Этот текст скопирован из другой on-line библиотеки, адрес исходного файла в которой не удаётся определить по техническим причинам

Ссылки, приводимые ниже, могут не работать или вести на страницы вне нашего сайта – будьте внимательны и осторожны: создатели сайта «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования» не несут ответственности за возможный риск, связанный с переходом по ссылкам на другие сайты. В особенности будьте внимательны при переходе по ссылкам рекламного характера, ссылкам, смысл которых Вам непонятен, и по ссылкам, текст которых отображён явно некорректно.

Авторские права (если таковые существуют) на приводимый ниже текст принадлежат авторам оригинальной публикации

.

БЕСЕДА

НА ПСАЛОМ 149

 

1 Аллилуиа. Воспойте Господеви пeснь нову: хваление его в церкви прпдбных.

2 Да возвеселится Израиль о сотворшем его, и сынове сиони возрадуются о цари своем.

3 Да восхвалят имя его в лицe, в тимпанe и псалтири да поют ему.

4 Яко благоволит Господь в людех своих, и вознесет кроткия во спасeние.

5 Восхвалятся прпдбнии во славe и возрадуются на ложах своих.

6 Возношения Божия в гортани их, и мечи обоюду остры в руках их:

7 сотворити отмщение во языцeх, обличения в людех:

8 связати цари их путы, и славныя их ручными оковы желeзными:

9 сотворити в них суд написан. Слава сия будет всeм преподобным его.

 1 Аллилуия. Воспойте Господу песнь новую: хвала Ему в собрании преподобных.

 2 Да возвеселится Израиль о Сотворившем его, и сыны Сиона да возрадуются о Царе своем.

 3 Да восхвалят имя Его хором, под тимпан и псалтирь да поют Ему.

 4 Ибо благоволит Господь к народу Своему и вознесет кротких во спасение.

 5 Восхвалятся преподобные во славе и возрадуются на ложах своих.

 6 Величания Бога - во устах их, и мечи обоюдоострые в руках их,

 7 Чтобы совершить мщение над народами, наказание над племенами,

 8 Связать царей их узами и вельмож их - ручными железными оковами,

 9 Произвести над ними суд преднаписанный. Слава сия будет на всех преподобных Его.

 

"Песнь новая" в переносном смысле есть песнь Нового Завета, в историческом – торже­ственная песнь. – "Хвала Ему в собрании преподобных". Благодарность Богу, соединенная с радостью и единогласием. – Почему древним дозволено было употреб­лять при славословии Богу музыкальные орудия? – "Чтобы совершить мщение над народами... Произвести над ними суд преднаписанный... "

 

1. В переносном смысле "новою" названа здесь песнь но­вого завета, потому что тогда обновилось все – и завет: "Я заключу", говорил Бог, "новый завет" (Иер.31:31), и тварь: "кто во Христе", говорит апостол, "тот новая тварь" (2Кор. 5:17), и человек: "совлекшись", говорит он же, "ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его" (Кол.3:9,10). Итак, по причине новой жизни и по всему прочему настоящий завет называется новым, и петь ныне пророк заповедует новую песнь этого завета. А в истори­ческом смысле здесь разумеется славная и торжественная песнь, которую иудеи должны были петь за победы, за успеш­ные деяния, за трофеи. "Хвала Ему в собрании преподобных".

Видишь ли, как пророк прежде словесной благодарности требует благодарности посредством жизни и дел, и таких людей призывает в хор поющих? Не достаточно благодарить только словами, если они не будут сопровождаться и доброде­тельною жизнью. "Хвала Ему в собрании преподобных". И нечто другое он внушает здесь, именно, показывает, что должно возносить славословия с совершенным согласием, потому что церковью называется соединение, собрание. "Да возвеселится Израиль о Сотворившем его, и сыны Сиона да возрадуются о Царе своем" (ст. 2). Прежде частных благодеяний он ука­зывает на общее и далее приведенными словами внушает как бы следующее: благодари Бога за то, что Он произвел тебя несуществовавшего и вдохнул в тебя душу. Подлинно, не маловажен и этот вид благодеяния. Но здесь он внушает и еще нечто большее. Таким выражением он указывает не просто на сотворение, но на близость Израиля к Богу, и запове­дует благодарить не только за то, что Бог сотворил его, но и за то, что сделал его Своим народом. Видишь ли, как он приближает и прилепляет народ к Богу, желая, чтобы он не просто благодарил, но с радостью, с веселием и пла­менною душою? Все это он выразил словом: "да возвеселится". Он требует от благодарящего такого расположения, чтобы он воспламенялся любовью, чтобы возбуждался усердием, чтобы весь предавался прославляемому Богу. Тоже выражает он и в дру­гом месте, когда говорить: "как олень стремится к источникам вод, так стремится душа моя к Тебе, Боже". И еще: "возжаждала душа моя к Богу крепкому, живому" (Пс.41:2,3). И еще: "возжаждала Тебя душа моя и сколь сильно плоть моя (стремилась) к Тебе в земле пустой, и непроходимой, и безводной" (Пс.62:2), или, как говорит другой переводчик (Симмах): в земле жаждущей (διψάδι). Желая вы­разить расположение и стремление души своей, он сравнивает ее с жаждущею землею, с жаждущею ланью. И в другом месте, высказывая словами это стремление, он говорит: "когда приду и явлюсь лицу Божию?" (Пс.41:3) Таковы души святых, как, напр., душа Павла, которая воздыхала о том, что замед­лялся исход ее отсюда. "И сыны Сиона да возрадуются о Царе своем". Видишь ли, что пророк, как я выше сказал, указывает здесь на близость, на то, что они были избранным народом Божиим? Потому он и прибавляет: "о Царе своем". Бог был царем их не только по сотворению, но и по усвоению. "Да восхвалят имя Его хором, под тимпан и псалтирь да поют Ему" (ст. 3). Посмотри, как и здесь видно согласие. "Хором" составляются для того, чтобы все вместе и еди­ногласно возносили славословия. Тоже внушает и Павел, когда говорит: "не будем оставлять собрания своего" (Евр.10:25). То же озна­чает и сама молитва, которая возносится всеми вместе: "Отче наш, сущий на небесах! и прости нам долги наши: и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого" (Мф.7:9; Лук. 11:4), и в которой употребляется множественное число. Так и в древности люди были научаемы петь и славить Бога согласно, чтобы всеми способами они располагались к любви и едино­душию. "Под тимпан и псалтирь да поют Ему".

2. Некоторые, принимая названия этих орудий в перенос-ном смысле, говорят, что тимпан требует умерщвления на­шей плоти, а псалтирь обращения к небу, потому что это последнее орудие приводится в движение сверху, а не снизу, как гусли. Но я сказал бы, что древние были руководимы этими орудиями по причине грубости души их и потому, что они не­давно отстали от идолов. Подобно тому, как жертвоприноше­ния, так и это Бог дозволил им из снисхождения к их немощи. Итак, пророк заповедует здесь петь с радостью. Это означают слова: "да восхвалят имя Его хором", – с согла­сием, с чистою жизнью. Далее, желая возбудить в них еще большее усердие, пророк говорит и о благоволении к ним Того, Кого воспевают. "Ибо благоволит", продолжает он, "Господь к народу Своему и вознесет кротких во спасение" (ст. 4). Что может сравниться с таким бла­гополучием, когда кому благоволит Бог? "И вознесет кротких во спасение". Посмотри опять, как он представляет и то, что принадлежит Богу, и то, что – людям. Как выше, требуя от них благодарности, он указал и на то, что принадлежит Богу, сказав: "ибо благоволит Господь к народу Своему", так и здесь, возвещая то, что принадлежит Богу, требует и того, что зависит от людей: "и вознесет", говорит, "кротких во спасение". Возносить – дело Божие; а быть кроткими – дело людей; Божие не является, если наперед не будет человеческого. И посмотри на величие дара. Он не сказал просто: спасет, но: "вознесет во спасение", т.е. не только избавит от бедствий, но и сделает известными и знаменитыми, доставит им вместе с спасением и славу. Объясняя это, пророк продолжает: "восхвалятся преподобные во славе и возрадуются на ложах своих" (ст. 5). Как там он призывает "кротких", так здесь – "преподобных". Бог всегда являет все дела Свои чудесно. Так Он освободил евреев из Египта, так вывел их из Вавилона, сделав их славными не только, избавлением от бедствий, но и чудесами, бывшими при этом. "И возрадуются на ложах своих". Таким прибавлением пророк выражает великую безопасность, великое спокойствие, великую радость, великое удовольствие. Это говорит он для того, чтобы они знали, что все сделано было не их собственным оружием, не их собственною силою, но содействием Божием, которое нужно приобретать смирением и кротостью. "Величания Бога – во устах их, и мечи обоюдоострые в руках их, чтобы совершить мщение над народами, наказание над племенами" (ст. 6, 7). Здесь он описывает войну с ликованием и говорит, что, если они будут петь и славословить Бога, то одержат победу. "Величаниями" называет он славословия, песнопения, благодарения. Поэтому другой переводчик (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.), вместо "величания", сказал: славословия (ύμνολογίας). "Чтобы совершить мщение над народами, наказание над племенами". Что это зна­чит? Так как враги, победившие иудеев, во все время (плена) оскорбляли их, то он обещает обличить врагов делами и показать посредством дел, что не недостаток силы в Боге, но грехи иудеев доставляли победу врагам их. Когда они достаточно были наказаны, то человеколюбивый Бог одним мановением произвел в обстоятельствах их чудную пере­мену. И посмотри на превосходство победы. Пророк продолжает: "связать царей их узами и вельмож их – ручными железными оковами" (ст. 8). Видишь ли величие силы? Они не только прогнали и раз­били врагов, но и возвратились с пленниками, являя всем могущество Божие. "Произвести над ними суд преднаписанный. Слава сия будет на всех преподобных Его" (ст. 9). Что значит: "суд преднаписанный"? Явный, всеми признаваемый, такой, ко­торый не может быть предан забвению. Таковы дела Божии: и по величию событий, и по чрезвычайности чудес они простираются на все (будущее) время. Такая, говорит, будет победа, такой трофей, будет всем столь известен и столь очевиден, как будто бы он был начертан на столбе, и никогда не изгладится, "Слава сия будет на всех преподобных Его". Какая слава? Слава по­беды, или – лучше, – не просто победы, но такой победы, при содействии Божием, при помощи свыше. Смотри, как пророк опять упоминает о "преподобных", возбуждая в слушателях ревность к добродетели и святой жизни. Впрочем, мне ка­жется, под именем славы он разумеет не только победу, но и хвалу, песнопения, славословия, научая всем этим, что прославляющие Бога приобретут и себе великую славу, явятся более светлыми, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава, во веки веков. Аминь.

В начало Назад На главную

 Проект «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования»
Сайт создан при поддержке РГНФ, проект № 14-03-12003
 
©2008-2017 Центр библеистики и иудаики при философском факультете СПбГУПоследнее обновление страницы: 24.3.2014
Страница сформирована за 46 мс 
Яндекс.Метрика