Этот текст скопирован из другой on-line библиотеки, адрес исходного файла в которой не удаётся определить по техническим причинам

Ссылки, приводимые ниже, могут не работать или вести на страницы вне нашего сайта – будьте внимательны и осторожны: создатели сайта «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования» не несут ответственности за возможный риск, связанный с переходом по ссылкам на другие сайты. В особенности будьте внимательны при переходе по ссылкам рекламного характера, ссылкам, смысл которых Вам непонятен, и по ссылкам, текст которых отображён явно некорректно.

Авторские права (если таковые существуют) на приводимый ниже текст принадлежат авторам оригинальной публикации

.

СОБЕСЕДОВАНИЕ

НА ПСАЛОМ 94

 

Хвалебная песнь. Давида. Не надписан у Евреев

 

1. Хотя этот псалом у евреев не надписан, потому что содер­жание его имеет общий характер, но семьдесят дают ему соответ­ствующее надписание, называя "хвалебной песнью", так как в нем с пророчеством соединено славословие, а подобные псалмы обыкновенно надписываются таким образом. "Приидите, возрадуемся Господу, воскликнем Богу, Спасителю нашему" (ст. 1). Кому говорит пророк "приидите"? Этого он, как видишь, не обозначает, а выражает приглашение безлично и таким образом предлагает приходить всем, как званным. Что это за приглашение и чему оно учит, указывается дальнейшими словами. "Предстанем пред лицем Его во исповедании и во псалмах воскликнем Ему" (ст. 2). Видишь ли, что пророк возвещает избавление от грехов? На это явно указывает исповедание. Итак, об этом последнем пророк повелевает радоваться и восклицать, т.е. возглашать победный клик, так как мысленные враги пора­жены. Но он велит восклицать и радоваться Богу, потому что Его делом является поражение врагов и прощение наших грехов. По­этому пророк и явление пред лицо Бога относит ко Христу, Кото­рый есть лицо Отца, увещающее нас приходить к Нему чрез испо­ведание, потому что мы – грешники – не можем иначе и явиться пред лицо Судии, как только предварительно исповедав свои грехи: "станем судиться; говори ты, чтоб оправдаться" (Ис.48:26). Когда мы исповедуем их, тогда можем и восклицать в псалмах, потому что победная песнь, что и значит восклицание, не может стройно произноситься от нечистого сердца и оскверненных уст, а когда и то и другое очищено исповеданием, то песнь является жертвой, и псалом становится восклицанием. "Ибо Бог - велик Господь и Царь велик по всей земле" (ст. 3). Не себе, говорит, приписывай победу, и, восклицая, не хвались, как будто сам совершил пора­жение врагов. В самом деле, как ты, дольний, мог бы победить врагов горних? Или как ты, плотяной, мог бы победить бесплот­ных? Если же ты победил, то потому, что Бог, Который за нас заступался, есть "велик Господь и Царь велик": как великий Господь, Он не только освобождает тех, кто хорошо Ему служил, но и усынов­ляет; как великий Царь, не только делает начальниками тех, кто воевал с добрым усердием, но и делает их участниками своего царства. Над кем же Он велик? Над всеми богами, т.е. пра­ведниками. Величие Божие для нечестивых неведомо, а для благоче­стивых ведомо. Но как от того, что слепые не знают света, слава солнца не уменьшается, так точно и в виду того, что нечестивые отрицают могущество Бога, не следует умалять в своем представ­лении Его силу благочестивым, которых Он называет богами, по­скольку праведники поставляются богами для нечестивых, почему Бог и говорит, напр., Моисею: "Я поставил тебя Богом фараону" (Исх.7:1). "В руке Его все концы земли, и вершины гор Его же" (ст. 4). Назвав Бога великим, пророк естественно говорит о величии, – не как оно есть, а как мы в состоянии постичь его из видимых созданий. Псалмопевец говорит в этом случае согласно с пророком Исаией: "Он есть Тот, Который восседает над кругом земли" (Ис.40:22), и еще: "взвесил на весах горы и на чашах весовых холмы?" (Ис.40:12). "Ибо Его – море, и Он сотворил его, и сушу руки Его создали" (ст. 5). Назвав стихии, пророк указал естественно и на то, что содержится в стихиях. Поэтому, путешествуем ли мы по морю, возделываем ли землю, – зная, кем они созданы и кому принадлежат, – будем благодарить Бога за то, что Он произвел на нашу пользу такие блага, славословя Его не сло­вами только, но и делами. Как же именно? "Приидите, поклонимся и припадем к Нему, и восплачем пред Господом, сотворившим нас" (ст. 6). Поклонимся, как рабы, припадем, как нуждающиеся в Его помощи, восплачем, как грешники, могущие не иначе получить Его покрови­тельство, как по Его милосердию. Ничего этого не следует нам стыдиться, так как все это совершается пред лицом создавшего нас, т.е. произведшего из небытия; Тот же, Кто произвел нас из небытия, есть и виновник всех благ.

2. Кто стыдится кланяться и с плачем умолять оказавшего хотя бы даже и малое благодеяние, а не, такие великие (как Бог)? Вот почему пророк весьма последовательно и продолжает далее: "ибо Он есть Бог наш, а мы – народ пажити Его и овцы руки Его. Ныне, если голос Его услышите" (ст. 7). Хотя Бог и творец, говорит пророк, но, по причине про­мышления и попечения о нас, мы "народ пажити Его", т.е. находим в Нем свою пажить и пищу, а равно и "овцы руки Его", так как Бог является пастырем рода человеческого. Как же Он пасет нас? Своею рукою, т.е. человеческою природою, так как в ней Он явился, и, как подобает пастырю, положил душу Свою за стадо. Потому Исаия и говорит: "как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей" (Ис.40:11). "Не ожесточайте сердец ваших, как (было) тогда, когда прогневляли в день искушения в пустыне,где (говорит Господь) "искушали Меня отцы ваши, искушали Меня и видели дела Мои" (ст. 8. 9). Что "день" обозначает не один день, и не настоящей век, это изъяснил нам Павел в послании к евреям, где он говорит: "наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: "ныне", чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом" (Евр.3:13). Итак, если услышим в настоящей жизни глас Его (мы же слышали: "овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною", – Ин.10:27), не ожесточим сердец наших, и не будем подражать народу иудейскому, который называется у пророков домом огорчающим и народом жестокосердым, кото­рый многократно искушал и огорчал Бога в пустыне, а особенно когда, победив хананеев, вместо того, чтобы благодарить, роптал на Бога и порицал Его за изведение из Египта, за что Бог и на­слал на него смертоносных змей, в виду чего Павел и говорит: "не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей" (1Кор.10:9). Итак, пророк увещевает, чтобы мы, когда будет поражен мысленный враг и услышан будет голос Божий при пришествии Единородного (потому что тогда пророк был не про­стым каким-нибудь пророком, не посредником закона, а сам Бог говорил), не порицали Его за то, за что должны благодарить, как то делали иудеи, называя Христа обманщиком и нарушителем за­кона (Мф.27:36), так как за это хулители подвергаются гибели от мысленных змей. "Искушали Меня и видели дела Моисорок лет" (ст. 9, 10). Здесь остановись и затем воспевай дальней­шее: "Я негодовал на род тот и сказал: всегда заблуждаются сердцем, а сами не познали путей Моих" (ст. 10). Такую остановку сделал и Павел: приведя настоящее свидетельство псалма, сказав: "искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дела Мои сорок лет", он присовокупил затем: "посему Я вознегодовал на оный род" (Евр.3:9,10), и сделал такое разделение справедливо и разумно, потому что действительно Бог искушался в пустыне иудеями сорок лет. Искушался Он совершением знамений, когда иудеи напр., говорили: "хотя Он ударил камень и потекли воды, и полились ручьи, но сможет ли Он дать и хлеб? Или приготовить трапезу народу Своему?" (Пс.77:20), – тогда как Он "послал им манну в пищу и хлеб небесный дал им; и, как песок морской, птиц пернатых" (ст. 24, 27), как об этом поведано Духом Святым в семьдесят седьмом псалме. За это-то Бог и вознегодовал на род тот, остававшийся после стольких знамений неблагодарным и неверующим, и притом – не временно, а постоянно, почему не указано время. У других пере­водчиков, вместо: "вознегодовал", читается: был недоволен, т.е. очень мало и даже совсем был недоволен. "И сказал: всегда заблуждаются сердцем, а сами не познали путей Моих" (ст. 10). Справедливо Бог не благоволил к иудеям, так как они предавались не временному, а постоянному заблуждению. А постоянно заблуждающийся когда обра­тится? Кроме того и заблуждаются они не устами, а сердцем, что всего тяжелее, потому что, когда предано заблуждению сердце, болезнь становится неисцелимою. Вот почему Бог и порицал иудеев чрез пророка Исаию: "этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня" (Ис.29:13). Что же послужило причиной заблужде­ния сердца? Неведение путей Божиих, т.е. заповедей, которые знают не столько изучающие их, сколько исполняющие. И теперь пророк назвал неведением неисполнение. Истинное знание – знание на деле. Так напр., все мы знаем море по слуху или издали, но истинное знание о нем имеют те, кто на нем трудится. "Посему Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой" (ст. 11). "Посему" употреблено здесь не для сравнения, а для утверждения сказанного, и значит: истинно клялся, подобно тому как когда говорится: "Сколь благ Бог Израилев к правым сердцем!" (Пс.72:1), или: "как величественны дела Твои, Господи! Все премудростью Ты сотворил" (Пс.103:24). Под клятвою разумей не­преложную угрозу Божию. Если и нам не дозволительно изменять клятвам, то тем более не изменяет своих обещаний и угроз Бог. Это и обозначается словом: клятва. В чем же клялся Бог? В том, что народ иудейский не войдет в Его покой, что и случилось с прогневавшими Его в пустыне, которые умерли в пустыне и не наследовали обетованной земли. Данным выражением пророк ука­зал и на истинный покой, имеющий быть в будущей жизни, потому что он не стал бы и говорить о последнем в заключение псалма, если бы, как говорит Павел, не представлял некоторого иного по­коя, назначенного тем, которые будут повиноваться (голосу Божию), – покоя, когда Бог успокоится от всех настоящих дел.

 Проект «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования»
Сайт создан при поддержке РГНФ, проект № 14-03-12003
 
©2008-2017 Центр библеистики и иудаики при философском факультете СПбГУПоследнее обновление страницы: 24.3.2014
Страница сформирована за 15 мс 
Яндекс.Метрика