Этот текст скопирован из другой on-line библиотеки, адрес исходного файла в которой не удаётся определить по техническим причинам

Ссылки, приводимые ниже, могут не работать или вести на страницы вне нашего сайта – будьте внимательны и осторожны: создатели сайта «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования» не несут ответственности за возможный риск, связанный с переходом по ссылкам на другие сайты. В особенности будьте внимательны при переходе по ссылкам рекламного характера, ссылкам, смысл которых Вам непонятен, и по ссылкам, текст которых отображён явно некорректно.

Авторские права (если таковые существуют) на приводимый ниже текст принадлежат авторам оригинальной публикации

.

ГЛАВА 42

 

1. Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя. Как Давид весьма часто сопоставляет Христа и Соломона и хотя, кажется, говорить о Соломоне, однако концом его пророчества является Христос, так и здесь Бог, говоря: Отрок Мой, ведет речь о Сыне. Это ни­сколько не удивительно: если люди называются богами и сынами Божиими, то и Бог – Сын Божий называется человеком и Сы­ном человеческим. Хотя имена такого рода скрывают проро­чества, как бы нечто сокровенное, однако нам должна быть известна истина их. По той причине, что Христос имел родиться из рода иудейского, Бог в этих именах то скры­вает, то открывает Его. Слово: держу должно понимать отно­сительно Его человечества, а не божества, так как божество не нуждается ни в чем. Точно также то, что Он подкрепляется анге­лом, должно понимать не по божеству, но по человечеству: Тот, Кому принадлежит все, каким образом мог нуждаться в с помощи раба, по написанному: все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин.1:3)? Если чрез Него все сотворено и утверждено, то каким образом Он укреплялся ангелом?

Положу, говорит, дух Мой на Него. Это – знак величайшей благодати Божией, которая чрез Него излилась на нас, по сло­вам апостола: любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым (Рим.5:5). Прежде очищения душ, невозможно приятие таких даров. Он, только для примера приявший Св. Духа, в Котором Он не нуждался, чтобы стать совершенным человеком, желает, чтобы также и все были святыми, сделались достойными хра­мами и жилищами Духа Святого.

И возвестит народам суд. Эти слова нуждаются, в объясне­нии. Нравы древних были срамными и преступными: сыновья бес­чинствовали со своими матерями, дочери с отцами; одни других убивали, были истребляемы руками своих же родственников, показывали зверский нрав, – даже более свирепый, чем у зверей. Но теперь не так: овцы и волки покоятся вместе, барс возлежит вместе с козленком, по написанному: от Сиона выйдет закон, и слово Господне – из Иерусалима (Ис.2:3).

И возвестит народам суд, – т.е., Он осудит их религии. Совершились два чуда: отступили от зла, и возвратились к честной жизни. Иудеи, хотя имели всегда пред глазами закон, по своей извращенности, отступили от истины; напротив, язычники, хотя были грубее грубых животных, обнаружили превосходнейшие добродетели. Справедливо сказано: возвестит, а не: совершит, так как Он пришел возвестить то, что было суждено, но сокрыто раньше, по написанному: вышел сеятель сеять (Лк.8:5). Он принес и распространил как бы превосходнейший дар из отеческого сокровища, – небесную религию, которая почитала и проповедовала истинного Бога, которая драгоценнее и золота, и всех жемчужин, венцов и пур­пуров царских. Он обещал нам венец царства небесного, показал нам последний суд и наложил на наши души страх суда, как бы узду; наши души украсил различными и мно­гими добродетелями, а нечестие и страстные порывы, которые нас мучили, совершенно истребил. Вот каковые и сколь ве­ликие блага даровал Он! Он ведь речь не только о будущей судьбе, но возвещал также и настоящее, когда сказал о башне, упавшей и избившей многих, а также и о Пилате, который смешал кровь с жертвами. Не молчал Он о будущем в ветхом завете, не сокрыл ближайшего и в новом, но пока­зал, что каждому законодательству присуща своя сила.

 

2-3. Не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах. Этими словами пророк показывает Его кротость. Не с насилием и властностью, но со скромностью и спокойствием примет Он все добродетели. Зачем было кричать Тому, Кто учил этим добродетелям? Какие замешательства не происходили из тех религий, которые люди измыслили себе по гордости! Он же – не так, но все со­вершил спокойно и без торопливости.

Трости надломленной не переломит. Именно то особенно удиви­тельно, что Он возделал столь многие и столь великие добро­детели так мирно, что никому не был в тягость. В то время, когда Он проповедовал столь важные и строгие нравы, ни­когда никто не тяготился, и не отвращал лица своего от Него. Обрати, пожалуйста, внимание на то, какова сила скромности! Среди кого, однако, все это совершилось? Среди иудеев, потому что они были надломленною тростью. Какие раздоры, какие убий­ства совершались после их возвращения! Реки наполнялись кровью, горы покрывались трупами! Религия пребывает твердою и устойчивою тогда, когда на жизнь людей не налагается ника­кая сила и никакое острое и тяжкое правило; порядок устана­вливается тогда, когда совершенно отсутствует разногласие.

И льна курящегося не угасит. А другие переводчики говорят: "и льна тонкого не угасит". Некоторые под льном разумели законы, а под тростником народ.

Будет производить суд по истине. Почему говорится: по истине? Чтобы показать и обличить человеческую ложь. Они не только отвергали истину, но были исполнены всяких страстей и сует­ности. До того времени никто никогда не упражнялся в истине, но все следовали тщетному и пустому. Впрочем, здесь можно понимать и нечто другое – суды и наказания, по написанному: ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон. И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе (Ин.12:31-32). Происходит великий суд, его желает сам Бог. Если бы кто и не пожелал, то та­ковой не устоит против Него, как некто мудро сказал: кто скажет: что Ты сделал? (Прем. Сол.12:12). Итак, хотя Он, будучи Богом, был выше всего, однако Он отвечал скромно и кротко, и воздавал суд не только нам, но и преступному демону, чтобы кто-либо не сказал, что тот был осужден не­справедливо. Смерть по праву и по заслугам подчинила своей власти людей, потому что они согрешили и являлись виновными, как и сам Христос говорит: ныне суд миру сему (Ин.12:31), т.е. мщение человеческой природе. Все считались виновными и по­винными греху. Но каким образом ты, диавол, осмелился причи­нить насилие Сыну Божию, иже греха не сделал греха, и не было лжи в устах Его (Ис.53:9)? На каком основании ты, диавол, по­будил людей к тому, чтобы они подвергли Его казни? А чтобы ты (человек) считал побудителем именно его (диавола), для этого выслушай: диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его (Ин.13:2). Сам диавол побу­дил, сам зачал преступление, чтобы привести их к убийству Христа Бога. Если бы, диавол, кто спросил и стал выведы­вать у тебя: зачем ты убил Его, какую вину нашел в Нем? – То ты только один был бы осужден и понес наказание, а прочие были бы целы. Мщение миру уже совершено, – невинный умер, как нечестивый, для того, чтобы оживотворить умерших, подверженных казни смертной.

 

4. Не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда, и на закон Его будут уповать острова. Не бесполезно и не тщетно говорил Он о суде, но правильно: доколе на земле не утвердит суда. Человече­ский суд никогда не совершается по истине, не только потому, что не соблюдаются права, но и потому, что если бы судья и не был подкуплен деньгами или подарками, если бы был свободен от гнева и доброжелательства, то часто сами обстоятельства бессильны открыть истину: или случается какое-либо недоразу­мение, или не бывает на лицо верных свидетелей. Но истинен только тот суд, в котором Бог, судящий все справед­ливо, назирает все сокровенное нашего сердца. Так как Он разумеет все, то Он не произнесет суда по каким-либо ду­шевным замешательствам, по ненависти или почему-либо иному. Только в таком суде присутствует истина, так что сами преступники и виновные сознаются, что они осуждены по праву. Что истиннее этого суда? Никому из вас не тайна, что пре­ступники никогда не желают сознаваться в своей вине, но стараются ее скрыть. Ничего подобного – на том суде, но они сами произносят решение относительно себя самих. Даже и в этом мире совершались подобные вещи, – с царем Давидом, который говорит: вот, я согрешил, я пастырь поступил беззаконно; а эти овцы, что сделали они? (2Цар.24:17). Не говори, что он побуждаем был сказать это наказанием, – подобно тому, как те, которые подверглись пыткам и не знают, что они виновны, но под влиянием ударов выдают себя за согрешивших. Не так тот праведник: в то время, когда остальные подверг­лись наказанию, когда он один был свободен от наказания, он принимал на себя наказание, – говоря: я согрешил, я пастырь поступил беззаконно. Каин же говорил: наказание мое больше, нежели снести можно (Быт.4:13), и это прежде, чем претерпел наказание. А Адам скрылся, чтобы скрываясь сделать свое преступление открытым и явным. Желаешь ли ты видеть подобные вещи и в геенне? Когда богатый услышал, ты получил уже доброе (Лк. 16:25), то он не противился и не просил извинения. Пусть никто не говорит, что это сделал страх судии, – мы знаем, что иные отвечают смело и противоречат даже на суде. Разве не было также судии? Обрати внимание на то, как удержав­ший один талант отвечает: я боялся тебя, потому что ты человек жестокий (Лк.19:21). О, кротость! О, спокойствие Судии! Какие Он перенес слова: я боялся тебя, потому что ты человек жестокий. Какого судью не воспламенили бы эти слова, но только не Его? В другом месте Он говорит, как бы указывая на при­чину: народ Мой! что сделал Я тебе и чем отягощал тебя? отвечай Мне (Мих.6:3). В ином месте Он также спрашивает не о новом, а о прошедшем: какую неправду нашли во Мне отцы ваши (Иер.2:5)? Справедливо и по заслугам обвиняя Иону, Он говорит: неужели так сильно огорчился ты за растение? Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч

человек? (Ион.4:9,11) Ужели ты не разумеешь, что Он везде указывает нам причину? Он не считал недостойным указать причину даже тогда, когда говорит с диаволом: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла (Иов.1:8). Нам должно обратить внимание также на тех, которых Он по­велевает низвергнуть в геенну. Прежде сядет суд, а потом будет произнесено наказание, так что они подвергаются наказаниям тогда, когда ничего не могут сказать против него: по­добно тому, как совершилось с не имеющим брачной одежды, так будет и с теми, которые не доставили Ему брашна, и с теми, которые совершили что-либо подобное (преступное). Он произнесет суд не необдуманно, но после того, как все будет собрано в одно место, и объявить подлежащим наказанию с великой кротостью о мучениях, которым каждый их них подвергнется за свои вины по закону и справедливости.

Не ослабеет и не изнеможет. Полагали, что крест будет пре­пятствием проповеди. Потому хорошо сказано: не ослабеет и не изнеможет; крест, который надеялись упразднить в скором времени, не ослабеет и не изнеможет.

Доколе на земле не утвердит суда, и на закон Его будут уповать острова. Видишь ли пользу будущего суда? Когда пропо­ведь о последнем суде раздалась по земле, то ни повеление царей, ни угрозы судей, ни терния, ни мучение, ни смерть, ни какое-либо лукавство не могли затруднить ее, но она была причиной того, что были установлены справедливые законы во вселенной. Хотя и теперь существуют идолослужители, однако, пользуясь всем этим, они воздают благодарность христианам, если не ради религии, которая приводит к познанию Бога, то ради спра­ведливых законов, которые изменили их извращенные нравы к лучшему, и очистили землю от пороков. Если бы христиан­ская религия была искоренена, то совершенный мир окончатель­но разрушился бы. Сколько прекратилось грехов! Не говори: по какой причине не искоренены окончательно все пороки? Разве ты не видишь, что теперь они гораздо меньше по своей силе и действиям? Сколько и какие чрезмерные приостановлены прелю­бодеяния! Как бесчеловечны были люди до того времени! Каким они подвергались несчастьям! Я не говорю, что ты знаешь об, этом из писаний, но ты можешь узнать от самих историков которые сообщили столько рассказов об этом. Какие были го­лода, пагубные эпидемии и землетрясения! Воровством даже хвалились: если кто-либо оказывался вором, то его только ра­зыскивали, и после того он не получал никакого бесславия. Ты слышал, конечно, что Меркурий, славный из богов, был вор, Венера – блудница. Свидетелями такого порядка вещей служат также празднества, которые праздновались. В честь их даже в последние времена флейтисты слагают стихотво­рения. Не так – у нас; не о Боге, да не будет, но даже о друзьях Божиих ничего такого не рассказывается. Но если ты желаешь знать, какова была у древних сила страстей, то ты спроси у идолослужителей и научись у них. И еще теперь на­ходятся маги, и демоны, и бесноватые между идослужителями, между арабами и персами. Бог по той причине оставил хотя некоторую часть идолопоклоннической закваски, чтобы она слу­жила стыдом для идолослужителей. И в настоящее время, в праздничные дни, они покрывают лицо дырявыми одеждами и оставляют рот для заклинания; питаются без всякого отвращения собачьим мясом; а когда приходит демон, то он простирает безумного, с всклокоченными волосами, которого по­буждает говорить неслыханное и невозможное. Совсем не так у нас, где отсутствуют таковые бесчинства язычников. За­чем я вспоминаю об этом, когда мы знаем, что люди, оде­тые в женское платье, шатаются по всему городу, предаваясь распутству? Что позорнее такого бесславия? Смотри на злого де­мона: хотя он согрешил и пал до такой степени с самого начала, однако, он и доселе старается сохранить некоторый след своей злобы. В древнее время безумие было таково, что думали превращать людей в существа с собачьим лицом, изменяли слова и язык; а если бы ты из-за голоса не пове­рил, что это собака, то говорили: верь тому, что это собака, из-за пищи. Человек, пожалуй, может издавать собачий го­лос, но как он может принимать собачью пищу? Но закли­натели, казалось, могли изменить природу у совращенных; а те не понимали, что в человеческом теле находится какой-либо демон, который показывал собачье лицо, подражал собачьему голосу, питаясь исключительно только собачьей пищей. Но Бог наш совершенно запретил такое распутство. Тогда именно и исполнилось: и на закон Его будут уповать, т.е., на имя Христа. Видишь ли, что такие вещи происходили у язычников. Как же не поверить нам в Того, Кто простил нам такие нравы.

Что значит: и на закон Его будут уповать? В то время только одно имя будет делать То, что делал Он Сам. Когда ты призовешь Христа и обратятся в бегство демоны, то как же ты не поверишь в Его имя? Не следует думать, что Он по­казывает удивительное только относительно настоящего. Он также даровал прочим залог бессмертной жизни тем же образом, каким явил нам чудесное.

 

5. Так говорит Господь Бог, сотворивший небеса и пространство их. Иные говорят: кто, утверждает своды; Симмах говорит: кто утвердил. Что значит: пространство? Может быть, Он образо­вал какое-либо вещество? Кажется, что этим обозначается нечто подобное. В верхней части Он провел свод ради жид­кого вещества вод, чтобы они не лились в нижнюю часть; так как они весьма легки и нежны на подобие дыма, то Он утвердил их и сделал твердыми. Потом: Он водрузил, т.е., связал с землею, чтобы она наклоняясь не упала: когда что-либо водружается, то водружается во что-либо, – это ясно из самого выражения. Таким образом, здесь не обозначается ни круг, ни круглая фигура. Распростерший землю с произведениями ее, дающий дыхание народу на ней и дух ходящим по ней. Каким образом вещество, будучи нежным, может вы­носить тяжесть великих и высоких гор; почему постоянно текущая вода не пресечется, и почему, всегда охватываемая пла­менем, она не воспримет огня? Однако, она тверда как ка­мень, и даже более, чем камень, потому что это был Бог, распростерший землю с произведениями ее, особенно же людей, чтобы ты разумел, что крепость их происходит от Бога. Если бы им не покровительствовало божественное промышление, то весь человеческий род был бы уничтожен с самого начала. Сколько было бедствий! Сколько печалей! Почему пророк и говорит: помощь моя от Господа (Пс.120:2). Сколько огорчений! Сколько душевных волнений! Какая печаль! Сколько кораблекрушений! Если бы не разрушалось тело, то дух, не будучи в состоянии переносить такого бремени скорби и печали, улетел бы. Так как существует столько скорбей и печалей, то Он не остав­ляет, хотя часто отступает, чтобы ты разумел, что, когда Он не оставляет и не отступает, то это – дело Его силы. Обратим внимание на животных: сколько у них бедствий! Сколько зла и трудов! Однако, они не прекращают существования. Почему и Павел говорит: и кто способен к сему (2Кор.2:16); а потом: утешающий нас во всякой скорби нашей (2Кор.1:4). Если бы небо не было нам помощником, то остальное не было бы достаточно для нас, чтобы переносить такие бедствия. Дающий дыхание народу на ней и дух ходящим по ней. Или иначе: есть Попечитель душ, т.е. все сохраняется божественным промышлением; одни тела одушевлены, другие неодушевлены. Взирая на прекрасное и види­мое тело небес, ты не думай, что оно одушевлено, как вздорно говорят греческие басни; но все, что существует, существует и остается твердым, не имея души. Также, взирая на землю, не думай, что она одушевлена, потому что она стоит и твердо пребывает; точно так же и относительно воды. Вот небо и земля: одно находится выше, другая ниже; есть одушевленные и есть неодушевленные существа. Бог дал душу людям, но никак не небу, ни земле, ни воде; скотам же Он дал душу чувствующую, но не разумную. Известно, что Он – Творец душ разумных и чувствующих. В людях же нет никакого раз­личия между духом и, душою; но эти два названия обозначают одно и то же, как тело и плоть, человек и разумное животное.

 

6-7. Я, Господь. Видишь ли, никакое имя не прили­чествует справедливее и истиннее Богу, как имя Господа. Призвал Тебя в правду, – т.е. Сына. Никто иной не призван, чтобы Он принадлежал человеческому роду в правду. И буду держать Тебя за руку и хранить Тебя. Здесь также показывается воплощение Сына и, без сомнения, оно подтверждается. И поставлю Тебя в завет для народа. Некоторые говорят: "в договор". Что такое договор? Или каким именно образом? Чтобы Он исполнил закон. Во свет для язычников. Видишь ли, и язычники также призваны пророками? Чтобы открыть глаза слепых. В данном случае нужны были две вещи, т.е., свет и здо­ровые глаза, и Он сделал то и другое. Когда Он творил чудо со слепым, то Он показал Себя, открыл глаза его и сказал: ты веруешь ли в Сына Божия? Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? (Ин.9:35,36). Он показал себя, и не обинуясь отвечает: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. А расслабленному Он сказал: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже (Ин. 5:14). Чтобы узников вывести из заключения. Это также принадлежало Судии, так как люди столь долгое время пребывали связанными в цепях. И сидящих во тьме – из темницы. Опять Он обли­чает заблуждение идолопоклонства. Сатана связал челове­ческую природу твердыми цепями, окружил чело черным нимбом заблуждения, ослепил ум их мрачными облаками глупости, как сказано: осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце (Рим.1:21). Видел ли ты причину мрака? Не подражай тем, которые сидят во мраке, потому что, говорит, от их мысли происходит мрак. Пусть справедливо сказано, что для язычников произошел мрак от их мысли, но откуда для иудеев? Из того, что не разумея праведности

Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией (Рим.10:3). Никто не желает учиться у иного, но желает быть учителем; ему стыдно принимать что-либо от другого, и потому он ни­чего не имеет. Этим пороком были заражены иудеи и языч­ники; те и другие желали быть изобретателями религий; а это злое желание было таково, что они не могли стоять, но сидели, как бы в страшной темнице, связанными и склоненными.

 

8. Я Господь, это – Мое имя. Итак, когда Сын называется тем же именем, то разве Он не воистину Го­сподь? Один Господь Иисус Христос (1Кор.8:6). Обрати, пожалуйста, внимание на то, что имя "Господь" говорится первым. У нас, когда некоторые называются господами, то это имя к ним никогда не прилагается в собственном смысле, но Богу это название принадлежит истинно, потому что Он есть истинно Господь. И не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам, т.е.: Я отделю Мое имя от идолов, и это на самом деле соверши­лось во время пришествия Иисуса Христа, Господа нашего: никто уже более не призывает имен идолов, но только имя Господа нашего Иисуса Христа. Кроме того, можно понимать это сказан- ным и относительно людей, так как люди суть слава Божия, по слову апостола: муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия (1Кор.11:7). Как отображение чего-либо есть образ, так и человек есть образ Божий. Я, гово­рит, этой изукрашенной, крепкой, славной и прекрасной статуи, дела рук Моих, никогда не отдам идолам. Видишь ли, что пришествие Христа было необходимо?

 

9. Вот, предсказанное прежде сбылось, и новое Я возвещу; прежде нежели оно произойдет, Я возвещу вам. Здесь говорится о древ­них законах, которые были отменены. Итак, наступало время нового завета, которое нужно было возвещать и таким обра­зом делать достоверным то, что имело совершиться после того: как совершилось первое, так должно совершиться и дру­гое. В первом, как мы читаем, написано много такого, что указывает на другое и что исполнилось истинно, как-то: о вой­нах, о добродетелях и об ином весьма многом, согласно пророчествам. Говорится: не будет дождя (3Цар.17:1), и он не изливался. Сказано: Я изберу твою отрасль, и он будет владычествовать над землею (ср. 2Цар.7:12,16), и это исполнилось; а также: потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет (Быт.15:13), и это испол­нилось; в другом месте говорится: будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым (Исх.19:5-6); и иное многое, о чем мы говорили и будем говорить, из чего будет ясно, что другое имело начало от первого.

 

10. Пойте Господу новую песнь; другие говорят: вос­пойте. Хвалу Ему от концов земли, вы, плавающие по морю, и все, наполняющее его, острова и живущие на них. Что значит: новая песнь? Не по обычаю древних и не по иудейским законам, но в Духе Святом. Все, что рождается от благодати, есть новое и новая добродетель; таким образом, необходимо было быть и новой песни. А этим не Богу воздается большая честь или похвала, потому что природа Божественная не нуждается ни в чем, но напротив, те, которые почитают таким образом Бога, могут более прибли­зиться к Богу, вследствие своих добрых дел. Потому Иисус Христос сказал: таких поклонников Отец ищет Себе, поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине (Ин.4:23-24).

Он не нуждается в чем-либо. Он совершенно не нуждается в ва­ших похвалах; не нуждается даже в похвалах ангельских сил; прежде чем они произошли, Он ни в чем не нуждался. Мы знаем, что ангелы восклицают непрестанным гла­сом: Свят, Свят, Свят (Ис.6:3); а иные: слава в вышних Богу, и на земле мир (Лк.2:14); херувимы же великим го­лосом: слава Господня благословенна от места ее (ср. 1Пар.16:27). Слышим и иные весьма многие похвалы и песно­пения: Благословите Господа, все Ангелы Его и архангелы (Пс.102:20). Однако Он ни в чем этом не нуждается. Желаешь ли ты видеть царство Божие? Обрати глаза твои на небо – и ты увидишь там шестьсот анге­лов, узришь тысячу архангелов, предстоящих серафимов, херувимов, окружающих Его огненный трон, увидишь всех их в почтении и трепете. Но здесь не проявляется начальство Божие таким образом, не только вследствие слабости природы, и не потому, что велико различие между людьми и ангелами, но и потому, что люди не могут славить Его таким же образом, какой употребляют те дивные существа. Если, когда является царь, чернь охватывается страхом, то насколько больший страх будет пред высшим величеством. Подобно тому, как если кто, приходя к царскому дворцу, видит там смерть и угрозы и всех исполняющими свои обязанности близ царя, так и там силы ангелов совершают то же. Кроме того, есть весьма многое, что удаляет обитателей земли от такого слу­жения. Напротив, небесные силы ничего иного не делают, как только всегда прославляют Бога и созерцают Его, по написанному: смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного (Мф.18:10). Самому Христу служили ангелы: се, Ангелы приступили и служили Ему (Мф.4:11). Не ду­май, что Он только получил заушение и много иного претер­пел, но вспомни также и о том, что Он говорил: Царство Мое не от мира сего (Ин.18:36). Точно также и сам Навуходоносор

исповедал: как велики знамения Его и как могущественны чудеса Его! Царство Его – царство вечное, и владычество Его – в роды и роды (Дан.3:100). Также написано в Евангелии: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе (Мф.6:9-10). Пойте Господу новую песнь, хвалу Ему от концов земли, вы, плавающие по морю, и все, наполняющее его, острова и живущие на них. Небесные силы более, чем люди, боятся и почи­тают Бога: чем более они сознают, тем более боятся Его. У них нет ни упрямства, ни неповиновения, ни непослушания, потому что они сильные крепостью, творящие слово Его (Пс.102:20). Видишь ли, что страх их велик? Те, которые не подлежат никакому наказанию, смотри, каким охватываются ужасом. Если даже сами серафимы не смеют взирать на Него, то как мы можем испытывать Его? Подобно тому, как на этой земле, чем более мы смотрим на солнечные лучи, тем более вынуждены отступать, так и тогда, чем более созерцаем Христа, тем более нам нужно бояться Его. Смотри, как Он прославился на горе: ученики Его были устрашены и пали ниц. Пророки часто не повиновались Богу, ангелы же никогда не делали этого. Почему же? Ради великого страха. Хвалу Ему от концов земли. Этими словами возвещается то, что имеет быть по всей земле, по написанному: во всю землю вышло вещание их (Пс.18:5).

Вы, плавающие по морю, и все, наполняющее его, острова и живущие на них. Смотри: звук проповеди прошел по всей земле. Но, может быть, кто-либо скажет: ужели те, которые населяют глубины земные, лишены проповеди, – ведь и Давид говорит: они видели дела Господни и чудеса Его во глубине (Пс.106:24)? Ничего против этого нельзя сказать; и им Бог даровал мно­гое для познания Божественного ведения, им даже нужно быть более внимательными к добродетели, потому что страшное море может в высшей степени поражать их души, – постоянно они видят возбужденные и грозные волны, постоянно смотрят на смерть и тени.

 

11-24. Да возвысит голос пустыня и города ее, селения, где обитает Кидар. Пустыня и веси никогда не веселятся. Но Священное Писание, когда Бог намерен совершить милость, обыкновенно прино­сит радостную весть и неодушевленным предметам. Господь выйдет, как исполин, как муж браней возбудит ревность; воззовет и поднимет воинский крик, и покажет Себя сильным против врагов Своих. По причине благоволения Он узрел народ свой, и освободил его из плена, но не по причине заслуг искупленных. Долго молчал Я, терпел, удерживался; теперь буду кричать, как рождающая, буду разрушать и поглощать все; опустошу горы и холмы, и всю траву их иссушу. Акила и Симмах гово­рят: иссушу гавань. Видишь ли, Господь открывает, что не желал подвергать наказаниям преступных, и потому говорит: "Я мучим был столькими скорбями, как рождающая". Хотя печаль и скорбь не относятся к Богу, но отсюда ясно, что Он никогда не желает подвергать людей наказаниям и пренебре­гать ими.

Опустошу горы и холмы, и всю траву их иссушу, т.е.: Я уничтожу произвол и силы неприятелей, и когда сокрушу их силы, то введу вас в вашу страну. И поведу слепых дорогою, которой они не знают. Видишь ли величайшее могущество Божие, которое сокрушает сокрушителей, приводит мучимых в покой, что и случилось, когда они возвратились из плена. Но это пророче­ство удобнее применить к язычникам, чем к евреям, так как пророк прибавляет: неизвестными путями буду вести их; они совершенно не знали пути, так как были слепыми. Мрак сделаю светом пред ними. Опять про­рок говорит об иных чудесах: мрак изменился в свет и печаль в радость. Вот что Я сделаю для них и не оставлю их. Я да­рую, научу и сохраню. После того, как приняли таковые дары от Бога, нам нужно уповать на Его мышцу, чтобы вновь не уклоняться в прошедшее зло. Тогда обратятся вспять. За­чем не сначала? Затем, чтобы вступили иные.

Великим стыдом покроются надеющиеся на идолов. Всегда, но особенно после пришествия Христа, Который показал их бес­силие. Слушайте, глухие, и смотрите, слепые, чтобы видеть. То была глу­хота и слепота не телесная, но душевная; телесная глухота не может много вредить нам, – часто бывает даже причиною благоразумия, по написанному: я же, как глухой, не слышал, и, как немой, не открывал уст своих (Пс.37:14); но душевная глухота всегда лишает благ.

Кто так слеп, как раб Мой, и глух, как вестник Мой, Мною посланный? Кто так слеп, как возлюбленный, так слеп, как раб Господа? Иудеи были глухими и слепыми. Христос говорит: кто имеет уши слышать, да слышит (Мк.4:9); и в другом месте: блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат (Мф.13:16). Та­ким образом, ясно, что они, иудеи, были глухими и не слы­шали, слепыми и не видели, почему прибавляется: слеп, как раб Господа. Но они ослепли не тогда только, а гораздо прежде, почему и прибавляется: ты видел многое, но не замечал; не однажды и не дважды, но видел многое, но не замечал.

Господу угодно было, ради правды Своей, возвеличить и прославить закон. Бог всегда желает этого, вы же не желали, а даже, напротив, обра­щались к хищничеству и злохулениям. Но это народ разоренный и разграбленный.

Пругло до в ложах везде (в русском переводе этих слов нет), – по той причине, что они предались хищению и сами были предметом хищения.

Кто из вас приклонил к этому ухо, вникнул и выслушал это для будущего? Кто предал Иакова на разорение и Израиля грабителям? не Господь ли, против Которого мы грешили? Не хотели они ходить путями Его и не слушали закона Его. Смотри, Он ясно открывает, что Он на­меренно иных наказывает, Сам же ни от кого не терпит мучения.

В начало Назад На главную

 Проект «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования»
Сайт создан при поддержке РГНФ, проект № 14-03-12003
 
©2008-2017 Центр библеистики и иудаики при философском факультете СПбГУПоследнее обновление страницы: 24.3.2014
Страница сформирована за 46 мс 
Яндекс.Метрика