Этот текст скопирован из другой on-line библиотеки, адрес исходного файла в которой не удаётся определить по техническим причинам

Ссылки, приводимые ниже, могут не работать или вести на страницы вне нашего сайта – будьте внимательны и осторожны: создатели сайта «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования» не несут ответственности за возможный риск, связанный с переходом по ссылкам на другие сайты. В особенности будьте внимательны при переходе по ссылкам рекламного характера, ссылкам, смысл которых Вам непонятен, и по ссылкам, текст которых отображён явно некорректно.

Авторские права (если таковые существуют) на приводимый ниже текст принадлежат авторам оригинальной публикации

.

СЛОВО

о горлице, или о Церкви

 

1. Обитательница лесов, пустыннолюбивая горлица, призывая своего сожителя, оглашает воздух нежными и ласковыми звуками, и очаровав своего самца, гуляющего у воды, и подлетев к нему, она увлекает его в быстрый полет; в единодушном согласии устроив свое гнездо в ветвях дерева, они в безопасности выводят птенцов и обучают их летать. Говорят некоторые, что горлица привязана к мужу и целомудренна, так что если случится, что ее самца растерзает орел или поймает охотник, то она не сочетается с другим, но остается верной тому, ждет его и до смерти сохраняет о нем память. Послушайте, женщины, какое целомудрие оказывается у птиц! Итак, вы, имея пред глазами образ горлицы, подражайте ее целомудрию. Такое свойство отличает и честнейшую Церковь. Когда ее супруг, Христос, был распят на кресте и вознесся на небо, она не сочеталась с другим мужем; но Его любит, Ему остается верна и, вспоминая Его, вместе с Ним умирает. Но чтобы не показалось, возлюбленные, что мы, распространяясь в воспоминаниях о горлице, удаляемся от Писаний, приведем на память то, что говорит само Писание. Свидетельствует блаженный Давид и громко говорит: "и птица находит себе жилище, и горлица – гнездо себе, в котором положит птенцов своих" (Пс.83:4). О птице он говорит? Конечно, о человеке: "душа наша избавилась, как птица из сети птицеловов" (Пс.123:7). А Господь, желая показать Своим ученикам, насколько они отличаются от других святостью, говорит им: "не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц" (Мф.10:31). О том же и Соломон громко говорит: "спасайся, как серна из руки и как птица из руки птицелова" (Притч.6:5). И опять божественный голос: "Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его" (Мф.13:31,32). Так, и здесь многочислен­ные человеческие племена уподобляет птицам. "И птица находит себе жилище, и горлица – гнездо себе, в котором положит птенцов своих". Горлице уподобил святую Церковь, имея в виду разнообразные да­рования мудрости. А что Церковь разнообразно украшена, об этом можно услышать от Давида, говорящего: "дочери царей – в почете у Тебя, предстала Царица одесную Тебя, в одежде расшитой золотом, преукрашенная. И птица находит себе жилище, и горлица – гнездо себе, в котором положит птенцов своих" (Пс.44:10;83:4), то есть, под густыми ветвями крестного древа воспитывающая своих ново-просвещенных чад. Об этой горлице вспоминает и Иеремия, говоря: "знает свои определенные времена, и горлица, и ласточка, и журавль наблюдают время, когда им прилететь" (Иер.8:7), называя горлицей всечестную Церковь, ласточкой – пустыннолюбивого Иоанна, кузнечиком – красноречивого Павла, свирель церковную. Об этой горлице заповедует Господь Ав­рааму: "возьми Мне трехлетнюю телицу, трехлетнюю козу, трехлетнего овна, горлицу и молодого голубя" (Быт.15:9). Об этой горлице вспоминает Писание в Песни Песней: "голос горлицы слышен в стране нашей" (Песн.2:12). Голос этой горлицы возвещает нам, что небесная весна – Христос – является с неба. "Голос горлицы слышен в стране нашей" днесь. Послушаем же голос этой горлицы: какие песни воспевает она? "Дщери Иерусалимские! черна я, но красива; не смотрите на меня, что я смугла, ибо солнце опалило меня" (Песн.1:4,5). "Черна я, но красива". Я черна – по причине прежнего преступления, прекрасна – по причине скорого покаяния; я черна – от скорби о своем падении, прекрасна – сиянием, полученным при крещении. "Дщери Иерусалимские! черна я, но красива". Дочерьми иерусалимскими называет святые души отцов. "Черна я, но красива" – Церковь из язычников. Не смот­рите вы, святые души, не смотрите на меня, потому что я почернела, потому что опалило меня солнце Правды, за мое прежнее заблуждение. Какое солнце опалило ее? Во всяком случае, не то о котором гово­рится в Екклесиасте: "восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит" (Еккл.1:5). Восходит для нас Солнце Правды, Хри­стос из Марии, по плоти: восток имя Ему; заходило же оно, когда Он взошел на крест и снизошел в преисподнюю. "Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит". Когда Он взошел на не­беса, тогда повлек к Себе и нас. "И когда", говорит, "Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе" (Ин.12:32). Об этом Солнце Правды и Исаия вос­клицает, говоря: во днех тех "взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его" (Малах.4:2). Когда взошло Солнце Правды – Христос, кровоточивая женщина, коснувшись края одежды Его, остановила токи кровей своих. "Дщери Иерусалимские! черна я, но красива". Если из предстоящих здесь какая-либо душа осквернена грехом, пусть не устрашается: пусть только покается и говорит: "черна я, но красива". Если и при последнем издыхании она окажется, если и к вечеру склоняется для нее время, пусть не боится: пусть покается с плачем. И тогда "вечером водворится плач, а утром – радость" (Пс.29:6). Подражай царю Езекии: застигнутый болезнью, он лежал на одре, но, услышав слова Исаии, обращенные к нему: "сделай завещание для дома твоего, ибо ты умрешь, не выздоровеешь" (Ис.38:1), обратившись лицом к стене, оросил постель свою слезами покаянья, остановил течение солнца и тотчас получил пятнадцать лет жизни.

2. Если среди предстоящих есть кто-нибудь оглашаемый, пусть покается, пусть припадет к Богу, крестится водою, просветится лицом. Если есть здесь верный согрешивший, пусть омоет тело свое водою слез и елеем добрых дел даст блеск душе. Если так украсишь себя, если облагообразишь душу свою подвигами, возлюбит тебя боже­ственное Слово, коснется твоего сердца, повлечет тебя к любви Божией; тогда скажешь и ты: увы мне, "ибо я изнемогаю от любви" (Песн.2:5), потому что как стрелою поражаются любовью к Богу души святых. Хочешь слышать это от самой стрелы говорящей? Почитай книгу Исаии, и у него найдешь, как говорит стрела: "и соделал Меня стрелою изостренною", говорит Бог Слово, "в колчане Своем хранил Меня" (Ис.49:2). Этою стрелою раненый, говорит Иеремия Ему: "я не спешил быть пастырем у

Тебя и не желал бедственного дня" (Иер.17:16). Этою стрелой уязвленный в сердце, Давид говорит Ему: "прильнула душа моя к Тебе, а десница Твоя восприяла меня" (Пс.62:9). Этою стрелою уязвленный Петр говорит Христу: "Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя" (Ин.21:15). Этою стрелою уязвленный, Павел, будучи связан со Христом, говорил: "кто отлучит нас от любви Божией?" (Римл.8:35) Этой стрелой уязвленная, говорила святая Церковь: увы мне, "я изнемогаю от любви". О, воздыхания из глубины сердца, порождающие струи Христовой любви! О, воздыхания, привлекающие к себе Небес­ного Жениха Христа! Об этом сама (Церковь) говорит: "да лобзает он меня лобзанием уст своих" (Песн.1:1). Я обручена Небесному Жениху чрез закон и пророков. Я – Церковь, обрученная из языч­ников, не желаю более (иметь посредниками) Моисея, или Исаию, или Иеремию, или прочих пророков, но пусть придет Сам: я хочу говорить с Ним устами к устам; пусть Сам будет здесь и "лобзает он меня лобзанием уст своих". Я слышу Иеремию, говорящего о Нем: "лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?" (Иер.17:9)? Его прошу, Его умоляю: "да лобзает он меня лобзанием уст своих". Слышу Амоса, говорящего о Нем: "вот, Господь стоял на отвесной стене, и в руке у Него свинцовый отвес" (Ам.7:7). Его ищу, пусть придет, пусть "лобзает он меня лобзанием уст своих". Как преданная мужу жена, в отсутствие мужа, выглядывая в окна, его ищет глазами, его высматривает и на суше и на море: увидит ли плывущее судно, там мерещится ей ее муж, увидит ли путников, идущих вдали, думает, не между ними ли находится ее муж, а часто, выбегая им навстречу, расспрашивает их о своем муже: скажите мне, где вы оставили его, в каком городе или деревне, что он говорит, что делает, и когда придет? 3. Точно так же святая Церковь, томясь любовью и жаждая Его святых поцелуев, спрашивает о Нем всех пророков: видели вы Его, придет ли Он, или не придет? Ведь Он на небе? Может быть Он пасет на небе девяносто девять незаблудших овец и не придет к заблудшей овце? Скажите мне: где пасет, где отдыхает Тот, Которого возлюбила душа моя (Песн.1:6)? Вопрошаемые пророки откликаются в лице одного Исаии и говорят: "и мы видели Его", если только Того ты ищешь, "и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми" (Ис.53:2,3). Отве­чает непорочная невеста Церковь: это Он, Его я люблю, Его ищу, Его умоляю, "да лобзает он меня лобзанием уст своих". Отвечает ей Исаия: если это Он, то придет, и придет с великою силою. "Господь Бог грядет с силою, и мышца Его со властью. Вот, награда Его с Ним и воздаяние Его пред лицем Его. Как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей, и водить дойных" (Ис.40:10,11). Слышит она, что несомненно о Нем говорит Исаия, и притом называет Его пастырем: "как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей, и водить дойных", и спрашивает его: где пасет, где почивает Тот, Которого возлюбила душа моя? Посылает ее Исаия к Иоанну, и говорит ей Иоанн: "глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему" (Мф.3:3). Идет она за Иоанном в пустыню, удерживает его и спрашивает: скажи мне, ты ли Христос? Отвечает Иоанн: "я не Христос" (Ин.1:20). И опять спрашивает она его: "что же ты крестишь, если ты ни Христос" (Ин.1:25)? А Иоанн опять отвечает: я не Христос. За мною идет (Христос, Он) сильнее меня: "я недостоин развязать ремень у обуви Его" (Ин.1:27; ср. Мф.3:11; Мк.1:7; Лк.3:16). И так как Он еще медлил, то она говорила: увы мне, "я изнемогаю от любви" (Песн.2:5). Тогда опять говорит ей Иоанн: не плачь, перестань, подожди немного. Видит Иоанн приближающегося Господа и говорит ей: перестань, не плачь больше. Издали показывает Его, протягивая перст, и говорит: вот Тот, Которого ты ищешь. "вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира" (Ин.1:29). Она же, слыша, что Иоанн называет Его агнцем, а Исаия – пастырем, начинает сомневаться, кому поверить: этому ли поверить или Исаии? Видит Господь, что она начала сомневаться, и громко говорит: "Я есмь пастырь добрый" (Ин.10:11), и этими словами разрешает ее сомнение. Тогда приходит она к жениху, обнимает его и целует. И тогда исполняется написанное у Давида: "милость и истина встретились, правда и мир облобызались" (Пс.84:11). А чтобы вполне убедиться нам, что здесь невеста сочеталась с женихом и совершился духовный брак, вот и брачная песнь; воспевает ее Иоанн, говоря: "имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась. Ему должно расти, а мне умаляться" (Ин.3:29,30). При совершении брака требовалось совершить дарственную запись на имя невесты: нужно было найти бумагу, писца и трость. Бумагу нашли у Исаии. Там Святой Дух приказывает писателю и говорит: "возьми себе большой свиток и начертай на нем человеческим письмом" (Ис.8:1). Отыскивается и трость: ее нашли у Давида, потому что он говорит: "язык мой – трость книжника скорописца. Прекраснейший из сынов человеческих" (Пс.44:2,3). Эту Церковь Давид приготовляет к браку: сам ее украшает, сам ее наставляет и научает, как устроитель брака, или, как говорится у людей, сваха. Он внушает невесте: смотри, дитя: "слушай, Дщерь, и смотри, и приклони ухо Твое, и забудь народ Твой И возжелает Царь красоты Твоей" (Пс.44:11,12). Не думай, что ты равна с ним. "Слушай, Дщерь, и смотри, и приклони ухо Твое, и забудь народ Твой и дом отца Твоего! И возжелает Царь красоты Твоей, ибо Он – Господь Твой, и поклонишься Ему" (Пс.44:11:12). Если послушаешь меня, дочь, "и богатые из народа будут умолять лице Твое" (ст. 13). Нужно, наконец, было написать и то, что приносится в приданое той и другой стороной, рабов и рабынь. Со стороны Христа – рабы, со стороны невесты – рабыни. Христос дает рабов: приходят Павел, Силуан, Тимофей, – рабы Иисуса Христа. А от невесты требуют рабынь. На это Давид отвечает: "приведутся к Царю девы во след Ее, ближние Ее приведутся к Тебе" (Пс.44:15). Совершается брак: приходит Господь таинственно в Кану Галилейскую. "Кана" в переводе означает создание Божие, а создание Божие – весь мир. Здесь совершается духовный брак, (Господь) приходит в Кану Галилейскую, и там является весь лик святых. Приносят жениху дары, как полагается при браке, каждый по своей силе: Авраам – тельца, жена его Сарра – хлебы, печеные в горячей золе, Исаак – дрова, Иаков – козлят, Иосиф доставляет хлеб, Моисей приносит светильники, Исаия поет, а Давид пляшет. А так как и святым женам нужно было принять участие в этом браке, то и они поют; приходит Есфирь, Иудифь наряжается и украшается, а Мария, сестра Моисея, берет тимпан и говорит: "пою Господу, ибо Он высоко превознесся" (Исх.15:1). А так как требовалось по поводу этого брака написать похвалу, то Павел, восхваляя брак, говорит: "брак у всех да будет честен и ложе непорочно" (Евр.13:4). И пусть сам себе объяснит, что говорит это о Церкви и Христе. Что, говорит он, написано? "Оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви" (Ефес.5:31,32; Быт.2:24). Итак, не будем же и мы сомневаться в том, что он объясняет, во Христе Иисусе Господе нашем, Которому слава и держава со безначальным Отцом и с Пресвятым и Животворящим, Его Духом ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

 Проект «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования»
Сайт создан при поддержке РГНФ, проект № 14-03-12003
 
©2008-2017 Центр библеистики и иудаики при философском факультете СПбГУПоследнее обновление страницы: 24.3.2014
Страница сформирована за 15 мс 
Яндекс.Метрика