынные места и принесли свое благовоние; исполнилось воспетое Исаией пророчество: "Возвеселится пустыня… и расцветет как нарцисс;  великолепно будет цвести и радоваться" (да веселится пустыня, и да цветет яко крин, и процветет, и возвеселится пустыня Иорданова) (Ис. 35: 1, 2). Когда это было в прекрасном состоянии, (тогда) само море пожелало вкусить благоухания, начало предлагать себя на служение, и спорило с землей словами: "И мне уступи Господа; Владыка не твой только, что ты приняла благодать всего Его божества; попроси Его прийти ко мне, чтобы я, идя к Нему, не открыло всего твоего лица. Если бы я не знало Его, и не боялось Его, запечатавшего меня и связавшего неразрывными узами, то давно бы я, выйдя, сокрушило твои пределы. Или ты не знаешь, что по чести и рождению я впереди тебя? Прежде, чем ты явилась, я составляло хоры в безднах. Отдай мне моего Владыку, как сказал пророк: "Его - море, и Он создал его" (яко того есть море, и той сотвори е) (Пс. 95: 5), и затем прибавил: "и сушу образовали руки Его" (и сушу руце его создасте) (ст. 5). Итак, ты после создана. Ты, сухая, мать пыли, ненасытимая, гроб мертвых, кровей, дом коварства и грехов, – что ты насильно господствуешь над старшим себя, и одна владеешь Господом? Отдай мне Его, чтобы исполнилось слово: "Путь Твой в море" (в мори путие твои) (Пс. 76: 20); отдай мне моего Создателя, чтобы и мое лоно Он исполнил благодатью". Обдержимая, по Его воле, морем земля с мировой гордостью торжественно говорит: "Я не хуже тебя – текучего, тщеславного, непостоянного, шумного, причиняющего болезни, возницы греха, неполезного для жизни, тебя – с соляными источниками, бездорожного, недоступного для путешествия, сродственника вихрю, волнуемого бурями. Если бы ты было выше честью, то в тебе сначала поселился бы Владыка; а теперь из того уже видно мое достоинство, превосходство над тобой, – что ко мне сначала Он послал лучи Своего божества. Я настолько выше тебя честью, насколько я матерь людей, а ты – пресмыкающихся; я матерь святой Девы, которая родила Владыку, а ты – лукавого дракона, который тешится с твоими животными; я матерь пророков, апостолов и святых мужей, а ты – матерь диких и лукавых пресмыкающихся и гибель несчастных в плавании; я – плодоносный рай с цветами и ароматами, а у тебя – ветра, непогода и беспорядок. Если бы было в моей власти удерживать Господа, я не дозволила бы Ему прибыть к тебе". Когда стихии спорили в своих желаниях, всеисполняющий и всеустрояющий Господь приходит к морю, желая прославить святыми стопами и почтить вместилище вод. Море, расширив свое лоно, радостно приняло Господа со словами: "Идите сюда, всe живое, малое с великим: что в глубинах, соберитесь; всплывите к Тому, Кто от начала посадил вас (как бы) на троне, и даровал вам жизнь; умолкните, все противные веяния непогоды, и трепещите перед божеством пришедшего; все вихри, бури, смирите величие своей силы; смиритесь, все ветры и ненастье; все волны, успокойтесь, и будьте тихи; Господа жизни и смерти с радостью примите. Кто возвестит мне, что сегодня у меня Господь идет по морю? Я возвеличилось бы с этого дня, что сделалось херувимским седалищем, и стало серафимской постелью; что сидящий там здесь у меня ходит; Кто летает на крыльях ветров, Тот на острова мои приходит; Кто высится поверх столь высоких воздушных твердынь, Тот у меня пешешествует по моей светлой поверхности. Теперь я уже не называюсь морем, но небесной купальней; теперь сделалось светильником небесным, сильно сверкающим; теперь я сделалось источником, изливающим врачевания; теперь я сделалось солнцем с блистающими лучами; теперь я сделалось небом, издающим сияние, не по своей природе, но по изобилию источников благодати".

Тогда вся тварь украшалась; земля и поднебесное просветлялись вместе благодатью. Заблудшие обращались, грешники каялись, безбожники делались благочестивыми, больные получали здоровье, мертвые (призывались) к жизни деятельной, живые (предстояли) лицу божества. Тогда демоны преследовались, и болезнь истреблялась, и смерть унижалась, и содержимые врагом во аде, услышав о Нем, старались увидеть славу, и умоляли освободить их от оков. Тогда увидел виновник гибели и начальник тьмы, что Он (Господь) здесь исправил (все) и готов разрушить царство ада, – побежал он, лукавый, к стерегущим там демонам, со словами: "Идет под землю Тот, Кто под небом был благоразумен; идет опустошить пределы, и пленить наши темные тайники". Говорят ему в ответ мучители: "Кто сильнее тебя? Не ты ли говорил: "нет могущественнее меня в борьбе с противником"? Теперь (же) испугался – (будто) укрощаешься Им. Пока попытайся воевать; будь смел, и окажется, что Он во всем побежден". Он им (в ответ): "Я пытался, и узнал (Его) – Он всюду овладел моим господством; в пустыне я с Ним воевал, и Он во всем обнаружил мою пустоту. Даже против учеников Его у меня не было силы; я потерял свою славу и в отношении их". Они ему (в ответ): "Пока войди внутрь, и затвори медные врата; мы заключим их железными засовами, и приготовим свои стрелы". Когда лукавые кричали это и подобное, приходит Господь с огненосными войсками. "Поднимите, врата князи демонов, и войдет Царь славы!" (Возмите врата,  князи ваша… и внидет царь славы) (Пс. 23: 7). Они же изнутри смело спрашивали: "Кто сей Царь славы?" (Кто есть сей царь славы) (Эти в ответ): "Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в брани" (Господь крепок и силен в брани) (ст. 8). Предводитель демонов говорил внутри: "Не сказал ли я вам, что он крепок и могуществен в войне и силен в силе?" Ангелы побуждали: "Откройте врата, прежде, чем нам их сокрушить и засовы сломать; с миром откройте, прежде, чем нам с гневом войти. Поднимите, врата, князи ада, и войдет Царь славы!" (Возмите врата, князи ада, и внидет царь славы). Они же, в страхе собираясь, спрашивали: "Кто сей Царь славы?" (кто есть сей царь славы?) Те отвечали: "Господь сил(ст. 10), Владыка небесных и преисподних". И когда они спорили, не открывая (врат) из страха, (тогда) по мановению Божию, тотчас врата сокрушились и засовы сломались, и исполнилась пророческая проповедь, возглашенная за столько родов: "ибо Он сокрушил врата медные и вереи железные сломил" (сокруши врата медныя, и вереи железныя сломи) (Пс. 106: 16). Находясь в беспомощности, виновники бесчестья, беззаконники сказали: "Со стрелами и мечами устремимся на Него". Он же, сломав врата и их сокрушив, (тем) исполнил два пророчества: "Господь, сокрушающий врагов, Господь имя ему. Там сокрушил Он стрелы лука, щит и меч и брань" (Тамо сокруши крепости луков, оружие и меч и брань) (Пс. 75: 4). Когда заключенные увидели свет вечной жизни, воскликнули: "Ты славен, могущественнее гор хищнических" (просвещаеши ты дивно от гор вечных) (ст. 5). Горами они называли твердыни ада. "Крепкие сердцем стали добычею" (Смятошася вси неразумнии сердцем) (ст. 6), т. е., диавольские начальники обезумели; "уснули сном своим, и не нашли все мужи силы рук своих" (уснуша сном своим, и обретоша ничтоже) (ст. 6), (т. е.) они были умерщвлены Господом, и погибло, что у них было в руках, и ничего они не приобрели. "От прещения Твоего, Боже Иакова, вздремали и колесница и конь" (От запрещения твоего, Боже Иаковль, воздремаша вседшии на кони) (ст. 7). Конями он называет души заключенных, и всадниками – лукавых демонов, безжалостно наказывавших человеческие души. Они уснули и были умерщвлены. Когда они увидели спасение душ и собственную гибель, их освобождение и свое порабощение, что (тех) разрешают, а их связывают несокрушимыми оковами, сильно возопили: "Ты страшен, и кто устоит пред лицом Твоим? (Ты страшен еси, и кто противостанет тебе пред лицем Твоим) (ст. 8). Нас, бичевателей душ, Ты низверг с неба праведным судом; мы неправо судили; за это судимся, за это не получаем пощады: суд без милости не оказавшему милости" (суд бо без милости не сотворшему милости) (Иак. 2: 13). Он заключил их в тайники ада мучиться смрадом драконов; связал их несокрушимыми оковами. Все души Господь собрал, и (тем) исполнил пророчество Иеремии: "Куропатка садится на яйца, которых не несла" (собра ряб, ихже не роди) (Иерем. 17: 11). Тех, которых враг свел в ад, Господь собрал; которых там родил диавол, или, лучше, рассеял, – этих собрал Христос. "Встаньте, – сказал (им) Господь, – и взойдем на небо". Все это совершилось во исполнение загадочного пророчества: "Встаньте, и взойдем на гору, т. е. в небесный Иерусалим". Преисподние врата были открыты, или, лучше, сокрушены; нужно (было) открыть и небесные врата; но привратники по незнанию препятствовали. Когда Он сходил, они не знали; потому, при возвращении, не узнали, и начали спрашивать (а у Господа были с Собой души, которые Он искупил, и разбойник, или, лучше, ученик): "Кто это идет с таким отрядом?" Предводившие ангелы объявили о божественном достоинстве. Но они не спешили (открыть врата), удерживаясь неведением: "Если восходит Господь, то почему мы не заметили Его нисходящим? Разве в другое время Он не нисходил? При Ное Он повелел (устроить) ковчег, при Аврааме пришел к куще, при Иакове (был) на лествице, при Иове беседовал через бурю и облако, при Моисее (сходил) на гору Синай, при Иисусе в Иерихон, при Илии в пещеру. Нет рода, когда бы Он не нисходил, и от нас Он не был скрыть. И если теперь Господь восходит, то почему мы не заметили Его нисходящим?" Предводители ответили: "Он есть тогда сходивший; Он принял образ раба, чтобы не быть узнанным при восхождении, чтобы вам не узнать владычного великолепия. И (теперь) узнайте тайну Владыки и мудрое дело Господа, и не мешайте человеколюбивому решению. Если бы вы заметили Его сходящим с великим смирением ради Своего творения, то помешали бы схождению и лишили бы человека спасения, оставив его вне горнего царства. Теперь откройте, упадите на колени!" Отвечают они: "Если мы не услышим Его божественного голоса, не можем открыть дверей. Никто нечистым не входит оттуда: "Вот врата Господа; праведные войдут в них" (сия врата Господня: праведнии внидут в ня) (Пс. 117: 20). Тогда Господь драгоценным голосом сказал: "Я есмь, о Котором вы спрашиваете; "Отворите мне врата правды; войду в них, прославлю Господа" (отверзите мне врата правды: вшед в ня исповемся Господеви) (ст. 19), т. е., что Я сделал и пострадал, сколько совершил прекрасного и получил худого. Я возвещу признаки праведных, дары исцелений, правоту дел – отворите мне врата правды; войду в них, прославлю Господа". Тогда привратники, узнав непорочный голос Владыки, со страхом вышли для поклонения: "Мы не узнали Тебя, Владыко, нисходящим; поклоняемся Тебе, восходящему". Потом Он и следующие за ним проходят беспрекословно. Но они препятствовали входившим позади: "Вот врата Господа; праведные войдут в них (сия врата Господня: праведнии внидут в ня), но никак не неправедные; здесь (же) прелюбодеи, и мытари, и хищники. Почему же это происходит вопреки Твоей святой воле? Эти врата Ты сам утвердил, Ты поставил нас привратниками, Ты объявил нам закон, что вот врата Господа; праведные войдут в них. Не о Тебе ли сказано, что "дал устав, который не прейдет" (повеление положи, и не мимо идет) (Пс. 148: 6)? Ты сказал: "только праведные войдут", – но никак не неправедники; сюда (же) вводятся прелюбодеи и мытари, сюда входят волхвы и разбойники и хищники. Хотя первыми праведных введи, и после грешникам руку подай. Пусть будет, что всех этих Ты вводишь: очевидно, они покаялись. Но этого разбойника за что Ты вводишь впереди всех в горнее царство? Где он образумился, где покаялся? Ни одного дня в своей жизни он не употребил с пользой для себя, и не совершил чего-нибудь хорошего; даже часа одного он не уделил на покаяние. Вот у нас запись его грехов, которых он не изгладил покаянием, и Ты вводишь его в рай впереди всех праведных!" Спаситель (отвечал): "Вы исследуете его греховность, которую Я раньше всех изгладил? Ничего не значит запись его грехов, потому что его вера уничтожила ее. Пусть уничтожится запись его неправостей прекрасным исповеданием! Он не покаялся до времени, но стал благоразумен вовремя; перед смертью, без веры он был наг,– в смерти его вера победила наводнения моря; во время покоя он не знал, но во время нужды признал праведность. Когда Мои ученики от Меня убежали – он прибежал ко Мне; когда Петр говорил: не знаю человека – этот исповедал Царем небес; когда священники Меня казнили – он назвал Господом жизни. Для Меня дело покаяния совершено, когда вижу его волю и готовность (т. е. разбойника); для Меня оправдание через терпение достигнуто, когда он склонил свое сердце ко благу, Адам через ребро свое (т. е. жену) заключил рай, этот исповеданием своим открывает врата, стрегомые огненным мечом. Не ищите его греховности, которой вы не найдете. Вследствие этого Давид за столько родов пророчествовал: "чтобы искать и не найти его нечестия" (взыщется грех его, и не обрящется) (Пс. 9: 36).

Наконец Спаситель взошел, победив всякую власть и силу, и все ангельские воинства встретили и, как Владыке, поклонились, — весь херувимский чин и серафимское служение поклонились Ему и Отцу, (Его) родившему. И Он был принят Отцом, и сел одесную, никогда не оставлявший отеческого лона. Если и сошел Он на землю по человеколюбию, то однако никогда не оставлял престола; если и сделался совершенным человеком для устроения (спасения), то (однако) никогда не изменял Своему природному божеству. Не по преуспевание человеческому сделался Богом Христос, – да не будет! – но, будучи Богом, сделался человеком, чтобы человека спасти. Поэтому не человека обоженного кого мы проповедуем, но Бога воплотившегося исповедуем, как божественный Павел сказал: "Поэтому всякое начало и власть подчинились Ему, как существующему раньше всякого создания; а лучше (исповедуем) Творца твари, господствующего и царствующего с непорочным Своим Отцом и животворящим Духом во веки. Аминь". Он имеет судить вселенную и всю поднебесную, и воздать каждому по его делам. Итак, кто расскажет о милости человеколюбия, или о величии Его власти? Кто выразит мудрость Его благости, или величие Его силы? Кто изложит сострадание Его благоутробия, или исследует достоинство Его превосходства, – как Он, не оставив горнего, сошел для нас на землю; как незаметно для начал и властей вселился в утробу непорочной Девы; незаметно для хоров ангельских и архангельских облекся в образ раба, чтобы спасти от погибели и смерти человека, (созданного) по (Его) образу; и умер плотью, чтобы сделать нас общниками Его бессмертной природы? И чем мы воздадим Ему за все, что Он нам даровал? Какими благодарениями или молениями? Если бы все наши члены получили голос, и наши волосы стали бы говорить, и всякое чувство наше исполнилось бы песнопением, мы и тогда не могли бы достойно прославить бывшую к нам милость и (ее) величие. Но, насколько можем, прославим Единого Святейшего, исполняя предречение: "помянул Бога и возвеселился". В этом обозрении я изложил великие и изумительные чудеса Спасителя, чтобы ежедневным воспоминанием (их) радоваться; лишь бы вспоминать нам достойно, как следует. Впрочем, прикровенно ли, или открыто, но пусть Бог возвещается; поэтому будем говорить с пророком: "помянул Бога и возвеселился". Бог сил, явивший человеколюбие и многую благость, воспринявший благодатью нашу немощь и молитвы и приведший к лучшему благому промышлению, — сам Он да сохранит нашу душу незапятнанной, тело неоскверненным, дух незагрязненным, да соблюдет жизнь безболезненной, веру неприкосновенной, братолюбие безобидным, девство неукоризненным, дружбу безмолвной, любовь непритворной, добродетель тихой, справедливость беспрепятственной, веру плодоносной. Да откроет Он нам врата рая и угасит огненный меч, откроет дверь царства Своего и приготовит чистое наслаждение, поставит одесную, и десницей да увенчает по человеколюбию Своей благости, так как Ему подобает слава, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.



[1] Παστοφόριον = τό τόν παστόν φέρον. Это – подставка или пьедестал для маленького храмика. Слово александрийского происхождения. Там был обычай носить во время праздничных процессий маленький храмик, в который вставлялось к тому случаю изображение прославляемого божества (A. Pauly. Real-Encyclopädie d.class. Alterthumswissenschaft. Bd. V. Stuttgart 1848, SS. 1220, 1221). Проповедник, вероятно, разумеет под σκηνή Божию Матерь, а под παστοφόριον Иисуса Христа, "иже во образе Божий сый" (Филип. 2: 6). Если это объяснение верно, то первоначальный смысл παστοφόριον им нарушен.

В начало Назад На главную

 Проект «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования»
Сайт создан при поддержке РГНФ, проект № 14-03-12003
 
©2008-2017 Центр библеистики и иудаики при философском факультете СПбГУПоследнее обновление страницы: 24.3.2014
Страница сформирована за 46 мс 
Яндекс.Метрика