Этот текст скопирован из другой on-line библиотеки, адрес исходного файла в которой не удаётся определить по техническим причинам

Ссылки, приводимые ниже, могут не работать или вести на страницы вне нашего сайта – будьте внимательны и осторожны: создатели сайта «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования» не несут ответственности за возможный риск, связанный с переходом по ссылкам на другие сайты. В особенности будьте внимательны при переходе по ссылкам рекламного характера, ссылкам, смысл которых Вам непонятен, и по ссылкам, текст которых отображён явно некорректно.

Авторские права (если таковые существуют) на приводимый ниже текст принадлежат авторам оригинальной публикации

.

СОБЕСЕДОВАНИЕ

НА ПСАЛОМ 118

 

Статья 3-я

 

"Призри на меня и помилуй меня, как поступаешь с любящими имя Твое" (ст. 132).

1. Блаженный Давид имеет обычай, – братие, пользоваться разнообразными способами для выражения того, что он пророчески воспевает. Так и в этом псалме одни и те же мысли об одних и тех же предметах он выражает многими способами. Его целью является удаление от греха и отвращение ко злу, а с другой сто­роны – соблюдение и сохранение заповедей Божиих, а также – обличе­ние беззаконных, отвращение от них и молитва о помощи и милости Божией: вот главные и общие мысли его в этом псалме. Этому отве­чает и настоящее выражение: "призри на меня и помилуй меня". Иногда Бог призирает в гневе, как сказано у пророка Аввакума: "воззрел, и в трепет привел народы" (Авв.3:6); а когда призирает на любящих Его, то дарует милость и спасение. Вот об этом-то и просил пророк, почему и прибавил: "как поступаешь с любящими имя Твое". Значит, он просит о том, чтобы удостоиться божественной милости не просто, но так, как обыкновенно, говорит, Ты даешь милость тем, кто Тебя любит. "Как поступаешь с любящими имя Твое", сказал он, что значит: я прошу одина­кового с ними приговора себе. "Стопы мои направь по слову Твоему, и да не обладает мною всякое беззаконие" (ст. 133). Когда мы обнару­живаем усердие, а Бог доставляет помощь и направляет наш путь, то сила греха не имеет значения. Итак, когда Бог направляет нас на пути Свои и мы оказываем усердие, то не имеет над нами силы ни грех, ни беззаконие. В другом псалме Господь обещает боящемуся Его: "не убоишься ужаса ночи, стрелы, летящей днем,бедствия, постигающего ночью" (Пс.90:5,6); все это – беззаконие. "Избавь меня от клеветы человеческой, и сохраню заповеди Твои" (ст. 134). Как известно, много искушений Давид потерпел от людей, от Саула и других. Так и в следующем псалме он гово­рит: "Господи, избавь душу мою от уст неправедных и от языка льстивого. Что дастся тебе или что прибавится тебе при языке льстивом?" (Пс.119:2,3). И опять в другом псалме: "сыны человеческие! Зубы их – оружие и стрелы, и язык их – острый меч" (Пс.56:5). Итак, об избавлении от них молится пророк. И Владыка Хри­стос, с одной стороны, тех, кто терпит поношения и клевету, на­звал счастливыми и блаженными (Мф.5:10,11), а с другой сто­роны – научил молиться, чтобы не впасть в напасть (Мф.26:41). С евангельским законом совпадает и молитва пророка. А святой Афанасий, раскрывая смысл этих слов, клеветой человеческой назы­вает дерзкие и безумные мысли еретиков и беззаконников. Итак, братие, следуя этому отцу, будем и мы избегать всякой ереси, равно как и тех, которые ныне у нас распространяются, т. е. ересей иконоборцев, павликиан и манихеев; и если кому из нас скажут: "пойдем с нами", пусть он уклонит ногу свою и удалится, по приточному слову (Притч.1:11,15), и не будет ходить вместе с ними. "Лице Твое просвети на раба Твоего и научи меня оправданиям Твоим" (ст. 135). Божество бестелесно, просто и чуждо перемен; Свя­щенное же Писание изображает его более грубыми и телесными чертами, применительно к человеческой природе, так как образом ипостаси Отца и сиянием (славы Его) является Сын, как эту истину выражает блаженный Павел (Евр.1:3). Итак, пророк желает увидеть явление Его для спасения рода человеческого; тогда Он, явив­шись Сам, научил нас всякой правде. Затем, явление лица Божия можно понимать, как разрешение зол и дарование благ. "Источники вод извели очи мои, ибо я не сохранил закона Твоего" (ст. 136). И это – закон апостольский, потому что "страдает ли один член", говорит апостол, "страдают с ним все члены" (1Кор.12:26). Зна­чит, пророк возвышается до евангельского совершенства, скорбя о беззакониях других людей; исходящими вод он назвал множество слез: потоками проливал я слезы при виде беззаконий людских. Такую печаль о беззаконниках испытывают святые. Скорбел и Моисей, когда народ израильский, обоготворив тельца, уклонился от Бога; он говорил тогда Богу: "прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал" (Исх.32:32). Точно также апостол, видя отчуждение иудеев от евангелия, говорил: "я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти" (Римл.9:3). "Праведен Ты, Господи, и правы суды Твои.В откровениях Твоих Ты заповедал правду и совершенную истину" (ст. 137, 138). Все, Господи, устраиваешь Ты справедливо: и о людях заботишься, и делателей правды привлекаешь. Ты и закон дал, и нарушителям его открыл, какие наказания они навлекут на себя, и соблюдающим его обещает благое воздаяние, и обещания Свои подтверждаешь делами; последнее именно выражается в словах: "совершенную истину". Назначен у Господа день, когда Он будет судить вселенную и воздавать "каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, – жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, – ярость и гнев. Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое" (Римл.2:6-9). Выражением же: "совершенную истину" – он обозначил непреложность исполнения дела. "Истаяла меня ревность по Тебе, ибо забыли слова Твои враги мои" (ст. 139). Преданных беззаконию пророк оплакивает, а законо­дателя видя оскорбляемым, справедливо негодует. Такая ревность прославила Финееса; она сделала славным великого Илию; ею пламе­нея, добропобедный Стефан обличил неверие иудеев. Этот стих выражает ту же мысль, что и один из предшествующих: что там говорил он: "источники вод извели очи мои, ибо я не сохранил закона Твоего" (ст. 136), то и здесь разумеет: "истаяла меня ревность по Тебе, ибо забыли слова Твои враги мои". Таков был, как я сказал, Финеес, поразивший блудника: "и (это) вменилось ему в праведность" (Пс.105:31). Таков был божественный Павел, в самом себе носивший всего Христа, почему и говорил он: "кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?" (2Кор. 11:29)? И блаженный Лука говорит о нем, что в Афинах возму­щался "при виде этого города, полного идолов" (Деян.17:16) "Слово Твое весьма пламенно, и раб Твой возлюбил его" (ст. 140).

2. Испытано, говорит, и чисто слово Твое и чуждо всякого по­рока, и я питаю к нему горячую любовь. А в другом псалме он говорит: "слова Господни – слова чистые, серебро расплавленное, испытанное в земле, семикратно очищенное" (Пс.11:7). Итак, среди судов Божиих нет ничего недостойного, сомнительного или нечистого, но все чуждо всякого порока. Итак, с чистотою их, братие, будем сообразовать свою жизнь. "Молод я и уничижен, (но) оправданий Твоих не забыл" (ст. 141). Мал был Давид и самый меньший из сыновей отца своего; но за любовь, которую он питал к Богу, он был избран и получил царское достоинство и пророческую благодать. Конечно, ведь, умеет Бог вознаграждать любящих Его и в нынешнем веке; а еще более в будущем. И вот, когда Бог повелел великому Самуилу поставить в цари одного из сыновей Иессея, то других сыновей, украшенных и силой, и ростом, и телесной красотой, про­рок всех признал недостойными, но спрашивал Иессея: нет ли еще детей у него? Когда же тот отвечал, что есть еще отрок, ко­торый пасет овец и совершенно непригоден для царства, тогда про­рок приказал привести его, и как только пришел, тотчас пома­зал его. Об этом-то избрании вспомнил здесь пророк и говорит: меня – юного и, по мнению моих близких, слабого – Ты удостоил такой благодати, и сделал пророком и вместе царем. Ради этого я со всем усердием стремлюсь соблюдать Твои оправдания. "Правда Твоя – правда во век, и закон Твой – истина" (ст. 142). Тот, кто по­винуется человеческим законам, даже и в настоящей жизни не дож­дется такой чести, а исполняющий заповеди Божии имеет наградой за труды жизнь вечную. И притом законы человеческие не все содер­жат в себе правду, закон же Божий блистает истиною. Поэтому справедливо сказал пророк: "правда Твоя – правда во век, и закон Твой – истина". Итак, правда Божия и закон – истина на век. Поэтому и иудеям говорил блаженный Павел: "не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, не покорились праведности Божией" (Римл.10:3). "Скорби и нужды постигли меня, заповеди Твои – утешение мое" (ст. 143). Явление – неизбежное для делателей добродетели. Это напо­минает сказанное Павлом: "кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание" (Римл.8:35,36; ср. Пс.43:23). Таковы подвиги святых, таковы их победы. "Заповеди Твои – утешение мое". Изучение их поддерживает мое мужество, и я мужественно переношу скорби. "Откровения Твои – правда во век: вразуми меня и жив буду" (ст. 144), то есть, чрез них мы приобретаем вечные блага. "Вразуми меня и жив буду". Просвещаемый Тобою, я буду наслаждаться вечною жизнью. "Я воззвал всем сердцем моим: услышь меня, Господи! Оправдания Твои взыщу" (ст. 145). Опять воззванием называет душевное настроение, поэтому и прибавил: "всем сердцем моим". Так и Мои­сей взывал молча, но в ответ на его тайную молитву Господь сказал: "что ты вопиешь ко Мне?" (Исх.14:15). Прибавление же слов: "всем сердцем" – показывает, что разумеется душевное усердие, а не крик испускаемый устами. В таком роде говорил и божественный Павел: "назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу" (Еф.5:19). "Я воззвал к Тебе: спаси меня! И сохраню откровения Твои" (ст. 146). От Тебя получая спасение, я буду хранителем Твоих законов. Так, соблю­дающие откровения Божии во всяком случае получают от Него спа­сение. "Предварял я в безвремении и взывал, (ибо) на слова Твои уповал" (ст. 147). Пророк, будучи царем, отягощаемый бесчисленными заботами, а сверх того – предпринимавши походы и войны, не только днем возносил молитвы Богу, но и среди ночи, не дожидаясь пения петухов: так любил он своего Создателя – Бога, так усердно просил помощи свыше. Пророк не имел определенного времени для хвалы и благодарения Богу, но и днем и ночью (это именно обозначает – "в безвремении") де­лал это, научая и нас всегда иметь Бога в памяти своей. Вспоми­нать о Боге нужно чаще, чем делать дыхание, как говорил Григо­рий Богослов. "Предваряли очи мои утро, чтобы поучаться словам Твоим" (ст. 148). Не только в то время, когда сон бывает наиболее приятен, но и рано утром он размышлял о божественных зако­нах. А мы, живя в бедности, свободные от всяких забот, всю ночь проводим, валяясь в постели, и даже при начале дня не воз­носим гимна Подателю благ. Итак, пророк предупреждает нас, чтобы в утреннюю пору мы поучались в словах Божиих. И Гос­подь говорил: "смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими" (Лк.21:34). А один из пророков, оплакивая таких людей, говорил: "спит всю ночь" (Осия 7:6).

"Голос мой услышь, Господи, по милости Твоей, по суду Твоему оживи меня" (ст. 149). Обладая столь великими благами, он ищет милости; и не вообще просит о милости, но о милости, полезной по суду Божию. И вот он просит и умоляет Бога, чтобы его жизнь направлена была по судам Божиим, а своим примером и нас учит молиться о том же. "Приблизились преследующие меня беззаконно, от закона же Твоего они удалились" (ст. 150). Далеки от боже­ственных законов те, которые хотят преследовать праведного. Так, книжники и фарисеи шли прямо на беззаконие, преследуя апостолов, которым Господь сказал: "и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня" (Лк.10:16), как ска­зано: "врагом буду врагов твоих и противником противников твоих" (Исх.23:22). Поэтому и удалились они от закона евангель­ского, не послушавшись учения апостолов. "Близок Ты, Господи, и все пути Твои – истина" (ст. 151).

3. Ты, говорит, Господи, видишь все, потому что Ты не вдали от нас пребываешь, но наполняешь всю вселенную и сообразно с истиною управляешь созданием. Это и Сам Бог говорит чрез про­рока: "Разве Я – Бог только вблизи, говорит Господь, а не Бог и вдали?" (Иер.23:23). Он все знает и испытывает, даже глубины сердец наших (Пс. 47:22). А блаженный Павел говорит: "мы Им живем и движемся и существуем" (Деян.17:28). "От начала я узнал из откровений Твоих, что Ты утвердил их на век" (ст. 152). Свидениями или откровениями на­зывает здесь небо и землю, потому что из снисхождения к людям Господь приводит иногда небо и землю во свидетели; так и великий Моисей в начале своей песни говорил: "внимай, небо, я буду говорить; и слушай, земля, слова уст моих" (Втор.32:1). В них по­стоянно усматривается Промысл Божий, потому что все в них совер­шается в великом порядке. Отсюда, говорит, я узнал достоверно, что Ты находишься вблизи и присутствуешь во всем существующем, и ничто из Твоих творений не скрывает Тебя. Или иначе: издавна, говорит, я знал, что слова Твои, Владыка, тверды, и заповеди Твои постоянны. Законы царские и государственные изменяются, а с Божиими законами этого не бывает, но как небо и земля пребывают во век, так и заповеди Божии. К ним, говорит, ничего нельзя при­бавить, и от них ничего нельзя отнять. Говорил и Господь: "небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут" (Мф.24:35). "Воззри на уничижение мое и избавь меня, ибо закона Твоего я не забыл" (ст. 153). "Кто унижает себя, тот возвысится", по слову Господню (Мф.23:12), и: "блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное" (Мф.5:3). Божественный пророк к прочим своим добродетелям присоеди­нил и эту, и ссылаясь на нее, просит себе Божией помощи. Есть много видов смирения; конечно, иногда приобретается смирение путем скорбей и несчастий и притеснений от людей. Но истинное смирение бывает тогда, когда мы обращаемся от грехов наших, – например, обнаружил такое смирение сам Давид словом и делом: "каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими орошаю постель мою" (Пс.6:7); и: "посмотри на смирение мое и на изнеможение мое, и оставь все грехи мои" (Пс.24:18). Точно также и мы да смиримся под крепкую руку Божию, любя и соблюдая повеления Его, о чем говорит Господь: "блаженны нищие духом" (Мф.5:3). "Рассуди дело мое и избавь меня, ради слова Твоего оживи меня" (ст. 154). Так как чрез грехопадение, по соблазну презлобного врага, род человеческий отпал от Бога, то пророк молит о том, чтобы совершился суд и люди получили спасение, что совершилось чрез евангельское слово. Когда евангелие было проповедано по всей вселенной, тогда диавол был низложен, а род человеческий был спасен, получив жизнь от Духа. Итак, пророк напоминает Владыке об его обещаниях, просит Его о спасении и умоляет рассудить его с его врагами. "Далеко от грешников спасение, ибо оправданий Твоих они не взыскали" (ст. 155). Поборники беззакония сами, говорит, лишили себя Твоего спасения, не пожелав узнать, что Ты законоположил делать. Причиной гибели является, таким образом, то, что мы не ищем оправданий Божиих. И не просто сказал он, что они не поверили, но что "оправданий Твоих они не взыскали". Следовательно, когда мы презираем заповеди Божии, Он удаляет от нас спасение. "Велики щедроты Твои, Господи, по суду Твоему оживи меня" (ст. 156). Мысль этого стиха ясна и не нуж­дается в объяснении; он гласит: велико богатство Твоего челове­колюбия, и суд Твой праведен, полагаясь на них, я прошу о спа­сении. "Много у меня гонителей и притеснителей, но от откровений Твоих я не уклонился" (ст. 157). Многими, говорит, одолеваемый несчастьями, я не сделал даже попытки преступить что-нибудь из того, что установ­лено Твоим законом. Приступая к объяснению этого псалма, мы сказали, что божественный Давид собрал в этом псалме все, что испытал он в своей жизни, и следовательно, одно соответствует тому, что потерпел он от Саула, другое – тому, что причинил ему Авессалом. Настоящие слова, например, очевидно, он сказал во время преследования от Саула, потому что тогда он еще не чувство-вал за собой греха. Итак, многие преследовали святых и доводили их до смерти, но они не уклонялись от откровений Божиих, потому что помнили сказанное Господом: "блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное" (Мф.5:10), а также сказанное апостолом Павлом: "многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие" (Деян.14:22). Ради этого блаженные и славные мученики прошли огонь и воду и за исповедание Бога и любовь к Нему пре­дали тела свои. Но (за свои подвиги) имеют они воздаяние, сделав­шись общниками единого тела Христа Бога нашего. "Видел я неразумных и сокрушался, что слов Твоих они не хранили" (ст. 158). Так блаженный Павел скорбел об иудеях, так Сам Господь оплаки­вал Иерусалим, так божественный Иеремия проливал слезы о без­законии народа. Такими должны быть и мы, братие: должны и мы огорчаться и скорбеть о тех, кто неуправлен в путях своих, должны обличать их и увещевать, дав прежде верное направление собственной жизни, – потому что "обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов" (Иак.5:20). Если же останутся неисправимыми, то не имейте общения с ними, как учит апостол: "удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно" (2Фес.3:6), а также: "не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе" (1Кор.5:11). "Зри, как я возлюбил заповеди Твои. Господи! По милости Твоей оживи меня" (ст. 159). Он посто­янно вспоминает о заповедях, оправданиях, законах и откровениях, показывая свою любовь к ним. Это же слово научает нас, чтобы мы, как говорит ап. Иоанн, любили не словом и языком, но делом и истиною (1Ин.3:18). Тогда мы будем в состоянии получить жизнь по милости Божией. "Начало слов Твоих – истина и во век все суды правды Твоей" (ст. 160).

4. Обещания Твои неложны, обетования Свои Ты украшаешь исти­ной и слова Твои подтверждаешь делом. Еще на первых порах бытия мира сказал Бог Адаму: "от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь" (Быт.2: 16,17). Это слово на век приобрело силу, – потому что ослушание Бога ввело смерть. Иной смысл является в связи с написанным (в той же книге Бытия): рече Бог Аврааму: "благословятся в семени твоем все народы земли" (Быт.22:18). Семя его – Христос. В нем-то правда во век для рода человеческого. Началом же словес называет обетования, бывшие Аврааму. В нем одном некогда заключался на­род иудейский, но Господь исполнил Свои обещания и умножил на­род, как звезды небесные множеством, и о семени его благосло­вил, по обетованию, все языки. На это и указывают слова псалмо­певца: "и во век все суды правды Твоей". Будучи пророком, он со-зерцал вечное царство Христово, почему и сказал, что истина укра­шает начало слов Божиих. А в другом псалме он говорит: "дела рук Его – истина и правда" (Пс.110:7). "Князья преследовали меня без вины, а слов Твоих боялось сердце мое" (ст. 161). Врагов и гонителей я, го­ворит, не страшился, но Твоих законов боялся. Потому не осме­лился убить врага, когда нашел его спящим. И потом, жалея несчастного сына, поднявшего руку на отца, говорил: "пощадите мне отрока" (2Цар.5:18). Это говорил Давид, преследуемый Саулом. В ду­ховном же смысле князи – это злые духи, как научает нас бла­женный Павел: "наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной" (Еф.6:12). Они нападают на нас, желая обольстить нас, но нас поддерживает страх пред словом Божиим. Именно Господь сказал: "не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне" (Мф.10:28). "Я буду радоваться о словах Твоих, как нашедший большую добычу" (ст. 162). Так как он упомянул о преследовании со стороны неприятелей, то справедливо вспомнил и о добыче. Он хочет сказать: если бы всех их я убил и получил богатейшую добычу, то я не порадовался бы так, как радуюсь Твоим законам. Что выше сказал он, то повто­ряет и здесь. Там он говорил: "закон уст Твоих лучше для меня тысяч золота и серебра" (ст. 72), и: "возлюбил заповеди Твои более золота и топаза" (ст. 127). Вот урок нам, чтобы выше всякой радости мы ставили веселие и радость о заповедях Божиих. "Неправду возненавидел я и возгнушался, а закон Твой возлюбил" (ст. 163). Истинно и это слово. Кто горячо привязан к божественному, тот ненавидит про­тивное. И с другой стороны, кто ненавидит неправду, тот во вся­ком случае становится на сторону правды. Ведь совершенно неесте­ственно, чтобы об одном и том же деле два противоположные слова были истинны. Между тем и Господь сказал: "не можете служить Богу и маммоне" (Мф.6:24). "Семикратно днем я хвалил Тебя за праведные суды Твои" (ст. 164). Некоторые – "семикратно" – перевели: многократно. Но и то и другое одинаково обозначает горячую любовь пророка. Он не знал меры прославлению Бога. Так и нам непрерывно нужно восхвалять Бога за Его праведные суды. Более ревностные и благоче­стивые семь раз предстоят Богу ночью и в течение дня. Во-первых, по окончании ночи, что мы называем утреней; во-вторых, при восходе солнца – благодарят за начало дня; в третий час, когда Дух Святой сошел на апостолов; в шестой час, когда Христос Бог наш плотию был пригвожден ко кресту и раздрал рукописание грехов наших; в девятый час, когда Он пролил кровь и предал дух и освободил нас от власти диавола; при закате солнца, – что мы называем светильничным, – когда мы благодарим за окончание дня; наконец, когда мы отходим ко сну. Исчисленное здесь и составляет седмерицу. "Мир велик у любящих закон Твой, и нет им соблазна" (ст. 165). Кто пламенеет божественной любовью и чрез соблюдение заповедей приобретает мир с Богом, те, хотя бы все люди ополчились на них, проводят приятную жизнь. Об этом сви­детельствует божественный Павел, говоря: "мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем" (2Кор.4:8,9). И Господь, послав святых апостолов по всей вселенной как овец среди волков (Мф.10:16), сказал им: "мир оставляю вам, мир Мой даю вам" (Ин.14:27). Они же и приняли евангельский закон, и проповедали его повсюду. На это именно намекает выражение: "велик". "И нет им соблазна", потому что сатана повергнут под ноги их. "Чаял я спасения Твоего, Господи, и заповеди Твои возлюбил" (ст. 166). Даже угнетаемый несчастьями, я не утратил благих надежд, но продолжал ожидать Твоего спасения и следовать Твоим заповедям, именно потому, что любящие заповеди Божии ищут воздаяния за соблюдение их и свою любовь и ожидают, что им уготовано наслаждение небесных благ. "Хранила душа моя откровения Твои и сильно возлюбила их. Сохранил я заповеди Твои и откровения Твои, ибо все пути мои пред Тобою, Господи" (ст. 167, 168). Зная, что Ты все видишь, и живя как бы под Тво­им наблюдением, я не только исполнил все Твои заповеди, но и сделал это с горячим усердием. Это пророк говорит в назида­ние и наставление нам, чтобы мы соблюдали все заповеди Божии и Его откровения. Итак, кто не по расчету и из корысти, и не для того, чтобы видели и похвалили люди, делает добро, те говорят: "все пути мои пред Тобою Господи". "Да приблизится моление мое к Тебе, Господи, по слову Твоему, вразуми меня" (ст. 169).

5. Высказав все свои просьбы, пророк умоляет, чтобы его молитва была принята и не оставлена без удовлетворения. Он просит вразумления не человеческого, но состоящего в познании слов Божиих. Человек, пребывающий в грехах и привязанный к ним, не может, конечно, сказать: "да приблизится моление мое к Тебе, Господи". Бог сказал чрез пророка: "грехи ваши отвращают лице Его от вас" (Ис.59:2); значит, необходимо прежде всего отстать от грехов, и тогда уже можно будет сказать: "да приблизится моление мое к Тебе, Господи". А грешнику даже псалмов употреблять нельзя, потому что написано: "неприятна похвала в устах грешника" (Сир.15:9); и: "грешнику же сказал Бог: зачем ты проповедуешь уставы Мои и содержишь завет Мой устами твоими?Ведь ты возненавидел наставление и поверг слова Мои вспять" (Пс.49:16,17); а также: "пойте Господу, преподобные Его" (Пс.29:5), а не непреподобные. "Да войдет прошение мое к Тебе, Господи, по слову Твоему, избавь меня" (ст. 170). Прошением называет свою молитву. Это я нахожу и в других переводах, так что смысл будет такой: да взойдет, Господи, пред лицо Твое моя молитва и мое моление. И так как Ты примешь молитву мою согласно тому, как обещал Ты каю­щимся грешникам, то избавь меня от моих грехов. К столь различным словам прибегает пророк для того, чтобы смягчить Вла­дыку. "Изольют уста мои песнь, когда научишь меня оправданиям Твоим" (ст. 171). Отрыжка соответствует пище (в современном переводе – изольют уста). Познав, говорит, Твои оправдания, я Тебе, Наставнику их, принесу песнопение. Итак, когда мы подвизаемся в добродетелях и заповедях Божиих, тогда мы ока­зываемся в состоянии вознести эту хвалебную песнь; когда же пре­бываем во грехах, тогда никаким образом не можем воспеть ее. "Возвестит язык мой слова Твои, ибо все заповеди Твои правда" (ст. 172). Я посвящу язык мой изучению Твоих слов, зная, что заповеди Твои украшены всякою правдою. Вот назидательные слова, поучающие нас, какого осуждения достойны бывают те, кто поет блудные песни, льстит и словоугодничает людям, занимается пустословием, сплет­нями и ложными доносами, и оглашает неистовыми криками конские ристалища. Между тем ничто другое не должно бы сходить с нашего языка, кроме слов Божиих. Почему – об этом и говорят даль­нейшие слова: "ибо все заповеди Твои правда". "Да будет рука Твоя во спасение мне, ибо заповеди Твои я возлюбил" (ст. 173). "Возлюбил" – Симмах перевел – "избрал", Акила и Феодотион – "выбрал". Рукой называет божественное действие, о котором умоляет в помощь себе для до­стижения спасения. Это – рука Божия. Кто избирает заповеди Божии, тому, несомненно, Бог содействует в его спасении. "Возжелал я спасение Твое, Господи, и закон Твой поучение мое" (ст. 174). Я всей душой, говорит, стремлюсь достигнуть Твоего спасения, и потому не­престанно поучаюсь в Твоем законе. Какого же спасения? Того, ко­торое совершилось вочеловечением Единого от Пресвятой Троицы, Христа Бога нашего. Тогда-то мы были спасены от насилия врага и научились любить евангельские повеления. "Жива будет душа моя и восхвалит Тебя, и суды Твои помогут мне" (ст. 175). Здесь про­рок говорит о жизни в Боге, посвященной восхвалению Его, а за­тем просит, чтобы ему оказана была помощь со стороны судов Божиих. Я знаю, что надежда моя на Тебя не обманет меня, но я достигну истинной жизни и восхвалю Тебя, Подателя благ. "Я заблудился, как овца погибшая, взыщи раба Твоего, ибо заповедей Твоих я не забыл" (ст. 176). Это и пророку прилично было говорить после грехопадения, и всякому человеческому существу. "Взыщи раба Твоего, ибо заповедей Твоих я не забыл". Когда Адам преслушанием заповеди лишил себя рая, то грех его распространился на всех людей, как говорил апостол (Римл.5:12), и они как овца, от­ставшая от стада, блуждали по горам, стремнинам и ущельям греха, удаляясь от Бога и служа бесам и идолам. Но пришел добрый Пастырь, полагающий душу Свою за овец (Ин.10:11), чтобы отыскать и спасти то, что Он потерял (Мф.18:11), и отыскав заблудшую овцу, Он нашел и призвал ее и возложил ее на плечи свои и возвратил ее к Своему стаду (Лк.15:5). Он примирил земное с небесным Своим явлением во плоти. Почему и пастухи вместе с ангелами славили Его рождение такими словами: "слава в вышних Богу, и на земле мир". "Ибо заповедей Твоих я не забыл". Хотя он и нарушил некоторые из них, но до полного забвения их ни­когда не доходил. Итак, пророк вознес некогда эту молитву, а те­перь всякое человеческое существо получило возможность спасения.

Как выше сказано, пришел добрый Пастырь за заблудшей овцой, отыскал ее и, взяв на плечи, отнес к Себе, – и порадовался о ней больше, чем о девяносто девяти не заблудших. Это дает иное осве­щение словам пророка: сколько бы мы ни забывали заповеди Его, Бог ищет нас и призывает к Себе. Сопоставим же начало псалма с концом. Псалмопевец начинает так: "блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем" (ст. 1), и оканчивает: "взыщи раба Твоего, ибо заповедей Твоих я не забыл". Очевидно, ходящие в законе Господнем во всяком случае не забывают Его заповедей, а не забывающие заповедей ходят в законе Господнем. Впрочем, мы, изъяснив псалом этот в главных чертах, приглашаем присутствующих не довольствоваться изложенным и не думать, что эти вещи имеют отношение к одному только пророку, но пусть каждый извлечет отсюда пользу для себя и найдет здесь спасительное лекарство против своих недугов. Ведь это, братие, заветы и наставления отцов, откуда и мы с должным усердием почерпали для передачи вам, чтобы заповеди Божии пре­успевали в вас. Христианину долг повелевает, чтобы, сообразно с чистотой нашей веры, и дела были добры. В них да утвердит вас Господь Бог, даруя вам Свои богатые милости и Свои щедроты, сохраняя вас от всякого зла и удостаивая вас небесного Своего царствия, предстательством непорочной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы и всех Его святых во славу Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

 Проект «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования»
Сайт создан при поддержке РГНФ, проект № 14-03-12003
 
©2008-2017 Центр библеистики и иудаики при философском факультете СПбГУПоследнее обновление страницы: 24.3.2014
Страница сформирована за 78 мс 
Яндекс.Метрика