Этот текст скопирован из другой on-line библиотеки, адрес исходного файла в которой не удаётся определить по техническим причинам

Ссылки, приводимые ниже, могут не работать или вести на страницы вне нашего сайта – будьте внимательны и осторожны: создатели сайта «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования» не несут ответственности за возможный риск, связанный с переходом по ссылкам на другие сайты. В особенности будьте внимательны при переходе по ссылкам рекламного характера, ссылкам, смысл которых Вам непонятен, и по ссылкам, текст которых отображён явно некорректно.

Авторские права (если таковые существуют) на приводимый ниже текст принадлежат авторам оригинальной публикации

.

Огласительное слово на слова Евангелия:

 

"Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой" (Мф. 20:1-16)

 

 

      1. Вижу я среди моей верной паствы необычных овец, к челу  коих небесный Пастырь только что прикоснулся Своею печатью. И хочется мне найти траву учения, которую я одинаково мог бы предложить и вкусившим уже благодати, и тем, которым еще только предстоит вкусить духовной пищи, чтобы на одном и том же пастбище поучения одни – просвещенные уже – нашли напоминание о дарах Божиих, а другие – готовящиеся к просвещению – большее поощрение к восприятию крещения. Очевидно, и беседа должна быть смешанного характера соответственно смешанному составу собрания,  состоящего из людей уже наставленных в истинах веры и только еще наставляемых. И вот я придумал, что могу я и предложить вам всем – старым домочадцам Христовым, и чем вновь купленных работ привлечь к свободе знания: я побеседую с моими братьями о таких словах Господа, которые и давно принявших виноградник Господень побудят к более усердному его возделыванию, и только что заглянувши в него возбудят к соревнованию с теми. "Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой" (Мф. 20:1). Человеком домовитым – домохозяином Господь называет самого Себя; делателями же,  призванными в третий, шестой, девятый и одиннадцатый час, называет всех вообще верующих, в различных возрастах жизни принявшие крещение; под виноградником разумеет Он спасительные заповеди, исполнение которых сопряжено с малым трудом, но с большою пользою. "Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой". Уговорившись с ними, т.е. делателями, Он отослал их в свой виноградник. Домохозяин – это Я. Как домохозяин распоряжается в своем доме, как хочет, так и Я располагаю всем миром, как Мне угодно. Я, Солнце правды, облекшись облаком человеческого естества, снисшел к человечеству и хожу среди него, разыскивая делателей в Свой виноградник. Конечно, Я не нуждаюсь в людях для возделывания виноградника: у Меня есть ангелы и архангелы, исполнители Моей воли. Но Я хочу и земных своих рабов видеть в числе обитателей Моих владений. И вот повсюду хожу Я и присматриваюсь, не найду ли кого, не найму ли кого, не с тем, чтобы обогатиться чужими трудами, но чтобы обогатить тех, которые последуют Моему зову. Взял я   себе Петра, Иоанна и других учеников, неутомимых возделывателей вселенной; Я уговорился с ними по динарию на день, нанял их на всю жизнь и обещал им в награду за всю их работу царство небесное. Но ими одними не может удовлетвориться душа Моя. Я не могу спокойно видеть, что на Моей ниве так немного делателей; Меня удручает созерцание этих – столь немногих – работников. Я жажду еще других работников, хочу еще новых наемников, еще новых посвященных. Велик и обширен сад Моих заповедей, всем уверовавшим в Меня найдется в нем место и, по мере наполнения его любителями добродетели, он делается еще обширнее. Что мне предпринять? Как наполнить Мою ограду? Откуда еще взять охотников работать? Пойти опять на перекрестки, пойти к тем, которые добровольно блуждают, пойти к нерадивым? Пойти Мне, богатому, к бедным, чтобы их бедных сделать богатыми? Пойти опять туда, где собираются работники? Сделаю то, что должно сделать: позову еще раз бедных. Мое дело – пригласить, а  последовать приглашению – их дело; Мое дело – пожелать дать награду, а желать получить ее – их дело. Если они откликнуться на Мой призыв, то сделают этим приятное и Мне и себе; если оставят его без внимания, то повредят самим себе. У Меня ведь нет недостатки в работниках, чтобы окопать деревья, удобрить почву и обрезать молодые побеги; Мой виноградник не может остаться невозделанным или бесплодным. "Выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно, и им сказал: идите и вы в виноградник мой" Ст.3,4). Где же вы были раньше? Где были вчера и третьего дня? Как разошлись со мною, когда Я приходил искать вас? Отчего рано утром не поспешили ко Мне для своей же пользы? Неужели вы настолько невнимательны к лучам благочестия, что и день считаете ночью, и когда сияет свет истины, остаетесь во мраке и дремлете? По крайней мере теперь проснитесь, теперь пободрствуйте, теперь образумьтесь и одумайтесь! "Идите и вы в виноградник мой". Видите. как Я люблю вас? Я не ограничил Своей проповеди утром, не закрыл доступа новым работникам, не перестал заботиться о вашем обращении после первого зова: всякий час Я готов уделить на ваше покаяние, Мои  объятия открыты для вас в каком бы вы ни были возрасте. Младенцев ли принесут ко Мне, Я принимаю  с радостью: ведь Я – Творец младенцев, Я для них и отец, и мать, и кормилец, и пища. Дети ли лепечущие прибегут ко Мне, Я радуюсь; юноши ли приходят, Мне еще приятнее; мужи ли зрелые припадают, Я принимаю: всех с верою прибегающих ко Мне я встречаю с объятиями, как братьев. "Идите и вы в виноградник мой". Я не взыскиваю за пропущенные часы, если вижу, что усердие заглаживает прежнее нерадение; не уменьшаю дневную плату, если вы стараетесь сравняться с теми, которые взялись за работу раньше вас. Оставьте виноградник иудеев, суровый и неблагодарный, способный производить один только уксус, оставьте эту лозу, пересаженную из Египта, отдающую горечью египетского идолослужения и привыкшую приносить своему насадителю горькие грозды; передайте в Мой виноградник и "что следовать будет, дам вам" (ст. 4). Я не обижаю никого, Я справедлив по природе; Я не своекорыстен, да и законы против своекорыстия изданы Мною; Я не суров по отношению к благоразумным рабам, не мелочен и не придирчив к тем, которые преданы Мне: Я дам вам плату, соответствующую вашей работе, Я щедро награжу вас за все ваши труды. "Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же" (ст. 5). Я не теряю времени даром: уловляю желающих и не устаю призывать к правде угнетаемых грехами. Вышел Я один раз, и возвратился с добычей; вышел вторично, и вернулся с уловом; вышел в третий раз, и ловля была богатая; вышел четвертый раз – около девятого часа – и вот некоторых веду. Чем больше Я гоняюсь за добычей, тем сильнее разгораются Мои желания: скольких Я приведу с Собою, стольких же желаю приобрести еще, а найдя этих, ищу опять других. Чтобы все люди спаслись и пришли к познанию истины – вот чего Я хочу!

      2. "Выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других" (ст. 6). Я не перестаю обирать дьявола, пока продолжается эта жизнь; не перестану отнимать добычу у смерти, этого ужасного хищника человеческого рода; не могу утерпеть, чтобы не возвращать к бессмертию людей, по своей собственной воле ставших смертными, - до самого их последнего вздоха. Поэтому Я не пренебрегаю даже и одиннадцатым часом, сажусь при самых вратах  ада, чтобы успеть обратить кого-нибудь от смерти к жизни. "Выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно" (ст. 6)? Разве у вас нет Церкви? Нет пророков? Нет апостолов? Нет мучеников? Нет Священного Писания? Нет никаких духовных средств? "Что вы стоите здесь целый день праздно"? Разве вы не видите  солнца, совершающего свой установленный бег? Не видите луны, служащей Создателю? Не видите создания, послушного Творцу? Не видите, что каждая из стихий исполняет то дело, какое ей предназначено? Почему же вы одни наносите бесчестие природе своим бездействием? Зачем уподобляетесь столбам безжизненным? Разве нет у вас глаз, чтобы, видя красоту мира, воздать славу его Творцу? Разве нет у вас уст для того, чтобы языком своим воспеть хвалу Богу? Разве нет рук для того, чтобы подавать милостыню? Или нет ног, чтобы совершить душеполезный бег? "Что вы стоите здесь целый день праздно"?  Доколе вам отвергать Мое владычество? "Что вы стоите здесь целый день праздно"? Они же говорят ему: "никто нас не нанял". Вот обычная у людей отговорка, когда нужно оправдаться в своих грехах. Отделываясь от настоящего и откладывая на будущее, они говорят: оставь теперь; когда велит мне Бог, тогда я крещусь; уступи мне эту Пасху, а к будущей я просвещусь. Такие-то люди и говорят: "никто нас не нанял". Что же им в ответ Тот, Кто Своею благостью превозмог всякие отговорки людей, воздвигающих преграды действию благодати. "Идите и вы в виноградник мой". Не обличил их лживого оправдания, не вывел наружу их нехорошей увертки, не сказал им: что вы говорите, что "никто нас не нанял"? Зачем вину нерадения увеличиваете ложью, что вас никто не нанял? Не призывали ли вас пророки? Не убеждали ли вас апостолы? Не приходил ли Я сам за вами? Не призывал ли Я вас много раз, и вы не послушались? Разве не видели вы, как нанимал Я ваших товарищей и уговаривался с ними? Почему же не пожелали последовать примеру тех, которые уговорились со Мною, и до старости остались праздными зрителями? Вместо всего этого Спаситель сказал им просто: "идите и вы в виноградник мой". Я принимаю и стариков, желающих поработать, принимаю и седины, убеленные благочестием, принимаю и дрожащие члены, укрепляемые верою; с удовольствием смотрю я на старцев, которые вместе со старческим посохом держат в руках крест. "Идите и вы в виноградник мой". Дьяволу отдали вы юность, Мне посвятите хоть старость; врагу пожертвовали вы свои силы, мне отдайте хоть бесполезный возраст; мучителю вы послужили все время, сколько он захотел, Мне поработайте хоть остаток дней своих.  Будьте верными, прежде чем сделаться мертвыми, перед смертью облекшись в одежду бессмертия, до кончины устройте себе нетленное погребение по благодати. Поторопитесь, поспешите до наступления вечера оказаться внутри виноградника; употребите все усилия, чтобы заходящее солнце не застало вас вне его. Если до солнечного заката вы  сопричислитесь к Моим верным, то, как любитель света, узрите славу Моего божества; если выйдете из виноградника вместе с призванными, то и не работавших Я приму вас как поработавших. Если же вне Моего двора застигнет вас ночь смерти, тогда Я не могу уже принять вас как друзей: мертвый ведь не верует, мертвый не принесет исповедания, мертвый не работает, и не удостаивается таинств, у мертвого нет воздержания, мертвый не может требовать платы, мертвый не запечатлен и прежде суда осужден. Только живой и здоровый восхвалит Господа: такой и после смерти будет жить, такой и после погребения снова цветет. Идите и вы в Мой виноградник. Пока остается еще небольшое поприще жизни, позаботьтесь; не дожидайтесь, пока неизбежная болезнь завладеет венцом вашей воли. Не желайте в самый момент смерти запасаться напутствием бессмертия; приобретайте жизнь во время, в здоровом и бодрственном состоянии получайте талант, чтобы приумножить его трудом. "Идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите" (ст. 7). И даже больше, чем следует по правде, получите: только покайтесь, только придите, только будьте со Мною. Не оставляйте без внимания Моих увещаний: никто еще, поверив Мне, не ушел без благодарности, никто из послуживших Мне не остался бедным. Таким-то способом этот домохозяин наполнял свой виноградник. "Когда же наступил вечер". Уже день настоящей жизни угасал, уже наступала долгая ночь смерти, уже загоралась заря воскресения мертвых, этого утра, после которого не остается места вечеру, - и вот хозяин виноградника говорит своему управляющему: "позови работников". Призови всех потомков Адама; призови Авеля, из-за жертвы ставшего жертвою; призови Эноха, угодившего (Богу) и премененного; призови Ноя, прекрасного кормчего среди всеобщего крушения природы; призови вернейшего Авраама, более боголюбивого, чем чадолюбивого, восставшего против собственных недр и сохранившего веру; призови Иосифа, подвижника целомудрия; призови патриархов; призови пророков; призови Илию, со славою состязавшегося в беге и сделавшегося возничим огненной   колесницы; призови апостолов, светильников нового завета; призови мучеников, поревновавших Моей смерти за них; призови Стефана, за Меня побиенного камнями; призови Варлаама,  которому за сохранение виноградника сожжена была правая рука; призови всех, хорошо потрудившихся, призови всех, честно возделывавших Мои владения – и "отдай им плату". Открой Мои сокровищницы, открой Мои кладовые, открой Мои прекрасные царские дворцы; принеси царские венцы, принеси божественные награды, не жалей ничего из Моих драгоценностей. Они ведь не пощадили для Меня своей души. Увенчай головы подвизавшихся для Меня, наполни платой руки потрудившихся. Никто пусть не выйдет отсюда неувенчанным, никто пусть не останется неодаренным, никто пусть не лишится награды. Пусть все обогатятся, пусть все ликуют, пусть увидят как Я расплатился с ними. Пусть увидят, каких благ удостаиваются последовавшие Мне; пусть увидят, каких даров лишаются призываемые Мною, но не желающие прийти ко Мне. "Отдай им плату, начав с последних до первых" (ст. 8). Прежде всех порадуй дарами последних: они-то особенно и нуждаются в Моей благости. Ведь те, которые трудились с самого начала, с раннего утра, имеют на своей стороне и самый день, и часы, и добродетели, и подвиги, и уговор – все свидетельствует в их пользу; а последние, будучи лишены всего этого, возлагают свое упование единственно на Мое человеколюбие. Итак, эти последние пусть получат дары первыми, а затем уже получат свои награды первые. "И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию" (ст. 9). С большою радостью повертывая в руках своих эту награду, они говорили: мы уже готовы были не верить этому. Они ведь знали, что ничем не заслужили того, что получили. Но видя этот дар собственными глазами, имея такую благодать в своих руках, они ликовали и торжествовали, радуясь благам, полученным сверх ожидания. "Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию" (ст. 10). "И, получив, стали роптать на хозяина дома  и говорили: эти последние" (ст. 11, 12). Этот ропот не означает однако того, чтобы они завидовали тем, кому воздается честь (потому что святые не огорчаются, но радуются общему спасению): Господь хотел только показать этим, что Его человеколюбие так безмерно, что даже у чуждых зависти, если бы было возможно, родилась бы зависть.

      3. "И, получив, стали роптать на хозяина дома  и говорили: эти последние", - эти престарелые, эти едва познавшие Твою власть, едва согнувшие колена для преклонения перед Тобою, едва дрожащими перстами начертавшие на челе своем знамение Твоего спасительного креста, не понесшие тяжести испытаний, не устоявшие под ударами несчастий, - "эти последние работали один час". Они только увидели Твой виноградник, только глазами участвовали в нашей работе, только вид показали, а дела никакого не сделали, они были только зрителями наших трудов, а не участниками - "и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной" (ст.12)? Мы сгорали в борьбе с искушениями, но не допустили потухнуть добродетелям; мы были гонимы за Тебя, мы потрудились без счету для того, чтобы увеличить Твое богатство – и уходим отсюда, получив равную плату с теми, которые наравне с нами не трудились: труды различны, а награда одна, тягота несравнима, а слава одинакова. "Эти последние работали один час". Один час поплакала близ Тебя блудная жена, распустила свои волосы, которые раньше заплетены были ею для служения пороку, целовала Твои пречистые ноги нечистыми губами и принесла Тебе, Небесному, земное миро – и Ты сравнял ее с девою и дочерью. В один час распятый на кресте разбойник обратился к Тебе и воскликнул: "помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое" (Лк. 23:42), - и за один этот возглас Ты открыл ему райские врата. В один час покаялся Павел, гонитель, враг – и Ты сделал его благовестником. "Эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной". Итак, что же ответил на их упреки человеколюбец Господь? "Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя". О, крайнее человеколюбие! Господь за рабов судится с рабом, Судья у обвинителя ищет оправдания для обвиняемых. "Друг! я не обижаю тебя". Суди Меня разумно, друг, а не огорчай несправедливостью; побеседуй на законном основании, а не упрекай в беззаконии; скажи, чем обижен ты, когда воздана честь твоему сорабу? Скажи, что потерял ты оттого, что вместе с тобою унаследовал царство твой брат? Разве ты не получил того, ради чего трудился? Разве ты не получил полной платы за весь день? Разве ты не достиг того, чего желал? Чего же еще тебе нужно? "Не за динарий ли ты договорился со мною" (ст.13)? Вспомни, что обещал Я тебе, когда нанимал тебя. Если Я нарушил чем-либо уговор, тогда ты негодуешь справедливо, а если все условия исполнены, тогда ты напрасно обвиняешь невинного. "Не за динарий ли ты договорился со мною"? Разве Я убавил что-либо из твоей награды? Разве Я, взявши твое, отдал другим? Разве воздал другим твою славу? Не Своим ли добром Я наделил, кого хотел? Что же ты ропщешь? Ты был рабом, а почтен как свободный: столь облагодетельствованный, что же ты ропщешь? Зачем завидуешь братьям, имея Владыку, чуждого зависти? "Возьми свое и пойди". Будь доволен настоящим; не желай царствовать один, будучи призван вместе со многими: в царстве небесном будет место и тебе и всем достойным его. "Я же хочу дать этому последнему [то же], что и тебе" (ст. 14). Кто противостанет Моей воле? "Бог оправдывает [их]" и "кто осуждает" (Римл. 8:33)? Бог одаряет, кто требует отчета? Бог обогащает, кто может отнять? Судия делается защитником, где обвинитель? Где истец? "Я же хочу дать этому последнему [то же], что и тебе" (ст. 14). Я не хочу Мое подобие оставить лишенным славы, не хочу Мой образ видеть обнищавшим: Я хочу, чтобы со Мною воцарились те, ради кого Я  сошел с небес. "я же хочу дать этому последнему [то же], что и тебе". Последним пришел он, - знаю и Я; но он принес Мне веру, оправдывавшую бывшую медлительность; последним пришел он, но обнаружил любовь, какой Я желаю; он блуждал долгое время как овца, но овца эта не забыла Пастыря  (Пс. 118:176). Моим он был и тогда, когда блуждал. Последним пришел, но пришел через Мое крещение, как и ты; последним пришел, но вкусил Моей трапезы, как и ты; последним пришел, но увидел всю красоту Моего виноградника, увидел возросшее здесь древо жизни, облобызал терния, которыми Я был увенчан ради него, припал к кресту, который Я претерпел за него. Не могу же Я ему, столь возлюбившему Меня, столь уверовавшему Мне, не воздать всей чести и славы. Как ты уверовал, так и он; что ты приобрел, то и он; как поклонился ты, так и он; как ты воцарился, так и он; не потрудился он столько, сколько ты, но Я благодатью Своею восполнил этот недостаток. "Разве я не властен в своем делать, что хочу" (ст. 15)? Ведь не твое же Я растратил? Я раздаю свое. Разве Я  распоряжаюсь тем, что принадлежит тебе? А в своем я волен. Разве Я поручил тебе требовать т Меня отчета? С самого начала Я  взял тебя как наемника. Ведь Я не уполномочивал тебя  распоряжаться Моим имуществом? Как Человеколюбец, Я только допустил тебя к участию в нем. "Если око твое лукаво", оно не может видеть благ, "что приготовил Бог любящим Его"    (1Кор. 2:9). Совершенно чистый нужен взор для созерцания таинств, чистая душа нужна, чтобы понять чистое. Вы видели, как благ Господин ваш? Видели, как пришедших в различное время, но обнаруживших одну веру и усердие и одно направление, Он удостоил одинаковых даров и почестей? Видели, как и последних Он сделал равными с первыми по Своей беспредельной щедрости? Идите же к столь великому Человеколюбцу, Он и вас теперь нанял, Он и вам говорит: "идите и вы в виноградник мой". Наниматель – Бог, награда – небо, работа – спасение; виноградник хорошо возделан; дверью в виноградник служит купель крещения. Божественная благодать, как бы какой светлый привратник, стоящий в дверях у купели, ко всем входящим через нее взывает: вот – дверь Господня, новопросвещенные войдут через нее. Мы не завидуем вам, как пришедшим в самом конце и разделившим с нами нашу славу, но принимаем вас как братьев и радуемся вместе с вами, ваше спасение почитая своей славой. Возлюбите же Призвавшего вас; для входа в виноградник возьмите себе надежного путеводителя – веру. Ведь вера является добрым руководителем на пути к купели, вера есть якорь обуреваемой природы, вера есть тихая пристань человечества, вера есть ясное зеркало невидимого, вера есть лучший учитель об единосущной Троице, вера научила нас говорить эти спасительные слова: верую во единого Бога Отца Вседержителя. Верую, не испытую; верую, не посягаю на непостижимое; верую, не измеряю неизмеримого. Если верую, просвещаю душу; если испытую, омрачаю свои мысли; если верую право, возношусь к нему; если испытую излишне, погрязаю в бездне. Верую во единого и одного только истинного Бога и Отца Вседержителя. Отвергаю ложных языческих богов: на небе не может быть многих богов. Единого и единственного Бога воспеваю; ненавижу арианство. Не говорю: было некогда время, когда (Бог) не был Отцом, но проповедую, что Бог всегда Бог, что Он всегда Отец, и Отец так, как Ему самому ведомо. Верую в Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия единородного; от Бога рожденного прежде всех веков, как ведает только сам Рожденный; рожденного, не сотворенного; рожденного, не созданного рожденного, не приобретенного; из самого отеческого существа без времени воссиявшего, не совне привзошедшего (т.е. пришедшего – прим.ред) откуда-либо, не подкинутого или незаконного сына, но истинное сияние истинного Отца, неизменное отображение невидимого образа. Знаю Христа, Сына Бога Отца, как Бога; знаю Христа, сына рабы Его и Матери, явившегося как человека; знаю Христа, единосущного людям, как человека от человека; знаю Христа невидимого и видимого; знаю Христа недоступного осязанию и осязаемого Фомою; знаю Христа, тысячи словом напитавшего, и по волнам ходившего, и демонам повелевшего, и мертвых воскрешавшего, и бесчисленные чудеса совершившего силою Своего божества; знаю Христа, ощущавшего голод и жажду, усталость и беспокойство, потевшего по Его человеческой природе; знаю Христа как Бога бесстрастного; знаю Христа умершего и по телу  потерпевшего страдания; знаю Христа,  восприявшего, насколько это возможно, кончину; знаю Христа, воздвигшего храм тела Своего. Понимаю различие двух Его природ: не разделяю единого Сына на двух Сынов. Верую и в Духа Святого, Духа истины, от Отца исходящего, неразделимого от Святой Троицы: Ему вверяю мое освящение, на Него уповаю о своем воскресении из мертвых.

      4. Этому постоянно поучайтесь и душой и языком; это непрестанно держите и в мыслях и на устах. Вы имеете апостольское правило веры и боголюбивой жизни: ведь без веры дела мертвы. "Говорю по [рассуждению] человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на [дела] беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на [дела] святые" (Римл. 6:19). Блудник пусть будет целомудренным, несправедливый пусть будет справедливым, хищник – щедрым, корыстолюбивый – нищелюбивым, бесчеловечный и златолюбивый прежде – пусть теперь явится христолюбивым, хульник – песнотворцем, спешивший в театры пусть теперь спешит во двор Божий, увлекавшийся конскими ристалищами пусть посвятит свое внимание апостолам, подвиги которых для подражающих им спасительны. Как будущие невесты Христа украсьте свои души и тела. Пусть будут взоры ваши отображением душевной тишины; лица ваши пусть будут ясным отпечатком внутреннего благочестия; из уст ваших пусть исходит благоухание псалмов и гимнов скромных, целомудренных, приличных девиц, готовящихся к браку; пусть души ваши будут чистыми, белыми, чтобы они могли принять окраску, подобную царской багрянице. Когда вы войдете в чертог духа, когда проникните в покои благодати, когда приблизитесь к страшной и в то же время вожделенной купели, как  пленные рабы повергнитесь ниц перед царем, преклоните все вместе колена и, простерши руки к небу, где царственно восседает Царь всех нас, и очи устремляя к неусыпающему оку, с такими словами обратитесь к человеколюбцу: отверзи нам виноградник Твой, Господи, хотя мы и дождались одиннадцатого часа; не гневайся на нас, Владыка, за нашу медлительность, не закрывай перед нами дверей Твоего человеколюбия; мы сознали свою прежнюю леность, осудили свое нерадение; мы потерпели за преслушание, мы наказаны за сонливость, среди удовольствий потерпели крушение, среди забав были ограблены, погибли, предаваясь душой суете. Едва, наконец, мы пробудились, едва ободрились, едва нашли полезное, едва избежали вражды. Мы отрекаемся от лукавого совершенно, отрекаемся от пагубных и порочных увлечений. Мы сочетаемся отныне Спасителю, единому Богу. Прими рукописание нашего исповедания, чтобы, боясь наказания, мы сохранили то, в чем здесь обещались; прими символ нашего завета с Тобою, чтобы стыдясь символа, мы сохранили нравы свои непоколебимыми и неизменными. Будь милостив к рабам своим – пленным, обнаженным и мертвым; возврати нам прежнее родство; одень тех, которых обнажил  дьявол; помажь нас елеем Твоего святого помазания, чтобы не причинило нам опять вреда укушение змея. Мы хотим  соблюсти Твои заповеди, хотим быть в Твоем винограднике, хотим вблизи Тебя трудиться в качестве работников. Все дни жизни нашей мы прожили порочно; остальное время жизни хотим провести в добре. Хочешь помиловать как блудных, - помилуй; хочешь спасти как мытарей,  явить человеколюбие свое как разбойникам, спасти как гонителей, - спаси как хочешь. Помилуй кающихся, как был долготерпелив к согрешающим; помилуй припадающих, как был милостив к отвергавшим Тебя; помилуй умоляющих, как сносил оскорбляющих. Открой нам, обуреваемым, пристань крещения; открой нам, израненным, безболезненную врачебницу; открой нам, одряхлевшим, беспечальное горнило; открой нам, повинным смерти, спасительный гроб; открой нам Твоего тридневного умерщвления живоносный образ; открой нам возрождения девственную утробу; открой нам усыновления непорочную матерь; открой нам врата бессмертия; открой нам дверь небесную, потому что Ты сам сказал: "просите, и дано будет вам" (Мф. 7:7). Подтверди на деле то, что ты сказал; что обещал, исполни, как неложный. Мы веруем, что Ты можешь сделать все; мы веруем, что Ты можешь очистить нас от греховной грязи; мы веруем, что Ты можешь Духом и водою возродить закосневших в грехе; мы веруем, что Ты можешь совершить это чудное рождение; мы веруем, что и женщины, и дети, и юноши, и мужи, и старцы по Твоей воле выйдут из этих вод новою тварью, как новорожденные дети; мы веруем, что Ты можешь в водах этих потопить наши грехи, как потопил фараона со всем воинством его; мы веруем, что Ты можешь вывести нас на путь спасения, как некогда израильтянам устроил путь посреди моря; мы веруем, что можешь все, что хочешь. Говоря так, ожидайте, что и Господь вам скажет: веруете ли, "веруете ли, что Я могу это сделать? По вере вашей да будет вам" (Мф. 9: 28,29). Ему слава во веки веков. Аминь.

В начало Назад На главную

 Проект «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования»
Сайт создан при поддержке РГНФ, проект № 14-03-12003
 
©2008-2017 Центр библеистики и иудаики при философском факультете СПбГУПоследнее обновление страницы: 24.3.2014
Страница сформирована за 78 мс 
Яндекс.Метрика