Этот текст скопирован из другой on-line библиотеки, адрес исходного файла в которой не удаётся определить по техническим причинам

Ссылки, приводимые ниже, могут не работать или вести на страницы вне нашего сайта – будьте внимательны и осторожны: создатели сайта «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования» не несут ответственности за возможный риск, связанный с переходом по ссылкам на другие сайты. В особенности будьте внимательны при переходе по ссылкам рекламного характера, ссылкам, смысл которых Вам непонятен, и по ссылкам, текст которых отображён явно некорректно.

Авторские права (если таковые существуют) на приводимый ниже текст принадлежат авторам оригинальной публикации

.

Слово о цирке

 

 

      Сегодня у нас открыты духовное поприще и небесное состязание для готовых к духовному созерцанию, не по перстно-тленному человеку от земли, но по духовному и небесному, и состязание происходит на земле, а цель его на небе. Это я должен наперед сказать для обличения любителей зрелищ, пренебрегающих духовным зрелищем спасения и предпочитающих телесное и порочное зрелище – конского ристалища, а вернее – ристалища сатанинского. Смотри же прилежно, возлюбленный, лучше несуетливое состязание Церкви, где подвизается Павел, не по арене кружась, но от Иерусалима кругом до Иллирика наполняя все страны благовестием Христовым (Рим. 15:19); там управляет колесницей Илия, о котором сказано: "отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его" (4 Цар. 2:12), совершая бег, не от начального до конечного флага, но от земли до неба на огненной колеснице; там лик небожителей присутствует на зрелище, и Судия духовный восседает, и Царь смотрит, и победный дар небесный предлагается, и бичи страшного суда перед глазами. Бог хочет, чтобы ты боролся сам с собою, поэтому и дал тебе колесницу, запряженную четырьмя евангельскими животными, в которой белые кони – по пророчеству Захарии (Зах. 4): коренные – свет и бессмертие, а пристяжные – правда и истина. С ними соперничает в беге колесница идущего на землю северного ветра, о котором сказано Премудростью: "северный ветер – пронзительный ветер" (Прит. 27:16). Этот – жестокий и злой ветер – дьявол. В колеснице его черные кони – в корне ад и смерть, а на пристяжке -  мрак и гибель, - и направляется она наперекор колеснице Христовой, о которой сказано: "колесниц Божиих тьмы, тысячи тысяч" (Пс. 67:18). Вот кони, которыми ты должен управлять в треволнениях жизни, как в море. Навел Господь на море коней Своих, смущающих  воды многие (Авв. 3:15) и низлагающих колесницы мысленного фараона и силу его в Красном море. Есть у него и ангел – погонщик, преследующий и уничтожающий коней врага твоего. "Да будет", говорит псалмопевец, путь "их темен и скользок, и Ангел Господень да преследует их" (Пс. 34:6). Твоими  противниками в этом беге являются хананеи, фарисеи, саддукеи, возвещающие дары дьявола, а на своей стороне ты имеешь Моисея, Самуила и Давида, которые уже ранее возвестили о пришествии Праведного. Тот имеет у себя подручными  демонов – Вила, Дагона, Ваала и Хамоса, которые служили к соблазну Израильтян и погубили их в пустыне, а тебе – отворяют двери и помогают Павел, Силуан и Тимофей, которые о себе говорили, что "для меня отверста великая и широкая дверь, и противников много" (1 Кор. 16:9), которые просили, чтобы дано было "слово  во отвержение уст"[1] их (Ефес.6:19). У него Филипп, Иуда, Димас, Гермоген, Именей и Александр ковач, полные лицемерия, а твою сторону среди зрителей держат – чины ангелов и лики праведных, приникающих с неба посмотреть, как "бегут все, но один получает награду" (1 Кор. 9:24). Один – это поистине народ Христов, один – крещенный во Христа и облекшийся во Христа; здесь нет ни иудея, ни  эллина, ни мужеского пола, ни женского, ни раба, ни свободного, ни скифа, ни Ария, ни Евномия, ни Марафонца, но один народ во Христе. Подвизайся и проводи жизнь, достойную Бога, народ Божий, в созерцании Святого Духа! Пусть не услаждают тебя конские состязания, чтобы не подвергнуться тебе опасностям прежде суда. Если хочешь участвовать в состязании, лучше делай это на поприще духовного созерцания. Против похотливых коней дьявола впряги свои благочестивые размышления, против сильных долготерпение, - ведь ты знаешь, что "долготерпеливый лучше храброго" (Прит. 16:32), - против иудейства христианство, против язычества богопочтение, против блуда целомудрие, против жадности милостыню, против лжи правду, против гнета кротость и мягкость. С быстрыми конями дьявола состязайся точно также на противоположных им, т.е. против гнева и печали поставь кротость ("кроткий муж", сказано, "сердцу врач" – Прит. 14:30); итак, противопоставь быстрым – кротость, вражде – дружбу, ненависти – любовь, притеснению – благодарность, превозношению – смиренномудрие, злобе – благодушие; одним словом противопоставь всякому злому делу правую и спасительную веру. Но само собою разумеется, что ведя состязание на таких конях, ты и сам должен отличаться воздержанием духовным, чтобы тебе не остаться беспризорным, подвергнувшись морской болезни. "Все подвижники", говорит апостол, "воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы - нетленного"       (1 Кор. 9:25). Возьми и шлем спасения, и бич в руку твою, подобный тому, какой сделал из веревок Господь наш Иисус Христос, чтобы изгнать из храма торговцев дьявола. Держись ближе к сосуду избрания; взойди, о, Филипп, на колесницу евнуха, освобожденного от всякой нечистоты, взойди на эту колесницу и все свое внимание направь на махальщика, приставленного к чтению евангелия. Никто пусть не думает, что я говорю смешное: ведь как на ристалище глаза всех устремляются на махальщика, когда он выходит с сигнальным флагом, и все ожидают открытия бега по его знаку, так тоже самое происходит и в церковном собрании, когда дьякон должен открыть четвероевангелие: все мы устремляем взоры на него, наблюдая тишину и как только он готов начать чтение, все мы тотчас возбуждаемся, воспевая: слава Тебе, Господи. Взойди на эту колесницу состязания, беги, побеждай, опрокидывай соперника, обгони и порази его; провозгласи устами твоими прекрасное исповедание и устремись на противника: "Кто ходит в непорочности, тот ходит безопасно". Порази его как Давид Голиафа, прогони его как Елисей Гиезия, настигни как Илия Ахава в винограднике Навуфея, низвергни его во тьму кромешную, где плачь и скрежет зубов (Мф. 8:12): будь только внимателен к самому себе. "Смотрите же за собою", говорит Господь в Евангелии, "чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством" (Лк. 21:34). Все переноси: "носите бремена друг друга" (Галл. 6:2). Идя по трудной дороге, будь осторожен "да не преткнешься о камень ногою твоею" (Пс. 90:12); не оборачивайся назад, помня участь жены Лотовой. Идя по пути правды, не уклоняйся ни направо, ни налево. Внутрь стремись из рая, стремись внутрь. "Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления" (Мф. 15:19), вообще все оскверняющее человека. Не давай ему снисхождения, как и Бог Израилю, потому что он жестоковыен; не делай ему уступки; он влечет тебя ко греху. Но ты будь впереди врага твоего и скажи ему: "отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое" (Мр. 8:33). Удаляйся от него, как Илия убегал от Иезавели: спеши к почести вышнего звания. Не допускай его догнать тебя, как слуги Авессалома не могли догнать Иоанфана и Ахимааса, священников Господа, бежавших (к Давиду), не допускай схватить тебя, как слуги царя иерихонского не могли  схватить соглядатаев, но если возможно, обмани его как Раав блудница обманула сыщиков. Пусть не удастся ему подчинить тебя себе, как фараон не мог подчинить себе Моисея и Аарона, но ты перехитри его, как волхвы – Ирода. Не ослабевай в борьбе с ним: ведь ты имеешь распорядителем Бога, а врачем Христа. Не бойся: имеешь ведь умастителем Духа Святого, помазавшего тебя миром из таинственного рога Самуилова. Не бойся жажды: у тебя есть при себе в тыкве вода упокоения – крещения, чтобы, подвигаясь вперед, т.е проповедью Иониною, ты мог восстановить свои силы. Опрокинь его тираническую  колесницу. Брось его в яму, которую он сам вырыл; брось его туда на самое дно. Воскликни словами псалма: "Из глубины взываю к Тебе, Господи. Господи! услышь голос мой" (Пс. 129:1,2)! Сбрось его в глубину, уцелев сам от его пагубы. Воздень в высоту преподобные твои руки к Царю, прими от Него пальмовый венок, как некогда отроки, и потрясши им, поклонись Ему, потому что пал Вил, сокрушился Дагон (Ис. 46:1). "Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом" (1 Кор. 15:57). Такою вот победою ты мог бы открыть себе доступ в рай, как во всенародную купальню, где четыре источника с  обильною точно в купальне водою, и почить в месте злачне, где так кстати были бы слова:  "Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим" (Пс. 22:2). И похваляясь всем этим, ты мог бы сказать: "Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды" (2 Тим. 4:7,8), во Христе Иисусе Господе нашем, Ему же слава во веки веков. Аминь.



[1] Это славянский перевод. Прямой перевод с греческого будет "слово в открытие уст". Синодальный: "дабы мне дано было слово - устами моими открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования". – и.Н.

В начало Назад На главную

 Проект «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования»
Сайт создан при поддержке РГНФ, проект № 14-03-12003
 
©2008-2017 Центр библеистики и иудаики при философском факультете СПбГУПоследнее обновление страницы: 24.3.2014
Страница сформирована за 15 мс 
Яндекс.Метрика