Этот текст скопирован из другой on-line библиотеки, адрес исходного файла в которой не удаётся определить по техническим причинам

Ссылки, приводимые ниже, могут не работать или вести на страницы вне нашего сайта – будьте внимательны и осторожны: создатели сайта «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования» не несут ответственности за возможный риск, связанный с переходом по ссылкам на другие сайты. В особенности будьте внимательны при переходе по ссылкам рекламного характера, ссылкам, смысл которых Вам непонятен, и по ссылкам, текст которых отображён явно некорректно.

Авторские права (если таковые существуют) на приводимый ниже текст принадлежат авторам оригинальной публикации

.

ГЛАВА 48

 

Ст. 1-5. Слушайте это, дом Иакова, называющиеся именем Израиля и происшедшие от источника Иудина. А другие говорят: от воды Иуды. Видишь ли, Он презирает происхождение, если оно не соединяется с добродетелью, но более влачится по земле, – употребляя здесь прекрасные выражения. Дом Иакова, называющиеся именем Израиля и происшедшие от источника Иудина, клянущиеся именем Господа и исповедающие Бога Израилева, хотя не по истине и не по правде. Ибо они называют себя происходящими от святого города и опираются на Бога Израилева. Он приводит на ум прежние события, – или те, которые совершились в Египте, когда Он говорил: и смирят я лет четыриста и тридесят[1] (ср. Быт.15:13), – или те, которые совершились в Вавилоне, потому что они подвергались мучению в течение 70 лет. Прежнее Я задолго объявлял; из Моих уст выходило оно, и Я возвещал это и внезапно делал, и все сбывалось: пришло или в то время, когда они были как бы ви­новными, или когда не ожидали. Я знал, что ты упорен, и что в шее твоей жилы железные, и лоб твой – медный. Он утверждает это за­тем, чтобы кто-либо не сказал, что пророчества, постоянно угро­жающие будущими наказаниями, нисколько не приносили пользы, и что они сами от угроз не получили никакой пользы, и не стали лучшими. Поэтому и объявлял тебе задолго, прежде нежели это приходило, и предъявлял тебе, чтобы ты не сказал: "идол мой сделал это, и истукан мой и изваянный мой повелел этому быть. Потому и Агав пророчествовал, что будет великий голод (Деян.11:28), чтобы в то время, когда почитание демонов едва прекратило свое существование, они не верили, что такой го­лод произойдет вследствие их гнева. Потому Бог предсказал о нем чрез Своего пророка, а не чрез чужого. Знаю, гово­рит, что ты жесток, и предсказал потому, что ты не полу­чаешь никакой пользы от пророчеств.

 

6-8. Ты слышал, – посмотри на все это! и неужели вы не признаете этого? – т.е.: вы пренебрегли этим. А ныне Я возвещаю тебе новое, т.е.: что должно совер­шиться во время возвращения из плена. Оно произошло ныне, а не задолго и не за день, и ты не слыхал о том, т.е.: вы не веровали и не заботились. Ты и не слыхал и не знал об этом, и ухо твое не было прежде открыто, т.е.: Я терпел для того, чтобы ты разумел, почему Я не тот­час подверг наказаниям, как сказал о них. Конечно, Я предсказал на словах, но в действительности ничего (такого) еще не совершил. Так обыкновенно говорил многое и Хри­стос, но Он раскрывал не все притчи.

Приводится также и самая причина слепоты их. Ибо Я знал, что ты поступишь вероломно, и от самого чрева матернего ты прозван отступником. По этой причине Я не говорил тебе ничего относительно того обещания, но дозволил, чтобы ты блуждал туда и сюда. Каким образом кто-либо может быть беззаконником от чрева? В этих словах обозначается множество пороков, – так как никому невозможно быть безза­конником от чрева. Подобно этому говорится и в ином месте: удалились от Бога грешники с самого рождения, заблудились от чрева матери, говорили ложь (Пс.57:4). Разумей: когда они от младенче­ского возраста перешли в юношеский, то они совершенно оста­вили Бога. Иные же говорят: ты называешься беззаконником от чрева матери. Это совершилось в то время, когда они вышли из Египта, потому что они чрез Моисея вышли из еги­петских мучений ко спасению, как бы из чрева.

 

9-15. Ради имени Моего отлагал гнев Мой, и ради славы Моей удерживал Себя от истребления тебя. Вот, Я расплавил тебя, но не как серебро; испытал тебя в горниле страдания. Видишь ли, Он считает страдание помощью? Но, говорит, они не были достойны даже этого: хотя бы (во время плена) они пребывали в добродетелях, но эта помощь им оказывается только ради Моего имени. Чтобы обозначить легкость наказания, Он не гово­рит: наказал, а только: испытал. Но скажи: какая же отсюда последует польза? Ради славы Моей удерживал Себя от истребления тебя, говорит.

Ради Себя, ради Себя Самого делаю это, чтобы они пришли к покая­нию не только от наказаний, но и от чудес, ради чего Я не посылаю ни бедствий, ни благ без чудес. А если угодно, то я опять покажу тебе, что в каждом бедствии и благе заклю­чаются чудеса, так что дары благодати обнаруживаются из того и другого.

Вот, Я расплавил тебя, но не как серебро; испытал тебя в горниле страдания. Ради Себя, ради Себя Самого делаю это, – ибо какое было бы нарекание на имя Мое! славы Моей не дам иному. Здесь Он называет Своею славою народ. Послушай Меня, Иаков и Израиль, призванный Мой: Я тот же, Я первый и Я последний. Что значат эти слова: Моя рука основала землю, и Моя десница распростерла небеса? Здесь Он говорит не о творении, но о расположении.

Призову, говорит, неодушевленное и бесчувственное, и они предстанут вместе. Соберитесь все и слушайте. Кто между ними предсказал это? Господь возлюбил его, и он исполнит волю Его над Вавилоном, т.е.: любящий тебя исполнил свою волю относительно их. И явит мышцу Его над Халдеями. Что ты го­воришь? Что Он будет мучить тех ради того, что любить этих? Никак, но подобно тому, как тот, кто любит какого-либо человека, считает прекрасным говорить своему другу: "я сделал то и это ради тебя", – так и Бог, любящий Свой народ, мучил тех (вавилонян), и кроме того, ради Своей любви, освобождал из рабства. То, что Он подвергал халдеев каз­ням не ради только их, ясно из следующего: Я, Я сказал, и призвал его; Я привел его, и путь его будет благоуспешен: говорится о Кире, о котором Он предска­зал и исполнил предсказанное. Мы часто указывали также на причины этой вещи, которые находим и в евангелии, когда читаем: прежде нежели то сбылось, дабы, когда сбудется,

вы поверили, что это Я (Ин.13:19).

 

16-19. Приступите ко Мне, слушайте это: Я и сначала говорил не тайно. Если Я теперь говорю свободно, то Я и тогда говорил также не в сокровенном месте. С того времени, как это происходит, Я был там; и ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его. Видишь ли, что и Дух посылающий также есть Бог?

Так говорит Господь, Искупитель твой, Святый Израилев: Я Господь, Бог твой, научающий тебя полезному, ведущий тебя по тому пути, по которому должно тебе идти к полез­ному. Другие говорят: научил тебя. Часто говорится в писа­нии: Я Господь, Бог твой (Исх.20:2), чтобы они сознавали величайшую помощь Его. Цари склонны делать полезное не из любви к добродетели, но ради своего удобства, и если когда упражняются в добродетелях, то это также служат к их пользе. Бог же убеждает Своих слуг, чтобы пребывали в добродетелях, убеждает дело рук Своих, чтобы благоче­стиво жили.

О, если бы ты внимал заповедям Моим, – говорит. Ясно, что Он все, что ни делал, совершил для нашей пользы. Тогда мир твой был бы как река, и правда твоя – как волны морские, теку­щие и обильные: мир непрестанный и ненарушимый. Нет ни­чего полезнее повеления Божия: оно есть вместе источник жизни, мира и всех благ.

И семя твое было бы как песок; и этого благодеяния дости­гали исполнители повелений. И происходящие из чресл твоих – как песчинки. А другие говорят: как тысячи земли. Но не изгладилось бы, не истребилось бы имя его предо Мною, т.е.: и теперь также, хотя ты и не слыхал о Мне. О, благоволение Божие! Хотя ты и не слыхал обо Мне, однако Я и теперь, говорит, не буду подвергать тебя никаким наказаниям предо Мною. Хотя бы вы были отвержены духом человеческим, однако, вы будете жить предо Мною, и можете вновь слышать повеления Мои.

 

20-21. Выходите из Вавилона, бегите от Халдеев. Почему же Он повелевает обратиться в бегство? Этим Он указывает на их леность. Некоторые из иудеев, охваченные любовью к врагам своей страны, желали там остаться; Он предотвра­щает их от такого чувственного и бездеятельного настроения, говоря: выходите из Вавилона, бегите от Халдеев, – из земли твоих врагов, так как на эту страну придут весьма многочислен­ные и великие бедствия, так что вам, желающим пользоваться жизнью, всегда нужно бежать. Подобно тому, как некогда случилось в Египте, что удерживавшие евреев потом побуж­дали их выходить, и выгоняли их силою, так, говорит, и те­перь произойдут такие бедствия, что как вы, так и прочие вместе обратитесь в бегство.

Со гласом радости возвещайте и проповедуйте это, распространяйте эту весть до пределов земли, т.е.: проповедайте о совершившихся событиях везде во вселенной. Он желает показать или то, что Он исхитил их от рук врагов Своею силою, или же то, что он восстановил их невредимыми, почему и говорит далее: говорите: "Господь искупил раба Своего Иакова", и не потерпел, чтобы они жаждали в пустынях, чрез которые Он ведет их: Он источает им воду из камня; рассекает скалу, и льются воды. В этих словах указывается на легкость освобождения, так что, если бы кто сомневался, что Он не может совершить осво­бождения из Вавилона, то такой пусть поверит этому в виду совершившегося во время странствования по пустыне. Свободная воля людей гораздо более упряма, чем природа остальных тварей: эти совершенно лишены души или чувства, напротив – те, будучи одарены разумом, если желают, то слушаются, если же не желают, то остаются упорными.

Нечестивым же нет мира, говорит Господь. Каким об­разом нечестивые не охватываются радостью, когда пророки го­ворят: нет позора в смерти их и продолжительности в страдании их.

В трудах людей не участвуют и (наравне) с людьми не терпят наказа  (Пс.72:4-5); а по­том: и цитра и гусли, тимпан и свирель и вино на пиршествах их, младенцы пред ними (Ис.5:12), – что служит признаком великой ра­дости; а также: путь нечестивых благоуспешен (Иер.12:1). Почему же здесь говорится: нечестивым же нет мира? А иные гово­рят: нет мира нечестивым, потому что они, может быть, иногда находят радость; но еврейский псалом говорит: Amar Adonai Karsaim[2], т.е., нет мира нечестивым. Ясно, что они не имеют истинной, неиссякаемой, нескончаемой радости. По­добно тому, как бесконечен Бог, так и радость, которая исходит от Бога, бесконечна; она всегда течет, всегда цве­тет и никогда не иссякает; нечестивые же лишены такой радости. Пророк не сказал: они не подвержены радости, но: нет мира, – как если бы кто-либо сказал какому-либо бедняку, что он не богач и что это не возможно. Люди, которые ежедневно ведут неправую жизнь, а также участники их преступлений, всегда живут в великом страхе и смятении и пребывают в постоянной смерти. Ничто не препятствует на­звать это смертью, здесь есть нечто более тяжелое даже самой смерти. Смерть есть освобождение от бед, от зол, которые содержат нас связанными, и разрешение души от уз тела. Когда происходит такое разрешение, то вместе с ним прекра­щаются и все заботы. Неправая жизнь бывает причиною мно­гих преступлений, так как она производит пороки и часто весьма сильно воспламеняет их. Каждый как бы связывается своею веревкою, и вследствие неправой жизни происходит опу­тывание. Конечно, бывают и иные обстоятельства, которые де­лают жизнь печальной и даже без вины, как труд для обес­печения себе средств жизни, смертельные болезни, потери, по­рицания, обвинения, коварство, встречающиеся весьма часто го­рести и многое подобное. Но когда присутствует грех, этот неукротимый зверь, то вновь не является никакого утешения. Смотри на блуждающего и беглого Каина, проводящего неспо­койную жизнь.

Не должно ли (здесь) сказать о тех безумцах и отчаян­ных, которые, хотя суть люди, лишены смысла более, чем ка­мень? Хотя они одарены умом, однако не пользуются им, так что постоянно стремглав падают в бездну зол, и хотя по­гружены в нечистоте пороков, думают оставаться здесь. Об них пророк говорит: нечестивым же нет мира. Действительно, – нет: они проводят жизнь в скорби и сомнении, оди­ноко ли, или, видя вместе с собою других, находящихся в наказаниях, предусматривая из их наказаний свои бедствия, подобно тому, как почитающие добродетель, если услышат что-либо нравственно прекрасное, охватываются радостью. (Нечестивые) не могут слышать писаний, потому что не желают слышать о своих наказаниях. Писания, хотя не мучат злых прямо, од­нако всем им угрожают. Слыша таковые угрозы, нечестивые постоянно изнывают. Писания никому не угрожают отдельно, но всем нечестивым вместе. Подобно этому и Павел гово­рил: старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа (Евр.12:14). Злой человек, слыша их, воспри­нимает как бы рану в жилы, и отходит. Выслушивая опре­деление, он уязвляется в сердце. И это происходит прежде, чем он увидит Судию и придет время суда, когда еще нет на лицо ни мучений, ни наказаний. Совесть, показывающая то, что следовало делать, мстит за беззаконие, тем более, когда он слышит: или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют (1Кор.6:9-10); а также: страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников (Евр.10:27).

Если он получает это от Писаний, то откуда больше он может получить какое-либо утешение и облегчение? Если от них является скорбь и печаль, то каким образом нечестивый может быть объят радостью; куда может убежать, или в чем найти утешение, если от них (Писаний) он получает печаль и уязвление? Хотя бы он пришел в гавань всех благ, он не получит никакой радости, но найдет там скорбь и удары. Если писания не доставляют ему утешения, то что иное может принести облегчение?

Ты, может быть, желаешь, чтобы мы повели его на публич­ное зрелище, где место радости и смеха? Древние думали, что это путь не к нравственно-славному, но к забвению доброде­тели и развращению нравов; ныне же говорят: нет, а мы та­ким образом облегчаем нашу ежедневную печаль, которая да­вит дух. Пусть будет так. Итак, приходит он на публич­ное зрелище, слышит певцов, видит действующих лиц. Когда он там видит изнасилователя чужой жены потерпев­шим, то он возвращается домой уязвленным. Хотя никто из зрителей не знает о соделанном им преступлении, тем не менее, совесть его угнетает дух и говорит ему, что смех на­рода из-за жены ближнего касается не того, кто играл эту роль, но его самого, который совершил такую вину.

Если ты желаешь, то мы поведем его туда, где есть ра­дость, где люди предаются игре и где происходит свадьба или движения плясунов. Но и здесь он сильно скорбит и стонет, вследствие совершенных беззаконий. То, что все делают с полною свободою и с совершенной радостью, он сделал не­справедливо и вышел виновным. Мы тогда более понимаем наше заблуждение, когда видим добрые дела других. Когда кто-либо обличается в том, что он поступил незаконно, тогда как мог поступить прилично и честно, то разве он не засто­нет и не заскорбит (в этом случае) более горько? Куда же ты желаешь вести этого прелюбодея? Может быть к судилищу судей, где очень много собирается подобных ему? Здесь же он увидит великие преступления и великую печаль. Когда он увидит там одного преданным мучениям, себя же самого, виновного в той же вине, остающимся безвредным, то скорби его будут умножаться более и более. Вот, тот уже отложил попечение, и уже предан мучителям, а он сам, по причине страха и сомнения, день ото дня все более слабеет. Что же дальше должно делать, когда мы уже водили этого неправого человека в церковь, на зрелище, на свадьбу, на веселье, и он в этом не нашел никакого утешения? Если мы кого-либо по­раженного тяжкою болезнью и страдающего водянкою приведем к источнику вод, к реке, или пруду, то он тогда испыты­вает больший жар в животе, так как он содержит бо­лезнь в животе. Если мы будем присутствовать при смерти того человека (нечестивого), то увидим печаль и несказанные бедствия. Вышедши с брачного пира (жизни), он предастся мучителям и понесет наказание. Не там ли величайшее бед­ствие, несказанный страх и наказание?

Нечестивым же нет мира, говорит Господь. Когда Бог говорит это, то ты тем более не сомневайся. Он определил: не будет радости, – и ты не исследуй более. Когда ты видишь кого-либо страдающим лихорадкой, а также – кубки и чаши со многими напитками, или полные прохлаждающей воды, стол, вся­чески уготованный, на который положены изысканная пища и тонкие яства, то ты подумаешь, что больной – один из здоро­вых; на самом же деле он изнывает от болезни. Я вме­няю ни во что блага того, кто, хотя съедает пищу, однако че­рез это еще больше подвергается страданию, так как достав­ляет пищу для лихорадочного жара. Подобно этому, когда ты видишь какого-либо нечестивца, превозносимого паразитами до небес, прославляемого теми, которые его окружают и говорят о нем только льстивые слова, которые пользуются роскошным столом, обоняют различные благовония и украшаются различ­ными одеждами, – то ты остерегись называть его счастливым, но плачь, вздыхай и стони: это не что иное, как пища для огня, который воспламенен грехами и потому более увеличивает страдание. Это ежедневное бремя и стеснение духа. Богатства пи­тают только огонь. Подобно тому, как чрезмерная пища по­вреждает тела не только больных, но также и здоровых, так и чрезмерные богатства не только вредят душам злых людей, но также и для тех, которые считают себя добрыми, служат причиною скорби и умножают печали. У них тогда именно и бывает меньшая радость, когда они услаждаются своими пре­ступлениями, потому что печаль есть врачество и облегчение та­кого рода скорби, особенно, если это печаль по Боге. Веселие же и радость суть умножения скорби. Остерегайся думать о радости, которая есть причина слез. Те, которые среди таких слез охватываются радостью, никогда не будут иметь здравия души. Вот, посмотри, какой огонь они собирают в себе, и какая сила заключалась в весьма малом выражении пророка. Если позволишь, то мы исследуем вновь. Когда ты видишь князей мирских благолепными, величественными, веселящимися в ста­рости от своего пресыщения, радостными ради сынов и потом­ков, торжествующими, ликующими без печали и заботы, счастливыми и блаженнейшими во всех делах, – то ты думай, что они более достойны плача и слез, потому что воспламеняют свои души огнем греховным. Грехи умножаются вследствие обилия благ и исчезают вследствие скорби и бед. Если с каким-либо нечестивым случится, что он пользуется приятной и легкой жизнью, то таковая легкость становится умножением скорби. И на самом деле, мы знаем многих, которые более лишены разумения, чем грубые животные: они говорят, что стремятся к такой жизни, что они желают проводить такую именно жизнь, ее только могут выносить. Но это и есть самое худшее: они не подвергаются никакой скорби.



[1] В Быт.15:13, в словах Бога Аврааму относительно имеющего произойти от него потомства, время пребывания евреев в Египте опреде­ляется, как в еврейско-масоретском т., так и в переводах, в четы­реста лет. Но в Исход 12,40-41, а также в Галат.3:17, оно опреде­ляется в четыреста тридцать лет. Св. И. Златоуст берет последнюю дату, и применяет ее к Быт.15:13.

 

[2] Этих слов в еврейско-масоретском тексте Псалтири не находится. Подобные им по смыслу читаются в Псалме 49:16: грешнику же сказал Бог: зачем ты проповедуешь уставы Мои и содержишь завет Мой устами твоими? Но замечательно, что в изъясняемом здесь месте пророчества Исаии читаются слова, подобные тем, которые названы словами из еврейского псалма, а именно: Adoaj lareschajim.

В начало Назад На главную

 Проект «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования»
Сайт создан при поддержке РГНФ, проект № 14-03-12003
 
©2008-2017 Центр библеистики и иудаики при философском факультете СПбГУПоследнее обновление страницы: 24.3.2014
Страница сформирована за 78 мс 
Яндекс.Метрика