Этот текст скопирован из другой on-line библиотеки, адрес исходного файла в которой не удаётся определить по техническим причинам

Ссылки, приводимые ниже, могут не работать или вести на страницы вне нашего сайта – будьте внимательны и осторожны: создатели сайта «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования» не несут ответственности за возможный риск, связанный с переходом по ссылкам на другие сайты. В особенности будьте внимательны при переходе по ссылкам рекламного характера, ссылкам, смысл которых Вам непонятен, и по ссылкам, текст которых отображён явно некорректно.

Авторские права (если таковые существуют) на приводимый ниже текст принадлежат авторам оригинальной публикации

.

СОБЕСЕДОВАНИЕ

НА ПСАЛОМ 92

 

В день предсубботний, когда населилась земля.

Хвалебная песнь. Давида

 

Этот псалом у евреев не имеет надписания, но имеет его у семидесяти, которые желали понимать его в отношении к истинному Давиду, – сильному рукою (это именно и значит Давид), т.е. Христу, потому что настоящее пророчество составлено в похвалу и песносло­вие Христа. Начала надписания в более точных списках не имеется; поэтому мы считаем излишним и изъяснять его. "Господь воцарился, в благолепие облекся, облекся Господь силою и препоясался, ибо утвердил вселенную, которая будет неподвижна" (ст. 1). Когда же, скажешь, Бог, Который был царем от вечности, начал царствовать? В какое благолепие облекся Тот, Кто Сам есть благолепие? Если небо так прекрасно, что ничего нельзя прибавить, если таковы же звезды и прочие стихии творения, то не чрезмерно ли и не по существу ли великолепен Тот, Кто создал такое благолепие? Очевидно, что пророк предсказывает воплощение Господа. Под­линно, плоть Господа справедливо называется великолепием, во-пер­вых потому, что она носит Его образ, а во-вторых потому, что безгрешна, наконец, и потому также, что Ему, как благому и чело­веколюбивому, подобало совершенное роди нас таинство, почему Дух Святый в другом псалме и назвал Его прекраснейшим из сы­нов человеческих (Пс.44:3). Эту плоть пророк называет не только благолепием, но и силою, – не потому, чтобы Сильный полу­чил от нее силу, а потому, что чрез нее Он открыл неведомую для мира Свою силу. Вместе с облечением пророк естественно ука­зал и на препоясание, желая показать, что Господь не только принял образ раба, но и препоясал Себя так несказанно, т.е. соединил и совокупил с Собою человечество, что Слово и плоть стали едино, почему и говорится, что Слово стало плотию. Это таинство и имел в виду пророк. "Ибо утвердил вселенную, которая будет неподвижна" (ст. 1). Вот, говорит пророк, причина воплощения Слова: Оно пришедши утвердило вселенную, колебавшуюся заблуждением, так что она бо­лее уже не подвергнется колебанию. Разумей здесь также и вселенскую церковь, которая не поколеблется (в ней обитают ангелы и Сам Бог, почему она и называется Его домом), потому что, хотя бы и множество врагов нападали на нее, но она основана на камне "и врата ада не одолеют ее" (Мф.16:18), т.е. уста еретиков. "От века престол Твой уготован: Ты от века существуешь" (ст. 2). Пророк называет че­ловеческую природу Христа не только благолепием и силой, но и пре­столом, как говорит о ней и другой пророк: "и утвердится престол милостью, и воссядет на нем в истине, в шатре Давидовом, судия, ищущий правды и стремящийся к правосудию" (Ис.16:5). И псалмопевец, пророчествуя о Христе, говорит: "и престол его, как солнце, предо Мною" (Пс.88:37). Итак, таинство воплощения Господа уготовано было "уготован от века", т.е. от на­чала создания видимого мира. Творя тогда человека, Господь создал его по собственному образу, облек его царским подобием, так как знал, что должен воспринять его. Потому-то пророк и говорит: "существуешь", как бы говоря как: воплотившийся ныне "Ты от века существуешь", создавши от века человека, как Тебе было благоугодно. "Возвысили реки, Господи, возвысили реки голоса свои" (ст. 3). Под реками разумей действия Духа Св., потому что Христос говорит: "кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой" (Ин.7:38), а Евангелист, изъясняя эти слова, сказал: "сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него" (ст. 39). Эти-то дары Духа воз­двигли, т.е. возвысили свои голоса, потому что они проявились по всей земле как ниспосланные с небесных высот. Они воздвигли голос свой чрез уста пророков, пророчествовавших в прежние времена. "Поднимут высоко реки волны свои, от шумного движения вод многих: дивны высокие волны морские, дивен в вышних Господь" (ст. 4). Посредством каких орудий? Несомненно, чрез апостолов, так как пророк, упомянул здесь о будущем времени, когда дары Духа возвысились чрез апо­столов и особенно возвысили свои "волны". Под "волнами" можешь разуметь или глубины, как перевел Симмах, или уничижение, как переведено в пятом и шестом издании, и разу­мей или глубины мысленных рек, т.е. сокровенные таинства да­ров Духа, или уничижение, в каком остается у многих слава Св. Духа, которая, оставаясь для многих неизвестною, возвышается и про­является чрез апостолов. От гласов вод… Недостает.

 Проект «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования»
Сайт создан при поддержке РГНФ, проект № 14-03-12003
 
©2008-2017 Центр библеистики и иудаики при философском факультете СПбГУПоследнее обновление страницы: 24.3.2014
Страница сформирована за 0 мс 
Яндекс.Метрика