Этот текст скопирован из другой on-line библиотеки, адрес исходного файла в которой не удаётся определить по техническим причинам

Ссылки, приводимые ниже, могут не работать или вести на страницы вне нашего сайта – будьте внимательны и осторожны: создатели сайта «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования» не несут ответственности за возможный риск, связанный с переходом по ссылкам на другие сайты. В особенности будьте внимательны при переходе по ссылкам рекламного характера, ссылкам, смысл которых Вам непонятен, и по ссылкам, текст которых отображён явно некорректно.

Авторские права (если таковые существуют) на приводимый ниже текст принадлежат авторам оригинальной публикации

.

ГЛАВА 54

 

1-3. Возвеселись, неплодная, нерождающая. Акила говорит: хорошо пой благословение, громко кричи. Воскликни и возгласи, немучившаяся родами: не стыдись своего бесчестия. Потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа, говорит Господь. Распространи место шатра твоего, расширь покровы жилищ твоих. Другие говорят: дворы палаток твоих. Не стесняйся. Акила говорит: они распространятся и не разрушатся. Пусти длиннее верви твои. Акила говорит: соедини веревки твои. И утверди колья твои; ибо ты распространишься направо и налево, и потомство твое завладеет народами и населит опустошенные города. Этими словами обозначается возвращение. Это в действи­тельности исполнилось в церкви, потому что она была лишена добродетели и не могла давать никакого плода. Видишь ли, ка­кой оборот приняло дело? Она стала иною, чем была.

Не бойся, ибо не будешь постыжена; не смущайся, ибо не будешь в поругании. Я не в век гневаюсь, Я могу сотворить то, что не суще­ствует, потому что Я сотворил то, что существует. Ты была в бесчестии, но потом ты не будешь находиться во власти кого-либо, освободишься от позора, и Я сделаю тебя подобного тому, который никогда не подвергался мучениям.

Ты забудешь посрамление юности твоей и не будешь более вспоминать о бесславии вдовства твоего. Бог дарует такие благодеяния, что они не только удаляют скорби, но и самую память о скорбях. Таково именно превосходство даров Божиих. Ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф – имя Его; и Искупитель твой – Святый Израилев: Богом всей земли назовется Он. Велико обещание и дивен вестник. Не удивляйся этому, потому что тот, кто совершает все это, есть Господь, Которому все легко, и тот, кто будет сохранять тебя, Богом всей земли назовется Он; прозовется, т.е., когда это исполнится. Итак, пророк говорит о церкви, потому что все это исполнилось в церкви. Когда Бог языков прозвался Богом всей земли, если не во время Своего пришествия? Имя идолослужения совершенно изгла­жено и все призваны во имя Христово.

 

6-7. Ибо как жену, оставленную и скорбящую духом, призывает тебя Господь. Симмах и Феодотион говорят: притесненную. Хотя от на­чального возраста ты была такою, что ненавидела мир, но, го­ворит, не будет того, чтобы Я всегда имел к тебе ненависть; ты была ненавидима лишь на время. Любовь бывает трудной отно­сительно женщин, ненавидимых в цветущем возрасте, по­тому что каждая женщина, какова она ни есть, подходяща для того, чтобы ее любили от юности; потому пророк здесь гово­рит: и как жену юности, которая была отвержена, говорит Бог твой. На малое время Я оставил тебя, но с великою милостью восприму тебя. Акила говорит: совокуплю тебя; Феодотион говорит: со­беру тебя. Такая женщина, вместо того, чтобы быть любимою, скорее пребывает в забвении. Но ты будешь пользоваться Моим великим милосердием. То, что Я оставил тебя на не­которое время, есть знак любви и причина великой милости. Часто бывает милосердие тогда, когда прогневавшийся отлагает свой гнев.

 

8. В жару гнева Я сокрыл от тебя лице Мое на время, но вечною милостью помилую тебя, говорит Искупитель твой, Господь. Симмах говорит: во время мало была ярость твоя. Но вечною милостью помилую тебя, говорит Искупитель твой, Господь. Ибо это для Меня, как воды Ноя. А другие говорят: как во дни Ноя, – потому что Он сохра­нил всю человеческую породу, сохранивши немногих от гнева. Каким же образом Он освободил ее? Потоп истре­бил всех, но праотцы были освобождены. Бог делает изве­стным для всех, что, подобно тому, как Он освободил тех от потопа, так и этих освободит от плена. Не изменил ли Я гнева на милость? Как было тогда с теми, так будет те­перь с вами.

 

9. Как Я поклялся, что воды Ноя не придут более на землю, так поклялся не гневаться на тебя и не укорять тебя. Однако Он не поклялся, но, чтобы убедить их, говорит: горы сдвинутся и холмы поколеблются. Однако, горы не переставлены и холмы не передвинуты со своих оснований; но этими словами пророк обозначает смятение и замешательство. А милость Моя не отступит от тебя, гово­рит, в том, что Я не попущу не только потопа, но также никакого иного замешательства или движения на всем круге земном, но что он всегда будет пребывать твердо. Теперь Я клянусь относительно твоего плена, что Я не потерплю более быть тебе мучимым твоими неприятелями. Хотя и было совершено столько беззаконий прежде потопа, однако милость Моя оставила семя человеческое (для продолжения рода). А милость Моя не отступит от тебя, и завет мира Моего не поколеблется, говорит милующий тебя Господь. Акила говорит: союз.

 

11. Бедная, бросаемая бурею, безутешная! Вот, Я положу камни твои на рубине. Акила говорит, вместо анфракса: (сюрьмою), который также есть вид драгоценного камня. Сим­мах говорит: (слагаю сюрьмой), а еврейский текст: pappoch. И сделаю основание твое из сапфиров; еврейский текст говорит: usamti colcol vamtouta. Акила говорит: сделаю colcol защитою твоею, Феодотион: сделаю из анеракса дворец твой. И сделаю окна твои из рубинов и ворота твои – из жемчужин. Акила го­ворит: просверленные драгоценные камни; Симмах и Феодо­тион говорят: вырезанными драгоценными камнями.

 

12. Стеною огражду тя из камений избранных. Смотри, нам, опечаленным, даются великие благодеяния и великие блага для нашего утешения. И всю ограду твою – из драгоценных камней. Пророк го­ворит возвышенно, намереваясь убедить их выйти из плена. Когда говорится: у вас были крылья голубки, серебристые и с междуплечиями ее блестящими, как золото (Пс.67:14), то никто, конечно, не видел та­кого голубя: здесь этими словами обозначаются будущие блага, подобно тому, как выше у самого пророка говорится: сделаю то, что люди будут дороже чистого золота, и мужи – дороже золота Офирского (Ис.13:12). Как там то, что драгоценно, срав­нивается с золотом, так здесь – с драгоценными камнями. Что за польза строить город из таких драгоценных кам­ней? Эти камни совсем не были нужны для созидания стены,и стена потому не считалась более драгоценною. Если ты гово­ришь относительно этой жизни, то все это получили бы другие, тогда как они должны были быть преданными наказаниям и недостойными утешения. А если бы они получили что-либо в воскре­сении, то тогда и бедные пользовались бы такими благами, да в той жизни ни в чем подобном не будет необходимости. Что пользы в воскресении, если мы воскреснем к жизни, оди­наковой с настоящей? Для того, чтобы кто-либо упавший назы­вался восстановленным, необходимо, чтобы он при этом по­лучил большую славу. И все сыновья твои будут научены Господом: видишь ли, он показывает добродетели? И великий мир будет у сыновей твоих. Ученики Бога и великий мир будет у сыновей твоих, т.е.: они будут управляемы по законам и установлениям. Ты утвердишься правдою. Акила говорит: утвердишься. Симмах и Феодотион: будешь уготован.

 

14-17. Будешь далека от угнетения, ибо тебе бояться нечего, и от ужаса, ибо он не приблизится к тебе. Послушай: почему ты боишься? Ничья жизнь так не печальна, так не смешна, так не слаба и шатка, как жизнь того, кто живет во грехах, потому что его жизнь есть как бы пыль ветра, как бы трава и тростник. Если угодно, мы исследуем этот предмет. Хотя и никто не обви­няет какого-либо беззаконника, тем не менее таковой всегда живет во страхе, и трепете и сомнении; праведник же пребы­вает безбоязненным и твердым. Хотя бы его во многом обви­няли многочисленные лжесвидетели, однако ему никто не мо­жет повредить. Что бы противное ему ни приключилось, хотя бы его удерживали и мучили многие, тем не менее он не по­лучит никакого вреда. Если же он и получает какой-либо вред, то, умирая невинным, он все же в конце проводит добрую жизнь. Но скажут: он подвергается смерти. Да разве он не умрет наконец, если не умрет теперь таким обра­зом? Но в действительности он не умирает. Не знаешь ли ты, что часто смерть бывает гораздо лучше жизни, а у мно­гих жизнь бывает весьма жалкою, не лучше, чем у иных смерть. Не всегда должно презирать жизнь, и не всегда должно избегать конца жизни. Напротив – всегда должно избегать злого конца. То и другое (жизнь и смерть) само по себе не есть ни зло, ни добро, но быть ему тем или другим – будет за­висеть от конца. Что блаженнее смерти Иоанна и что жалче Иродовой? Тот и по смерти возбуждал страх в живом: в то время Ирод четвертовластник услышал молву об Иисусе и сказал служащим при нем: это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им (Мф.14:1,2) – Иоанн, которого я предал смерти. Теперь взвесим, что лучше: только ли жить, или хорошо жить? Ясно, что лучше – вести хорошую жизнь. Иисус знал живу­щих во грехах и говорил о том, чего не было, как бы о существующем: лучше было бы тому человеку не родиться (Мк.14:21), показывая, что для него было бы лучше не существовать, чем проводить жизнь во грехах. А в другом месте говорится: блажени умершии, которые уже умерли, более, чем живые (ср. Еккл.4:2), так что благо составляет не жить, но хорошо жить. Если же не так, то разве не всякая смерть лучше, чем жизнь? Итак, теперь вы, живущие, желаете какой смерти? Я говорю – смерти Иоанна. У одного было очень много обвинителей, в особенности же его совесть, так как, поражаемый ее уколами, он боялся и трепетал и здесь уже пребывал в мучениях, и там также его ожидали казни и мучения; другой же беззаботно, подобно атлету, увенчанному по­бедой, о доблести которого возвещается везде, заканчивая свои труды, возложил на свою главу венец, дивный по своим до­бродетелям, прославляемый, хвалимый не только людьми, но также и ангельскими силами, которые видели победу мученика, – ангелами, имя которых он имел, потому что и он назывался ангелом, как показавший ангельскую добродетель. Кому ты теперь будешь удивляться? Кого ты будешь хвалить: Нерона или Павла? Один пребывал во дворце, а другой в темнице; один убивал, а другой умер. Каждый из вас кем желает быть: Нероном, который убивал, или Павлом, который предан был смерти? Но зачем я вспоминаю древние истории? Желаете ли вы быть подобными тиранам, которые убивали, или подобными мученикам, которые были ими убиваемы? Продолжать этот во­прос бесполезно. Сами дела не отвечают ли вместо вас? Вы часто проклинаете тех, и считаете их жалкими; напротив, Память этих вы прославляете ежегодно с радостью. Итак, не только будем желать жизни, но жизни доброй; тогда, приклю­чится ли с нами смерть или жизнь, – безразлично. Я, говорит пророк, отрицаю, что ты потерпишь какой-либо вред, и даже не придется тебе бояться, по написанному: праведник смел, как лев (Притч.28:1). Дух может быть спокойным только тогда, когда он не терзается уколами совести. Напротив дух подвергается мучению, когда он угнетается дурными помыслами и мучениями совести. Не видишь ли, как был велик, сла­вен и разумен Давид? Однако когда он подвергался нака­занию, и был обличен деревенским и бедным человеком, то обнаружил великое смирение: согрешил, сказал он, пред Господом (2Цар.12:13), почему в скором времени и были про­щены его грехи.

Вот, будут вооружаться против тебя, но не от Меня; кто бы ни вооружился против тебя, падет. Тогда они будут соревновать твоему благо­честию, и многие пожелают тебе правильного порядка. Не ма- лым даром было то, что иудеи после плена были достойными того, что им ревновали те, т.е. язычники. И к тебе прибе­гнут Мною (в русском переводе этих слов нет), т.е., не ради твоей праведности, но ради милосер­дия Божия. Вот, Я сотворил кузнеца, который раздувает угли в огне и производит орудие для своего дела. Он вновь утверждает их веру: как кузнец исправляет поврежденный сосуд, раздувая угли, так, говорит, вновь будет отстроен ваш город. Как новый со­суд, произведенный с помощью поддувала, бывает блестящим, так будет блестеть по возвращении и город. И Я творю губителя для истребления. Ни одно орудие, сделанное против тебя, не будет успешно. Другие же говорят: вот, Я поставлю вас не на погибель, сокрушу всякий уготованный сосуд. Я сотворил тебя не для того, чтобы предать тебя гибели. Откуда это ясно? Если бы Я сотворил тебя для погибели, то Я и не творил бы тебя. Что действительно так, ясно, из следующих слов: Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия, и все в мире спасительно (Прем. Сол.1:13-14).

И всякий язык, который будет состязаться с тобою на суде, – ты обвинишь. А прочие переводчики говорят: все погибнут. Это есть наследие рабов Господа, оправдание их от Меня, говорит Господь, т.е., хотя праведник падет семь раз, однако он восстанет. Наследие рабов Господа, т.е., вера, надежда и устойчивые блага, которые предстоят им после плена.

В начало Назад На главную

 Проект «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования»
Сайт создан при поддержке РГНФ, проект № 14-03-12003
 
©2008-2017 Центр библеистики и иудаики при философском факультете СПбГУПоследнее обновление страницы: 24.3.2014
Страница сформирована за 15 мс 
Яндекс.Метрика