Этот текст скопирован из другой on-line библиотеки, адрес исходного файла в которой не удаётся определить по техническим причинам

Ссылки, приводимые ниже, могут не работать или вести на страницы вне нашего сайта – будьте внимательны и осторожны: создатели сайта «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования» не несут ответственности за возможный риск, связанный с переходом по ссылкам на другие сайты. В особенности будьте внимательны при переходе по ссылкам рекламного характера, ссылкам, смысл которых Вам непонятен, и по ссылкам, текст которых отображён явно некорректно.

Авторские права (если таковые существуют) на приводимый ниже текст принадлежат авторам оригинальной публикации

.

ГЛАВА 28

 

Ст. 16. Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, – камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится. Видишь ли ты, что для этого было необходимо пришествие Христово? Видишь ли не­обходимость воплощения? Вот, говорит, Я полагаю, а не кто-либо из пророков. В основание на Сионе: так как целое здание было низвержено, то поэтому Он полагает основание в глубину, по­добно тому, как, в случае совершенного разрушения какой-либо стены, если кто-либо желает ее воссоздать, он опускает большие камни в самую глубину. А что здесь Он предсказал никоим образом не о камне или о каком-либо другом не­одушевленном предмете, это ясно из следующего: верующий в него не постыдится. Конечно, Он не камням повелел веро­вать, но, как ясно, возвестил об Искупителе, как и Па­вел говорит: положил основание (ср. 1Кор.3:10-11). Этим словом Он не то желает обозначить, что Сын сотворен, нет, никоим образом, но – что Тот, Кто был от начала, есть Христос и основание евангелия, на котором создана цер­ковь. На Иисусе поставлено все, как на основании, по Его соб­ственному свидетельству: Аз есмь корень, а вы ветви (ср. Ин. 15:5). Он, рожденный из самого корня, не имевши ничего общего с людьми, по Своему милосердию восхотел стать по­добным людям и стать основанием зданий человеческих; верующие исходят из Него, как ветви.

Почему же Он называется основанием? Потому, что тот, кто не будет созидать на этом основании, никогда не сможет войти в здание, и кто начинает не с него, тот ниспровер­гнется. Он называется камнем крепким и устойчивым, по­тому что крепко держит всех, прилепляющихся к нему,– многоценным, честным, который ни прославить по его заслу­гам никто не может, ни взвесить его стоимость. Все, что имеет Отец, есть Мое (Ин.16:15), говорит Он. Как же Он не будет драгоценен, когда в Его руках власть жизни и смерти? Тот, Кто может щедро подавать такие дары, силен не только обогащать бедных, но и людей делать ангелами, по­тому что не только дарует богатства и тщетные одеяния, но и обновляет природу. Как не будет драгоценен Тот, Кто раз­дает не только золото или серебро, но также бессмертие телес­ное, царство небесное, власть вечную? Как не будет драгоце­нен Он, если пред Ним все, как капля из ведра, и считаются как пылинка на весах (Ис.40:15). Кто может возвестить величие Его? После не­которого созерцания его, сам Павел восклицал: о, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!(Рим.11:33), а потом: судьбы Твои – бездна великая (Пс.35:7); кроме того: кто изречет могущество Господа (Пс.105:2)? Как будет не драгоценен Тот, дары и силы Которого не могут быть поведаны словами, потому что они превосходят всякий разум, силу языка и вы­соту помышления? Говоря: камень испытанный, пророк обозначает несравнимое совершенство Того, Которому нет ничего равного и подобного. Говоря: избрал Давида, раба Своего (Пс.77:70), псалмопевец показывает, что он оказался избранником пред всеми людьми того времени: о нем он говорит, как о человеке, так как, хотя он был избранным, однако был человеком. А здесь пророк обозначает несравнимое прево­сходство Его (Мессии), потому что никто не равен Ему, а Он Сам только равен Отцу. Чтобы тогда, когда называется Сын или Христос, не считали Его одним из многих, пророк прибавляет: Он есть избранный, Которому никто не может обрестись равным. Как говорится об Отце: нет между богами, как Ты, Господи (Пс.85:8), так говорится и о Сыне: кто между сынами Божиими уподобится Господу?(Пс.88:7). Хотя их есть весьма много, однако только Он Сам равен Отцу. Видишь ли, что только Ему одному принадлежит наследие с Отцом, и Он неравен прочим сынам (Божиим)? Употребив относительно Того и Другого одно и то же выражение, пророк обо­значает одну и ту же силу. И опять: нет подобного Тебе, Господи, между богами, и нет (подобного) по делам Твоим (Пс.85:8). Чтобы не подумал кто-либо, что пророк сказал о Нем льстиво, приводится под­тверждение из Его дел: веруйте Мне, говорится, и исследуйте Мои дела (ср. Ин.10:38), – если они подобны делам Отца, то веруйте Мне, как Творцу. Подобно этому и Сам Христос гово­рил: когда не верите Мне, верьте делам Моим (Ин.10:38). Камень испытанный, краеугольный. Видишь ли, как поспешно пророк открывает тайну? Он назвал (Мессию) не только камнем, но камнем краеугольным. Опытные в постройке зданий весьма хо­рошо понимают эти слова, а неопытных мы должны научить. Краеугольные камни должны быть самыми твердыми, сравни­тельно с остальными камнями, употребляемыми строителями при сооружении зданий. Соединяя и связывая прочие камни, они должны быть устойчивее прочих, чтобы утверждать выдающуюся часть здания, сдерживая ее сжатою как бы двумя руками, и чтобы делать ее способной к сопротивлению устрем­ляющимся на нее порывам (ветра). Таково назначение крае­угольных камней, – чтобы они противостояли порывам ветров, а также тщательно сохраняли здание. Все это исполнилось во Христе: сделавшись за нас клятвою (Гал.3:13), Он претерпел смерть и прочие муки, чтобы сохранить нашу природу; вместе с тем Он собрал и соединил две разъединенных стены, т.е., язычников и евреев. Сам Он поставил Себя посредине, чтобы соединить два разделенных во едино: Он связал разъ­единенные стены, т.е., природу ангельскую и человеческую. Видишь ли на одном теле Христовом четыре стены, из ко­торых создан единый храм? В нем мы связаны, собраны и соединены, – мы, которые были разъединены и разделены. Он был обрезан и повиновался всем законам, дабы несоблю­дением их не отвратить от Себя (иудеев); привлек к Себе также и язычников, чтобы открыть свободный путь новой благодати. Пока находились преграда и средостение, благодать не смела придти; когда же они были отняты, она осмелилась придти и пребывать (с людьми). И сами ангелы вели войну против людей, за то, что Господь их подвергался поношению от людей, а потому угрожали мстить за таковое поношение их. Он со­брал (в Себе) также и их, потому что, находясь в теле, не пренебрегал быть почитаемым ими, как они, прежде прише­ствия Его, почитали только Божество. Кто же будет так безу­мен и жалок, чтобы, видя своего Господа облеченным при­родою врагов, осмелиться на борьбу против нее и – лучше – скоро не воссоединится с Ним? Если он удостоил надеть нашу одежду, то как Он может ненавидеть ее? Подобно тому, как друзьям свойственно надевать одежды любимых ими лиц, хотя бы они были весьма грязными, так и Сам Христос не только надел эту одежду здесь, но не стыдится носить эту безобразную, в которую облачился, одежду и на небесах, сидя одесную Отца: любовь побеждает все, и ничто для нее непостыдно. Весьма хорошо говорится: драгоценный. Хотя он принял ударе­ние и заплевание в лицо, перенес множество мук, и наконец принял позорную и проклятую смерть, однако остерегись думать об этом бесславии: хотя Он Сам подвергся этому бесславию, тем не менее Он никогда не терял Своего достоинства.

Слыша об основании, остерегайся думать о нем пренебре­жительно: это основание не скрытое, но – явное и держит на себе все крепко. В другом месте это основание называется главой угла (Пс.117:22; ср. Мф.21:42): на небесах оно держит все крепко, а на земле делает все неподвижным, – на одном и том же утверждено все, и, в случае его отсутствия, все распадается. Потому и говорится: в руке Его все концы земли (Пс.94:4). Видишь ли, как пророк сказал о Сыне в отношении всего мира то же самое, что говорится об Отце в отношении земли? В руке Его находится не только земля, но также природа ангелов и архангелов и все остальное. Мы ве­руем, что сказанное об Отце, в отношении земли, величай­шее и лучшее, – то же утверждается и о Сыне, по сказанному: все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин.1:3). Не только небо и земля, но ангелы и архангелы, престолы и власти, господствия и начала, и все про­чее произошло и продолжается чрез Него. Говоря, что Он есть глава всего, пророк показывает смысл, в каком все произошло чрез Него. Подобно тому, как никто не может жить без головы и власти, исходящей из нее в члены (тела), так ничто из созданного не может продолжаться без Христа: возьмешь, говорится, дух их, и исчезнут (Пс.103:29). Христос есть основа всех основ, и никому не приличествует пола­гаться на себя или на своих великих соплеменников, в особенности это не приличествует иудеям, которые всегда сла­вились своими великими соплеменниками: хотя и происходит что-либо хорошее, но это совершается силой Христовой.

Верующий в него не постыдится. Справедливо сказано: верующий в него не постыдится. Смотри, в этих словах обозначено (пер­вое) пришествие Его, которое хотя бы было и весьма славным, однако нуждалось в вере. А во время славного пришествия Его, не будет нужды в вере, так как величие Божие вос­полнит место веры. Видишь ли, что всегда нужна вера? Го­ворит: верующий в него, а не: старавшийся познать Его; говорит: верующий, а не: вопрошавший и исследовавший; говорит: верующий, а не: тщательно изыскивавший. Да постыдятся те, которые же­лают исследовать Непостижимого! Видишь ли, что всегда нужна вера. Что Он родился, жил на этой земле, умер, подвергшись казням и мукам, и освободил весь мир кре­стом, – всему этому должно веровать. Нужна великая и слав­ная вера, чтобы веровать, что от креста, орудия смерти, про­изошла свобода и от смерти – жизнь, наполнившая всю вселен­ную, как написано: земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море (Ис.11:9), и кроме того: и уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: "познайте Господа", ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого (Иер.31:34), а также: от востока солнца до запада славно имя Господне (Пс.112:3). Совершения чего именно большего этого будет желать кто-либо? Подумай о превосходстве силы Божией: там Он во­друзил знак разумения, а здесь трофей победы. Что – про­клятие креста? Однако, как видим, от древа совершилось искупление.

Кто слышал когда-либо, кто видел когда-либо, чтобы на­казание проклятия было признаком отрешения смерти и разру­шением грехов, что взаимно совершенно противоположно? И как нам не удивляться? Мы не желаем даже видеть мучи­теля и подойти к нему, охватываемые страхом, а между тем налагаем на царскую диадему, на украшения воинов, на члены тела, именно, на голову, грудь и сердце, а также на жертвен­ники и постели – знак креста. Если когда нужно изгнать бесов, мы употребляем крест, равным образом он полезен для исцеления болезней. Сколько людей было распято до того вре­мени, и, однако, ни в одном не проявилось такой силы. И Ему будут поклоняться, говорит Софония, каждый со своего места (Соф. 2:11). Не веруй, иудей, словам моим, но я спорю с тобой, показывая тебе древнее свидетельство! Почему ты, жалкий, не­счастный, упорствуешь? Почему ведешь войну против самого твоего спасения? Почему ищешь своей гибели? Почему прешь противу рожна? Не видишь ли ты гроба, не знаешь ли места креста? Не водружены ли они, как памятники? Если кто-либо спросит меня: что дивного сотворил Христос, то я опущу небо, землю, море, воскресение многих мертвецов, и прочие, сотворенные Им, чудеса, именно, умножение хлебов, превра­щение воды в вино, – и укажу только на крест, который – слав­нее прочего. Его распятие, говорю я, заплевание лица и ударе­ние, – все это послужило для нашей величайшей пользы. Это – дело Божие, Сам Христос называет это дело славою: Отче, говорит Он, пришел час, прославь Сына Твоего (Ин.17:1), и Павел присоединяет: а я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа (Гал.6:14). Он оставил нам образец этого знака затем, чтобы мы непрерывно помнили, что Христос постра­дал за людей, чтобы облагодетельствовать их, – Он крестом разрушил крест и смерть.

Это служит признаком величайшей и бесконечной любви и благосклоннейшего милосердия к нам. Потому и Павел весьма часто говорил: любовь Божия излилась (Римл.5:5), и Иоанн: так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного (Ин.3:16; ср. Ин.4:9): Его единого, которого имел, Он дал нам. Пришел Сам Сын и крестною смертию совершил наше искупление. Движимый Своею волею, а не необходимостью, Он исполнил таинство святейшего креста, который Он водрузил посреди вселенной, молниевидное и божественное знамение битвы, данное верующим, как орудие победы против врага и как славу надежды великого дня.

В начало Назад На главную

 Проект «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования»
Сайт создан при поддержке РГНФ, проект № 14-03-12003
 
©2008-2017 Центр библеистики и иудаики при философском факультете СПбГУПоследнее обновление страницы: 24.3.2014
Страница сформирована за 15 мс 
Яндекс.Метрика