Этот текст скопирован из другой on-line библиотеки, адрес исходного файла в которой не удаётся определить по техническим причинам

Ссылки, приводимые ниже, могут не работать или вести на страницы вне нашего сайта – будьте внимательны и осторожны: создатели сайта «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования» не несут ответственности за возможный риск, связанный с переходом по ссылкам на другие сайты. В особенности будьте внимательны при переходе по ссылкам рекламного характера, ссылкам, смысл которых Вам непонятен, и по ссылкам, текст которых отображён явно некорректно.

Авторские права (если таковые существуют) на приводимый ниже текст принадлежат авторам оригинальной публикации

.

ГЛАВА 13

 

1. Пророчество о Вавилоне. Акила: колесница вавилонская, Феодотион и Симмах говорят: притча о вавилонянах. Которое изрек Исаия, сын Амосов, — потому что видели и другие пророки.

 

2-3. Поднимите знамя на открытой горе, возвысьте голос; махните им рукою, чтобы шли в ворота властелинов. Я дал повеление избранным Моим и призвал для совершения гнева Моего сильных Моих, торжествующих в величии Моем. Акила: Я повелел освященным Моим, именно, Я приведу вождей и воинов: этим он напоминает о царе Кире; Я, говорит, приведу их, чтобы вы боялись царя. И призвал для совершения гнева Моего сильных Моих, другие переводчики, вместо: "сильных", говорят: "воины", — торжествующих в величии Моем. Акила: подъятые гордостью, Феодотион: радующиеся в укоризнах Моих.

 

4-9. Большой шум на горах, как бы от многолюдного народа, мятежный шум царств и народов, собравшихся вместе: это означает присутствие многих воинов, с большою и огромною подмогою. Господь Саваоф обозревает боевое войско. Идут из отдаленной страны, от края неба, т.е., из Мидии и Парфии. Рыдайте, ибо день Господа близок (в ц.сл.: Се день Господень неисцельный). Весьма хорошо понимать это о будущем (веке). Если мы трудимся в этом мире для приоб­ретения добродетелей, то таковые способствуют спасению, иначе нас, по переселении из этого мира, одолеет сила мучений, ко­торым никогда не будет конца. Потому Он называет день неисцельным, чтобы кто-либо не обретался неисцельным в этом мире, подобно тому, как господа, намереваясь бить ра­бов и в то же время имея намерение простить их вину, однако часто клянутся пред друзьями: если я поймаю его, то не оставлю в живых. Если желаешь знать, каким образом этот день — неисцелен, то пойдем вместе к тому богачу, у которого было много рабов, было изобилие чаш и домашней утвари в этом веке, и ничто из этого не оживотворило его в ином веке, но он до того мучился, что просил Лазаря освежить его иссохшие уста. И ты не краснеешь? Каким образом ты не при­ходишь в смятение, ища себе врача от язв, которыми томишься, в том, кого ты видел ежедневно и жестоко оставлял, не жалел его, хотя имел такую же природу? Но жестокое мучение заставляет забывать чувство стыдливости. Кто не сжалился бы над этим невыносимым мучением, хотя бы он и сам терпел зло от испытывающего таковое? И вот, он просит не великого чего-либо, не того, чтобы освободиться из горящего пламени и выйти из ада, но — только сколько-нибудь освежить небольшую часть тела. Однако и этого ему никто не дозволил. И сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть (Лк.16:26). Пусть он не думает, что вследствие того, что он был жесток к Лазарю, отец Авраам не дозволил по­следнему освежить горевшие жаждою уста. Для других это служило бы доказательством лености, и они рассуждали бы так: Лазарь не оказал богатому добра потому, что, во время своей жизни, получал от него зло; но мой отец или брат могут заступиться, так как отец не может смотреть на такие казни, чтобы не сжалиться, он умилосердится и извле­чет из мук. Христос, чтобы отстранить все эти пустые уте­шения и убедить каждого надеяться на свои добродетели, и весьма мало на других, выставляет Авраама, который говорит: и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят (Лк.16:25). А прежнее показывает справедливое правосудие: ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое (Лк.16:25). Я, говорит, признаю и утверждаю, что я не столь бесстыден, чтобы быть несправедливым даже в мучениях. Не ради справедливости я желаю облегчения, но только требую сострадания. Между нами и вами утверждена великая пропасть, потому что неисцельный день исполнен гнева и ярости. Хорошо сказал пророк: "исполнен", так как (тогда) нет места для покаяния, но все исполнено гнева, нет места для сожаления и милости, так как Бог дал враче­ство покаяния на время жизни, а тот день сделал неисцель­ным. Но, может быть, скажут: ужели Он не примет во вни­мание человеческой природы? Ужели мы не из грязи, — не прах и пепел? Однако не теперь время таких слов; эти прекрасные слова следовало помнить тогда, когда вы совершали грехи, хвастались, горделиво превозносились, предавались изнежен­ности и срамному пьянству. Патриарх Авраам говорил во время мучений, когда гнев Божий уже пришел, был уже при дверех (Мф.24:33), но решение суда еще не было дано и не передано мучителям. Возможно ли изменение закона после судебного решения? Не слышишь ли ты, как сам Авраам молил Бога, пока стоял в качестве судьи и говорил с Ним; но когда низвел число праведников до десяти и лишь сказал: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым (Быт.18:23), то замолчал? Точно также должно говорить и там: после про­изнесения определения должно молчать, — теперь ты стараешься напрасно. Если ты не поспешал во время поспешения, то что пользы поспешать теперь? Сам Христос молит, и ты не внемлешь. И Павел также настойчиво говорит о молитве Христа: как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом (2Кор.5:20). Ты должен примириться, говорит, с Моим Сыном, который ни против кого не грешил, но даже понес грехи многих. Если ты примиришься с Ним, то примиришься и со Мною; а если не слушаешь Его молений, то напрасно будешь просить Меня о чем-либо.

Хотя ты не примиришься с Спасителем и Искупителем, однако Я жду и терплю, прошу и не желаю отступить и презреть молитву. Каким образом ты можешь просить Меня, когда Я подвергну тебя наказанию и казни? Ты просишь и умоляешь Меня теперь, но тебе должно было слушать и повиноваться тогда, когда Я звал тебя, и Я бы дал тебе прощение и милосердие, и примирился бы с тобою, а (теперь) ты примирение сделал своим обвинением.

 

10. Вот, приходит день Господа лютый, с гневом и пылающею яростью, чтобы сделать землю пустынею и истребить с нее грешников ее. Он называет тот день Госпо­день, в который придут в изумление все, прежде не краснев­шие от стыда, лица. Тогда все, являющиеся теперь мятежни­ками, уразумеют, что все от Бога, когда они подвергнутся наказанию и проникнутся трепетом, когда бывшие презренными в этом мире просияют светлее лучей солнца, а гордые, слав­ные и знатные здесь, будучи низвержены и унижены, пойдут в место мучения. Тогда будет день Господень, когда каждый приимет мзду по своему труду. Если этот день есть день не только гнева и ярости, но также воздаяния и чести, то почему, скажут, он обозначается не приятными, но суровыми выраже­ниями? Из-за тебя и твоей небрежности, чтобы — по крайней мере таким образом — возбудить тебя. Ведь, все знают, что он есть день воздаяния, но не знают, что — также день наказа­ния; тому верят, а этому не верят. Чтобы сделать землю пустынею. Но почему сказано: всю землю? Выслушай также и по­следующее: и истребить с нее грешников ее. Когда грешников примет ад, а праведников — рай, то справедливо пророк сказал: сделать землю пустынею, где совершались грехи. Тогда ниспроверг­нутся города и дома и все. Мировой порядок обновится снова, хотя некоторые этому не верят. Справедливо сказано: истребить с нее, — так как они погибнут не совершенно, но, будучи низвержены в огонь, понесут наказание за свои дела.

 

11. Звезды небесные и светила не дают от себя света; солнце меркнет при восходе своем, и луна не сияет светом своим. Кому они будут давать свет, когда явится Солнце правды? Когда является солнце, пропадают все звезды; точно также и после того, когда явится Солнце правды, не бу­дет являться никакое светило.

 

12. Я накажу мир за зло. Выслушай теперь изре­чение, угрожающее вселенной бедствиями. И нечестивых — за беззакония их, и положу конец высокоумию гордых, и уничижу надменность притеснителей. Почему же, оставляя иные бедствия, Он выставляет на вид только это? Чтобы показать тяжесть гордости, которая есть ко­рень зол, источник неправды, из которой произошел конец и начало погибели мира: она была началом всех зол, она низвергла с неба сатану и прочих с ним. Потому и Бог, чтобы исцелить эту тяжелую рану, все совершил со смирением: Свое рождение, хождение в мире, призвание апостолов, и Деву, от которой родился, и обручника, которому была обручена эта Дева, так как он был по занятию ремесленник, которым не было места в гостинице, и они были так бедны, что не имели даже колыбели, почему Он, как сын бедных, был положен в яслях. Когда Он телесно взошел в возраст, то, говорится, и некоторые женщины служили Ему имением своим (Лк.8:2,3); и Сам Он говорил: Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову (Лк.9:58). Людей незначитель­ных Он призвал в апостолы, Он дал учение смирения, укрепляя его совершенно и в тоже время преследуя гордость, как лютого зверя. Таким образом, Своею трапезою, ложем, жизнью, Своими одеждами, наставлениями, крестом страдания и всем прочим Бог учит нас ничему иному, только смире­нию. Он умыл ноги предателя: это более дивно, чем прочее. Видишь ли, какую Он показывал кротость? Он принял удар от раба, которого поддерживал силою терпения. С тех пор и доселе Он презирается и получает укоризны, однако Он и говорил и все дела совершил для спасения тех, которые Его презирают и пренебрегают.

Тогда каждый, как преследуемая серна и как покинутые овцы, обратится к народу своему, и каждый побежит в свою землю (ст. 14): пророк не только говорит о пороках, но показывает, также и достоинство добро­детелей.

 

13. Сделаю то, что люди будут дороже чистого золота, и мужи — дороже золота Офирского. Видишь ли красоту добродетелей? Видишь ли блеск? Для сего потрясу небо, и земля сдвинется с места своего от ярости Господа Саваофа, в день пылающего гнева Его. Пророк опять останавливается на страшных словах и даже дольше прежнего, признавал это полезным для того, чтобы сделать их благонравными. Потрясу, говорит, небо. Если подвигнутся силы небесные, то тем более разъя­рится самое небо, столь долгое время питавшее людей, и причи­ной вечных наказаний будет обилие небесных благ, всегда кормившее их. Не думай, что второе пришествие будет подобно первому: тогда Он приходил тихо и молчаливо, для подъятия грехов, а теперь придет для праведного возмездия; тогда Он был как бы врачом, а теперь — в образе судии; тогда Он насаждал виноградную лозу, а теперь собирает плод; потому Он придет для низвращения всего, чтобы ты уразумел вели­чие Его и чтобы знал, что Он мог и тогда придти таким же образом. Если в руке Его — края мира, Он призирает на землю, и она трясется (Пс.103:32), то что удивительного, что когда Он придет, то превратит все? От ярости Господа Саваофа: души почувствуют ярость Господню.

 

14. Тогда каждый, как преследуемая серна: те, которые бу­дут отделены от праведников, не найдут себе нигде убе­жища и утешения. И как покинутые овцы: и правильно, так как не будут иметь пастыря. И не будет собираяй (в русском переводе этих слов нет): каким обра­зом их соберут, когда Сам Бог рассеивает? Пророк снова меняет речь.

 

17-18. Вот, Я подниму против них Мидян, которые не ценят серебра и не пристрастны к золоту. Луки их сразят юношей. А Симмах говорит: из луков погубят юношей. И не пощадят плода чрева. Бедствия должны быть тяжкими, так как отсутствуют слова милости. Смотри же, как много благ для одних и как много бедствий для других. О, дивное пре­вращение!

 

19-20. И Вавилон, краса царств, гордость Халдеев, будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра, не заселится никогда, и в роды родов не будет жителей в нем; не раскинет Аравитянин шатра своего, и пастухи со стадами не будут отдыхать там. Но будут обитать в нем звери пустыни, и домы наполнятся филинами; и страусы поселятся, и косматые будут скакать там. Шакалы будут выть в чертогах их, и гиены — в увеселительных домах. Косматые на самом деле не существуют, не обитают и в Вавилоне, но у людей встречается такое название, они употреб­ляюсь его для обозначения пустыни или города, не имеющего жителей. В таком смысле принимает его и Писание, излагая все по человеческому обычаю, но не утверждая, что это так на самом деле. Писание принимает даже вульгарную речь лю­дей и таким образом говорит с ними. Другие переводчики, вместо косматых, полагают: страусы. А Акила говорит: волосатые и косматые демоны. Симмах и Феодотион: мохнатые волосами демоны и онокентавры. И будут перекликаться совы в Идим (в еврейско-масоретском: в чертогах его).

В начало Назад На главную

 Проект «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования»
Сайт создан при поддержке РГНФ, проект № 14-03-12003
 
©2008-2017 Центр библеистики и иудаики при философском факультете СПбГУПоследнее обновление страницы: 24.3.2014
Страница сформирована за 31 мс 
Яндекс.Метрика