Этот текст скопирован из другой on-line библиотеки, адрес исходного файла в которой не удаётся определить по техническим причинам

Ссылки, приводимые ниже, могут не работать или вести на страницы вне нашего сайта – будьте внимательны и осторожны: создатели сайта «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования» не несут ответственности за возможный риск, связанный с переходом по ссылкам на другие сайты. В особенности будьте внимательны при переходе по ссылкам рекламного характера, ссылкам, смысл которых Вам непонятен, и по ссылкам, текст которых отображён явно некорректно.

Авторские права (если таковые существуют) на приводимый ниже текст принадлежат авторам оригинальной публикации

.

БЕСЕДА

НА ПСАЛОМ 122

 

1 Пeснь степеней, К тебe возведох очи мои, живущему на небеси.

2 Се, яко очи раб в руку господий своих, яко очи рабыни в руку госпожи своея: тако очи наши ко Господу Богу нашему, дондеже ущедрит ны.

3 Помилуй нас, Господи, помилуй нас, яко помногу исполнихомся уничижения:

4 наипаче наполнися душа наша поношения гобзующих и уничижения гордых.

 1 Песнь степеней. К Тебе возвел я очи мои, живущему на небе.

 2 Вот, как очи рабов (обращены) на руки господ их, как очи рабы (обращены) на руки госпожи ее, так очи наши - ко Господу Богу нашему, доколе Он ущедрит нас.

 3 Помилуй нас, Господи, помилуй нас, ибо много насыщены мы уничижением.

 4 Премного насыщена душа наша презрением от благоденствующих и уничижением от гордых.

 

 

Находясь в плену, иудеи научились немалым истинам и в частности – тому, чтобы искать помощи единственно у Господа. Молитва о по­миловании ради тяжкого перенесенного наказания. – "Премного насыщена душа наша презрением от благоденствующих и уничижением от гордых".

 

"Песнь степеней. К Тебе возвел я очи мои, живущему на небе" (ст. 1).

 

1. Видишь, как везде видна польза плена. Те, которые всегда привязаны были к земле, надеялись на ассириян и египтян, на крепость стен, на множество богатства, теперь отрешаются от всего этого, прибегают к непобедимой дес­нице, обращаются к этой надежде, приобретают высокие мысли и, отказавшись от земли и лишившись храма, – потому что храм их был разрушен, – призывают наконец самого Бога с неба. Он называется живущим на небе, не потому, чтобы ограничивался местом, – нет, Он, все наполняет, – но потому, что Он преимущественно обитает в тамошних силах, по­добно как говорится, что Он обитает и в людях: "вселюсь в них и буду ходить в них" (2Кор.6:16). Таким образом, находясь в стране иноплеменников, иудеи научились немалым истинам, именно – отрешаться от земли, и ясно понимать, что Бог везде скоро внемлет, когда призывают Его. Так как, наконец, по­являлся луч новой жизни, то пророк и начинает касаться будущего, отвергая мало-помалу и прикровенно закон о соблю­дении мест. "Вот, как очи рабов (обращены) на руки господ их, как очи рабы (обращены) на руки госпожи ее, так очи наши – ко Господу Богу нашему, доколе Он ущедрит нас" (ст. 2). Посмотри здесь опять, как возросло их благочестие: не на короткое только время они питают надежду на Бога, но навсегда предаются ей и утвержда­ются на ней. Потому приводят и сравнение, которым выражают именно то, что они ни от кого другого не ожидают себе по­мощи и содействия и ни к кому другому не обращают взоров, подобно как рабыня и раб имеют одно только средство к получению и пищи, и одежды, и всего содержания – от господ своих, и не перестают взирать на них, но ожидают, когда получат, а когда получат, то остаются благодарными, и посту­пают так постоянно. Так и они, желая показать, что они взи­рают на Него и делают это постоянно, что они не имеют ни­какой другой надежды и неотступно ожидают Его помощи, и что все, находящееся у них, принадлежит Ему, упоминают о рабынях и рабах. Смотри, как те, которые прежде, будучи приглашаемы идти к Богу, слушали это с отвращением и не­брежностью, теперь от несчастий сделались настолько лучшими, что не хотят отступить от Него, но ожидают, служат и просят от Него, "доколе Он ущедрит нас". Не сказал: доколе даст награду, или: доколе сделает вознаграждение, но: "доколе Он ущедрит нас". Так и ты, человек, постоянно приступай, хотя получишь, хотя не получишь; если не получишь, не отступай, и непре­менно получишь. Если и жестокого начальника преклонила на милость неотступность вдовы (Лук.18:5), то можешь ли иметь прощение ты, так скоро отступая от Бога, унывая и ослабевая? Не видишь ли, как служанки не отступают от господ, не позволяя ни мысли, ни взору блуждать по сторонам? Так поступай и ты; следуй одному Богу и, оставив все прочее, будь в числе Его слушателей, и непременно получишь то, чего про­сишь с пользою для себя.

"Помилуй нас, Господи, помилуй нас, ибо много насыщены мы уничижением" (ст. 3). Видишь ли сокрушенную душу? Они просят спасти их по милости, и даже не по милости заслуженной, а потому, что они потерпели великое наказание, как и Даниил говорит: "умалены, Господи, паче всех народов" (Дан.3:37). Тоже и они говорят в своей молитве: мы потерпели крайнее бедствие, лишились оте­чества и свободы, сделались рабами иноплеменников, жили в унижении, были изнуряемы голодом, притеснением и жаждою, подвергались оплеванию и были попираемы ногами в течение всего времени: за это прости и помилуй нас. Что значит: "премного насыщена душа наша"? Сама душа наша, говорит, ослабела и изнурилась от великих бедствий. Многие, хотя подвер­гаются бедствиям, но переносят их мужественно; а мы, гово­рит, и этого лишились; мы унываем во время бедствий, со­крушаемся. Они не пользовались надлежащим образом дарованными им преимуществами; потому Бог и исправил их противным тому, как он всегда делает. Так Адама, не употребившего на пользу пребывания в раю, Он исправил изгнанием из рая; и жену, сделавшуюся худшею от равной с мужем чести, Он сделал лучшею посредством порабощения и подчинения. Так и этих иудеев, которые от свободы и без­опасности в своем отечестве сделались худшими, необузданными и невоздержными, Он исправляет противным тому. Умоляя о помиловании, они и говорят Богу: "Премного насыщена душа наша презрением от благоденствующих и уничижением от гордых" (ст. 4). Другой переводчик (Симмах) говорит: много насытилась душа наша, от порицания благоденствующих, от презрения гордых (πολλων εχοστάσθη.. έπιλαλούντων των εύθηνούντων, έξευτελζόντων των ύπερηφάνων). Третий (Акила): поношения надменных (του̃ μυκτηρισμου των ύπερφερω). Четвертый (неизвестный переводчик): унижения самих благоденствующих (έξουδενωσεως αύτων εύθηνούντων). Они выражают одну и туже мысль: оплакивают бед­ствия словами: напиталась душа наша презрением; а семьдесят толковников говорят другое, именно: чтобы все это обратилось на них, чтобы они сами испытали тоже, чему подвергли нас, чтобы смирилась их гордость и надменность. Так часто и слу­чается; Бог обыкновенно делает это, смиряя высокомерных и унижая гордых, чтобы отклонить их от пути, ведущего к погибели. Нет ничего хуже гордости. Для того и бывают иску­шения и скорби, дано смертное тело и посылаются многие несча­стные обстоятельства, для того страдания и болезни, чтобы крепко обуздать душу, которая легко надмевается и доходит до гордости. Поэтому не смущайся, возлюбленный, когда подвергаешься искушениям, но помня слова пророка: "Благо мне, что Ты смирил меня, чтобы я научился оправданиям Твоим" (Пс.118:71), принимай несчастье за врачество, пользуйся искушением надлежащим образом, и достигнешь величайшего спокойствия, которого да сподобимся все мы, благодатию и человеколюбием Господа на­шего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.

В начало Назад На главную

 Проект «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования»
Сайт создан при поддержке РГНФ, проект № 14-03-12003
 
©2008-2017 Центр библеистики и иудаики при философском факультете СПбГУПоследнее обновление страницы: 24.3.2014
Страница сформирована за 15 мс 
Яндекс.Метрика