Этот текст скопирован из другой on-line библиотеки, адрес исходного файла в которой не удаётся определить по техническим причинам

Ссылки, приводимые ниже, могут не работать или вести на страницы вне нашего сайта – будьте внимательны и осторожны: создатели сайта «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования» не несут ответственности за возможный риск, связанный с переходом по ссылкам на другие сайты. В особенности будьте внимательны при переходе по ссылкам рекламного характера, ссылкам, смысл которых Вам непонятен, и по ссылкам, текст которых отображён явно некорректно.

Авторские права (если таковые существуют) на приводимый ниже текст принадлежат авторам оригинальной публикации

.

СОБЕСЕДОВАНИЕ

на псалом 80

 

"В конец. О точилах. Псалом Асафа" (ст.1)

1. Почему пророк поместил этот псалом между носящими надписание: "о точилах"? В нем он не упоминает ни о точиле, ни о винограде, ни о каких начатках от плодов. Он говорит об Иосифе, который был образом и провозвестником Христа, Который истоптал за нас точило страданий, как Сам Он возвестил об этом чрез пророка Исаию: один я истоптал точило (Ис.63:3). Почему же страдания называются точилом? Потому, что мы, напаяясь текущею от них кровью, как бы сладким вином, приходим в радость. "Радуйтесь Богу, помощнику нашему, восклицайте Богу Иакова!" (ст. 2). Хорошо пророк приглашает нас радоваться о Боге, как могущественном и искреннем помощнике, а не о человеке, потому что у людей нет постоянства ни в силе, ни в искренности, но и расположение их скоропреходяще, ровно как и сила. Вместе с тем пророк повелевает нам и восклицать, как будто мы одержали уже с Божиею помощью победу. С помощью какого Бога? Бога, говорит, Иакова. Он умалчивает об Аврааме,  опускает Исаака и упоми­нает об одном только Иакове, как лице подходящем в данном случае. Упоминанием восклицания пророк обозначает или победу или радостный символ. Эта победа дана нам чрез Христа, Который попрал врага. Вот почему пророк справедливо указал на Бога Иакова, так как Иаков значит запинатель. "Возьмите псалом и дайте тимпан, сладкозвучную псалтирь с гуслями" (ст. 3). Тимпан – сим­вол ветхого завета, потому что  он издает  глухой и невнятный звук; также и потому, что с тимпаном пела и ликовала пред на­родом иудейским Мария, сестра Моисея. А псалмопевец выражает новый завет, потому что поющие псалмы издают ясные и раздель­ные звуки, подобно тому, как произносится Евангелие. Так как пророк говорит к иудеям, научая их, чему они должны радо­ваться и о чем восклицать и в каких отношениях быть  с церковью из язычников, то ясно убеждает их взять новое и от­дать им старое, так как от соединения происходит большая польза. Кто владеет истиной, тот делается еще более совершенным, при­нимая образ; а кто владеет образом, тот приобретает великое благо, принимая истину, ради которой он и получил образ. Потому пророк и говорит: "сладкозвучную псалтирь с гуслями", т.е. новое со старым. Так и Соломон говорит в Песни Песней: новое со старыми, что дала мне мать моя, "это сберегла я для тебя" (П.П.7:14). Почему же пророк уподобил заветы псалтири и гуслям? Потому что эти инструменты сходны друг с другом, различаясь по расположению струн; у первой они связаны на верху, у вторых – внизу. Точно так же сродны ветхий и новый заветы, оба имеют одну цель – благочестие; но заповеди первого склоняются долу, вследствие незна­чительности законодателя, а заповеди второго высоки и стремятся горе по величию и высоте учеников Христовых.

"Вострубите в новомесячие трубою: в торжественный день праздника вашего" (ст. 4). Пророк ясно говорит, что тот, кто нахо­дился под законом, должен был трубить трубою в новомесячие, но не во все месяцы, почему Давид и упомянул о дне благознаменитом, разумея первый день седьмого месяца. Этот именно день и есть благознаменитый, т.е. намеченный законом, в котором гово­рится о нем следующим образом: "в седьмой месяц, в первый [день] месяца да будет у вас покой, праздник труб, священное собрание [да будет у вас]" (Лев.23:24). Потому и теперь псалмопевец говорит далее: "ибо таково повеление Израилю и определение у Бога Иакова" (ст. 5), свидетельствуя, что он высказывает не новое что-нибудь, а следует древнему узаконению. Хотя он упо­минает о новомесячии в настоящем времени, но несомненно разу­меет под ним время пришествия Спасителя. "Кто во Христе", говорит Павел, "тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое" (2Кор.5:17). Трубою пророк называет евангельскую проповедь, а благознаменитым днем – Господню пасху. Поэтому Акила переводит: (в день) полнолунный, а Симмах: (в день) месячный, и тот и другой, разумея пятнадцатый день месяца. В этот день по закону трубить не следовало; следовательно, пророк подразумевает день, в который пострадал за нас Христос. Будучи предан в четыр­надцатый день, во время ветхозаветной пасхи, Христос в следующий день, т.е. пятнадцатый, пострадал на кресте. Этот день пророк и называет новомесячием и полнолунным, как начало и вместе исполнение времени, в которое совершилось наше спасение. В этот день он повелевает трубить, т.е. благовествовать, и говорит, что это повеление Израилю, и не просто повеление, а "определение у Бога Иакова", потому что, восприяв от креста власть действовать, Он утвердил евангельскую проповедь, почему и говорит апостолам: "когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе" (Ин.12:32). А что Богом Иакова пророк называет Христа, это ты можешь узнать из дальнейшего. "Он поставил это в закон Иосифу, когда он выходил из земли Египетской, (где) он слышал язык, которого не знал" (ст. 6). О каком Боге Иакова говорит пророк? О котором говорил он раньше. Как же он говорит: "когда он выходил из земли Египетской"? Говорит так потому, что Иосиф был образом Христа – по зависти к нему братьев, по продаже, по добровольному рабству, по поклонению ему звезд и по многим другим событиям, которые можно указать в его жизни; пророк хотел показать, что Иосиф был свидетелем и памятником Христа, и что как его, так и Христа преследовали непрестанными кознями. Возвратившись, по смерти Ирода, замышлявшего убить Его, из Египта, Христос скрывается в Галилее из-за страха пред Архелаем, который также после Ирода злоумышлял против Него.

2. "Он слышал язык, которого не знал". Какого? Языка клеветников; его Христос не знал, не в том смысле, что послед­ний ему был неизвестен, а в том, что Он не слушал лжи, по­тому что ложь чужда Богу. Но став человеком, Он по необходи­мости однако слышал клеветников, когда Его судили. И в этом отношении Иосиф был прообразом Христа, потому что и он слы­шал, как жена египтянка говорила ему: "ложись со мной" (Быт.39:12), но не знал слов говорившей, так как не согласился с нею. "Освободил Он от тяжестей хребет его: руки его (тогда) работали корзиною" (ст. 7): не подставлял, говорит, спины своей греху. Тяжестью пророк называет бремя грехов, на тяжесть которых указывает Давид, говоря: "подобно тяжелому бремени отяготели на мне" (Пс.37:5); но Иосиф воздержался только от прелюбодеяния, а Христос был совсем чужд греха. "Руки его (тогда) работали корзиною". Христос был рабом в настоящей жизни, кото­рая справедливо называется корзиною, потому что мы, собрав в ней, как бы в корзине, все доброе и злое, понесем ее на плечах, когда отойдем отсюда. Обрати внимание на точность пророчества, и подивись, как говорит он про нового Иосифа – Христа. "Освободил Он от тяжестей хребет его", так как собственного греха Он не имел; тем не менее, руками своими он рабствовал в корзине настоящей жизни, так как Он рабствовал, нося корзину наших грехов. Следует заметить, что в настоящем псалме пророк часто переходит от одного лица к другому. Сначала он обращает речь к каким-то победителям, торжествующим свою победу; дальше переходит к Иосифу – образу Христа; теперь, наконец, обращается, очевидно, к на­роду израильскому, говоря: "в скорби ты призвал Меня, и Я избавил тебя, услышал тебя в сокровенном бурном месте, испытал тебя при воде пререкания" (ст. 8). Где и когда? Когда Бог говорил Моисею: "Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей" (Исх. 3:7,8). "Услышал тебя в сокровенном бурном месте". Когда Бог сошел на гору Синай, и облако мрака покрыло гору (такое облако и называется бу­рею), тогда и услышал их. Что же они говорили? Слова, которые "сказал Господь, исполним" (Исх.19:8). Вскоре, однако, они оказались лжецами пред Богом, что ясно видно из дальнейших слов: "испытал тебя при воде пререкания". Здесь, во время путе­шествия, они хулили Бога, и, забыв все знамения, которые получили прежде, говорили Моисею: "о, если бы умерли тогда и мы, когда умерли братья наши пред Господом" (Числ.20:3), и другие укоризны, свидетельствующие о строптивости иудеев. После этих стихов псалмопевец переменяет тон, делая это не напрасно, не без цели, а может быть для того, чтобы на несколько времени прервать пророчество, вернее же – потому, что явно вводит лицо Христа. "Слушай, народ Мой, и Я засвидетельствую тебе: Израиль, если бы ты послушал Меня!" (ст. 9). Если вы желаете называться народом Божиим, то слушайте Его заповедь, чтобы обладать этим великим достоинством. Впрочем следует узнать, что именно Он свидетельствует. "Израиль, если бы ты послушал Меня! Да не будет у тебя нового бога, и да не поклонишься богу чужому. Ибо Я – Господь Бог твой, изведший тебя из земли Египетской: открой уста Твои и Я наполню их" (ст. 9-11).

Слова: "если бы ты послушал Меня" Бог предпослал для того, чтобы показать, кто Он, зная наперед их нечестие, не лишает их воз­можности обращения. Если они желали, то могли раскаяться. Предве­дение Божие не препятствует покаянию, потому что Бог знает на­перед и то, что грешникам можно раскаяться, если они пожелают. Впрочем, пророк указывает на нечто новое и таинственное, или, точнее сказать, Бог чрез пророка. Что, в самом деле, Бог свиде­тельствует народу иудейскому? То, что если послушает Его. Кого – Его? Того, свидетелем о ком был Иосиф; Того, чьи руки потруди­лись в корзине. Тогда не будет у них нового Бога, и они не по­клонятся Богу чуждому. Действительно, Христос для них был не новый Бог, и не чуждый: Он извел их из земли египетской, Он был изначала, Он будет и потом, как засвидетельствовал Бог чрез пророка Исаию, говоря: "Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога" (Ис.44:6). Спасителем же, без всякого сомнения, называется воплотившийся для спасения рода человеческого. "Открой

уста Твои и Я наполню их". Почему указывается не на уши, не на сердце, а на уста? Потому что сошедшее с небес Слово стало хлебом жизни, и если кто, раскрыв уста, благоговейно принимает Его, то исполняется богопознания. "Но не послушал народ Мой

голоса Моего и Израиль не внял Мне" (ст. 12). Они не в силах были слушать Его учение и проповедь евангелия, и не хотели обращать внимание на Его чудеса; они отягчили уши свои, чтобы не слушать заповедей Господа, "очи свои сомкнули", как говорил Исаия (6:10), чтобы не видеть знамений. Что же потерпели они за это? "И предоставил Я их замыслам сердца их: пусть пойдут по замыслам своим!" (ст. 13). Под на­чинаниями сердца разумеются различные соображения и решения, какие принимали Иудеи, когда, злоумышляя на Господа, говорили: "этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом" (Ин.11:47,48). Соответственно этому замыслу и этому решению им и предоставлено было идти: римляне взяли их город и страну, а сами они уведены были в плен. "Если бы народ Мой послушал Меня, если бы Израиль по путям Моим ходил, то Я смирил бы врагов его легко и на притеснителей его наложил бы руку Мою" (ст. 14, 15). Пророк оплакивает народ иудейский за то, что он не слушал Бога, давшего закон, что не ходил в путях Того, кто не может заблуждаться и дает спасение; за то, что чрез это иудеи не позволили смирить врагов их – демонов и обра­титься руке Божией на притеснителей их. Бог обратил десницу Свою на невидимых притеснителей и смирил незримых врагов, но не ради иудеев, потому что над ними и доселе возвышается рог демонов; смирены они ради нас – язычников, которые отвергли служение и уничтожили поклонение им. Вот почему Бог, гневаясь на иудеев, объявляет их своими врагами, как об этом говорится далее: "враги Господни солгали ему, и будут бедствия их во век" (ст. 16). Какие враги? Те, о которых говорил Павел: "враги креста Христова, их конец – погибель" (Флп.3:18,19). Поэтому Бог выражает угрозу, что и время их, т.е. время наказания их, будет продол­жаться вечно. Чем же они солгали ему? Тем, что Он пришел к ним, как к своим, а свои Его, как говорит Иоанн, не приняли (Ин.1:11). "А Он питал их тучною пшеницею, и насыщал их медом из камня" (ст. 17). Пророк порицает иудеев за то, что, получив столько благодеяний, они остались неблагодарными. Чувственным он обозначает духовное, туком пшеницы называет закон, духовно оби­тающий в букве, – почему в другом псалме говорится: "утверждает в пределах твоих мир и лучшею пшеницею насыщает тебя", и дальше объяс­няется, что это за пшеница: "посылает слово Свое на землю" (Пс.147:3,4); медом из камня называет пророков, так как они получали проро­чество от Христа, который есть камень. Этим пророчеством Бог насытил иудеев, дав им не одного или двух пророков, а многих, и многим поколениям.

 Проект «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования»
Сайт создан при поддержке РГНФ, проект № 14-03-12003
 
©2008-2017 Центр библеистики и иудаики при философском факультете СПбГУПоследнее обновление страницы: 24.3.2014
Страница сформирована за 31 мс 
Яндекс.Метрика