Этот текст скопирован из другой on-line библиотеки, адрес исходного файла в которой не удаётся определить по техническим причинам

Ссылки, приводимые ниже, могут не работать или вести на страницы вне нашего сайта – будьте внимательны и осторожны: создатели сайта «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования» не несут ответственности за возможный риск, связанный с переходом по ссылкам на другие сайты. В особенности будьте внимательны при переходе по ссылкам рекламного характера, ссылкам, смысл которых Вам непонятен, и по ссылкам, текст которых отображён явно некорректно.

Авторские права (если таковые существуют) на приводимый ниже текст принадлежат авторам оригинальной публикации

.

СОБЕСЕДОВАНИЕ

НА ПСАЛОМ 104

 

Аллилуиа

 

1. И этот псалом призывает прославлять Бога всяческих, что показывает и само надписание его – "аллилуиа", что значит: хва­лите Господа. Здесь воспоминаются обетования, данные Богом патри­архам, и блага, которые ради них даны были их потомкам. Воспо­минание о том и другом должно было возбудить и поощрить тех, которые были удостоены стольких благодеяний, к ревности о добро­детели праотцов. А в то же время новый народ этим псалмом поучается, что Господь не был несправедлив к тому неблагодар­ному народу, лишив его Своего благоволения. Так как (евреи) но­сили имя народа Божия и пользовались благоволением Божиим, но впоследствии, оказалось, совершенно лишились его, то эти псалмы научают всех людей, сколько благодеяний оказал им Господь, и как неблагодарны остались они за эти благодеяния, чтобы отсюда все могли убедиться в справедливости понесенного ими осуждения, и видя возмездие за неблагодарность, не решались бы идти по одному с ними пути, но держались бы на пути правом. Слову "аллилуиа" при пере­воде дают значение – "хвала Богу Иао". А "Иао" евреи оставили без перевода в качестве как бы имени Божия. Итак, "аллилуиа" стоит во главе этого псалма и все его содержание направляет к славо­словию в честь Бога. Притом, настоящий псалом оказывается пер­вым в ряду имеющих надписание – "аллилуиа". И я думаю, что это надписание имеет, в силу своего особенного характера, срав­нительно с другими псалмами и песнями. И по всему мне кажется, что эти псалмы составляют гимны и похвалу в честь Бога (так оно и должно быть, потому что "аллилуиа" в переводе значит – "хвалите Бога"), и что они не сопровождались игрой на псалтири и не назначались для пения, но сами по себе составляли гимны и по­хвалу, описывая благодеяния Божии людям.

 

1. "Исповедайтесь Господу и призывайте имя Его, возвещайте в народах дела Его". В этом псалме Дух Святой внушает святым апостолам возвестить народу из язычников все чудеса, какие сотворил в Свое пришествие на землю Господь. "Призывайте" – Симмах перевел: "проповедуйте". Это выражение призывает возносить Богу благодарственное песнопение и рассказывать о божественных чудесах. "Возвещайте в народах дела Его". Явно и очевидно, что здесь имеется в виду польза не иудеев только, но и всех язычников. "Воспойте Ему и пойте Ему, поведайте о всех чудесах Его" (ст. 2). "Воспойте" – обращая свои уста к произнесению гимнов; "пойте" – понимая то, что воспеваете, благода­рите Его гимнами и песнопениями, а тех, кто не знает сотворен­ных им чудес, научите. "Хвалитесь именем святым Его, да возвеселится сердце ищущих Господа" (ст. 3). Акила, вместо "хвалитесь", поставил: гордитесь. Здесь предлагается увещание – не гордиться ни богатством, ни силой, ни властью, но полагать свою гордость в познании Бога и в Его мудрости. Это со­ветовал и божественный апостол: "хвалящийся", говорит он, "хвались Господом" (1Кор.1:31). Об этом говорила и мудрейшая Анна: "да не хвалится мудрый мудростью своею" (1Цар.2:10). "Да возвеселится сердце ищущих Господа". Начав с исповедания, псалмопе­вец дошел до веселия. В самом деле, начало преуспеяния заклю­чается в исповедании своих грехов и в добрых плодах покая­ния, по слову пророка: "сотворите же достойный плод покаяния " (Мф.3:8). Тогда мы будем иметь смелость призывать имя Его и удостоимся даров Его, наставляя и других в том, что сами знаем; потом, удостоившись радости о Боге, мы будем в состоянии воспевать и прославлять Его, и, наконец – изъяснять тайны божественного Писа­ния, потому что в этом заключаются Его чудеса. Тогда-то, достигши всего этого, мы будем похваляться именем Его. Итак, надежда на Бога имеет своим плодом радость. "Взыщите Господа и укрепитесь " (ст. 4). И научая, как нужно делать это, он прибавил: "ищите лица Его всегда". Не раз или два, но в течение всей жизни должно искать помощи свыше и пользоваться ею; ищущие ее таким образом будут неодолимы и непобедимы. "Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят" (Мф.7:7,8). Что значит "искать"? Постоянно иметь в мысли. Ищущий постоянно обращает свой ум на то, чего ищет. Пророк и побуждает тех, кто будет проповедовать язычникам, постоянно искать Господа; и это должно было укрепить их, так что, будучи слабыми для того, чтобы исполнять повеления, они однако могли проповедать всем – и грекам, и варварам, согласно словам: "Господь дал слово благовествующим с великою силою" (Пс.67:12). Увещание же постоянно искать противополагается требованию закона Моисеева – три раза в течение года являться пред лице Господне (Второз.16:16). Но как Самуил – по истории – служа в скинии свидения, видел лицо Бо­жие (1Цар.3), так преуспевающие всегда в исследовании догматов и совершении добродетели постоянно ищут лица Его, желая чистым умом увидеть Того, Кто есть образ ипостаси Отчей (Евр.1:3), образ Бога невидимого (2Кор.4:4), – почему тот, кто видит Его, тотчас видит Отца (Ин.14:9). "Вспоминайте знамения Его, которые Он сотворил, чудеса Его и изречения уст Его" (ст. 5).

2. Не предавайте, говорит псалмопевец, забвению несказанные чудеса, которые сотворил Господь. Судьбами (или судами) назвал здесь чудеса, сотворенные Богом по суду справедливости. Так как потом он рассказывает о чудесах, сотворенных в Египте, то здесь заранее указывает на справедливость понесенного египтянами наказания. Уста же есть слово Его, так как оно возвещало приго­воры праведного суда Законодателя и Правителя. И мне кажется, что он говорит здесь о законах, управляющих небом, землей, морем, действующих в областях подземной и поднебесной. Ведь не один человек получил от Него закон, но и все видимое: море, чтобы не выходить из своих пределов, горы – стоять твердо, земля – быть неподвижною, и подобным образом все управляется своими соб­ственными законами. И все это по повелению Творца. "Семя Авраама – рабы Его, сыны Иакова – избранные Его!" (ст. 6). Оба названия отно­сятся к одним и тем же, с одной стороны как к потомкам, с другой – как сынам по усвоению. Избранными назвал их, как народ, призванный Богом предпочтительно пред всеми народами, что подтверждается и последующим, "не все те Израильтяне, которые от Израиля", и не все те, которые есть семя Авраамово, его чада (Римл.8:6,7). И Спаситель говорил: "знаю, что вы семя Авраамово" (Ин.8:37), и потом: "если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы" (ст. 39). Значит, одни – только семя, другие же – вместе с тем подражатели дел, действительные сыны и избранники. Последнего не сказал о семени: его назвал только ра­бами. Оба настоящие названия относятся к ученикам (Христовым), потому что они были тем и другим: и рабами, как семя, и избран­ными, как сыны, что видно из слов: "избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами" (Лк.6:13; Мф.10:5), а также: "не двенадцать ли вас избрал Я?" (Ин.6:70). А преимущество избранных ты поймешь из того, что "много званых, а мало избранных" (Мф.20:16). "Он – Господь Бог наш, по всей земле суды Его" (ст. 7). Один и тот же, будучи Богом и Господом всех и владычествуя над всей вселенной, наименовал их Своим народом, почему и приказал возвестить судьбы уст Его, так как все под­лежат суду Его, и не только иудеев, но и всех удостоил Он избрания. Иной сказал бы, что промысл Бога нашего устрояет весь мир по божественным судам. "Он вечно помнит завет Свой, слово, которое Он заповедал в тысячу родов" (ст. 8). Это обозначает постоянство и непреложность обетований, данных Аврааму. Конечно, это не гипер­бола, как некоторые приняли, но истинное и божественное слово. Аврааму обещал Бог всяческих, что о семени его благословятся все народы; семенем же его по плоти был Владыка Христос, Ко­торый в тоже время имеет вечную державу и царство непреходя­щее. На это и указывает упоминание о тысяче родов, потому что это выражение не означает числа лет, но множество поколений ука­зывает на неизменность и вечность, или даже на бесчисленность в единстве, как например: "тысяча ликующих" (Пс.67:18), или опять: "закон уст Твоих лучше для меня тысяч золота и серебра" (Пс.118:72). "Которое Он завещал Аврааму и клятву Свою Исааку, и поставил ее Иакову в повеление и Израилю в завет вечный" (ст. 9-10). Об этой клятве упоминает и великий Моисей; сказал, говорит он, Бог Аврааму: "Мною клянусь, благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные, и благословятся в семени твоем все народы земли" (Быт.22:16,17,18). Эту клятву Он возобновил Исааку, и (согласно с нею) утверждает Свой за­вет с Иаковом. И, конечно, Он исполняет этот завет Свой: чрез Моисея Он освободил потомков тех из рабства египет­ского, чрез Иисуса Навина ввел их в землю обетованную, а окон­чательное исполнение обетований совершил чрез Владыку Христа. "Говоря: тебе дам землю Ханаанскую, удел наследия вашего" (ст. 11). Названием "удел" (землемерная цепь) обозначил обладание землей, потому что измерять землю – дело владельцев. "Когда они были малочисленны, очень незначительны и пришельцы в ней" (ст. 12). Это, го­ворит, обещал Он отцам, когда они были весьма немногочисленны. О силе обещавшего свидетельствует то, что и столь малочисленным Он мог доставить обладание такой землей. Он обещал Аврааму, Исааку и Иакову, что, будучи тогда немногочисленными, они умножатся как звезды небесные и как песок на берегу моря и доставят благословение всем племенам земным, – и что, вместо того, чтобы им быть пришельцами в земле ханаанской, Он сделает их госпо­дами ее. То и другое исполнилось на их потомках, которые умно­жились числом подобно песку. А когда язычники получили благосло­вение о семени Авраамовом, то и они умножились как звезды не­бесные. Тогда им было сказано: "вы сияете, как светила в мире, содержа слово жизни" (Флп.2:15,16). "И переходили от народа к народу, и от царства к другому народу" (ст. 13). Патриархи оставались пришельцами и не основывались ни на одном месте, но то жили здесь, то переносили свои палатки в другое место. Под царством разумеется здесь Египет, по выходе из которого они встретились с народами ханаанскими. И тогда "никому не позволял обижать их и наказывал за них царей (говоря):" (ст. 14). Он показал их сильнее тех, которые пытались обидеть их. "Не прикасайтесь к помазанным Моим и пророкам Моим не делайте зла" (ст. 15). Справед­ливость постигшего потомков Авраама отвержения подтверждается и тем, что они не устыдились благодеяний, оказанных их предкам, между тем эти благодеяния принесли пользу даже язычникам. В самом деле, праотцы их, говорит, будучи весьма малочисленными и пришельцами, при господствовавшей тогда враждебности между наро­дами и жестокости властителей, безопасно совершали свои путешествия под покровом Промысла Божия. Так, Авраам из земли халдейской переселился в Ханаан, из Палестины в Египет и оттуда в Ге­рар, где после него обитал Исаак; Иаков из Палестины пересе­лился в Египет. И Моисей описывает, как Бог не потерпел, чтобы они были обижены, вразумив о них царей. Так, фараона Он удержал великими и ужасными угрозами от захвата Сарры, жены Авраамовой. Так, Авимелеха Он устрашил ночью, говоря: "вот, ты умрешь за женщину, которую ты взял, ибо она имеет мужа" (Быт.20:3). Так, тогдашним обитателям Палестины Он внушил уважение к Исааку. Так, Лавану Он угрожал: "берегись, не говори Иакову ни доброго, ни худого" (Быт.31:24). Праотцов называет Господь помазанниками, не потому, что они по­мазаны елеем, до потому, что они были избранниками. Авраама же Бог назвал и пророком: "теперь же возврати жену мужу, ибо он пророк и помолится о тебе, и ты будешь жив" (Быт.20:7). Или может быть называет помазанниками, как получивших невидимое помаза­ние Духа. А что Сам Он говорил с ними, это показывают Его слова: "Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался" (Ин.8:56). Когда же он увидел? Когда, подняв глаза свои, увидел Бога, стоящего пред ним у дуба Мам­врийского, о чем именно и Писание сказало: "и явился ему Господь у дубравы Мамре" (Быт.18:1). "И Он призвал голод на землю: всякий стебель хлебный истребил" (ст. 16).

3. Грех влечет за собой наказание; наказание обличает зверо­нравную жизнь; а обличение производит перемену жизни. Итак, по­слал Бог голод за беззаконную жизнь тогдашних людей. Но в тоже время в этом самом выразилась заботливость Его о своих слугах. Бог произвел голод в целях домостроительства, чтобы, переселившись из-за него (в Египет) и (там) умножившись, они потом получили во владение землю обетования. "Всякий стебель хлебный истребил", т.е. во всем, что служит для питания, произвел Он недостаток, не только в пшенице, но и в ячмене, и бобах, и про­чем, чем только живут люди. Так обыкновенно и бывает по гневу Божию во время голода, чтобы людям нечем было поддерживать свою жизнь. "Послал пред ними человека: в рабы продан был Иосиф" (ст. 17). Эти слова в одно и тоже время говорят и о злобе братьев, и о мудрости Господа. Злобу братьев Господь обратил на пользу; не то это значит, что Он Сам заставил их продать брата, но что Он допустил их обнаружить свой злой нрав, а Сам воспользовался этим к лучшему, раба сделал царем и всему народу приготовил переселение в Египет. Будущий народ Божий нужно было сделать славным и известным посредством совершенных ради него чудес, потому что такое попечение о нем ясно свидетельствовало о его Боге, и очевидцев просвещало светом богопознания. "Стеснили оковами ноги его: душа его прошла через железо" (ст. 18). Клевета жены, искавшей прелюбодеяния, привела его в темницу, и там по обыкновению воз­ложили на него железные оковы. Так и выразился Симмах: в же­лезо вошла душа его, т.е. ему близко угрожала опасность смерти. Или "железом" пророк назвал здесь тяжесть и силу испытания. Все это с терпением перенес Иосиф, и по долготерпению его ми­новали его скорби. "Пока не пришло (в исполнение) слово его: (тогда) слово Господне воспламенило его" (ст. 19). Все это претерпевал Иосиф, искушаемый подобно зо­лоту. Бог, знающий все, прежде чем оно делается бытием, не нуждался, конечно, в испытании чистоты добродетели Иосифа, но Он хотел пред людьми обнаружить его любомудрие и верность истине. Тогда еще не было дано письменного закона, но для каждого разумного человека слово Божие заменялось естественным законом, обладание которым и делает нас разумными. А здесь: "пока не пришло (в исполнение) слово его", разумеется то слово Иосифа, когда, увидев сны о снопах и звездах, он рассказал об этом отцу и братьям. Пока не испол­нилось все это, он подвергался бедствиям. "Послал (за ним) царь, и разрешил его, владетель народов, и освободил его. Поставил его господином над домом своим и правителем над всем владением своим" (ст. 20, 21). И показывая нравственные следствия этого события, пророк прибавил: "чтобы он наставлял вельмож его, как себя, и старейшин его учил мудрости" (ст. 22). Очищенный огнем подобно золоту, со­гласно со словами пророка: "искуси меня, Господи, и испытай меня" (Пс.25:2), он, когда Бог вразумил фараона, освобождается и получает власть. Не случайно является у фараона эта мысль. Что препятствовало ему, когда он узнал от Иосифа о голоде, самого Иосифа отпустить, а запасы хлеба устроить с помощью Своих начальников? Но он заботился не столько о запасах хлеба, сколько о душевной пользе тех, которых Иосиф мог спасти и научить мудрости, т.е. начальников и старцев его; а чрез них и подданные его должны были сделаться лучшими. И действительно, прославившись объяснением царских снов и полу­чив власть, Иосиф сделался путеводителем всех их к богопозна­нию, не помощью только слов, но и своими делами привлекая к тому же самому благочестию. "И пришел Израиль в Египет, и Иаков переселился в землю Хама" (ст. 23). Сыновья Ноя были: Сим, Хам, Иафет; у Хама был сын Ханаан, а у этого Месраим, что значит Египет, от которого и страна получила название. Следовательно, что Иаков пришел в Египет, было подобно тому, что Хам, дед Мо­сраима, поселился в Египте, тогда как в так называемой Пале­стине обитал Ханаан. Когда говорится, что Иаков, или Израиль, вошел в Египет, то вместе с ним разумеются и его дети. "Призвал отца своего Иакова и все родство свое, душ семьдесят пять" (Деян.7:15,14; Быт. 46:27), говорит Писание. Есть и другое объяснение. Это, говорит, было для патриарха поводом для переселения в Египет. Землей же Хамовой называет псалмопевец Египет, так как Месраим был второй сын Хама. Хам, говорит, родил Хуса первенца и Месраима, брата его. Именем Хуса Священное Писание называет Эфиопию, а именем Месраима – Египет; Иаковом же и Израилем называет одного и того же: первое имя он получил от родителей, а второе дал ему Бог, напоминая этим названием о бывшем ему божествен­ном явлении. Таким образом, вспомнил Бог о том, что Он обе­щал Аврааму; именно, когда Авраам сказал: как будет это? Бог отвечал: "знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет" (Быт.15:13). "И весьма размножил Он народ Свой и сделал его сильнее врагов его" (ст. 24). Об этом свидетельствует и книга Исход. "Сыны Израилевы расплодились и размножились, но чем более изнуряли его, тем более он умножался и тем более возрастал, так что [Египтяне] опасались сынов Израилевых" (Исх.1:7,12). Этим показывает именно, что умножение их было делом не естественным, но в силу обетования Его. Вместо того, чтобы уменьшиться под влиянием притеснений, когда дети бросались в реку и природа насиловалась, они еще более возрастали, так что сделались очень опасными для туземцев; так и говорил фараон, знавший Иосифа: "вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас" (Исх.1:9). Но они не укрепились бы и не умножились бы, если бы Иосиф не достиг власти и близости к фараону. "И возбудил в сердце их ненависть к народу Его и коварство против рабов Его" (ст. 25). После того как, пользуясь уважением со стороны египтян, они пре­дались наравне с ними идолослужению, Бог возбудил (египтян) возненавидеть их и возложить на них тяжкие работы, чтобы, озлоб­ленные, они обратились к Нему, и Он мог исполнить обетование, данное Аврааму относительно земли Ханаанской. Как Иосифа, искусив, он прославил, показал его чрез испытание достойным, так те­перь было с народом: подвергшись испытанию, они с плачем и воплем обратились к Богу их. Вот для чего и уважение к ним со стороны египтян превратилось в ненависть. В самом деле, поль­зуясь уважением их, евреи забыли Бога отцов своих и сделались участниками их идолослужения, как говорит Иисус Навин: "бойтесь Господа и служите Ему в чистоте и искренности; отвергните богов, которым служили отцы ваши за рекою и в Египте, а служите Господу" (Иис. Н.24:14). Превратил же Господь сердце египтян не силой, но попуская свободному их произволению. А лукавство их состояло в том, что они сначала заставляли бабок убивать еврейских младенцев мужского пола, а потом приказывали бросать их в реку. Однако, всех этих сетей смерти народ еврейский избег. "Послал (тогда) Моисея, раба Своего, Аарона, которого избрал Себе.Вложил в них слова о знамениях Своих и чудесах Своих в земле Хама" (ст. 26, 27). 4. Рассказ псалмопевца согласен с историей. Вкратце он го­ворит, что, достаточно наказав народ еврейский по заслугам его, Бог посылает к нему тех, чрез которых сотворил чудеса, с одной стороны наказывая египтян, с другой – утверждая евреев в познании Себя. Причину же знамений Он раскрыл только Моисею с братом; так как они одни были разумными, то им одним Он и показал разумное понимание, чтобы они знали, по какой причине вода обратилась у египтян в кровь, какая была причина каждого явления в отдельности, почему эти явления совершились в таком порядке и чему они служат образами или символами? Так как не все в си­лах сами по себе удаляться от вредного, то столь слабым Бог посылает сильных – в качестве путеводителей и вождей на пути к добру. Таковы суть: закон Божий, в лице Моисея, и священни­ческое слово, носителем которого был Аарон. Они двигали языком, служили устами Богу и издавали слова, а вся сила исходила от Него. "Послал тьму и навел мрак, ибо они воспротивились словам Его" (стр. 28), И див­ные слуги не противоречили божественным повелениям, но исполняли то, что Бог приказывал, и навели на Египет продолжительнейшую и трехдневную ночь, или лучше сказать тьму мрачнее самой ночи, потому что ночь, хотя бы была без луны, умеряется блеском звезд, а эту тьму Священное Писание называет доступной осязанию. Заботясь о своем народе, Бог не подвергал египтян каким-либо великим бедствиям; всесильная рука Его не бессильна была, конечно, излить на них полную чашу гнева, наслав на них львов, медведей, голод, мор или смерть, однако наказывала их иными средствами, мало-по­малу и самих, призывая к покаянию. Величайшее зло было причинено ими народу не тем, что они заставляли его делать глину и кирпичи, но тем, что научили его почитать идолов. Поэтому Он и наказывал тех, которые вводили в заблуждение, приводя их к познанию Вла­дыки всех, причем сама тварь (ими обоготворяемая) употреблялась им в качестве орудий наказания. Воздух обращался во тьму, вода в кровь, земля (производила) лягушек, огонь странным образом приносился вместе с дождем и градом; и тьма, по­сланная от Бога, не противилась, говорит пророк, Его словам и не раздражала Его, но послушно распространилась, исключительно в Египте. Между тем, говорит Писание, "у всех же сынов Израилевых был свет в жилищах их" (Исх.10:23). И в самом деле, если бы тьма была во всем мире, как можно бы было сказать, что она оставалась в течение трех дней и трех ночей? Как можно было бы разграничить дни и ночи на протяжении этой одной исключительной ночи? Но чтобы никто не мог сказать, что это было затмение или вообще дело природы, евреи, жившие в той же самой стране, не ощущали действия этой казни, как было это и при других казнях. "Превратил воды их в кровь и уморил рыб их" (ст. 29). Значит, не цвет только воды, но и самое качество вкуса Он изменил, так что погибли все породы рыб. "Закипела земля их жабами (даже) в сокровищницах царей их" (ст. 30). Так как они бросали в реку еврейских детей, то и сама вода реки превращалась в кровь, обличая, как она была осквернена убийством; отсюда же произвел Господь и жаб, ползавших подобно младенцам, которых они умерщвляли, заползавших в дома и проникавших в самые покои царей. Пророк именно упомя­нул о царских сокровищницах, чтобы показать силу чуда: даже множество слуг иди солдат, охраняющих обыкновенно царский дво­рец, не могло помешать нашествию жаб во дворец. "Он сказал – и явились песьи мухи и мошки во все пределы их" (ст. 31). За словом следовало дело: как только повелел Бог и сказал Моисей, тотчас песьи мухи и скнипы наполнили страну, не минуя египетских пре­делов и не причиняя вреда другим людям, но являясь наказанием только для этих врагов Бога. Эта именно мысль заключается в словах: "во все пределы их", т.е. вне пределов египетских ничего подобного не наблюдалось. "Вместо дождя послал им град (и) огонь, попаляющий землю их. И побил виноградники их и смоковницы их, и сокрушил всякое дерево в пределах их" (ст. 32, 33). Облака изменили свои обычные отправления и вместо дождя и влаги порождали град, а вместе с градом раз­ражались громы и молнии, и взаимно-противоположные стихии, огонь и вода, не уничтожали друг друга: ни огонь не расплавлял ледяного града, ни вода не погашала огня, но, оставивши природную борьбу, они согласно поражали египтян и обличали их зверство, – что, будучи людьми, они не стыдились природы, но своих собратьев угнетали горьким рабством. Ради этого и виноградники, и смоковницы их и все прочие виды растений совершенно уничтожались этими явлениями. "Сказал – и явились саранча и гусеница без числа, и поели всю траву в земле их и поели все плоды в земле их" (ст. 34, 35). Градом и огнем уничтожил Господь деревья, а гусеницы и са­ранча опустошили болота, луга и нивы. Не только плоды, но и самую траву они поели. И это не обычно, что в одно и то же время яви­лись гусеницы и саранча, – потому что или саранча, появившись перво­начально, производит гусениц, или гусеницы, возросши, делаются саранчой, так что одно – прежде, другое – следует некоторое время спустя. Но так как здесь мы имеем дело с чудом, и это явле­ние произошло по повелению Божию, то вместе явились и гусеницы и саранча, и пожрали вместе с травой и плоды, так что все, что слу­жило для питания людей и скотов, было уничтожено. "И поразил всякого первенца в земле их, начаток всего (приобретенного от) труда их" (ст. 36).

5. Это было для египтян последней казнью, после которой они стали побуждать иудеев поскорее выйти от них. Теперь всякий дом наполнился плачем и рыданиями, так как все первенцы их были поражены смертью в одно время. В этот раз еще более тяжкий удар постиг их: после того, как они остались нечувствительными к прежним казням, Господь уязвил их в том, что было для них дороже. "И вывел их с серебром и золотом, и не было в коленах их больного" (ст. 37). После того, как египтяне не позволяли иудеям взять даже их собственного имущества, теперь сверх своего они взяли и богатство египтян, получив золото и серебро как бы в плату за тяжкое рабство. И повеление Божие, по которому произошло это, не было несправедливым: для угнетателей это было наказанием, а для угнетенных – вознаграждением. "И не было в коленах их больного". Постигшие египтян казни их не коснулись. Бог повелел им обобрать египтян, как побежденных и притом обязанных вознаградить их за долговременное рабство. Но замеча­тельно было и то, что из страны, пострадавшей самым жестоким образом, они вышли невредимыми – все до одного из стольких ты­сяч, так что никто не остался в Египте, никто не был задержан телесной немощью. Так предал истории Моисей. "Обрадовался Египет исшествию их, ибо напал на него страх пред ними" (ст. 38). Так они были измучены всякими бедствиями, что освобождение евреев сочли благодеянием для себя. "Распростер облако в покров им и огонь, чтобы светить им ночью" (ст. 39). Одно и тоже облако днем служило для них шатром и защищало от знойных лучей, а, ночью делаясь огневидным, освещало им путь. "Просили они – и налетели перепела, и хлебом небесным насыщал их" (ст. 40). Когда они пожелали мяса, поставил им в добычу птиц без всякого с их стороны труда, а когда нуждались в хлебе, послал его с неба, из облаков подавая не дождь, а саму пищу. Называет манной, не потому, чтобы она имела происхождение с самого неба, но вообще сверху – из воздуха, что Священное Писание также называет небом, и вместе с тем и по­тому, что она служила прообразом небесного хлеба, дарованного Церкви в таинстве (евхаристии). "Расторг камень, и потекли воды, потекли реки в безводных местах" (ст. 41). Утолил и жажду их необычайным порождением скалы: в безводной и сухой пустыне повелел явиться рекам. Называет реками потоки изведенных из скалы вод. Если читать "реками", то ты можешь сказать, что хотя из истории известно о переходе их только чрез Иордан, но они были бы в состоянии перейти и чрез другие реки, если бы они явились препятствием на пути. "Ибо Он вспомнил слово святое Свое, которое (сказал) Аврааму, рабу Своему. И извел народ Свой в радости и избранных Своих в веселии" (ст. 42, 43). Неложно было то, что Бог обещал патриархам относительно умно­жения семени их числом и славой. И Моисей во Второзаконии гово­рит евреям: "не за праведность твою и не за правоту сердца твоего" извел "Господь, Бог твой" из земли Египетской, но "дабы исполнить слово, которым клялся Господь отцам твоим Аврааму, Исааку и Иакову" (Второз.11: 4,5, ср. 8:1,8), потому что "творящий милость до тысячи родов любящим" Его, вместе с тем наставляет и потомков их, чтобы они сохранили оправдания Его (Исх.20:6). "И отдал им области язычников, и они наследовали (приобретенное) от труда народов" (ст. 44). Он не только освободил их от рабства египтянам, но и даровал им землю хананеев и сделал их госпо­дами чужих трудов, и тех, наказав по справедливости, и собствен­ные обетования исполнив. А что изгнание прежних обитателей Пале­стины не было делом несправедливым, это Господь показал и тем, что посредством закона запретил иудеям подражать жизни тех, и тем, что, давая обетования Аврааму (объяснил ему), почему не тотчас тогда дает ему ту землю во владение, но оставляет его при­шельцем на долгое время: "ибо мера", говорит, "беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась" (Быт.15:16), т.е. они еще не заслужили гибели, и несправедливо подвергнуть их наказанию, или произнести над ними осуждение только в предведении больших грехов, но (должно) обо­ждать конца дела. Я пользуюсь мерой и управляю весом, и у меня нет ничего невзвешенного. Поэтому, подождав в течение четырех­сот лет, тогда только и тех изгнал, и этим исполнил обетования. "Чтобы соблюдали уставы Его и хранили закон Его" (ст. 45). Он дал им, говорит, землю, которую обещал, дав в тоже время им закон и повелев жить по нему.

 Проект «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования»
Сайт создан при поддержке РГНФ, проект № 14-03-12003
 
©2008-2017 Центр библеистики и иудаики при философском факультете СПбГУПоследнее обновление страницы: 24.3.2014
Страница сформирована за 46 мс 
Яндекс.Метрика