Этот текст скопирован из другой on-line библиотеки, адрес исходного файла в которой не удаётся определить по техническим причинам

Ссылки, приводимые ниже, могут не работать или вести на страницы вне нашего сайта – будьте внимательны и осторожны: создатели сайта «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования» не несут ответственности за возможный риск, связанный с переходом по ссылкам на другие сайты. В особенности будьте внимательны при переходе по ссылкам рекламного характера, ссылкам, смысл которых Вам непонятен, и по ссылкам, текст которых отображён явно некорректно.

Авторские права (если таковые существуют) на приводимый ниже текст принадлежат авторам оригинальной публикации

.

На ваии

 

1. Пойдем, братья, от чудес к чудесам Господним, устремимся как бы от силы в силу. Все равно как в золотой цепочке, состоящей из колечек, каждое колечко держит одно другое и каждое из соединенных касается одно другого и сопровождает друг друга, так и чудеса святых евангелий направляют взаимно от одних к другим любящую празднества Церковь Божию и услаждают ее не тленною пищею, но пребывающею в жизнь вечную. Итак, вот и мы сегодня, возлюбленные, с сердечной готовностью и внимательными ушами выслушаем то, что скажет нам Господь Бог через пророков и в евангелиях о божественности этого праздника. "Изречет", конечно, "мир на народ Свой, и на преподобных Своих, и на обращающихся сердцем к Нему" (Пс. 84:9). Ныне пророческие трубы пробудили вселенную, и сделали повсюду церкви Господни веселыми и украшенными ветвями, и, освободив верных от упражнения во святых постах и в борьбе со страстями, научили воспевать победную песнь и (явили) новое зрелище мира в честь Победителя Христа. Итак, придите все, возрадуемся о Господе; придите все народы, возрукоплещем и воскликнем Богу Спасителю нашему гласом радости! Никто не должен быть лишенным радости, никто не останется без приглашения, потому что родилось семя на погибель неверующим. Никто пусть не будет неразумным при встрече царя, чтобы не оказаться запертым вне брачного чертога. Пусть никто не будет среди нас при встрече печальным или сердитым, чтобы не стать осужденным вместе со злыми гражданами; а злыми я называю граждан, не пожелавших принять к себе Господа Царя. Все с радостью соберемся, с готовностью встретим и самым торжественным образом проведем праздник. Вместо одежд (расстилавшихся некогда по пути Его) откроем перед Ним сердца наши, устремимся к Нему с псалмами, песнями и благодарениями и будем непрестанно восклицать: "благословен Грядый во имя Господне"! Ведь прославляя Его, мы сами получаем благословение, и проклиная Его, сами подпадаем проклятию. Опять и опять буду говорить я о том же и не перестану внушать вам доброе: придите, возлюбленные, прославим Благословенного, чтобы самим получить от Него благословение! Это слово собрало всякий возраст и достоинство для одной и той же цели – для прославления Господа: "цари земные и все народы, князья и все судьи земные,  юноши и девицы" (Пс. 148:11,12). Новизна чуда в том, что молодому и невинному возрасту младенцев и грудных детей Он поручил начать прославление Господа, подобно тому, как в древности воспел Моисей с народом,  изведенным им из Египта, внушенную Богом песнь: "благословен Грядый во имя Господне"! Ныне радостью радуется блаженный Давид, лишившись похищенной у него детьми лиры; участвуя вместе с ними духом и торжествуя, как прежде перед лицом ковчега Божия, он вместе с ними поет и радостно восклицает: "благословен Грядый во имя Господне"! У него мы спросим: скажи нам, пророк, кто это "Грядый во имя Господне"? Не мое, говорит, дело учить ныне: младенцам предоставил это Тот, Кто из уст младенцев и сущих устроил похвалу в уничтожение врага и мстителя, - чтобы и посредством этого чуда обратились "сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников" (Лк. 1:17). Скажите, дети, откуда у вас это прекрасное и приятное соревнование и песнь? Кто научил? Кто умудрил? Кто собрал? Где письменные дощечки? Кто учители? Примите, отвечают они, с нами участие в торжестве и пении и вы узнаете то, что было в желаниях у Моисея и прочих пророков. И вот, после того как мы склонились и дети дали нам руку общения, идите же, возлюбленные, будем и мы подражать хороводу, приличному для Бога, и вместе с апостолами будем сопровождать Того, Кто восшел на небо неба к востоку и возим был по земле на подъяремном, как сам благоволил. Вместе с детьми поднимем ветви и будем ими приветствовать, чтобы Дух Святой и нас вдохновил, и мы вознесли стройно эту внушенную Богом песнь: "благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних"! Ныне патриарх Иаков духовно празднует праздник, видя пророчество свое исполнившимся на деле и  Привязывающего к виноградной лозе жеребенка своего воссевшим на молодого осленка (Быт. 49:11), и духовно преклоняется вместе с верующими. Ныне приготовляется жеребенок, от бессловесных самое бессловесное животное, во свидетельство послушания нового народа из язычников; а дети обозначают младенчество их в познании Бога. Ныне Царь славы пророчески прославляется на земле и провозглашает сынов земли участниками небесного торжества, чтобы показать, что Он есть Владыка тех и других, неба и земли, будучи согласно воспеваем обоими сторонами со Отцом и Духом. Поэтому вышние, возвещая спасение на земле, славили: "Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его" (Ис. 6:3); находящиеся же на земле, сопразднуя небесному веселию, возглашали: "осанна Сыну Давидову! осанна в вышних" (Мф. 21:9)! Одни славили:  "благословенна слава Господа от места своего" (Иезек. 3:12), другие же богословствовали: "благословен Грядый во имя Господне"!

2. Когда все это совершилось в таком порядке и когда ученики торжествовали по поводу виденных ими чудес и говорили: " благословен Грядый во имя Господне; слава в вышних, и на земле мир" (Лк. 2:14), город пришел в движение, спрашивая: "кто Сей" (Мф. 21:10)? – возбуждая закоренелую зависть против славы Господа. Когда слышишь о городе, подразумевай древнее беспорядочное сборище синагоги. Они, неразумные, расспрашивают: "кто Сей"? – как будто еще не видели Благодетеля, с преизбытком прославившегося божественными чудесами.  Но тьма не скрыла сиявшего в ней незаходимого света! Поэтому прямо против них взывал некогда Исайя, говоря: "Слушайте, глухие, и смотрите, слепые, чтобы видеть. Кто так слеп, как раб Мой, и глух, как вестник Мой, Мною посланный? Кто так слеп, как возлюбленный, так слеп, как раб Господа? Ты видел многое, но не замечал; уши были открыты, но не слышал" (Ис. 42:18-20). Видите, возлюбленные, точность предсказаний? Видите, как предвидящий божественный Дух через святых своих наперед возвещает будущее, все равно как настоящее? Ведь видели неблагодарные, и через чудеса как бы руками осязали Бога-Чудотворца, и все-таки остались в неверии: видели как слепой от рождения получил зрение и громко возвещал о Господе; видели, как расслабленный, как бы скованный недугом на всю жизнь, освободился от болезни одним повелением; видели, как Лазарь убежал от смерти; слышали о хождении по морю, - о том, что Он дал вино, не возделывая винограда, - напитал хлебом, добытым без труда; слышали, что демоны изгоняются, больные становятся здоровыми; улицы их свидетельствовали о чудесах, дороги их возвещали путешественникам об исцелениях; вся Иудея была полна благодеяний, - и они теперь спрашивают: "кто Сей"? О, неразумие людей, ложно именующихся учителями! О, непокорные отцы! О, бессмысленные старейшины! О, семя бесстыдного Ханаана, а не Иуды богобоязненного! Дети узнали Создателя, а непокорные отцы спрашивали: "кто Сей"? Молодое поколение воспевало Бога, а состарившиеся во зле спрашивали: "кто Сей"? Грудные младенцы говорят о Боге, а старшие богохульствуют; дети благочестиво совершают священную хвалу, а безбожные священники нечестиво негодуют? О, жестокие, мнящие быть праведными: обратите сердца свои на детей своих, научитесь тайнам Божиим! Уже одно то, что совершается, свидетельствует, что Тот, Кто так прославляется ненаученными языками, есть Бог. "Исследуйте Писания" (Иоан. 5:39), как вы слышали от Владыки, - ведь они свидетельствуют о Нем, - и вы перестанете недоверять чуду. Слушайте, неблагодарные, что благовествует вам пророк Захария. Он говорит: "Ликуй от радости, дщерь Сиона: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной" (Зах. 9:9). Почему вы отвращаетесь от веселья? Почему при блеске солнца вы любите тьму? Зачем задумываете войну против невозмутимого мира? Если вы сыны Сиона, то веселитесь вместе со своими детьми: благочестие детей пусть будет для вас поводом к радости. Научитесь от них, кто научил их,  кто собрал, откуда вышло учение, каково новое богословие и древнее пророчество. Если никем из людей не научены они ничему из этого, но сами по себе воспевают хвалу, то знайте, что это дело Божие, как и в законе написано: "из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу" (Пс.8:3). Итак, удвойте радость, потому что вы отцы тех, которые по научению от Бога прославили то, что не было понятно даже и старейшинам. Обратите поэтому сердца свои на детей ваших и не закрывайте глаз ваших на истину. Если же вы сами таковы, что слыша не слышите и видя не видите, то напрасно вы запрещаете детям, - они сами будут судьями вашими по слову Спасителя (Мф. 12:27). И вот хорошо и это с другими предсказал о вас пророк Исайя: "Посему так говорит о доме Иакова Господь, Который искупил Авраама: тогда Иаков не будет в стыде, и лице его более не побледнеет. Ибо когда увидит у себя детей своих, дело рук Моих, то они свято будут чтить имя Мое и свято чтить Святаго Иаковлева, и благоговеть пред Богом Израилевым. Тогда блуждающие духом познают мудрость, и непокорные научатся послушанию" (Ис. 29:22-24). Видишь, неразумный иудей, из приведенного слова, как пророк предвозвещает вам позор вследствие непокорности вашей? По крайней мере из его слов научитесь, что он возвещает ту же самую, внушенную Богом, торжественную песнь ваших детей, которую и блаженный Давид предсказал, говоря: "из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу". Поэтому или разделите с детьми их невинную радость, или, отказываясь от благочестия откажитесь и от них в нашу пользу. А мы возвеселимся вместе с ними, будем праздновать и новым языком воспевать внушенную Богом песнь. И как некогда старец Симеон встретил Спасителя, и принял в объятия Владыку веков, как младенца, и объявил Его Господом и Богом, так ныне вместо непонимающих старших дети вышли на встречу Спасителю, как Симеон, и вместо объятий раскрыли ветви и благословили Господа и Бога, сидящего на молодом жеребенке, как на херувимах: "осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне" (Мф. 21:9)! С ними и мы будем возглашать: благословен Бог от Бога, Царь славы, ради нас безбедно обнищавший среди Своих, чтобы нас обогатить благостью Своею; благословен пришедший в смирении и снова имеющий придти в славе: сперва кроткий на жеребенке и прославляемый детьми, чтобы исполнилось написанное: "видели шествие Твое, Боже, шествие Бога моего, Царя моего во святыне" (Пс. 67:25), а впоследствии – страшный на облаках, торжественно сопровождаемый ангелами и силами. О, медоточивая речь детей! О, непорочное учение угодных Богу! Давид, пророчествуя, под буквой скрыл смысл, а дети, открыв сокровищницу, языком своим возвестили богатство и благодатным словом громко призвали всех к наслаждению. Будем же черпать и мы с ними от этого неистощимого богатства и с переполнившимися от избытка Его даров сердцами будем возглашать беспрестанно: "благословен Грядый во имя Господне", Бог истинный, Вседержитель от Вседержителя, Сын в имени Отца, Царь истинный от истинного Царя, имеющий вечное и предвечное царство, вместе с Родившим Его. У них – общее царство, и не отвне полученную честь Слово назначает Сыну, не такую, которая, начинается или увеличивается или уменьшается, - нет, - но природную и Его собственную. Одно ведь царство Отца и Сына и Святого Духа, подобно тому как и одно существо и власть. Поэтому и мы единым поклонением будем служить единому триипостасному Божеству, безначальному, несозданному, неограниченному и необъятному, - потому что ни Отец не перестанет когда-либо быть Отцом, ни Сын не перестанет быть Сыном и Царем, также и ни Дух Святой – быть тем, чем Он есть по ипостаси. Ничто в Троице не уменьшится, и не прекратятся когда-либо вечность, общение и царство. Сын Божий не потому назван Царем, что сделался ради нас человеком и низложил нашего мучителя, во плоти совершив эту победу над постоянным врагом ее, - но потому Он Царь, что Он всегда есть Господь и Бог, как и Родивший Его; ныне Царь, как и прежде был, и будет вечно. Не хули царство Христа, еретик, чтобы не обесчестить Родителя. Если ты верующий, приступи ко Христу – истинному Богу нашему, не прикрываясь своею злою свободою. Если ты раб, в страхе  служи Владыке. Ведь, под твоею страстью все оспаривать скрывается, конечно, не благорасположение, но явная вражда. А написано: "кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца" (Иоан. 5:23).

3. Мы же, возлюбленные, откуда начали, туда опять и возвратимся, возглашая:  "благословен Грядый во имя Господне", Пастырь добрый и благий – положит добровольно душу Свою за овец своих! Как охотники на волков, истребляющих овец, ловят их, выставляя в качестве приманки овцу, так и Пастыреначальник, предложив самого Себя, как человека, духовным и душепагубным волкам, уловил тех, которые уловили некогда Адама. "Благословен Грядый во имя Господне", Бог, грядущий против дьявола, не явно Своей невидимой силой, но в немощи плоти, чтобы связать нашего крепкого противника! "Благословен Грядый во имя Господне", Царь, низлагающий насильника не Своею всемогущей силой и премудростью, но безумием, как полагали, креста, чтобы похитить добычу у мудрого во зле змея! "Благословен Грядый во имя Господне", - истинный против лжеца, Спаситель против губителя, примиритель против виновника вражды, человеколюбец против человеконенавистника! "Благословен Грядый во имя Господне", Господь – спасти заблудивщегося  человека, разрешить заблуждение, привести к свету находящихся во тьме, разрушить ложь идольскую, а взамен того ввести спасительное богопознание, освятить мир, уничтожить тяжкий грех и мерзость суетного идолослужения! "Благословен Грядый во имя Господне", один из многих, чтобы освободить жалкий род человеческий из руки насилующих его и защитить бедного и несчастного от расхитителей его! "Благословен Грядый во имя Господне" – возлить вино и елей на попавшегося в руки разбойников и оставленного без внимания и помощи! "Благословен Грядый во имя Господне", чтобы самому спасти нас в оправдание слов пророка: "Он не оставлял их, и Ангел лица Его спасал их" (Ис. 63:9). Поэтому и мы  благословим тебя, Господи, с Отцом и Святым Духом прежде веков и во веки веков благословенного: прежде веков и доселе бестелесно, ныне же и во веки с божественным и неизменным и неделимым Твоим воплощением! Обратимся, однако, к дальнейшему. Что говорит божественный евангелист? Когда, говорит, вошел Господь в храм, "и приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их. Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: осанна Сыну Давидову" (Мф. 21:14-15), "благословен Грядый во имя Господне" (ст.9), не стерпели Его прославления. И вот приблизились они к Нему и сказали: "слышишь ли, что они говорят"? Ты не смущаешься, что тебя прославляют, как Бога? Ты не сердишься, слыша от незлобивых то, что приличествует одному Богу? Не открыл ли Бог в древности через пророка: "не дам славы Моей иному" (Ис. 42:8)? Также: "Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом" (Иоан. 10:33)? Что же на это Он великодушный, щедрый милостью и медленный на гнев? Выдерживает натиск нападающих, задерживает защитою раздражение, приводит со своей стороны Писание, указывает относящиеся свидетельства и не перестает спрашивать. Поэтому и говорит: А вы-то разве не  слышали, что Я говорил через пророков: тогда узнаете, "Я тот же, Который сказал: "вот Я!" " (Ис. 52:6)? И этого опять вы не знали: "из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя" (Пс. 8:3)? Вы, внимающие закону, и читающие пророков, отвергаете Меня, о Котором проповедано в законе? Вы под видом благочестия думаете прославлять Бога, не понимая, что не признающий Меня и Отца не признает? Я ведь от Отца вышел и пришел в мир, и Моя слава есть и Отца Моего слава. Будучи изобличены так Спасителем нашим Богом, безрассудные прекратили спор, умолкнув перед истиною; но, предприняв иное решение, составили против Него совет. Мы же воспеваем: "велик Господь наш и велика крепость [Его], и разум Его неизмерим" (Псал. 146:5)! Все же это было для того, чтобы взявший грех мира Агнец и Сын Божий добровольно пошел за нас на спасительную страсть и предался на суд, и чтобы пренебрегшие Им, искупившим животворящею Своею кровью мир, согласились на тридцать сребреников, и чтобы Христос соделался пасхой, принесенной за нас в жертву, и чтобы те, которые очищают себя драгоценной кровью Его и ею запечетлевают уста, как некогда косяки дверей, избежали стрел всегубителя. Пострадавшему же таким образом плотью и воскресшему тридневно Христу вся тварь должна покланяться с равною честью и славою, как Отцу и Св. Духу, потому что перед Ним поклонится всякое колено небесных, и земных, и преисподних, славу Ему воссылая во веки веков. Аминь.

В начало Назад На главную

 Проект «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования»
Сайт создан при поддержке РГНФ, проект № 14-03-12003
 
©2008-2017 Центр библеистики и иудаики при философском факультете СПбГУПоследнее обновление страницы: 24.3.2014
Страница сформирована за 31 мс 
Яндекс.Метрика