Этот текст скопирован из другой on-line библиотеки, адрес исходного файла в которой не удаётся определить по техническим причинам

Ссылки, приводимые ниже, могут не работать или вести на страницы вне нашего сайта – будьте внимательны и осторожны: создатели сайта «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования» не несут ответственности за возможный риск, связанный с переходом по ссылкам на другие сайты. В особенности будьте внимательны при переходе по ссылкам рекламного характера, ссылкам, смысл которых Вам непонятен, и по ссылкам, текст которых отображён явно некорректно.

Авторские права (если таковые существуют) на приводимый ниже текст принадлежат авторам оригинальной публикации

.

На вочеловечение Господа нашего Иисуса Христа, и что у каждой страны есть ангелы

 

 

1. Истинно явилась нам благодать Христова и озарил нас свет благочестия; истинно воссияло у нас солнце правды и просветило концы вселенной. Явился Владыка небес и всю землю, как восхотел, обратил в небо, как было предсказано; Он небесный, явившись среди вас, делает вас небесными, и небесным даруется небесное: от верного верующим залог верности, от святого святым святое, от живого живущим жизнь. В это мы посвящаем вас в священных и царских палатах апостолов, когда касаемся учений пророческих, когда небо и земля поделили между собою голоса их: земля имеет Иоанна, говорящего: "глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему" (Мф. 3:3); а небо имеет глас Отца, подтверждающего на деле, что "глас Господень над водами" (Пс.28:3). Это мы вам предложили от себя; усердным это послужит к напоминанию, а верующим к утверждению. Следует знать, что повторение хорошего более укрепляет ваши души. Как землю мы тогда находим наилучшим образом обработанною, когда она одними и теми же плугами разрабатывается и за первой обработкой непосредственно следует вторая, улучшающая вид первой, так и душа, возделываемая словом Божиим, если напоминание уже сказанного, входя в ум, обновляет его, делается способнее к произведению плода добродетели. Но время уже нам обратиться к тому, о чем следует говорить, - что мы сами обещали и о чем вы думаете. Затем я прошу всех любящих Христа предоставить мне свои уши и ум, чтобы слухом без пропуска воспринимать то, что говорится, а умом тщательно обдумывать и усвоять учение. Речь будет именно о Христе; а все, что говорится о Христе, не есть простое проповедование, а таинство благочестия. Все домостроительство Христово называется таинством; а таинство не в письменах показывается, а возвещается на самом деле. Поэтому Св.Писание все домостроительство Христа называет таинством, как, например, говорит Павел: "тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви" (Ефес. 5:32), и еще: "великая благочестия тайна: Бог явился во плоти" (1Тим. 3:16), и еще: "потому что мне через откровение возвещена тайна,  то вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой" (Ефес. 3:3,4), и в другом месте: "мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия - благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово  и открыть всем" (Ефес. 3:8,9), это и есть домостроительство "тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его,  Которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы" (Колос. 1:26,27). Ошибаются последователи еретиков, подвергая тайну Божию человеческим обсуждениям, потому что сказано: таинство Мое Мне и Моим. Кто же Божии, как не верующие? Когда хочешь что-нибудь узнать или услышать о Христе, не спрашивай рассудок, не обращайся к мудрецу, но спроси у пророка, спроси у апостола, узнай от ангела; если же они не знают, обращайся к Отцу. Если обратишься к пророкам и спросишь: кто это Христос? – в ответ тебе сонм пророков отвечает и говорит: "Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним. Он нашел все пути премудрости и даровал ее рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю. После того Он явился на земле и обращался между людьми" (Варух 3:36-38). Если спросишь, кто такой Христос, и любопытствуя о божественном рождении, спросишь, как Он родился, пророки заставят замолчать твое дерзновение и начнут говорить: чего не вмещает наш ум, ты хочешь понять? Если хочешь этому научиться, признай сначала, что Он Бог. Если же любопытствуешь, как Он родился, научись у нас: "род Его кто изъяснит" (Ис.53:8)? Если спросишь апостола, - я разумею, конечно, весь апостольский сонм, - он скажет тебе, что Христос есть Бог, в начале Бог, и у Бога Бог, и всегда Бог: "сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей" (Евр. 1:3).  Если спросишь, каким образом Сущий родился, - скажут тебе: "был" – мы слышали, и тому, что Он был, мы научились, а каким образом Сущий от Сущаго  происходит, это мы верою принимаем, а не знанием. Далее, когда спросишь их: если, значит, вы не знаете, как Он родился, то почему вы знаете, что Он есть Сын Божий? – ответят тебе: "и Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца" (Иоан. 1:14). Затем, если, оставив пророков и апостолов, устремишься к ангелам и скажешь им: кто это возвещаемый Христос? – ответят тебе те, которые благовествовали пастырям: мы научились прославлять, а не любопытствовать: "слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение" (Лк. 2:14)! Мы так возвещаем о Нем и "великую радость, которая будет всем людям:  ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь" (Лк. 2:10,11). Что Он – Христос, и Спаситель, и Господь, это мы знаем. Если же скажешь им: скажите нам, какова природа Его, или как родился, или как у Него с Отцом нераздельная сила, - ответят тебе: разве ты не слышал, как пророк говорит: "хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Хвалите Его, все Ангелы Его, хвалите Его, все воинства Его" (Пс. 148:1,2), "служители Его, исполняющие волю Его" (Пс.102:21)? Нам повелевают исполнять волю, а не любопытствовать о природе. Но, если ангелы умалчивают, пророки не возвещают, апостолы скрывают, может быть Отец Который родил, открывает, как Он родил Сына?  И сам Отец не открывает – не потому, что не знает, а просто потому, что не открывает. О том, что Он родил, Он говорит: "из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое" (Пс.109:3), - что родил, говорит, но не открывает способа того бессмертного рождения, расцветшего от вечного корня, по свидетельству самого Отца, гласящему: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение" (Мф.3:17), Самому говорит: "из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое", и миру говорит: родил; о рождении объявляет, а способа не открывает. Поэтому, когда нам предстоит необходимость исследовать о Христе, то мы не будем отступать от апостольских и пророческих источников, но из тех бессмертных рек и неиссякаемых источников будем черпать священную влагу божественного учения. Когда кто говорит о том, что относится к Богу, пусть от Бога и черпает живую влагу, согласно с тем, что предсказано: "Меня, источник воды живой, оставили" (Иереем. 2:13), и еще: "будете почерпать воду из источников спасения" (Ис. 12:3). Конечно, если мы, оставив Св. Писание, будем служить желаниям человеческого рассудка, обсуждая то, что приходит на ум, тогда учение наше не будет похоже на воду живой реки, но будет, как вода в пустыне, как блаженный Иеремия говорил Иерусалиму: "пути свои направил на воды пустыни", и для пояснения сказанного прибавляет: "в похотях души своей был ветром носим"[1] (Иереем. 2:24), т.е. о том говорил он, чего желала душа его, а не о том, чего хотел Бог. Точно также и ныне исполняющий желания своих собственных измышлений, а не исследующий того, что от Бога, блуждает по водам пустыни. Ничто так не отнимает красоты у Церкви, как те, которые отстаивают нравящиеся им человеческие измышления. Поэтому Павел говорил об еретиках: "по своим прихотям будут избирать себе учителей" (2Тим. 4:3). Итак, обратимся к чему следует. А это мы по необходимости предпослали вашей любви, чтобы вы искали точный смысл всего, что говорится не у нас, не в наших рассуждениях, но в божественном Писании. Нам предстояло показать, каким образом Христос обновляет мир; как человека, одряхлевшего в раю вследствие греха, Христос обновляет посредством своего домостроительства.

2. Мы обещали заняться этим в священной ограде апостолов, но там  удержались от изложения, потому что не все присутствовали. Началом, приличным слову, возьмем учение о творении. "В начале сотворил Бог небо и землю" (Быт. 1:1). Это – начало, соответствующее тому, о чем намереваемся говорить, то есть, первое основание мира, первый фундамент творения. "Господь Бог,  сотворивший небо и землю, море и все, что в них" (Пс. 145:6). Коротко говоря, и все прочее произвел, словом, не имея ни в чем сопротивления, не испытывая труда, не подвергаясь утомлению, но производя природу вещей согласно Своему слову. Сотворил все, а в конце и красоту творения – человека. Как все тело наше, исключая лица, представляется мертвым, так все сотворенное, кроме человека, кажется тоже мертвым; а почему именно – выслушай. Блистает солнце, но не может объяснить само себя; светит луна, но не сама изучила свои повороты, а слово изъяснило; блестит множество звезд, но закономерность в их движении исследуется лишь наукой; величественно море, но о заливах его сообщил человеческий язык. И нет ничего из того, что существует в мире, что не нуждалось бы в объяснении человеческим голосом. От этого происходит, что явление, не доступное объяснению, считается неважным и само по себе, а то, что может быть хорошо выражено, признается хорошим и по существу. Зрение во многих случаях обманывает и вводит ум в заблуждение; а слово, коснувшись, обнаруживает природу, сообщает силу, объясняет учение. Итак,  будь внимательным. Сотворил Бог всякое создание, а в конце создания сотворил человека по образу Своему и по подобию; образ Свой дал ему: не телесный вид, но особенное достоинство, мыслительную способность и уподобление по своим добродетелям Создавшему. И вот явился человек в образе и подобии Бога, причем подобие могло быть развиваемо до бесконечности. Не думай, что это не относится к нашей задаче. Корень того, о чем мы имеем ввиду говорить, обнаруживается именно теперь. Сотворил человека по образу Своему и  по подобию. Бог желал, чтобы человек стремился к уподоблению владычнему достоинству, конечно, в меру, последовательно и в порядке. Я приведу какой-нибудь пример (потому что следует пояснять то, о чем говорится, и простыми примерами): если у нас какой-нибудь хозяин имеет у себя раба и заметит, что он подражает благоразумию хозяина, то он любит и ценит его; если раб станет подражать человеколюбию хозяина, тот любит свое приобретение; если заметит, что раб ходит на свободе в церковь, благочестив, соблюдает пост, подает милостыню, - хозяину нравится прекрасное подражание слуги. Но, конечно, когда подражание переступает меру, когда слуга начинает изображать из себя хозяина, отдает приказания другим слугам, как хозяин, распределяет между ними работы, как хозяин, - то подражание более уже не похвально, а достойно порицания. Нужно, чтобы раб подражал кротости, умеренности, благочестию, справедливости, а не свободе и владычеству. Вот и человек, получив возможность подражать благости Божией, переступил границы в подражании и захотел наконец соревновать с Богом, однако не в добродетели, а в достоинстве властительства. В этом именно и обманул его змей, говоря: "в день, в который вы вкусите их, вы будете, как боги, знающие добро и зло" (Быт.3:5). Хвалит Бог подражание, если в нем соблюдается мера; если же мера переступается, подражатель порицается. Откуда это видно? Ведь Он сам сказал: "сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему" (Быт. 1:26). И вот уподобились Богу апостолы, но не подпали под проклятие; уподобились Богу пророки, но не заслужили порицания. Они подражали Богу, уподоблялись Ему в человеколюбии, милосердии, справедливости, благочестии. А кто вздумает равняться с Богом по божественной Его власти, тот тотчас же наказывается. Вот что говорит Исайя одному тирану в Вавилоне, в безумии считавшему себя равным Богу: "А говорил в сердце своем: "взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера;  взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему". Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней" (Ис. 14:13-15). Видишь, как превозносившийся гордостью наказывается? Но какова, однако, зависть – сделаться подобным Творцу, если сам был сотворен по образу и подобию Его? Поистине, в своей безграничной дерзости он переступил всякие границы и, оставив уподобление по добродетели, стремился восхитить божеское достоинство. Напротив, о Давиде говорится: "нашел Я мужа по сердцу Моему, Давида, сына Иессеева" (Деян. 13:22). Вот подобие по образу. Так как мысли Давида были обращены к Богу, будучи полны кротости, смирения, заботы о правде и человеколюбии, то "нашел Я мужа по сердцу Моему, Давида, сына Иессеева". Его за то, что правильно подражал сердцу Бога, похвалил, а того тирана, который подражал сердцу Бога не по добродетели, а по власти, порицал, даже наказал. И говорит Бог через Иезекеиля: "сын человеческий! скажи начальствующему в Тире: так говорит Господь Бог: за то, что вознеслось сердце твое и ты говоришь: "я бог, восседаю на седалище божием, в сердце морей", и будучи человеком, а не Богом, ставишь ум твой наравне с умом Божиим, - вот, Я приведу на тебя иноземцев, лютейших из народов, и они обнажат мечи свои против красы твоей мудрости и помрачат блеск твой" (Иезек. 28:2,7), и, коротко говоря, прибавляет: "умрешь в сердце морей смертью убитых. Скажешь ли тогда перед твоим убийцею: "я бог"" (ст.8,9)? Видишь, как подражание сверх меры наказывается? Человек, свернув в сторону, соблазнившись этим безмерным подражанием,  оказался лишенным даже и того, что он имел. Так именно вся смертная природа, стремясь вопреки воле Божией к тому, что выходит из пределов возможности, не только ничего не получает, но даже теряет то, что имеет. И как глаз, пользуясь умеренными лучами солнца, радуется и видит свет, если же хочет взглянуть на сам круг, то не только не получает света, но и того, что имел, лишается в наказание, так и смертная природа, стремясь к невозможному вопреки воле Божией, теряет разум. И вот пал человек, а за падением появилось множество ран: идолослужение, блуд, прелюбодеяние, корыстолюбие и тому подобное. И пал человек глубоко, потеряв печать образа Божия от нерадения; пал до такой степени, что "уподобится животным, которые погибают" (Псал. 48:13). Создание разделилось на две части: одна вышла из повиновения, а другая оставалась в рабстве, как я говорил в предшествующей речи. Львы начали замышлять на того, кто был образом Божиим, змеи кусали, вся бессловесная природа освирепела на Владыку своего. Так как она увидела, что он нарушил закон Божий, то хотела и сама избежать его господства. Солнце вздумало не всходить для преступника, луна захотела помрачить свои лучи, звезды не захотели показываться созданию, источники захотели отказать в потоках, реки в течении, сады в прелести, луга в цветах: все захотело отказаться от человека, потому что он отказался от своего Господа. Знаю, что речь глубока и темна, но для верующих и сотрапезников Церкви нужно выяснить смысл Св. Писания. Все сотворенное было порабощено человеку, не по достоинству, но потому, что это повелел  Бог, чтобы образ не совсем был унижен, хотя бы и пал. Поэтому, когда все создание возмутилось, Бог повелел ему не противиться, но приказал, чтобы солнце испускало свои лучи, земля приносила плоды, море рыб и торговлю, звезды сияние. Открывая эту именно мысль, апостол говорит: "ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих,  потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде,  что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих" (Римл. 8:19-21). Это значит: как увидел Бог человека падшим и природу отказывающеюся служить ему, наблагодарному, - тогда надел на нее узду даже помимо желания ее и приказал, чтобы солнце сияло, земля приносила плоды свои, а не отказывалась делать это, хотя бы и для неблагодарного преступника, и чтобы показать щедрое благодеяние общего всем Владыки, обещал созданию и обновление вместе с падшим человеком; как бы так говорил Бог созданию: так как образ пал, и пал вследствие преступления и погибает через непослушание, то ты раздели с ним работу истления, в какую он впал; а я, когда обновлю его, Мой образ, Моего поврежденного человека, то с ним самим и тебя, создание, обновлю и сделаю участником в славе его. Ты страдаешь вместе с ним при несчастии его, воскреснешь вместе и во время славы его. А почему, брат, создание убегает от владычества человека? Потому, говорит, что "тварь покорилась суете". Какой суете? Суетой называется то, вследствие чего человек отвратился от Бога, как говорит Давид: "подлинно, совершенная суета - всякий человек живущий" (Пс.38:6). Суетным является всякий человек, который, оставив Бога, преследует суетное.

3. Были, конечно, ангелы по всей земле, которым были поручены народы, как свидетельствует Моисей, говоря: "когда Всевышний давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу ангелов Божиих[2]"  (Второз. 32:8). Это значит: страны вселенной Бог распределил между ангелами; напр., одному ангелу одну страну, другому другую, чтобы на эту неодушевленную природу солнца, луны, звезд, земли и моря надеть узду для пользования ими смертному человеку. Затем, ангелы мучились, служа недостойным людям, и терзались, видя, как, оставив достоинство Владыки, люди стали поклоняться идолам. Негодовали ангелы, размышляя, что другой признается правителем и другим существам возносится благодарность. Земля приносила вино, и жертвенники принимали возлияние; земля приносила и изобилие плодов, и они посвящались идолам. Не переносили ангелы насилия, видя, как почитается несуществующее, вместо Сущаго. Здесь является другой вопрос, который выдвигается у пророка. Пришел к нему, - сказано, - ангел Гавриил и говорит: "Даниил; с первого дня, как ты расположил сердце твое, чтобы достигнуть разумения и смирить тебя пред Богом твоим, слова твои услышаны, и я пришел бы по словам твоим. Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне" (Дан. 10:12,13). Кто же этот ангел, оказавший сопротивление Гавриилу, и почему он ему стал сопротивляться? Уже прежде сказано вам, братья, что Бог отделил каждому из ангелов страну, для охраны всякого создания. Поэтому святому Гавриилу, посланному с неба, сопротивляется ангел, покровительствующий царству персов, т.е. Персии. Но вот вопрос: если тот был послан от Бога и от Бога же был послан Гавриил, то почему он сопротивляется ему? Ведь если бы посланный ангел был представителем другого владыки, то сопротивление с его стороны было бы вполне естественно; но если один и тот же Бог одного назначил к тому народу, а другого послал к пророку, то почему один сопротивляется другому? Обрати на это особенное внимание. Весь мир был исполнен идолослужения; ангелы, приставленные к язычникам, мучились и скорбели, видя, как Бог презирается, а идолы почитаются. Когда потом пленный народ пришел в Вавилон, явился Даниил, проповедующий о Боге, явились три отрока, воспевающие Бога в то время, когда разожжена была печь, - тогда и нечестие посрамилось, тогда львы сомкнули свою пасть и неверующие замолчали. Поэтому ангел, начальник царства персидского, радовался и  торжествовал по поводу того, что во владениях его раздается проповедь о Боге. Видел ангел, как халдеи, некогда почитавшие огонь и поклонявшиеся идолам, чудесным образом научены были почитать Бога и радовался, видя область свою, некогда полную нечестия, обращающеюся к благочестию. Видел ангел, как Навохудоносор царь говорил: "Седрах, Мисах и Авденаго, рабы Бога Всевышнего" (Дан. 3:93),  и радовался. И вот, когда блаженный Даниил просил Бога, чтобы народ был возвращен из плена по прошествии тех определенных семидесяти лет, а Гавриил был послан объявить ему, что народ опять возвращается из плена и получит землю свою, т.е. Иерусалим, то Гавриилу сопротивляется ангел персидского царства,  опечалившись тем, что опять его земля возвратится к прежнему идолослужению и наполнится нечестием, и сопротивляется, не сражаясь с ним, но противореча ему. Что так, говорит, вы стараетесь возвратить народ? Разве пленные получили здесь вред себе? Когда они находились в своей стране, они поклонялись идолам, когда же пришли сюда, начала прославлять Бога, и сами получили для себя пользу, и другим сделались полезными. Что же мешает быть им здесь? Какой вред получил здесь народ, что вы спешите освободить его из плена? Видишь, Бога чтут, язычники просвещаются, а ты торопишься уничтожить столь великое благодеяние? Зачем ты послан? Я послан, говорит, вывести народ из плена в отечество его. В какое, говорит, отечество? В то, которое они запятнали убийствами, когда были в Иерусалиме? Не в этом ли обличает их Иеремия, говоря: "ибо сколько у тебя городов, столько и богов у тебя, Иуда" (Иереем. 2:28)? Бесчисленными тогда благами пользовались они от Бога, но от зла не воздерживались, а теперь переносят бесчисленные бедствия, и не уклоняются от Бога. Итак, произошло сопротивление, однако не такое, какое бывает у худого в отношении к доброму, потому что не сказано: сражался, и: сопротивлялся, так как часто бывает, что и справедливый противится чему-нибудь доброму. Иногда бывает, что снисходительность сопротивляется закону и, наоборот, закон не соглашается со снисходительностью. Закон согрешившего наказывает, а милость царя часто прощает его. Здесь происходит сражение только не врага со врагом, но родственника с родственником, потому что ни справедливость не лежит вне снисходительности, ни снисходительность вне справедливости. Но это говорилось мимоходом; возвратимся к предмету. И вот, когда природа находилась в таком состоянии и негодовала на преступника, когда ангелы мучились неблагодарностью того, кто был облагодетельствован, и когда весь мир был испорчен вследствие преступления (ведь что терпит дерево или другое какое-либо вещество, то переносит и земля согласно сказанному: "и воззрел Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле" (Быт. 6:12), т.е., увидел земли и она была испорчена), - тогда пророки возвещали миру, что будущий век восстановит падший мир и обновит испорченный образ. И пусть никто не подумает, что я наговорил много лишнего и притом без всякого порядка и последовательности. Все мои рассуждения направляются к одной цели. Если бы мы сначала не показали, каким образом мир был испорчен, мы не могли бы показать, как он был обновлен. Итак, вся земля была совершенно испорчена, небо потемнело, и вся тварь была возмущена. Не таким стало создание, каким сотворил его Бог от начала, небо не блистало звездами, земля не изобиловала плодами, море не благоприятствовало судоходству. Явился преступник и осквернил землю, осквернил небо, воздух, море, источники, реки, все осквернил богохульством своим: небо – богохульством, воздух – постыдными звуками, землю – преступными убийствами, море – грабителями и разбойниками, источники и реки – нечестивым идолослужением, потому что и источники, и реки, и леса, и деревья, и всякое создание было предметом обоготворения: ничем тварь он так не осквернил, как обоготворением ее. И вот вся тварь была возмущена. приходит Спаситель мира, а лучше сказать – возвещается апостолами, что Он придет и обновит все. И не только апостолы проповедовали, но и пророки предсказывали, что придет Христос. Зачем? Затем, чтобы кто не подумал, что Бог действует также, как человек: ведь когда человек сомневается относительно первой помощи, думает о второй, а когда терпит неудачу здесь, ищет третью, а когда и тут обманывается, возлагает надежду на четвертую. И вот, чтобы кто-нибудь не подумал того же о Боге, пророки предсказали о Том, кто имеет придти, чтобы показать, что Бог не после размышления приходит к тому, что хочет сделать, но от начала все предвидит. Мы, люди, вперед обдумываем и, если не достигаем цели с одной стороны, делаем попытку с другой; но Бог не так: Он дал закон, пророков и после этого евангелие, не временем научаясь тому, что нужно, но от начала зная, что создание нельзя оставить так, без явления Христа. Мы, люди, когда увидим болезни, тогда и начинаем думать о помощи, а Бог еще до появления ран в нашей природе предвидел лекарство спасения. Многие говорят: разве не предвидел Бог, что Адам согрешит? Я говорю: не только предвидел, но уже до падения знал и то, что Христос искупит и восстановит его; и прежде не увидел бы падения, если бы не предвидел воскресения, но Он наперед сам предназначил врачевство воскресения и тогда допустил смерти войти к человеку, чтобы он научился знать, что вкушает благодаря себе самому и что получает от Бога. И как в Египте Он определил сначала быть годам плодородия, предназначив этим годам изобилия быть средством избавления от голода, и затем уже навел сам голод, так что врачебная помощь предупредила саму болезнь, так прежде чем был создан Адам, прежде чем явились от него беззаконные, прежде чем родились праведные и пророки, Бог предвидел невозможность оставить Свой образ в человеке не восстановленным через Христа. В Адаме Бог видел Павла, видел Петра. Того, что Адам останется в раю и избежит изгнания, Он, конечно, не предполагал, но видел в нем Павла, благовествующего благочестие и восхищенного в рай, и Петра, которому вверены ключи от небес, и все в этом первом человеке видел. В корне Он видел уже и плоды.

4. Позвольте мне ввести в беседу разговор Бога, как будто Он обращается к Сыну Своему и говорит с Ним. Пусть никто не думает, что это насильственная речь. Ведь как при творении человека Бог прибегнул к совету с единородным и содействующим ("сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему"), так, вероятно, и Сын говорил Отцу. Дай же мне договорить. Не спеши возражать мне: что-де ты рассказываешь о Боге такие небылицы, как будто при тебе происходило это; ведь ты же там не был? Если мне не удастся обосновать своих слов и доказать их сообразность с истиной, тогда другое дело – тогда можешь считать меня лжецом. "Сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему". Как Творец, Он говорил, а как предвидящий, отвечал: если согрешит Адам (а он несомненно согрешит), то разрушится ли наше творение? Представь, что это говорит или Отец Сыну, или Сын Отцу. Именно такой совет – без противоречия – должен быть у Тех, у кого сама природа неделима. Но Адам грешит, совершает преступление, умирает, а через него все люди погибают, природа наша искажается, как будто худо сотворенная. Опять совещание: нужно прежде всего определить способ лечения. Должно тебе, Единородный мой, Сын-Слово, сияние Моей славы, должно Тебе, если Ты заботишься о создании, которое Мы, содействуя друг другу, образовали, должно Тебе облечься в погибающего человека, должно Тебе взять апостолов, и как дьявол воспользовался содействием змея, сделав его орудием для обмана, так и Ты воспользуйся содействием Твоего же создания, чтобы обновить падшего. Но много, говорит, явится изобретателей нечестивых учений. Явится безбожное заблуждение эпикурейцев, появится ересь, утверждающая, что жизнь идет без Провидения, выплывает другая ересь с учением о божественности тела, много явится учителей заблуждения: кому же уничтожить такое нечестие? Это я сказал образно для того, чтобы в конце подтвердить рассуждение апостольским голосом. Итак что же? Это ли – одеяние, которое принимает Бог – Слово? Оно ли должно разойтись по всем странам вселенной и просветить всех? Нет, говорит, но Ты мне выполнишь божественный план, у Тебя будут апостолы вестниками божественного слова, у Тебя будет Павел благовествующий, у Тебя будет Петр, овладевающий Римом, у Тебя будут апостолы помощниками в домостроительстве Нашем. Это говорилось раньше сотворения Адама. Сначала было определено то, что относится к воплощению Христа и что касается апостолов, а потом уже был создан Адам. Откуда это? Слушай, что говорит Павел: "тайну, сокрытую от веков и родов" (Колос. 1:26), и: "благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах,  так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа" (Ефес.1:3,4,5). И в другом месте о себе самом и о подобных ему говорит: "тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего" (Римл. 8:29). Не только предопределение и избрание, но и саму благодать, которую получил Павел спустя столько поколений, относит к тому же времени, т.е. будто бы получил ее прежде веков. Откуда это видно? Он говорит Тимофею: чадо Тимофее, "страдай с благовестием Христовым силою Бога,  спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен" (2Тим. 1:8,9). Избрал сам прежде устройства мира, предопределил прежде веков, дал нам благодать от века. И это все находится в согласии, потому что домостроительство Спасителя было предвидено и предопределено до сотворения человека. Конечно, свои беседы о благочестии я обращаю к друзьям, но знаю, однако, что между друзьями замешиваются иногда и соглядатаи, которые обращают внимание в беседе не на то, что полезно, но стремятся к одному, как бы уловить беседующего; поистине таких я не столько ненавижу, сколько сожалею о них. Однако согласно с апостолом: "а вкравшимся лжебратиям, скрытно приходившим подсмотреть за нашею свободою" (Галл. 2:4), откроем свою мысль. Пожалуй, враг вышедши может сказать: хорошо богословие! Бог раздумывает и говорит: что делать, когда явится много учителей заблуждающихся? Отец говорит Сыну, как будто один сомневается, а другой учит Его. [На это нужно сказать, что] Священное Писание, когда наставляет нас о Боге. не столько изыскивает слова, соответствующие божественной силе, сколько применяется к нашей слабости. Разве же Бог, как бы передавая Свое дело на человеческий суд, не говорит: "и ныне, жители Иерусалима и мужи Иуды, рассудите Меня с виноградником Моим.  Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему" (Ис. 5:3,4)? Разве это говорится прямо, а не в виде совета? Когда говорит к Исаии: "кого Мне послать? и кто пойдет для Нас" (Ис. 6:8), разве сомневаясь говорит, или – не находя служителя? Все, что говорится о Боге, должно согласовываться с церковным учением и измеряться согласно не с силой возвещающего, но со слабостью слушающих. Наша цель показать то, что было определено о Христе до Адама, предъизбрание апостолов и благодать евангелия, предназначенную прежде вечных времен. Обрати особенное внимание. Одно выражение, неверно понятое, может дать повод к осуждению того, что говорится. Бог видел не только Адама, нарушающего заповедь, но и Спасителя, явившегося во плоти Господом, приготовляющего путь к добродетели и всех привлекающего к послушанию. Видел Бог ребро, взятое от Адама и преобразовавшееся в жену, и предвидел также ребро Христа, приносящее нам таинственные дары, воду и кровь, из которых одна есть символ очищения, а другая залог таинств. И не столько Он наказал самым поражением, сколько осчастливил, придумав врачевство. Там жена из мужа ко греху, здесь муж из жены ко спасению. Там ребро, рождающее причину смерти, здесь ребро, дающее залог нетления. Там змей на дереве, а здесь Христос на кресте. Там пища, влекущая за собой смерть, здесь пища, уничтожающая ее. Ты знаешь то, что касается верующих, узнай и о таинствах. Там со стыдом прозрели и увидели, что они нагие, а мы теперь взираем благочестиво и видим, что мы одеты. Там прозрение и нагота, здесь одеяние и просвещение. Там кожаные одежды, скрывающие стыд, здесь одеяние славы, покрывающее слабость нашу, тело Христа, одежда самого Царя, потому что "все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись" (галл. 3:27). Там "прах ты и в прах возвратишься" (быт. 3:19), здесь обновивший землю делает человека небесным, обещая не землю, но царство. Там меч пламенный, удерживающий Адама, здесь огненные языки с неба, просвещающие Адама. Там изгоняют из рая, здесь доверяют ключи небес. предвидел Бог будущее прежде настоящего. И как ныне, прежде чем черпать воду, приготавливается водопровод, и прежде чем потекут воды, устраивается водоем, не для текущей уже воды, но для той, которая потечет, так и Бог наперед определил то, что должно быть образовано во Христе, и знал, что во Христе обновится все. И начинает сверху, носится на небе, согласно сказанному: "Господи! Приклони небеса Твои и сойди" (Пс. 143:5); прошел по небесам, освятив их, рассекает воздух, чтобы освятить его от осквернения позорными песнями, обходит землю, чтобы освятить ее от осквернения убийствами, ходит по водам морским, чтобы освятить оскверненные воды, крестится во Иордане, чтобы освятить естество воды, находит и Адама, лежащего во гробу, и принимает образ его, - делается Христос и потомком Адама, и обновлением Адама; а каким образом – выслушай. Принимает образ, который сотворил в раю, и украсил его всем противоположным, дав ему средства ко спасению, в противоположность жизни в раю. В раю Адам обольстился роскошью, плоть же Христа увенчивается постом; в раю первое состязание, а в пустыне второе – с дьяволом. Итак приходит Спаситель, обновляя это создание, украшая его различными добродетелями и являясь посредником между Богом и людьми; Он пришел возвестить миру, что обновляется падший образ, что он восстановляется, что спасается. Он не мог возвестить этого, если бы не был посредником. Ведь когда лицо, заслуживающее доверия, обещает что-нибудь тому, кто стоит ниже его, то последний не решается требовать исполнения обещания; так и здесь: так как Бог был невидим, а мир был видимый, то Он дает надежного посредника: "един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус" (1Тим. 2:5). Если бы посредник не имел сродства с теми, для кого он служит посредником, то он не мог бы быть посредником. Поэтому, так как Христос становится посредником между Богом и людьми, то необходимо, чтобы Он был в сродстве с Богом, так и с людьми, и явился бы как бы некоторым посредствующим домостроительством, соединяя с Богом по божеству и находясь в единении с людьми по человечеству. Что же Он делает? Сначала учит, а потом обновляет, делается  и посредником и поручителем, передает то, что от Бога, людям, а то, что от людей, Богу. Человеческий род был ведь враждебным Богу вследствие преступления, ни человек не верил Богу, ни Бог не верил человеку вследствие происшедшей перемены в падшем. И вот Христос как будто так говорил людям: не сомневайтесь в том, что есть воскресение; Я – поручитель этого; Я беру вашу плоть и предаю ее смерти; если Я не восстановлю ее, не верьте мне. С другой стороны, и Бога склоняет к примирению с людьми, говоря в таком роде: Я берусь быть представителем человека, Я обновлю его, Я устрою так, что он откажется от заблеждения и познает истину; прими Меня посредником за людей для того, чтобы и сами они приняли Меня посредником Твоей силы.

5. О том, что Христос есть действительно посредник, засвидетельствовало Священное Писание, а что Он и поручитель, принимающий на Себя поруку, чем подтвердить нам это, чтобы не показалось, что мы в Церкви предлагаем не церковное учение, а свои собственные измышления? Если я сам от себя говорю, то зачем говорить? А если я возвещаю то, что от Бога, изъясню то, что от Духа, то принимай это учение. Итак, что Иисус есть поручитель, говорит Павел: "но Сей [Первосвященник] получил служение тем превосходнейшее, чем лучшего Он ходатай завета" (Евр. 8:6); "лучшего завета поручителем соделался Иисус" (Евр.7:22). Вот посредник между Богом и людьми ходатайствует за человека перед Богом. Он сказал, что восстановит нас – и восстановляет, сказал, что наградит нас бессмертием – и награждает. Когда Он сотворил Адама, то, не будучи связан какими-либо ручательствами, прямо без порук дал ему небо и землю: не обещал ведь Он ему раньше ни земли, ни рая, ни всего прочего, но все это, чего не обещал, дал ему; неужели же не даст Он того, что теперь обещал с ручательством? Евангелие в Священном Писании называется иногда новым заветом, иногда недавним заветом, иногда лучшим заветом, иногда вторым, иногда вечным. Так как одно название всего значения выразить не может, то различными названиями лучше всего и указывается сила евангелия; но Павел, в котором говорит сам Христос, называет евангелие по преимуществу новым заветом, как будто обновившим ветхий. Значение слова новый указывает на необыкновенную и поистине неприкосновенную природу, недавний указывает на отличие от устаревшего, лучший – в противоположность худшему, второй – в отличие от первого, вечный – в противоположность временному. Новым завет называется согласно блаженному Иеремии, который говорит: "наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет" (Иереем.31:31); и Спаситель, передавая таинство, говорит: "сие есть Кровь Моя Нового Завета" (Мф. 26:28). Вот новый завет. И в другом месте называет его недавним, во внимание к молодому, имеющему полную силу благовестию. Павел говорит: мы приступили "к горе Сиону  и тьмам Ангелов,  церкви первенцев, написанных на небесах,  и к Ходатаю нового завета Иисусу" (Евр. 12:22-24). "Говоря "новый", показал ветхость первого" (Евр. 8:13). В другом месте называет завет лучшим, говоря: "получил служение тем превосходнейшее, чем лучшего Он ходатай завета. Ибо, если бы первый [завет] был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому" (Евр. 8:6,7). Вот и первый и второй. А где он называется вечным? Слушай, что говорит Павел: "Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного" (Евр. 13:20). Тогда как первый завет был временным, этот называется вечным. И в другом месте говорится: "дам вам завет вечный, неизменные милости, [обещанные] Давиду" (Ис. 55:3). Завет новый, недавний, первый, второй, лучший, вечный. Этих заветов Иисус был посредником.  Итак, когда человек должен был обновиться, небо делается новым, не потемневшим, но обновленным для нового создания: солнце новое, луна новая, звезды новые, получающие помощь и усиление, потому что пророк говорит: "творю новое небо и новую землю" (Ис. 65:17). Так обновляется создание и обещающий не лжет. Какую помощь получает человек, такую получают и стихии. Откуда видно это? Исайя говорит: "и свет луны будет, как свет солнца, а свет солнца будет светлее всемеро" (Ис. 30:26). Видел ты, как не отказался Бог от обещания, но обновил создание? А виновник обновления – Христос. Последователи еретиков, обсуждая это учение, ставят возражение на основании выражения: "рожденный прежде всякой твари" (Кол. 1:15), не понимая, что здесь речь идет не о создании творения, а об обновлении его. Какое это творение обновляется? Слушай, что говорит Павел: "кто во Христе, [тот] новая тварь" (2Кор. 5:17). А чтобы показать, что Он называется первенцем обновляемой природы, он прибавляет: "первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство" (Кол. 1:18), среди обновляемых, призываемых к нетлению, воскрешаемых из мертвых: "во всех первенствуя" не по божеству (потому что для Бога унижение – называться первым, унижение – эта так называемая честь; в божественной и несозданной природе нет первого или второго, но все имеет живое начало, начало безначальное, начало вечное, необъятное, неизъяснимое; что же касается нас, - если Христос первенствует по сравнению с Павлом или Петром, то пуста надежда наша, напрасна вера наша, когда бы над ними первенствовал Христос по божеству), но первенствуя по человечеству, как обновивший Адама, как оживотворивший вселенную. Поэтому говорит: "первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство". Приглашаю исследовать, каким именно образом Он первенец из мертвых.. Ведь если я оставлю это выражение без объяснений, то любопытствующий ум сам подставит свое объяснение и будет считать его достаточным. Как, скажете, Христос первенец из мертвых, когда и до пришествия Его Илия воскресил сына вдовы (3Цар. 17:21), Елисей воскресил сына соманитянки (4Цар. 4:34), и сам Спаситель воскресил Лазаря, дочь Иаира, сына вдовы? В самом деле, если и в ветхом и в новом завете были случаи воскресения мертвых, то почему же Христос называется первенцем из мертвых? Как же так? Те, хотя и воскресли прежде Христа, но, воскресши, все опять умерли, как будто сделав опыт воскресения, а Христос, воскресши, не подпадет смерти и потому первенец, как воскресший и более не умирающий. И Павел говорит: "Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти" (Римл. 6:9). Видишь, Кто первенствует среди всех? Видишь, Кто обновляет род наш по Своему домостроительству? Так наконец, извлекши человека, привел его на небеса и посадил по правую сторону Бога. О, злое и глупое сердце наше! Пришел Христос к нам, дал нам Своего Духа, и принял наше тело, и сделался порукою, и за все это наша неблагодарность платить унижением благодеяния? Он принял от нас образ и посадил по правую сторону Бога, а мы приняли Дух от Него и оскорбляем Его, низводя в число работ и тварей? О, несчастный и жалкий! Что, если скажет тебе Христос в тот день: Я удостоил твое тело бессмертия, а ты унизил Мой Дух вровень с созданной природой? Ты видел, что смертное восстановлено, видел, что оно удостоено быть на престоле, видел, что оно выше всякого начальства, и власти, и силы, и господства, и не постыдился? То, что наше, Бог почитает, а то, что от Него, мы не должны почитать?

6. А вот и еще возражение, которое злоба еретиков противопоставляет истине: да, - говорят они, - тело-то было взято на небеса, но не столько для того, чтобы удостоиться почета, сколько для того, чтобы мы имели вверху защитника, умоляющего за нас Бога. В таком роде говорили на площади бесстыдные языки и ненаученные души, насмехаясь – не знаю уже как – над святыней. Я не привожу, конечно, самых их богохульных слов, но передаю их смысл. Ты, - говорят, - Христос, молись за нас Богу и проси за нас, - и ссылаются при этом на слова апостола, не понимая их смысла. Не сказал ли, говорят, апостол: "Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас" (Римл. 8:34)?  Разве, говорят, сами мы выдумали? Разве мы исказили божественное учение? Павел сказал, что Христос просит за нас. Не обращают они внимания на то, что значит ходатайство, что между молением и ходатайством большая разница. Если бы одно и то же было просить и ходатайствовать, то не сказал бы Павел: "прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения" (1 Тим. 2:1). Молением называется, когда кто-нибудь просит Бога о чем-нибудь; молитвою называется, когда кто-нибудь прославляет Бога в песнях; благодарением называется, когда кто благодарит Бога за то, что получил от Него; прошением (ходатайством) называется, когда кто обращается к Богу против обижающих, прося об отмщении. Что ходатайствовать не значит умолять о помощи, но значит спрашивать и получать ответ, об этом есть свидетельство в ветхом завете: и сказал Бог к Илии пророку: "что ты здесь, Илия"? Бог спрашивает пророка; пророк же отвечает, говоря: "возревновал я о Господе Боге Саваофе, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили жертвенники Твои и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут" (3 Цар. 19:13,14). Здесь не моление было, не молитва, но спрашивание и ответ, одним словом – ходатайство. А каким образом, слушай, что говорит Павел: "или не знаете, что говорит Писание в [повествовании об] Илии? как он жалуется Богу на Израиля" (Римл. 11:2). Итак, ходатайство не есть моление, но обращение пророка к Богу [в жалобой] на преступления. И вот, так как апостолы среди язычников подвергались опасностям, будучи привлекаемы начальниками и правителями, терпя козни от иудеев, то он убеждает их презирать все, и преследования, и бичевания, и смерть, и, как бы утешая их, говорит: хотя бы вы сами ничего не говорили против тех, которые обижают вас, у вас есть ходатай за вас, принявший ваш образ. "Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает [их]. Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас" (Римл. 8:33,34). Если Он просит, то как сидит? Или, может быть, проситель не стоя просит? Случалось ли тебе видеть когда-нибудь, чтобы проситель, являющийся с униженной, рабской просьбой, в то же время садился по правую сторону начальника. Потому-то, говорят, и выставляет на вид достоинство Его: "Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас"; как будто бы так говорил: нечего вас самим заботиться о том, что может с вами случиться. Будьте, однако, внимательны к проповеди о добродетели и не отвлекайтесь в сторону, рассуждая в таком роде: Господи, сколько нам приходится терпеть: нас гонят, преследуют: а ведь есть кому заступиться за нас перед Тобой, есть кому походатайствовать за нас! Но Сын перед Отцом ходатайствует не как низший по порядку, но как Сын, излагающий перед Отцом обстоятельства: "верующих в нас обижают, преследуют, гонят". Чтобы приготовить заслуживающее доверия обвинение, Он вводит Сына ходатаем. Так и Спаситель говорит: "не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете" (Иоан.5:45). По твоему Сын унижается, раз Он ходатайствует перед Отцом? А вот, если бы ты увидел, что Бог как бы ищет у человека поддержки против неверующих, что сказал бы? Послушай, что говорит Господь ко Иеремии: "видел ли ты, что делала отступница, дочь Израиля" (Иереем. 3:6)? Оставила меня и ушла вслед за богами. Вполне естественно, если человек призывает на помощь Бога; но зачем Бог привлекает в подобом случае человека? И в другом месте: "и ныне, жители Иерусалима и мужи Иуды, рассудите Меня с виноградником Моим. Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему" (Ис. 5:3,4)? Так точно и Христос, пока во плоти выполнял домостроительство и был священником, Он приносил моления и прославлял Отца за домостроительство воплощения; а когда восшел на небеса, то восседает уже только принимая прославление, - но не умоляя, не ходатайствуя; если же и обращается, то как Сын к Отцу, все равно как и Бог обращается к пророку. Поэтому, чтобы показать, что Христос не предстоит престолу Божию как священник, возносящий (жертвы) за себя и за народ, но сидит, Павел говорит: "Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес, Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся [в жертву] Себя Самого" (Евр. 7:26,27: 8:1). Итак, зачем безумствуют против благочестия, если Он не имеет нужды [просить о чем-либо]? Ты подчиняешь нужде Того, Кто выше всякой нужды? И далее прибавляет Павел: "ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного [устроенное],  но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие" (Евр.9:24). Не сказал: "являться", потому что однажды Он явился, а не много раз. И далее: "и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею" (Евр. 9:25,26). Прочие священники ежедневно стоят, служа Богу и совершая одни и те же жертвы, а Христос, принесши одну жертву за грехи, навсегда сел, ожидая, когда враги будут покорены под ноги Его. Ведь не ходатайствует уже Он более, а восседает: зачем же ты унижаешь благодеяние?

7. Знаю, что далеко я зашел в беседе: простите же меня за то, что я так углубился и при помощи Св.Духа переплыл море Св. Писания, сказав не столько то, что нужно бы сказать, сколько то, что мог. к тому я прежде всего вас и приглашаю и о том умоляю и умолять не перестану, чтобы вы исследовали Св. Писание, искали истину о Христе, научались от Христа, а на сторону еретического нечестия не переходили. Много имеет ныне дьявол змеев вместо древнего змея: сеет плевелы греха, чтобы распространить порчу нечестия. Прошу вас, не слушайте ничего подобного; будем всячески ограждать себя от еретического нечестия. Знаю, что об этом я говорил уже вам, но ныне опять повторяю. У каждой ереси известны родоначальники: от Ария ариане, от Македония македониане, от Евномия евномиане, от Маркиона маркиониты, от Савелия савеллиане, от Манеса манихеи, от Монтана монтанисты и прочие ереси. Теперь, если вера Церкви еретическая, как утверждают еретики, кто ее родоначальник? Скажут: от такого-то человека началась ересь ваша; пусть говорят, если знают. Ведь это явная милость Божия, что не допустил Бог учению апостолов называться по имени человека: мы не называемся македонианами; и хотя нас могут назвать "единосущниками", но имени не могут дать, а лишь укажут на согласие в учении. Если бы ты спросил их: а кто первый сказал "единосущный"? – они не могут ответить: такой-то вот или такой-то, но триста восемнадцать отцов, согласно выразив слово исповедания, остановились на этом благочестивом исповедании. Обрати внимание, как светит это правое исповедание. Слово "единосущный" не один или другой начали произносить, но весь собор востока, запада, юга и севера. Где обнаруживается истина, там все согласно. Спроси еретика о том, что я намерен сказать. Если спросишь православного, то хотя бы он был простой и неученый, скажет следующее: я исповедую Отца и Сына и Святого Духа, единое царство, единую силу. А скажи еретикам, двум или трем человекам: как вы думаете? Если они ответят все  согласно, то это будет, конечно, истина. Но этого ожидать нельзя: один из них называет (Сына) несозданным, другой – рожденным, иной – вечным. Если один скажет: я знаю, что Отец сотворил Сына, а Сын все прочее, то другой исправляет его, говоря: нет, не так; Отец сотворил Сына, а через Него создал все. Не с истиною имеем мы дело в этом случае, но только с гнилой одеждой, - а ведь такая одежда сама собою рвется. Старую одежду, если ее потащишь, без труда разорвешь; и если кого-нибудь вздумаешь повести на беседу, ухватившись за такую одежду, то сразу обнаружится ее испорченность и она от твоего случайного усилия разорвется; так точно и ереси: один исповедует так, а другой иначе; ереси чуждые, имена чуждые и притом позорные, имена харчевников. С еретиками тоже самое случается, что некогда и с иудеями. Священный подсвечник по закону стоял во Святая Святых, где была завеса, где стол, где закон, где скрижали; а с того времени, как они отпали от истины, где стоит подсвечник? В сенях у харчевников. Где рог пророков? В харчевнях. И это они делают не из любви к нему, но из корыстных расчетов, не для того, чтобы выставить на вид предмет почитания, но чтобы зазвать проходящих мимо, чтобы показать, что тут иудейское вино. И вот, как там то, что было священным, из священного сделалось столь ничтожным, будучи захвачено недостойными, так и здесь, после Павла и Петра, после такой высоты (стыдно и выговорить то противное имя – поистине стыдно, но нечего делать – назвать его придется), после этих слов: "ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее" (Мф. 16:18), после того, что сказал Павел: "вы ищете доказательства на то, Христос ли говорит во мне" (2Кор. 13:3)? – после Павла и Петра, после евангелистов, проповедников, исповедников, - они называют себя псафирианами и другими подобными именами[3])! Когда оставались они в одежде? Когда не раздиралась эта изношенная одежда? Применив к ним слова пророка, окончу слово. "Разделились, но не смягчились" (Пс. 34:15). А у нас хитон Церкви – из цельной ткани, не сшитой из отдельных частей. Он выткан целиком, сверху до низу, тогда как обыкновенные одежды сшиваются из отдельных частей. Не из человеческих рассуждений сшита вера наша, нет, - она сплошной цельный хитон. Мы выполнили наше обещание, хотя оно и потребовало долгих, сложных и в тоже время утонченных исследований. Но слушатели согласятся, конечно, что простые мысли выражаются в простых словах, а глубокие исследования требуют большого разнообразия. А ты, когда слышишь прикровенное слово, возбуди мысль; когда видишь тонкое рассуждение, расположи ум к разнообразию. Часто учение божественное выражено кратко, как, например: "не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй". Но когда оно говорит: "Слово стало плотию, и обитало с нами" (Иоан. 1:14), и затем: "Он явился на земле и обращался между людьми" (Варух 3:38), - то здесь оно облекается в пеструю одежду, согласно сказанному: "многоразличная премудрость Божия" (Ефес. 3:10). За все это прославим явившегося, поклонимся пришедшему, воспоем обновившего, оживотворившего, воскресившего, укрепившего, просветившего, даровавшего нам изобилие всех благ Иисуса Христа, Которому слава и держава со Отцом и Святым Духом, во веки веков. Аминь.

 



[1] Текст приведен по славянскому переводу.

[2] В синод. – "по числу сынов Израилевых". – и.Н.

[3] ) Псафириане получили название от сир. слова psathyropola, что значит продавец пирогов. Некий Феоктист, пирожник, особенно ревностно защищал и распространял учение, - впоследствии названное псафирианским, - представлявшееся отпрыском ереси ариан. Отсюда и упоминание в конце беседы о харчевнях, а ранее о том, что еретики получают названия от харчевников.

В начало Назад На главную

 Проект «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования»
Сайт создан при поддержке РГНФ, проект № 14-03-12003
 
©2008-2017 Центр библеистики и иудаики при философском факультете СПбГУПоследнее обновление страницы: 24.3.2014
Страница сформирована за 46 мс 
Яндекс.Метрика