Этот текст скопирован из другой on-line библиотеки, адрес исходного файла в которой не удаётся определить по техническим причинам

Ссылки, приводимые ниже, могут не работать или вести на страницы вне нашего сайта – будьте внимательны и осторожны: создатели сайта «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования» не несут ответственности за возможный риск, связанный с переходом по ссылкам на другие сайты. В особенности будьте внимательны при переходе по ссылкам рекламного характера, ссылкам, смысл которых Вам непонятен, и по ссылкам, текст которых отображён явно некорректно.

Авторские права (если таковые существуют) на приводимый ниже текст принадлежат авторам оригинальной публикации

.

БЕСЕДА 45

     

"И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными" (Деян.20:32).

 

Спасение достигается благодатию. – Путешествия Павла. – Добродетель страннолюбия. – Свойства страннолюбия. – Нужно иметь попечение о своих домашних.

 

1. Как в посланиях, так же поступает (Павел) и в беседах: оканчивает увещание молитвою. Он привел слуша­телей в великий страх словами: "войдут к вам лютые волки" (Деян.20:29); потому, чтобы не поразить и не погубить ума их, предлагает утешение. "И ныне", говорит. Этим сло­вом выражает мысль: так же, как и всегда. "Предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его", т.е. благодати Его. Хорошо сказал; он знал, что спасает благодать. Он часто напоми­нает им о благодати, желая сделать их более усердными, как (следует) людям одолженным, и внушая дерзновение. "Могущему назидать вас". Не сказал: создать, но: "назидать", выражая, что они уже созданы. Потом напоминает о надежде в будущем и говорит: "и дать вам наследие со всеми освященными". Затем опять (предлагает)   увещание. "Ни серебра", говорит, "ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал" (ст. 33). Исторгает корень зол – сребролюбие.  "Ни серебра", говорит, "ни золота". Не сказал: я не брал, но: "не пожелал". Это еще не важно, но следующее весьма важно.  "Сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии. Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых" (ст. 34, 35). Смотри, как он сам занимался работою, и не легко, а "трудясь". "Нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии". Это (говорит) для назидания; и смотри, с каким достоинством. Не сказал: надобно быть выше денег, – но что? "Надобно поддерживать слабых".  Не всех вообще, но немощных. "Памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: блаженнее давать, нежели принимать" (ст. 35). Чтобы кто не подумал, что это сказано тем (апостолам), и (чтобы показать), что он подает им пример, подобно как в другом месте говорит: "подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас" (Фил.3:17), присовокупляет изречение Христово: "блаженнее давать, нежели принимать". Самою молитвою он назидал их; а потом показывает тоже примером. "Сказав это, он преклонил колени свои и со всеми ими помолился" (ст. 36). Помолился не просто, но с ве­ликим умилением. Великое утешение! И словами: "предаю вас, братия, Богу" он также утешал их. "Тогда немалый плач был у всех, и, падая на выю Павла, целовали его, скорбя особенно от сказанного им слова, что они уже не увидят лица его. И провожали его до корабля" (ст. 37, 38). Он сказал, что "войдут к вам лютые волки", сказал, что "чист я от крови всех"; то и другое было страшно и достаточно для того, чтобы предаться скорби; но всего более причинило им скорбь известие, что они уже более не увидят его; это им тяжело было преодолеть. "И провожали", гово­рит (писатель), "его до корабля"; так они любили его, так были рас­положены к нему! "Когда же мы, расставшись с ними, отплыли, то прямо пришли в Кос, на другой день в Родос и оттуда в Патару, и, найдя корабль, идущий в Финикию, взошли на него и отплыли. Быв в виду Кипра и оставив его слева, мы плыли в Сирию, и пристали в Тире, ибо тут надлежало сложить груз с корабля" (Деян.21:1-3). Смо­три: он прибыл в Ликию и, отправившись в Финикию и ми­новавши Кипр, пристал в Тире, "ибо тут надлежало сложить груз с корабля". Это было причиною отбытия в Тир. "И, найдя учеников, пробыли там семь дней. Они, по внушению Духа, говорили Павлу, чтобы он не ходил в Иерусалим" (ст. 4). Смотри, и эти пред­сказывают ему скорби. По устроению (Божию) они тоже говорят, чтобы кто не подумал, что Павел говорил об этом просто из тщеславия. Здесь опять помолившись, они разлучаются друг от друга. "Проведя эти дни, мы вышли и пошли, и нас провожали все с женами и детьми даже за город; а на берегу, преклонив колени, помолились. И, простившись друг с другом, мы вошли в корабль, а они возвратились домой. Мы же, совершив плавание, прибыли из Тира в Птолемаиду, где, приветствовав братьев, пробыли у них один день. А на другой день Павел и мы, бывшие с ним, выйдя, пришли в Кесарию и, войдя в дом Филиппа благовестника, одного из семи диаконов, остались у него" (ст. 5-8). Прибывши, говорит, в Кесарию, остались у Филиппа, одного из семи (диаконов). "У него были четыре дочери девицы, пророчествующие" (ст. 9). Впрочем, не они предсказывают Павлу, хотя они и пророчествовали, но Агав; а каким образом, послушай. "Между тем как мы пребывали у них многие дни, пришел из Иудеи некто пророк, именем Агав, и, войдя к нам, взял пояс Павлов и, связав себе руки и ноги, сказал: так говорит Дух Святый: мужа, чей этот пояс, так свяжут в Иерусалиме Иудеи и предадут в руки язычников" (ст. 10, 11). Он некогда предсказал голод; он же и те­перь говорит: "мужа, чей этот пояс, так свяжут". Про­роки изображали будущее видимыми знаками, когда предсказы­вали о пленении, напр., Иезекииль; тоже сделал и он. То тяжко, что "предадут в руки язычников". "Когда же мы услышали это, то и мы и тамошние просили, чтобы он не ходил в Иерусалим" (ст. 12). Мно­гие просили, чтобы он не ходил, но он не послушал их. "Но Павел в ответ сказал: что вы делаете? что плачете и сокрушаете сердце мое? я не только хочу быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса. Когда же мы не могли уговорить его, то успокоились, сказав: да будет воля Господня! " (ст. 13, 14).

2. Видишь ли? Это предсказывается для того, чтобы ты, услышав слова: "по влечению Духа иду", не подумал, будто он идет по необходимости или подвергся (страданиям), сам о том не зная? Те плакали, а он утешал, скорбя об их же слезах. "Что вы делаете?", говорит, "что плачете и сокрушаете сердце мое?" Никто (не был) любвеобильнее Павла; он огорчался, видя их плачущими, а о собственных страданиях не скорбел. Вы, говорит, обижаете меня, делая это; я разве скорблю? Тогда уже они перестали, когда он сказал: "что вы делаете? что плачете и сокрушаете сердце мое?" О вас, говорит, я плачу, а не о своих страданиях; а что касается до них, то я готов умереть. Но обратимся к вышесказанному. "Ни серебра, ни золота, ни одежды", говорит, "я ни от кого не пожелал: сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии". Следовательно, не в Коринфе только делали это люди, развращавшие учеников, но и в Азии. Впрочем, в послании к Ефесеям он нигде не упрекает их в этом. Почему? Потому что он не терпел нужды. И в по­слании к Коринфянам говорит: "похвала сия не отнимется у меня в странах Ахаии" (2Кор.11:10). Не сказал: вы не давали мне, но: "ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал", чтобы не показалось, будто от них зависело не давать. И не сказал, что он не пожелал чего-нибудь из вещей необходимых, что­бы опять это не показалось упреком для них, но выражает то, что он по справедливости мог не брать (от них), если еще сам содержал других. Смотри, как ревностно трудился этот человек, беседуя "день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас". "Во всем", говорит, "показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых". Этими словами опять привел их в страх; а сказанное значит следующее: вы не можете ссылать­ся на неведение; я показал вам на деле, как надобно трудить­ся и действовать. Не сказал, что брать – худое дело, но что лучше не брать: "и памятовать", говорит, "слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: "блаженнее давать, нежели принимать". Где же (Господь) сказал это? Может быть, апостолы предали это без письмени, или можно было вывести это чрез умозаключение, так как Он внушал мужество в опасностях, снисхождение к под­чиненным, дерзновение в учении, смиренномудрие, нестяжатель­ность. Впрочем, это выше и нестяжательности. Если сказано: "если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим" (Мф.19:21), то не брать ничего и еще питать других – равно ли этому? Та­ким образом, первая степень, это – отвергать свое, вторая – са­мому удовлетворять себе, третья – давать и другим, четвертая – не брать, проповедуя и имея власть брать; последнее гораздо выше нестяжательности. Хорошо сказал: "так трудясь, надобно поддерживать слабых" Давать из приобретенного соб­ственными трудами, это – дело сострадания к немощным; а да­вать из приобретенного чужими трудами – дело не только не доб­рое, но и неодобрительное. "И, падая на выю Павла", говорит (пи­сатель), плакали. Этим выражается расположение их к нему. Поверглись на выю, обнявшись последним объятием, как впол­не восчувствовавшие после речи его любовь и дружбу. Если мы при простом разлучении между собою скорбим, хотя и знаем, что увидимся друг с другом, то, как они могли тогда рас­ставаться с Павлом без горести? Я думаю, что и Павел плакал. "Расставшись", говорит (писатель). Этими словами вы­ражает особенное усилие. "Расставшись с ними"; и не напрас­но, – иначе им не выйти бы в море. Что значит:  "прямо пришли в Кос"? Значит: никуда не заезжали и не останав­ливались в других местах. "На другой день", говорит, "в Родос". Смотри, как он спешил. "И, найдя корабль, идущий в Финикию". Может быть, он стоял там; они сели на него, потому что не нашли другого, который бы отправлялся в Кеса­рию. "Быв в виду Кипра и оставив его слева". Это сказано не без причины, но чтобы показать, что они не хотели и прибли­жаться к нему, а плыли прямо в Сирию: так они спешили "И пристали", говорит, "в Тире: и, найдя учеников, пробыли". Когда уже приблизились к Иерусалиму, то не спешат, а остаются у братий "семь дней". Исчислим все дни. После дней опресночных они прибыли в Троаду в пять дней; потом пробыли там семь, всего двенадцать; потом до Асса, Митилины, Хиоса, Трогиллии, Самоса и Милета, всего восемнадцать дней; затем до Коса, Родоса и Патары – двадцать один; оттуда в пять дней до Тира – двадцать шесть; там пробыли семь, – трид­цать три; потом в Птолемаиде один, – тридцать четыре: затем в Кесарии остается больше прочих дней; и оттуда, наконец, ведет их пророк. Таким образом исполняется пятидесят­ница, которую (Павел) там и проводит. Смотри, когда Дух не воспрещал ему, тогда он слушался (других). Так говорили ему: "не показываться на зрелище", он и не показывался (Деян.19:31), часто выводили его, и он повиновался; опять – бежал чрез окно (Деян.9:25). А теперь, так сказать, целые тысячи просят его и в Тире и в Кесарии, плачут, предсказывают множе­ство бедствий, и не смотря на то, он не соглашается; и притом предсказывали не просто, а по внушению Духа. Если же это по­велевал Дух, то почему воспротивились? Потому что не знали, что благоугодно было Духу; а с другой стороны потому, что сами не получили внушения от Духа. Ведь те не просто пред­сказывали Павлу бедствия, но говорили, что не следует ходить, щадя его. "Проведя эти дни", говорит (писатель), т.е. по исполнении их, – говорит об определенном числе дней, – "и нас провожали все с женами и детьми".

3. Смотри, каково было утешение: опять молятся, и таким образом расстаются. В Птолемаиде они остаются один день, а в Кесарии – несколько. Когда (Павел) услышал, что его ожи­дает множество бедствий, тогда и отправляется поспешно, не сам себя ввергая в опасности, но почитая это повелением Духа. "После сих дней", говорит (писатель), "приготовившись, пошли мы в Иерусалим" (ст. 15), т.е., взяв необходимое для пути. "С нами шли и некоторые ученики из Кесарии, провожая нас к некоему давнему ученику, Мнасону Кипрянину, у которого можно было бы нам жить. По прибытии нашем в Иерусалим братия радушно приняли нас" (ст. 16, 17).  Смотри: Агав не сказал, что свяжут Павла, чтобы не показалось, будто он говорит по соглашению (с вра­гами), но: "мужа, чей этот пояс". Следовательно, у него был пояс. Не могши уговорить его, они плакали, а потом успоко­ились. Видишь ли их любомудрие? Видишь ли горячность любви? "Успокоились", говорит, "сказав: да будет воля Господня!". Следовательно, не в церкви. В то время, когда приходили для (рассуждения) о догматах, они приняты были церковью (Деян.15:4); а теперь (жили) у одного старого ученика. Здесь (писатель) говорит о продолжи­тельном времени проповедания; потому, мне кажется, он в Деяниях сокращает здесь несколько лет, повествуя только более нужное. Что значит: "да будет воля Господня"? Господь, говорит, сам сотворит благоугодное Ему. Они успокаиваются и не принуждают, может быть, зная, что была на то воля Бо­жия, и заключая об этом из поспешности Павла; иначе Па­вел не спешил бы, не попустил бы и Бог, всегда избавляв­ший его от опасностей. Так они не хотели быть в тягость церкви, когда другой мог принять их, и так они не домога­лись почестей! "Братия", говорит, "радушно приняли нас". У иудеев было тогда мирное время, и не было войны, как прежде. "Провожая нас", говорит, "к некоему давнему ученику". Этот (ученик) оказал гостеприимство Павлу.

Может быть, кто-нибудь из вас скажет: если бы и ко мне кто-нибудь привел Павла, то и я с охотою и великим усердием сделал бы тоже. Но вот, ты можешь оказать госте­приимство Владыке Павла, и не хочешь. "И кто примет одно такое дитя", говорит (Господь), "тот Меня принимает" (Мф.18: 5,6). Чем менее брат, тем более в лице его приходит Христос. Принимающий великого человека часто делает это из тщеславия, а принимающий малого – чисто для Христа. Мо­жешь ты принять и Отца Христова, и не хочешь. "Был странником", говорит Он, "и вы приняли Меня" (Мф.25:35), и еще: "так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне" (ст. 40). Если он – верный и брат, то, хотя он не Павел, хотя бы был самый малый, в лице его приходит Христос. Отвори дом свой, прими его. "Кто принимает пророка", сказано, "получит награду пророка" (Мф.10:41). Следовательно, и принимающий Христа получит награду, как принимающий Христа. Не сомневайся в истине слов Его, но веруй; Он сам сказал, что в лице их приходит Он; и, чтобы ты не сомневался в этом, Он определил наказания для непринимающих и почести для принимающих, чего не сделал бы, если бы Он не был сам и почитаемый и оскор­бляемый. Ты принял Меня, говорит Он, в жилище свое, Я приму тебя в царствие Отца Моего; ты избавил Меня от го­лода, Я избавлю тебя от грехов: ты воззрел на Меня связан­ного, Я покажу тебя разрешенным; ты призрел Меня стран­ника, Я сделаю тебя гражданином неба; ты подал Мне хлеба, Я дам тебе царствие всецело, в наследие и обладание твое. "Приидите", говорит Он, "наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира" (Мф.25:34). Не сказал: примите, но: "наследуйте", что означает пол­ное обладание, как, напр., когда мы говорим: я наследовал то-то. Ты сделал для Меня тайно, Я возвещу явно; сделанное тобою Я считаю милостию, а Мое – долгом. Ты начал, говорит, а Я делаю после тебя и вслед за тобою; не стыжусь испове­дать оказанные Мне благодеяния и то, от чего ты избавил Меня, голод, наготу, странничество. Ты воззрел на Меня свя­занного, и сам не увидишь огня геенского; ты призрел Меня болящего, и сам не испытаешь ни мытарств, ни наказаний. О, поистине благословенны руки, совершающие такие благодеяния, удостоившиеся послужить Христу! Легко пройдут чрез огонь ноги, ходившие в темницы для Христа: не испытают тяжести уз руки, касавшиеся Его связанного. Ты одел (Его) в одежду, и облечешься в одежду спасения: ты был с Ним в тем­нице, и будешь с Ним в царствии. Он исповедует это не стыдясь, но признавая, что ты призрел Его. Патриарх (Авраам) не знал, что принимает ангелов, и принял их. Устыдимся, увещеваю вас. Он сидел во время полудня, будучи в стране чужой, не имея у себя и пяди земли, будучи странником, и не смотря на то, странник принял странников. Он был гражданином неба; потому он и на земле стал не странни­ком. А мы, не принимая странников, делаемся сами странни­ками более, чем этот странник. Он не имел дома, шатер слу­жил ему жилищем; но, смотри, как был щедр: он зако­лол тельца и приготовил печенья; послушай, как был усер­ден: он сделал это сам и вместе с женою; посмотри и на смирение его: он кланялся и умолял (посетить его, Быт. гл.18).

4. Все это надобно иметь принимающему странников: усер­дие, радушие, щедрость. Душа странника совестится и стыдится; если не окажут ему крайнего радушия, то он уходит как бы отверженный, и такой прием бывает гораздо хуже, нежели пря­мой отказ. Поэтому (Авраам) кланяется, приветствует сло­вом, предлагает седалище. Кто мог бы усомниться (в его ра­душии), видя, как он делал это? Но мы, скажете, не на земле чужой? Если захотим, то можем подражать ему (и здесь). Сколько из наших братий бывает странников? Есть у нас общее церковное жилище, которое мы называем странноприимницею; покажите усердие и вы, сядьте при дверях, принимайте приходящих; если вы не хотите (делать этого) в ваших домах, то помогайте нуждам их иным образом. Но, скажете, разве Церковь не имеет средств? Имеет, но что вам до этого? Когда они питаются от общих церковных имуществ, вам это разве может принести пользу? Когда кто-нибудь дру­гой молится, ты разве не должен молиться? Отчего ты не го­воришь: священники молятся, – для чего же молиться мне? Но я, скажешь, подаю тому, кто не может идти туда. Подавай хотя этому, о том мы и заботимся, чтобы только ты подавал. По­слушай, что говорит Павел: "должны их довольствовать и не обременять Церкви" (1Тим.5:16). Делай это, как хочешь, только делай. А я не скажу: "не обременять Церкви", но: да не тяготишься ты, потому что своими рассуждениями ты ничего не сделаешь, все предоставляя ей. Потому и учреж­дено Церковию общее жилище (для странников), чтобы ты не говорил этого. Но, скажешь, Церковь имеет средства, имеет деньги и доходы. Скажи мне: разве она не имеет и издержек? Разве она не имеет ежедневных расходов? Точно так, ска­жешь. Почему же ты не помогаешь ее скудости? Стыжусь гово­рить это; впрочем, отнюдь и не принуждаю. Если кто думает, что это говорится для прибытка, то пусть устроит странноприим­ницу у себя в доме; пусть поставит там постель, трапезу и свечу. Не странно ли: когда приходят воины, то вы имеете для них особые помещения, оказываете великое усердие, доставляете им все, потому что они защищают вас на войне чувственной; а для странников не имеете места, где бы они остановились? Превзойди Церковь. Хочешь ли пристыдить нас? Сделай это; превзойди щедростью; устрой жилище, куда бы приходил Хрис­тос; скажи: это – келлия Христова, этот дом назначен для Него. Хотя бы это жилище было и не богато, Он не гнушается. Христос ходит в виде обнаженного и странника, имея нужду только в покрове; доставь Ему хотя это; не будь жесток и бесчеловечен; ты так пламенен в делах житейских, не будь же холоден в делах духовных. Поручи это верней­шему слуге, и пусть он приводит убогих, бедных и бескровных. Говорю это, чтобы пристыдить вас. Следовало бы принимать их в верхней части дома; но, если не хочешь этого, то хотя внизу примите Христа, хотя там, где помещаются мулы, где слуги. Может быть, вы содрогаетесь, слыша это? Но как быть, если вы и этого не делаете? Я увещеваю, я говорю: поза­ботьтесь об этом. И опять вы не хотите? Сделайте же иначе. Есть много бедных мужей и жен; поставьте правилом, чтобы всегда хотя кто-нибудь из них был у вас; пусть хотя стра­жем дома будет бедный; пусть он будет для вас стеною и оградою, щитом и копьем. Где милостыня, туда не смеет войти диавол и никакое другое зло. Не будем же оставлять без внимания это благо. Теперь для колесницы назначено место, и для носилок – другое, а для странника-Христа – ни одного. Авраам, где жил сам, там же и принимал странников; и жена его стояла в виде служанки, тогда как они сидели по­добно господам. Он не знал, что принимал Христа, не знал, что принимал ангелов; если бы знал, то отдал бы им все. А мы знаем, что принимаем Христа, и не смотря на то не оказываем такого же усердия, какое он, думая, что принимает людей. Но, скажешь, из них есть много обманщиков и не­благодарных. Тем большая будет тебе награда, если примешь их во имя Христово. Если ты уверен, что они обманщики, то не принимай в свой дом; если же не уверен, то для чего осуждаешь без разбора? Потому, скажешь, я и отсылаю их в странноприимницу. Но какое мы имеем оправдание, если и тех, кого не знаем, мы не принимаем, но запираем двери для всех Пусть будет дом наш Христовым пристанищем для всех; будем просить у них награды, не серебра, но того, чтобы они сделали дом наш пристанищем Христовым; бу­дем ходить повсюду, привлекать к себе, гоняться, как за до­бычею; здесь мы, скорее сами получаем, нежели оказываем благодеяния. Не повелеваю заколоть тельца; дай хлеб алчуще­му, одежду обнаженному, покров страннику. А чтобы ты в оправдание свое не говорил, что есть общее жилище церковное, то (скажу): внеси туда, и чрез это ты как бы примешь (бед­ных) сам; ведь и он (Авраам) получил награду и за то, что было сделано его слугами (Быт.14:14). Так были научены и слуги его; они бегали, и не роптали, как наши, потому что он сделал их благочестивыми. Он водил их на войну, и они не роптали: так они были любомудры! Обо всех он за­ботился так же, как о самом себе, и как бы говорил, по­добно Иову: "я образован также из брения" (Иов.33:6).

Итак, и мы будем пещись о своем спасении, и о слугах своих будем иметь великое попечение, чтобы и они были до­брыми и усердными; пусть и слуга наш будет научен, что нужно делать для Бога. Если мы таким образом устроим их, тогда не будет для нас трудна добродетель. Как на вой- не, если воины благоустроены, то военачальник удобно ведет борьбу, а если этого нет, то бывает напротив; и как на ко­рабле, когда все служащие действуют согласно, то кормчий легко управляет кормилом, – так и здесь, если слуги твои на­учены добру, то и ты не скоро будешь раздражаться, не будешь огорчаться, гневаться и осуждать. Иногда и сам устыдишься слуг, если они будут достойны, иногда они и помогут тебе и похвалят добрые дела твои. Таким образом всеми ими бу­дет совершаться все благоугодное Богу, весь дом исполнится благословения, и, совершая благоугодное Богу, мы сами полу­чим великую помощь свыше, которой да сподобимся все мы, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу, со Святым Духом, слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

В начало Назад На главную

 Проект «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования»
Сайт создан при поддержке РГНФ, проект № 14-03-12003
 
©2008-2017 Центр библеистики и иудаики при философском факультете СПбГУПоследнее обновление страницы: 24.3.2014
Страница сформирована за 31 мс 
Яндекс.Метрика