Этот текст скопирован из другой on-line библиотеки, адрес исходного файла в которой не удаётся определить по техническим причинам

Ссылки, приводимые ниже, могут не работать или вести на страницы вне нашего сайта – будьте внимательны и осторожны: создатели сайта «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования» не несут ответственности за возможный риск, связанный с переходом по ссылкам на другие сайты. В особенности будьте внимательны при переходе по ссылкам рекламного характера, ссылкам, смысл которых Вам непонятен, и по ссылкам, текст которых отображён явно некорректно.

Авторские права (если таковые существуют) на приводимый ниже текст принадлежат авторам оригинальной публикации

.
страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Святоотеческое наследие

Преподобный Ефрем Сирин
На слова: Вонми себе (Втор.4:9). Двенадцать глав

По сл. пер. Ч. II, сл. 24.

Предисловие

Обязаны мы, возлюбленные, по словам Апостола, увещевать и упрашивать друг друга (1Сол.5:11). В другом же месте сказано: ведущему добро творити, и не творящему, грех ему есть (Иак.4:17). Но послушай, что и Пророк говорит: се устнам моим не возбраню (Пс.39:10). Итак умоляю вас, примите совет и моей худости. И если погрешил я в слове; извините меня, человека неученого и грешного. Если же слова сказаны правильно; то это - дело благодати. И потому так как благодать подает нам слово, не должно возбранять устнам. Ибо Господь и леность поставил в одном ряду с лукавством, сказав: рабе лукавый и ленивый, подобаше тебе вдати сребро Мое торжником: и пришед, Аз взял бых свое с лихвою (Мф.25:26.27).

Да подаст Господь нам, приявшим слово, сотворить и принести Господу плоды благоприятные. Ему слава во веки веков! Аминь.

Глава 1

Слушай, возлюбленный, пришедши с тем, чтоб стать монахом, решился ты отречься от мира. Если совершишь сие законно, то возрадуются о тебе не только люди, но и Ангелы Божии, как написано: радость бывает на небеси о едином грешнице кающемся, нежели о девятидесятих и девяти праведник, иже не требуют покаяния (Лк.15:7.10). Итак, если законно ты начал, законно и соверши. Прежде нежели облекся в сей образ, знай, что идешь на подвиг. И с кем у тебя брань? Слушай того, кто говорит: несть наша брань к крови и плоти, но к началом, ко властем, и к миродержителем тмы века сего, к духовом злобы поднебесным. Сего ради приимите вся оружия Божия, да возможете противитися в день лют (Еф.6:12.13). Итак не изнемогай в своем течении, пока не получишь награды. Возненавидел ты мир? Питай ненависть и к кичливости его. Отверг временное богатство? Отвергни и гордыню богатства. Стал чужд родителям по плоти? Пребывай в отречении, мужественно перенося труды добродетелей. Ибо отречением называется не то, которое на один день сделано, но которое продолжается до смерти. Если хочешь действительно стать победоносцем, то учись переносить труды добродетелей мужественно, с мудрою кротостию. Скажу для примера: обиженный низшими, не гневайся; уничижаемый, переноси; заушаемый, терпи; оклеветанный, будь великодушен; лишенный принадлежащего тебе, благодари. Посмотри на согражданина своего (разумею нищего Лазаря): в какой скудности и в каком труде терпел он для Господа? Взираше бо на мздовоздаяние (Евр.11:26), по написанному: недостойны страсти нынешняго времени к хотящей славе явитися в нас (Рим.8:18). И ты, возлюбленный, возжелав сподобиться ублажения от Господа, иди путем смиренномудрия; и Господь даст тебе венец жизни, егоже обеща любящим Его (Иак.1:12). Ему слава во веки! Аминь.

Глава 2. Притча

Два человека пошли в город, отстоявший на тридцать стадий. Когда же совершили стадии две или три, встретилось им на дороге место, на котором были рощи, и в них росли тенистые дерева, текли ручьи вод, и было много приятных местоположений. Когда путники увидели это; один, поспешив видеть город, прошел по этому месту скоро, а другой остановился посмотреть, и отстал. Потом и ему хотелось выйти из-под древесной тени; но побоялся зноя. Пока же медлил он на месте, наслаждаясь приятностию его, вышел зверь, живущий в этом лесу, схватил его, и увлек в свое логовище. Между тем другой, который не был нерадив, и не развлекался красотою дерев и места, достиг города.

Брат говорит: "желаю слышать объяснение на это; потому что не понимаю, что такое значить". Слушай, говорят, при содействующей нам благодати. Два человека - это вступившие на путь благочестия, и начавшие подвизаться на оном. Враг же, намереваясь остановить их в шествии, приносить в них бесовские пожелания: тщеславие, любоначалие, гордость и все тому подобное. И кто поспешил достигнуть почести вышняго звания о Христе (Фил.3:14), тот не задержан этим. А развлекшийся красотою дерев и места означает человека, который от невидимого склонил ум свой к видимому. Зной - это труд добродетелей. А что человек замедляет на месте, и делается добычею зверя, это значит - останавливать помысл на вожделении земного; и из этого вожделения подобно лютому зверю выходит грех, и овладевает человеком, как написано: похоть заченши раждает грех: грех же содеян раждает смерть (Иак.1:15).

Посему, возлюбленные, будем бегать мирских похотей, чтоб снова не соделаться нам рабами греха. Ибо Спаситель говорит: аминь глаголю вам: всяк творяй грех, раб есть греха (Ин.8:34). Будем служить благоугодно Богу, нас освободившему; не станем обольщаться тлетворными страстями, и обращать внимание на благолепие одеяния, или кукуля, или пояса, или аналава, но устремимся к тому, что смиренно и не тщеславно, что прилично святым. Ибо тем, которые подчинили себе важнейшее, не прилично уступать над собою победу самому маловажному. Всегдашним же у нас попечением да будет то, чтоб внутренний наш человек благоугождал Испытующему сердца и утробы (Пс.7:10); а бесполезным пренебрежем. Ибо никтоже может двема господинома работати (Мф.6:24), по слову Владычнему. Кто учась плотничному делу, вместо скобели добывает себе копье? Или кто, желая успеть в смиренномудрии, домогается суетной славы? Или кто, вожделевая небесного, не пренебрежет земным?

Господь же да даст нам и делать и мыслить угодное Ему! Ему подобает слава во веки! Аминь.

Глава 3. О плотской брани

Если востанет в тебе плотская брань; не бойся и не упадай духом, чтоб не придать против себя смелости врагу; и он посеет в тебе какие-нибудь свои мысли, и будет говорить: "не возможно прекратиться в тебе разжжению, если не удовлетворишь своей похоти"; чтоб, уязвив тебя, стать ему против тебя и посмеяться над твоею слабостию. Но терпя потерпи Господа, с плачем излей молитву свою пред благостию Его, и Он услышит тебя, и возведет тебя от рова страстей, то есть, нечистых помыслов, и от брения тины, то есть, гнусных мечтаний, и поставит нозе твои на камени святости (Пс.39:1-3), и узришь пришедшую к тебе от Него помощь. Терпи только, не расслабевай помыслом, не приходи в изнеможение, вычерпывая воду из ладии; потому что пристань жизни близко. Еще глаголющу ти, речет: се приидох (Исх.58:9); но выжидает, чтоб увидеть твой подвиг, точно ли даже до смерти противоборствуешь греху. Итак не малодушествуй; Бог не оставил тебя. Он взирает на твой подвиг; смотрят на оный и лик святых Ангелов, и толпа бесов. Ангелы подают венец побеждающему; бесы покрывают стыдом побежденного. Много борения у Ангелов за тебя, возлюбленный; много усердия у бесов против тебя, Христолюбец. Итак, будь внимателен к себе, не опечаль своих, и не обрадуй чужих. Своими же называю святых Ангелов, а чужими - нечистых бесов.

Для очей Божиих нет скрытного места, возлюбленный, нет тьмы в очах Господних, брат. Да не обольщает тебя противник; близ ног Божиих стоишь ты. Не пренебрегай этим. Ибо написано: небо Мне престол, земля же подножие ногама Моима (Деян.7:49). Не расслабевай помыслом, но мужайся; Помощник близко. Послушай, что говорит Пророк: вси языцы объидоша мя, и именем Господним противляхся им: объишедше объидоша мя, и именем Господним противляхся им: объидоша мя яко пчелы сот, и разгорешася, яко огнь в тернии: и именем Господним противляхся им. Отриновен превратихся пасти, и Господь прият мя. Крепость моя и пение мое Господь, и бысть ми во спасение (Пс.117:10-15).

Итак терпи, подвижник, да искусен быв приимеши венец жизни, егоже обеща Господь любящим Его (Иак.1:12). Быть боримым страстями и противоборствовать им - это делает нас искусными к выдержанию брани. А если не борют нас страсти; то станем, может быть, осуждать боримых ими, потому что сами не испытали борения, и впадем в высокоумие. Ибо не то опасно, что борют нас страсти, и мы боремся с ними; но бедственно то, если по лености падем перед сопротивниками. И так противостань палящей тебя похоти, чтоб избежать никогда не угасающего пламени. А если победят нас страсти, то не отступятся от нас, но еще смелее будут нападать на нас. Послушай того, кто говорит: мед каплет от устен жены блудницы, яже на время наслаждает твой гортань: последиже горчае желчи обрящеши, и изощрену паче меча обоюду остра (Притч.5:3.4). Итак будь внимателен к себе самому, чтоб не лишиться тебе славы лица Божия. Ибо написано: мир имейте и святыню со всеми, ихже кроме никтоже узрит Господа (Евр.12:14). Ему подобает слава во веки веков. Аминь.

Глава 4

Не принимай мнения людей зломудренных, которые говорят: "после того как умру, чего мне ждать?" и говорят сие, чтоб прогневать Господа Бога, Который будет судить живых и мертвых. Горе душе, которая слушается такой мысли! Горе человеку, который так думает! Это мнение убедившихся в нем низведет в затворы смерти. Это мнение удаляет от Бога и делает преклонными к диаволу.

Но ты, верующий, беги от злого совета, и не буди неверен, но верен (Ин.20:27). Ибо веруем, что будут по смерти суд и воздаяние: верен бо есть Обещавый (Евр.10:23). Не неправеден Бог, чтоб забыть о награде служившим Ему истиною, якоже есть писано: их же око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его (1Кор.2:9). Хочешь ли, возлюбленный, разуметь силу слова? Рассуди, какую славу приобретают святые и на земле. Память праведных, как написано, с похвалами: имя же нечестивых угасает (Притч.10:7). Ты же, возлюбленный, верь писанному в божественных Писаниях, но бегай того, что говорят неверующие: у них превратны ум и совесть; Бога исповедуют ведети, а делы отмещутся Его (Тит.1:15-16). Посмотри на Ирода: он имел на себе царскую одежду и говорил речь народу; но зане не воздаде славы Богу, Ангел Господень порази его, и быв червми изъяден, издше (Деян.12:21.23).

Если ты соделался сильным в добродетели, и ненавистник добра возбуждает на тебя некоторых людей к утеснению твоему: то не приходи в робость, и не изменяй благочестию из страха человеческого; потому что страшно есть еже впасти в руце Бога живаго (Евр.10:31). Слушай, что говорит Спаситель: аще Мене изгнаша, и вас изженут (Ин.15:20).

Посему надобно бегать растленной беседы людей зломудренных; и обращать внимание не на внешний один вид, или на седины, но на образ мыслей человека. Ибо это те самые, о которых говорит Апостол: имущии образ благочестия, силы же его отвергшиися (2Тим.3:5). Если согласишься на лживые их речи, и оставишь путь узкий и тесный; то бойся, чтоб тебе, горя в неугасимом огне, не услышать этот горький и неумолимый, исполненный плача и горьких слез, приговор: чадо, помяни, яко восприял еси благая твоя в животе твоем, и Лазарь такожде злая: ныне же зде утешается, ты же страждеши (Лк.16:25). Напротив того к Богу только устремляй взор свой, и по скончании доблестной жизни, душа твоя в будущем веке возрадуется с праведными: и радости твоея никтоже возьмет от тебе (Ин.16:22). Богу подобает слава во веки веков! Аминь.

Глава 5

Ныне два есть рода скорбей, которыми окружен всякий человек под солнцем: скорбь по Богу, и скорбь мирская; и не возможно перейти настоящую жизнь без которой нибудь из них, - или без скорби по Богу, или без скорби мирской. И скорбь мирская тяжела и не вознаградима, а скорбь по Богу имеет надежду вечной жизни. Посему ты, как мудрый, склонись на ту скорбь, которую сам избрал, потому что не против твоей воли постигает тебя; и не следуй своим помыслам, но как скоро встревожен ты ими, сперва призови Господа, а потом прими совет и всякого человека, боящегося Господа. Если не потерпишь вразумления людей, боящихся Господа, то душа твоя будет, как город не огражденный стенами; варвар, когда захочет, войдет и возьмет его. Написано: вопроси отца твоего, и возвестит тебе, старцы твоя и рекут тебе (Втор.32:7). Мудрый примет совет.

Будем же бегать пиянства, будем, сколько можно, бегать встречи с женщинами: ибо слово женщины, как тенета в сердце (Притч.7:21), и выслушавшего оное влечет к скверному смешению.

Если постигнет тебя телесная болезнь, не малодушествуй, но переноси с благодарностию; ибо Апостол говорит: егда немощствую, тогда силен есмь (2Кор.12:10); и в другом месте сказано: блажен человек, егоже аще накажеши, Господи, и от закона Твоего научиши его (Пс.93:12). Итак, возлюбленный, возвергнем печаль свою на Господа, яко Той печется о нас (1Пет.5:7).

Что касается до пропитания себя самих, то сильные будем работать, а когда постигнет нас немощь, тогда если наши настоятели (чего да не будет!) оставят нас без призора, сам Бог неожиданно пошлет нам Свою помощь. Ибо написано: отец мой и мати моя остависта мя, Господь же восприят мя (Пс.26:10). Только в чистой совести будем служить Ему; тогда и сердца начальников наших к нам расположит, и нас сподобит блаженства Своего. Посему не скорби о труде; многие, и ничего не делая, тяготились самою беззаботностию. Учись работать, чтоб не учиться просить милостыню. Не будь небрежен в работе; потому что написано: Господь близ (Фил.4:6), и трудящимся по Богу воздаст великую награду. Ни о чем же пецытеся. Но потерпи Господа, чтоб сподобиться тебе упокоения праведных; ибо в сем упокоении нет ни труда, ни уныния, ни заботы, ни печали, ни немощи, ни злого вожделения, ни чего-либо подобного: а есть радость и мир, и радование о Духе Святом. Ибо по ввержении в огненную геенну противника со всеми его аггелами и сосудами его прекратятся все действия его.

Господь же да сподобит всех нас оной неизглаголанной радости. Ему слава во веки веков! Аминь.

Глава 6

Послушай, возлюбленный; неудобоизлечимые болезни искореняются только жгучими и вяжущими лекарствами. Почему и ты, возлюбленный, не гневайся, слыша правду. Если же негодуешь на предлагающего тебе врачества; то явно о себе показываешь, что не хочешь исцелиться и освободиться от болезни, но еще приятно тебе лежать в нечистотах. Если будем скрывать истину и подавать советы угодные сластолюбию; то не будет в нас ни малого различия с лжепророками, которые вводили в обман народ, говоря каждому, что ему приятно. Божии же пророки проповедывали истину, и за то их ненавидели и умерщвляли. И это не значит, что вписываю я себя в число Пророков; ибо уподобляюсь псу, который сопровождает овец господина своего, и когда видит, что приближается волк, не остается в покое, но тотчас встает и кидается на него; пастухи же, услышав лающего пса, также встают, гонят губителя, и спасают овец.

Итак почему же, возлюбленные, нерадим о своем спасении? Для чего предаемся похотям ветхого человека, и внешнего человека украшаем своею наружностию, а внутреннего растлеваем делами? Не будем жестокосердыми, как Фараон, чтоб не подпасть и его участи; не будем жестоковыйными, как некоторые из сынов Израиля, чтоб не лишиться земли обетованной. Возненавидим образ жизни людей несведущих, потому что не безопасен путь их, как написано: яко язык погубивый совет есть, и несть в них художества (Втор.32:28). Почему и Пророк сказал: Господи Боже сил, не седох в сонме суеты играющих, но бояхся от лица руки Твоея: на едине седях, яко горести исполнихся (Иер.15:17). Послушай и в другом месте, как Пророк оплакивает род наш: у люте мне, душе, яко погибе благочестивый от земли, и исправляющаго в человецех несть: вси в кровех прятся, кийждо ближняго своего озлобляет озлоблением, на зло руки своя уготовляют (Мих.7:2.3). Итак возлюбим благоговение: пусть ругаются над нами, пусть наносят нам удары; мы не оставим его. Ибо - это сокровище, исполненное благ, исполненное добродетелей. Оно преклоняет Бога воззреть на добрые качества того, кто приобрел оное, по написанному: на кого воззрю? токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словес Моих (Ис.66:2). И блажен, кто все презрит ради благоговения. Итак будь внимателен к себе, возлюбленный; не предавайся нерадению о своем спасении; обращай внимание не на нерадивых, но на трезвящихся, не на терпящих крушение, но на спасаемых. На долго ли станет у тебя терпения раболепствовать принуждающим тебя к неблагопристойному? Не будь рабом страстей, но сделайся лучше свободным. Много нужно тебе трезвенности. Стоишь ты на месте подвига: не пренебрегай этим. Сопротивник перед тобою, по написанному: супостат ваш диавол, яко лев рыкая ходит, иский кого поглотити (1Пет.5:8). Смотри, какая ненасытность, какая жестокость соперника! не поразить только хочет, и оставить чуть живым; но вдруг всего поглощает, если кто не трезвится. Дано тебе время; подвизайся, пока оно не прошло. А если погубим это время в нерадении о себе, то не найдем уже другого времени.

Сколько было людей от Адама до нас, и где они? Или кто знает число их? Один Господь Бог, создавший нас, изводяй утварь Свою по числу (Ис.40:26), исчитаяй множество звезд, и всем им имена нарицаяй (Пс.146:4). Он знает каждого и дело каждого. Он один премудр, благ и могуществен, страшен, непамятозлобив, многомилостив, взыскует погибших, милует обращающихся, ущедряет кающихся. Тебе поклоняемся, Господи, создавшему нас Богу. Тебе приносим славу и честь. Ты терпишь, чтоб и я - мерзость песнословил Тебя. Ибо в том, Господи, Твое великое милосердие и человеколюбие, что и недостойных призываешь, грешников кающихся не отвращаешься, утесненных не презираешь, малодушных не оставляешь. Блаженна и трекратно блаженна душа, Тебя единого вожделевшая. Ибо душа, которая вожделевает Тебя, и заповеди Твои хранит.

Итак для чего, возлюбленные, небрежем о своем спасении? Будем по временному судить о вечном. В какой озабоченности бывает иный, когда идет сказывать учителю заданный урок, и показать набольшему конченное рукоделие? Почему ж не заботимся мы о том часе, когда потребуют у нас отчета в целой жизни? Также, если кто зимою, в вечернее время, замедлив в чужой келлии, спешит добраться до собственной своей келлии; то в какой бывает он озабоченности, по причине темноты и ненастья? Как же небрежем мы о неизбежном пути? Что встретится с нами по нашем разлучении с телом? Итак будем внимательны к себе, возлюбленные, чтоб возвеселиться нам веселием праведных. Ибо кто даст себя в обман, тот много потерпит сокрушений еще и в этой жизни. Сегодня он ест, пьет, и веселясь о вреде души своей, выполняет волю свою, сколько может, но не сколько хочет; а на следующий день, если нет у него возможности пресытиться тем же, различные испытает огорчения. Но кто внимателен к себе, и воспринял добрый навык, у того веселие не уменьшится и не ослабеет; его веселит надежда будущих благ, по написанному: помянух Бога, и возвеселихся (Пс.76:4).

Прошу вас, и о мне бедном помолитесь Господу. Ему подобает слава во веки веков! Аминь.

Глава 7

Не желай вести себя худо и иметь о себе недобрую славу; не повинуйся греху, чтоб не сделал он из тебя предмет отвращения; лучше же повинуйся правде, чтоб сделала она тебя человеком достославным. Не желай быть соблазном для душ, но будь внимателен к себе, чтоб и для других стать полезным. Да, избранник Божий, будь внимателен к себе, чтоб назидать тебе и других. Не желай быть злым, чтоб не сокрушиться тебе в последние дни своей жизни. Не слышишь разве, что говорит Писание? Раны и сокрушения сретают злых (Притч.20:30); и не получат они более награды за свои страдания. Ты же мужественно для Господа переноси труды добродетелей, чтоб получить венец. Господь зовет тебя на брак; не будь не признателен, но облекись в брачное одеяние, чтоб возвеселиться в чертоге Его, а не услышать как небрежному: друже, како вшел еси семо, не имый одеяния брачна (Мф.22:12)? Тогда связан будешь по рукам и ногам и ввергнут во тму кромешнюю, где плач и скрежет зубом. Слыша же о брачном одеянии, разумей, возлюбленный, не одежды, но добрые дела.

И ты, возлюбленный, сподобившись быть призванным в чин монахов, старайся показывать в себе добродетель своего обета, чтоб не быть отверженным. Не будь груб, сластолюбив, раздражителен, гневлив, сварлив, невоздержен и бесстыден; а напротив того будь кроток, благоговеен, смирен, воздержен, целомудрен, безмолвен, мирен, благоразумен, сохраняй чистоту тела своего, в чем дал ты обет Христу, чтоб, когда скажет нам в оный день: "для чего не посещали вы вдовиц и сирых в скорбех их" (Иак.1:27)? могли мы оправдаться пред ним, говоря: "для того, Господи, чтоб без развлечения служить Тебе в безмолвии". Но если скажет нам: "для чего не соблюли себя неоскверненными от мира?" что тогда ответим Ему, если осквернились мы в мире? Это еще не добродетель, если человек удерживается от постыдного дела, но принимает на себя такую наружность, которая в другом возбуждает страсть. Ибо написано: возлюбиши Господа Бога твоего, и искренняго твоего, яко сам себе (Мф.22:37.39).

Избегай бесполезных речей, чтоб не впасть в срамные помыслы. Как добрые слова полезны душе, так недобрые речи развращают ее, по сказанному Апостолом. Ибо говорит он: тлят обычаи благи беседы злы (1Кор.15:33). Почему еще говорит: всяко слово гнило да не исходит из уст ваших, но точию еже есть благо к созданию веры, да даст благодать слышащим: и не оскорбляйте Духа Святаго Божия, Имже знаменастеся в день избавления (Еф.4:29,30). Берегись, чтоб не называли тебя непослушным, грубым, легкомысленным, шепотником, двоязычным, злоречивым, немилосердым, братоненавистником, врагом добродетели; а лучше старайся, чтоб именовали тебя послушным, правдивым, целомудренным, молчаливым, неленивым, милосердым, трезвенным, братолюбивым, страннолюбцем, другом добродетели, утешителем, благоговейным. Это хорошо и полезно людям.

Посему не будем превозноситься, а станем лучше смирять себя. Да и что у нас за сила, чтоб превозноситься нам? Вот и малый труд не повергает ли нас на землю? Посему возлюбим смирение, чтоб Господь возвысил нас. Будь внимателен к себе, чтоб не возобладали тобою вспыльчивость, раздражительность, памятозлобие, отчего будем вести жизнь тревожную и неустроенную. Но приобрети себе великодушие, кротость, незлобие и все, что прилично христианам, чтоб вести жизнь покойную и безмолвную. Высоки горы араратские, широки равнины пустынные; жестоки - стужа на земле северной, и зной солнечный на юге; всех больше из птиц небесных орел, из зверей земных лев, из сынов же человеческих боящийся Господа. Велий и хвален зело Господь Бог наш (Пс.47:1), все сотворивший и возносящий боящихся Его. Ему подобает слава во веки! Аминь.

Глава 8

Если, когда делаешь дело Господне в смиренномудрии и благоговении, противник, с намерением препнуть тебя в правом житии, вооружит против тебя людей нерадивых: то не бойся, не приходи в робость, и не уклоняйся с прямого пути. Ибо Апостол говорит: во всем скорбяще, но не стужающе си: не чаеми, но не отчаяваеми: гоними, но не оставляеми: низлагаеми, но не погибающе: всегда мертвость Господа Иисуса в теле носяще, да и живот Иисусов в теле нашем явится. Присно мы живии, в смерть предаемся Иисуса ради, да и живот Иисусов явится в мертвенней плоти нашей (2Кор.4:8-11). Потерпи Господа (Пс.26:14), избранник Божий, чтоб оскорбляющие тебе ныне удивились славному твоему спасению, как написано: праведник аще постигнет скончатися, в покои будет. Старость бо честна не многолетна, ниже в числе лет исчитается: седина же есть мудрость человеком, и возраст старости житие нескверно. Благоугоден Богови быв, возлюблен бысть, и живый посреди грешных преставлен бысть: восхищен бысть, да не злоба изменит разум его, или лесть прельстит душу его. Рачение бо злобы помрачает добрая, и парение похоти пременяет ум незлобив. Скончався вмале исполни лета долга: угодна бо бе Господеви душа его: сего ради потщася от среды лукавствия. Людие же видевше и не разумевше, ниже положше в помышлении таковое, яко благодать и милость во избранных Его, и посещение в преподобных Его. Осудит же праведник умираяй живых нечестивых, и юность скончавшаяся скоро долголетную старость неправеднаго. Узрят бо кончину премудраго, и не уразумеют, что усоветова о нем, и во что утверди его Господь: узрят и уничижат его, Господь же посмеется им. И будут по сем в падение безчестно, и в укоризну в мертвых в век, яко расторгнет их безгласны ниц, и поколеблет их от оснований, и даже до последних опустеют, и будут в болезни, и память их погибнет: приидут с помышлении грехов своих боязливии, и обличат их противу беззакония их (Прем.4:7-20). Тогда станет в дерзновении мнозе праведник пред лицем оскорбивших его, и отметающих труды его. Видящие его смятутся страхом тяжким, и ужаснутся о преславном спасении его. И рекут в себе кающеся, и в тесноте духа воздыхающе: сей бе, егоже имехом некогда в посмех, и в притчу поношения; безумнии житие его вменихом неистово, и кончину его безчестну: како вменися в сынех Божиих, и в святых жребий его есть? Убо заблудихом от пути истиннаго, и правды свет не облиста нам, и солнце не возсия нам. Беззаконных исполнихомся стезь и погибели, и ходихом в пустыни непроходимыя, пути же Господня не уведехом. Что пользова нам гордыня? и богатство с величанием что воздаде нам? Преидоша вся она, яко сень, и яко весть претекающая; яко корабль проходяй волнующуюся воду, егоже проходу несть стопы обрести, ниже стези шествия его в волнах: и яко птицы прелетающия по аеру, ни едино обретается знамение пути, язвою же смущаяй биемый дух легкий, и разсецаемый силою шумящею движением крил прелете, и по сем ни едино знамение обретеся проходу в нем; или яко стрелою испущеною на намеренное место разсеченный аер внезапу в себе самом заключен бысть, яко не познатися проходу ея. Тако и мы рождени оскудехом, и добродетели убо ни единаго знамения можем показати, во злобе же нашей скончахомся. Ибо упование нечестиваго, яко прах от ветра подъемлемый, и яко пена мягка от бури, расторгнена, и яко дым от ветра разливается, и яко память пришельца единаго дне прейде. Праведницы же во веки живут, и в Господе мзда их, и попечение их у Вышняго: сего ради приимут царствие благолепия, и венец доброты от руки Господни: яко десницею Своею покрыет их, и мышцею защитит их (Прем. 5:1-16).

Посему ни к кому не имей ненависти в сердце своем, и не воздавай злом за зло; но приобрети себе любовь, которую божественное Писание поставило выше всякой добродетели; потому что уподобило ее самому Сотворившему все, сказав: Бог любы есть (Ин.4:8).

Один брат из общежития пришел к старцу; старец же сказал ему: "общежития подобны училищам; одни поступают в претор, а другие к горнам". Брат воспользовался сим словом; ибо наложил на себя покаяние. Так и мы воспользуемся своим занятием, как делом, чтоб, если не окажемся искусными, не быть нам извергнутыми из царствия небесного, и посланными в пещь огненную.

Когда увидишь нерадивыми людей, которые состарились в монашеском образе; тогда нужно тебе много предосторожности, чтоб, поревновав им, не пойти тем же путем, и чтоб, став воздержным, не превознестись пред ними, что значит уступить над собою победу высокоумию. Послушай того, кто говорит: вонми себе, и тщательно охраняй душу свою. И мы не оправдаемся делами других, и другие не будут осуждены за наши дела. Когда нас обнаженных и открытых представят Судии дать отчет в том, что нами сделано; тогда не осудят одного за другого: кийждо бо свое бремя понесет (Гал.6:5).

Если кто выскажет тебе свои помыслы; не входи в подробности, если только немощно око ума твоего, чтоб и тебя, когда говорит он, не встревожили те же страсти, и чтоб тебе не уподобиться кормчему среди сильного волнения. Посему, выслушав начало рассказываемого, надобно нам уразумевать и последующее, и смотря по этому, утешать скорбящего тем, что или заимствовали мы у святых мужей, или сами дознали опытом. Нет воли Господней на то, чтоб один падал ради другого; Господь всем хощет спастися (1Тим.2:4).

Ты же, возлюбленный, не всякому человеку открывай свои помыслы, а только тем, о ком дознаешь, что они духовны. Ибо много сетей у диавола. Спаситель сказал: внемлите от лживых пророк, иже приходят к вам во одеждах овчих, внутрь же суть волцы хищницы. От дел их познаете их (Мф.7:15.16). От людей же духовных не скрывайся, чтоб враг, нашедши себе угол, не возгнездился в тебе. Но с людьми, которые думают о плотском не входи в совет; они сластолюбивы, с каждым днем увеличивают число своих грехов, говоря; "этот один да вменится мне грех!" Пророк же оплакивает их и говорит: горе привлачающим грехи своя яко ужем долгим, и яко ига юнична ременем беззакония своя (Ис.5:18).

Посему надобно избегать бесполезных речей, и не иметь обращения с небрегущими о страхе Господнем; потому что ничего не говорят они на пользу, ничего не делают для Господа, не говорят ни о добродетели, ни о благоговении, ни о честности. Речи их - сеть смертная; совет их бездна адова; сообщество их - дерзость и смех, пиянство и душевная пагуба. Чрез них говорит страшный змий. Ты же, о человече Божий, сих бегай: гони правду, благочестие, веру, любовь, терпение, кротость. Подвизайся добрым подвигом веры, емлися за вечную жизнь, в нюже и зван был еси, и исповедал еси доброе исповедание (1Тим.6:11.12).

Смотри, возлюбленный раб Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, не будь уловлен кратковременным обольщением, чтоб не лишиться тебе жизни вечной. Признан ты быть купцом; вполне трезвись, чтоб не потерять тебе жемчужины, чтоб враг не похитил твоего сокровища, и не потопил корабля твоего с грузом, и чтоб не возвратиться тебе домой ни с чем. Враг, зная, какую славу приобретет себе у Бога, кто хранит себя чистым от скверн плоти, сильно борет его помыслами, желая опутать ими человека, чтоб не улучил он будущей славы. И если найдет душу отвергшую бесполезные помыслы; то не часто нападает на нее, но и не вовсе отступает от нее. Скорее же идет туда, где, как скоро толкнет, тотчас отворяют ему; и оскверняет тело и душу самыми нечистыми пожеланиями у несопротивляющегося ему; наконец, как добрый советник, внушает ему такую мысль: "лучше тебе идти в мир, и взять сожительницу, нежели таким образом сокрушать плоть свою". Но ничто подобное не приближается к трезвенному. Посему будь внимателен к себе, чтоб ничто подобное не постигло тебя.

Поэтому необходимо избегать вольности. И еще повторяю: избегать вольности - чтоб не напало на тебя бесстыдство, и связав тебя, как худого пленника, не предало тебя в рабы греху. И тогда начнешь говорить: приидох во глубины морския, и буря потопи мя; и еще: углебох в тимении глубины, и несть постояния (Пс.68:3). Почему надобно убегать сообщества людей зломудренных, не из ненависти к людям, но во избежание вреда. Если же ты в сообществе уже с нерадивыми, то будь внимателен к себе, чтоб и их тебе приобрести правым житием, и себя не погубить. Не вверяй своей души тем, которые говорят неполезное и хвалятся целомудрием; ибо Спаситель сказал: от избытка сердца уста глаголют (Мф.12:34). Поэтому удаляйся людей, которые гоняются за новизнами и любят смешное, чтоб не выйти из послушания у того, кто говорит: похотей юных бегай (2Тим.2:22). Не приими лица на душу твою (Сир.4:22), ни маловажного, ни высокого, ни могущественного; потому что никто не возможет избавить тебя от огня неугасимого. Послушай Того, Кто говорит: кая бо польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит (Мф.16:26)?

Смотри, чтоб не утратить тебе дерзновения пред Богом ради чести или славы человеческой, или ради пищи, или пития, или одеяния; потому что все это подлежит тлению, дела же каждого, и добрые и худые, записываются. Горняя мудрствуй, а не земная (Кол.3:2), чтоб получить тебе обетование Отца небесного, и быть сопричтенным к избранным Сына, и чтоб благословил тебя Дух Святый со всеми Святыми Его. Ему подобает слава во веки! Аминь.

Глава 9

Будь внимателен к себе, возлюбленный, чтоб змий не научил тебя соревновать небрегущим о своем спасении и говорить: "ты не лучше впадших в страсти". Но размышляй о написанном: в велицем же дому не точию сосуды злати и сребрены суть, но и древяни и глиняни, и ови убо в честь, ови же не в честь (2Тим.2:20). Итак, если не послушаешь Господа, и будешь творить дела греховные, то сделаешься сосудом не в честь. А если сотворишь дела Господни; то будешь сосудом избранным, честным, освященным благопотребным Владыце, на всякое дело благое уготованным. Будь внимателен к себе, умоляю тебя, чтоб и нынешний и грядущий век обрести тебе милость у Господа. Если не будешь внимательным к себе; то и здесь станешь сокрушаться, и там не успокоишься. Ибо что вне прямого пути, в том нет ничего кроме осуждения и раскаяния. Посему не соревнуй небрегущим о своем спасении, и присвоившим себе одну внешность, чтоб не быть тебе похожим на воина, захваченного неприятелями, но иметь на себе царскую печать. Ибо не лжив Сказавший: аминь глаголю вам: всяк творяй грех, раб есть греха (Ин.8:34). Внешность подобна листьям; а дело есть плод.

Воины земного царя проливают кровь, чтоб угодить царю своему; но тебе нет нужды проливать кровь, а только не будь побежден грехом, чтоб не сотворить тебе плода смерти (Рим.7:5). Трезвись, возлюбленный, трезвись, и пребывай в трудах. Бог не неправеден, не забудет труда твоего. Но и за ту темноту, какую терпишь ты, сидя в келлии, воссияет тебе свет истины, как написано: возсия во тме свет правым (Пс.111:4). Подвизайся добрым подвигом веры (1Тим.6:12), чтоб мог ты, одержав победу над врагом, непостыдно поклониться Царю славы. Ибо Господь венчает не только умерших от меча и пострадавших от мучителей, но и оказавшихся благоискусными в подвижничестве и в любви. Как первые для Господа терпели поругание, так и последние для Господа же потерпели скорбную жизнь и подвижничество.

Будь внимателен к себе, и да не будет слова лукавого в сердце твоем. Не склоняйся на лукавый помысл. Так пострадал некто из древних, скрыв в куще своей нечто от клятвы (Нав.7:11-25); а подобно пострадал и Гиезий, служитель пророка Елисея. Не укрылись они не только от Бога, но и от людей. Преступление совершили они тайно; но возмездие получили явно. Один и с домом побит камнями всенародно, а другой наследовал проказу вместе и с семенем своим во веки (4Цар.5:27). Ибо не лжив сказавший: Бог поругаемь не бывает: еже бо аще сеет кто, тожде и пожнет (Гал.6:7).

Учись с постоянным терпением, чтоб избежать вреда, какой встречают не соблюдающие безмолвия. Послушай того, кто говорит: сыне, аще премудр будеши, себе премудр будеши и искреннему: аще ли зол будеши, един почерпнеши злая (Притч.9:12). Отчего преодолевает нас противник? Отчего умножаются в нас страсти? Не от непокорности ли нашей? Когда учат нас, не бываем внимательны; когда обличают к исправлению погрешностей, отпираемся. От людей таимся, о Боге небрежем, не верим Сказавшему: аминь глаголю вам, яко аще сии умолчат, камение возопиет (Лк.19:40). Страшный змий влагает в нас мудрость побеждать словом тех, кто хочет нас исправить; и оттого грех умножается в нас, не имея противоборника себе.

Враг твой разоряет тебя, и ты не знаешь сего, душа моя! Исполняет в тебе пожелания свои, и ты терпишь! Убегай, человек, злых его советов. Помни, что обещал ты Богу, и храни святыню, чтоб обрести тебе благодать пред Господом. Послушай сказавшего: бегайте блудодеяния (1Кор.6:18). И желаешь ли знать, какой тяжкий грех - блуд? Кого не могли умертвить угрызения змей в пустыне, тех низложил блуд в земле Мадиамской; а вследствие блуда они согласились есть жертву идольскую, за что из народа падоша двадесять три тысящи во един день (1Кор.10:8). А если впал ты в грех; то не оставайся в падении, и не пренебрегай Божиим долготерпением и Божиею пощадою. Помяни, яко смерть не замедлит (Сир.11:12). Помни, что не возможно тебе избегнуть Божиих рук. Итак не будь нерадив, но кайся, плачь, воздыхай о том, что обольщен ты; ибо, если и предадим забвению падение, то создавший нас Бог знает дела каждого.

Итак не будь нерадив, но мужественно противостань сопротивнику и загради прокоп, которым обыкновенно входит враг разорять тебя, чтоб не нашедши удобного входа, ушел он ни с чем. А заградить прокоп значит обезопасить чувства, которыми входит в душу и доброе и лукавое, то есть зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, и помыслам не дозволять уноситься, куда не должно. Имей в уме, возлюбленный, исполинов, растливших землю владычеством своим, и то, как Господь в одно мгновение с лица земли стер их потопом; и сила их не принесла им пользы. Посуди о земле Содомской и Гоморрской, как потреблена за грех обитателей; и не принесли им пользы роскошь и гордыня. Итак позаботимся о своем спасении, возлюбленный, чтоб и нас не постигла внезапно кончина; и чтоб не пойти нам отсюда в великом осуждении. Какая у нас мысль о скончавшемся, - та ли, что возвратится он в дом свой через один день, даже через год, даже через сто или тысячу лет? Для чего же домогаемся мы непостоянного, и небрежем о непреходящем?

Скажи внушающему тебе скверные и нечистые пожелания: "о, враг истины! Ужели мне стыдить себя для того, чтоб ты выполнил свое пожелание? Иди к подобно тебе непотребным. Выпросил ты себе стадо свиней? С ними и утопай. А я не буду больше рабом послушным хотениям твоим. Достаточно с меня и прошедшего времени; отныне буду заботиться об истине, и умолю Бога моего, чтоб Он совершенно избавил меня от дел твоих. Он дал мне Духа Святаго, а я прогневал Его; мне дал душу и тело чистые, а я осквернил их". Так говори, возлюбленный, внушающему тебе пагубные страсти.

Некто из святых сказал: "блуд подобен псу; если будешь ласкать его, не отойдет от тебя; а если погонишь, убежит". Слушай сказавшего: един есмь аз, дондеже прейду (Пс.140:10), то есть, каждому должно быть внимательным к себе, пока не прейдем из настоящей жизни. Будь внимателен к себе, умоляю тебя, и не пренебрегай своим житием. Смотри, чтоб за малое удовольствие не погубить тебе плоды трудов своих; ради нечистоты не отдать мзды своего делания; ради нечистоты не погубить награды за безмолвие, награды за бдение, за воздержание и за прочие добродетели; не уподобляйся человеку, который полученную им плату кладет в протертый кошелек. Мал квас все смешение квасит (Гал.5:9). Напротив того огради себя страхом Господним.

Слушай, что говорю тебе, возлюбленный. В мирском быту, кто красно говорит, тот слывет великим, а в жизни монашеской велик пред Господом, кто любить безмолвие. Еще: в мирском быту, кто любит наряжать тело свое и меняет одежды, тот в славе у людей; а по монашескому обету, кто пренебрегает сим, имеет же в виду только необходимые потребности тела, по слову сказавшего: имеюще пищу и одеяние, сими довольни будем (1Тим.6:8), тот приобретает себе славу на небесах. Еще: в мирском быту, кто величается телесною силою и богатством, тот слывет у людей великим: а по сему обету, кто истинно любит смирение, того возвышает Господь, как написано: буяя мира избра Бог, да премудрыя посрамит: и немощная мира избра Бог, да посрамит крепкая: и худородная мира и уничиженная избра Бог, и не сущая, да сущая упразднит; яко да не похвалится всяка плоть пред Богом (Кор.1:27-29).

Итак возлюбим угодное Господу как рабы благопотребные и признательные. Если подвергнемся наветам людей злонамеренных; если плененных варварами отдадут нас в рабство: то и тогда не будем отчаяваться в своем спасении. Ибо написано: в скорби призвах Господа, и услыша мя в пространство (Пс.117:5). Рассудим также, что и Пророки были отводимы в плен, и на чужой стороне терпели рабство и злострадание; но ум их никогда не был пленен и удален от Бога. Чтоб продан или не продан был внешний наш человек, это не в нашей воле: а чтоб внутренний наш человек приобщался или не приобщался к нечестию, это в нашей воле. Потому святые, стремясь к добродетели, обличали мучителей и пренебрегали угрозами смерти. Так и мы, возлюбленные, будучи чадами Пророков и идя по их следам, приобретем совершенную их веру; потому что написано: ихже взирающе на скончание жительства, подражайте вере (Евр.13:7), чтоб вместе с ними войти нам в пренебесные жилища, во светлость святых, откуда бежали болезнь, печаль и воздыхание.

Будем же трезвиться, молясь, чтоб не впасть в искушение. Будем поучаться словесам Духа Святаго, чтоб вникнуть нам в Писания, и, не держа в руках книги, иметь в уме глаголы Божии.

Если кто расскажет тебе свои помыслы, или откроет свои недостатки: то не унижай его в уме, как совершившего подобные дела; но подивись лучше перемене брата своего: ибо, если человек добровольно открывает падения свои мужам духовным, то служит сие признаком исправления жизни; скрывать же свои падения - знак души, преданной страстям. Кто живет в связи с ворами, и кто соединил участь свою с прелюбодеями, тот никогда не откроет их; потому что сильно привержен к страсти. Посему со всяким смиренномудрием обязан ты утешить открывшего тебе свой грех, по написанному: блюдый себе, да не и ты искушен будеши (Гал.6:1). Господь говорит через Пророка Иезекииля: и ты, сыне человечь, рцы к сыном людей твоих: правда праведнаго не избавит его, в оньже день прельстится: и беззаконие не убиет, в оньже день обратится от беззакония своего (Иез.33:12).

Да даст же нам Господь до конца идти путем непогрешительным, узким и тесным, чтоб заградились уста сопротивника нашего - диавола, и не могли сказать о нас чего-либо худого. Богу подобает слава во веки! Аминь.

Глава 10

Будем внимательны к себе, возлюбленные; потому что имеем у себя врагов неумолимых и немилостивых, радующихся падению человеческому и в этом одном находящих для себя веселие. Почему святые отцы, зная злоумышления их против нас, не предавались нерадению и рассеянности, но были внимательны к себе, а при внимательности к себе, благоугождали Богу, и людей назидали в добре. Таков был святый Антоний, как снятый Афанасий, архиепископ, упомянул при описании жизни его. Он показал великие и строгие подвиги. Всегда постился; одежды были у него внизу волосяная, а сверху кожаная, и их соблюл он до кончины; с тела не смывал нечистоты водою, и ног никогда не омывал, и даже просто не опускал их в воду, кроме случаев необходимости. Никто не видал его обнаженным и вообще никто не видал нагого тела Антониева до того времени, как скончавшись был погребаем. И еще говорил Афанасий: "хотя сие и маловажно в сравнении с его добродетелию, однако же и по этому можно заключать, каков был человек Божий Антоний, который от юности до такого возраста соблюл одинаковую ревность к подвижничеству, и удрученный старостию, не питался дорогими снедями, при изнеможении своего тела не переменил образа одеяния, ни даже когда-либо помыл ноги водою. И однако ж во всем оставался невредимым; даже глаза у него не имели повреждения и недостатка и видели хорошо. И не говоря обо всем в подробности: он казался гораздо свежее по силам и бодрее всех тех, которые пользуются разнообразною пищею, омовениями и разными одеждами". А мы, придумывая в себе средства, расслабляющие тело, живем рассеянно, не размышляя о том, какие у нас неумолимые соперники; почему и сами противники, видя такую нашу невнимательность, с большею готовностью восстают против нас непрестанно уязвляя нас стрелами распутства. Итак будем внимательны к себе, чтоб Господь обратил в ничто их злоумышления против нас. Говорю же сие, братия, не потому, что сам веду жизнь чистую. Ибо если Господь откроет грехи мои прежде, нежели послан буду в муки, то стыд дел моих будет для меня частью мучения. Сказано же это мною по благодати Господней, чтоб, когда получите пользу от доброго совета, и мне ничтожному сподобиться награды за добрый совет. Ибо как развращающий души своими советами будет участвовать в пагубе и гибели; так и подающий совет об исправлении найдет себе благую часть у Господа, если и сам наконец удержится от бесполезного.

Если имеешь дружбу с братом, и совесть твоя обличит тебя, что связь эта вредна для души; то разорви с ним дружбу. Ибо некто из святых сказал: "со всеми имей любовь, и всех удаляйся". Говорю же сие, возлюбленный, чтоб возненавидел ты не людей, но грех. Ибо написано: аще сердце наше не зазрит нам, дерзновение имамы к Богу, да егоже аще просим, приимем от Него, яко заповеди Его соблюдаем, и угодная пред Ним творим. Аще же зазирает нам сердце наше, болий есть Бог сердца нашего, и весть вся (1Ин.3:20-22).

Брат поучал брата обязанностям к Богу. Когда же пришел еще брат, увещатель сказал ему: "вот, увещеваю брата, и не хочет слушать меня". Тот отвечал: "должен тебя слушать; ибо, позволь сказать, и послушать тебя прекрасно, и сделать по твоему совету - радость". Но он сказал: "Нет, если дознает, что говорю не по Богу, то пусть не слушает меня, и не только меня, но даже и Пророка, если повествует что вопреки воле Божией. Ибо Апостол говорит: аще и мы, или Ангел с небесе благовестит вам паче, еже приясте, анафема да будет (Гал.1:8.9). Кто были восставшие на Сусанну в Вавилоне? Не старцы ли? И не просто старцы, но судии и вожди народные. Но поелику не были внимательны к себе, то какому концу подверглись? И достоинство их не принесло им пользы". Итак, братия, позаботимся об истине, чтоб истина ограждала нас. Ибо здесь, если на кого, сделавшего что худое, донесено будет князю, то может обвиненный спастись от наказания, бежав в другое место, от лица же Божия куда убежим, по слову сказавшего: камо пойду от Духа Твоего? и от лица Твоего камо бежу? Аще взыду на небо, Ты тамо еси: аще сниду во ад, тамо еси: аще возму криле мои рано, и вселюся в последних моря, и тамо бо рука Твоя наставит мя, и удержит мя десница Твоя (Пс.138:7-10)?

Возлюбим безмолвие, чтоб избавиться нам от развлечений. Возлюбим воздержание из любви к Богу. Возлюбим невинность и смиренномудрие. Будем смиренны, приветливы к людям маловажным и к великим, чтоб избежать нам тщеславия и всех сетей диавольских. Возненавидим пиянство и смех, и бесполезные речи людей зломудренных. Ибо все делают, и все придумывают они, только чтоб не лишиться своих удовольствий. А ты, возлюбленный, убегай сего, и, как обещавшийся угождать Богу, делай все по Богу; потому что Бог, по изречению Апостола, поругаемь не бывает: еже бо аще сеет человек, тожде и пожнет. Яко сеяй в плоть свою, от плоти пожнет истление; а сеяй в дух, от духа пожнет живот вечный (Гал.6:7.8).

Не останавливайся на нечистых помыслах, чтоб не довели тебя до срамного исполнения их на самом деле; но гнушайся ими, и отгоняй их от себя, чтоб ум твой был в покое. Молись Господу, чтоб просветил очи сердца твоего; ибо невозможная у человек возможна у Бога (Лк.18:27). Став на молитву, не рассеивайся, чтоб не оказаться небрежным.

Будь внимателен к себе, возлюбленный, и видя богатеющих в нынешнем веке, роскошествующих и упитывающих плоти свои, как бы на день заколения, не ублажай их за временное их благоденствие; потому что не богатого, не роскошного, не сильного ублажит Дух Святый, а только боящихся Господа, как написано: блажен муж бояйся Господа (Пс.111:1); и еще: блажени вси боящиися Господа (Пс.127:1).

Поставили тебя вождем других? Будь вождем мира, чтоб отверзлись тебе врата царствия небесного, и чтоб войти тебе вместе с миротворцами: ибо Дух Святый говорит: отверзите врата, да внидут людие. Какие же людие? Хранящии правду, и хранящии истину, приемлющии истину, и хранящии мир (Ис.26:2.3). Посему сказал некто из святых: да будет мир и правда во дни моя (4Цар.20:19). Послушай, что говорит и святый Иаков: Кто премудр и худог в вас, да покажет от добраго жития дела своя в крепости и премудрости. Аще же зависть горьку имате и рвение в сердцах ваших, не хвалитеся, ни лжите на истину. Несть сия премудрость свыше низходящи, но земна, душевна, бесовска. Идеже 6о зависть и рвение, ту нестроение и всяка зла вещь. А яже свыше премудрость, первее убо чиста есть, потом же мирна, кротка, благопокорлива, исполнь милости и плодов благих, несуменна и нелицемерна. Плод же правды в мире сеется творящим мир (Иак.3:13-18).

Да даст же нам Господь единомыслие по воле Своей. Но молитесь и о мне жалком, прошу вас, да просветит Господь омраченное око мое; потому что Его есть царство и слава во веки веков! Аминь.

Глава 11

Не будем, братия, терять усердие в служении друг другу ради Господа. Многие полюбив девицу, решились служить за возлюбленную. Поэтому великое ли что сделаем, если послужим друг другу ради Господа?

Не будем унывать, возлюбленные, сидя в келлии, припоминая себе, что святые мученики, после многих истязаний, заключаемы были в железные узы. Посему не будем бегать неудобств келлии, не станем скучать за работою, помня, что многие из святых ради Господа посылаемы были в рудокопни. Если бы жили мы в те времена, то ужели бы по причине мучений изменили жизни своей? Ужели бы, по причине нужды, отреклись от веры своей?

Будем, братия возлюбленные Господом, помнить благодеяния Господа Бога нашего, Который сотворил и возрастил нас, питает и во всем покрывает нас, изводит ветры от сокровищ Своих в услугу нам, и возводит облака от последних земли (Пс.134:7), на служение нам, умножает птиц, скотов и животных водных на служение роду нашему, сотворил солнце светить днем, а луну и звезды светить ночью для нашего рода, и спас нас таинством честнаго креста Своего. Будем служить Ему со страхом и великим трепетом и с благою надеждою; потому что мы странники и пришельцы в сей жизни, по словам сказавшего: пресельник аз есмь и пришлец на земли, якоже вси отцы мои (Пс.38:13).

Умоляю вас я, малейший, ничтожный, я, который должен тысячи талантов, и грешнее всякого грешника, держитесь сего прекрасного совета; соблюдите себя неукоризненными во всем, чтобы не быть вам постыжденными. Если же кто и осуждает себя в каком деле; то впредь да соблюдать он себя неукоризненным, чтоб не мог сказать о нас ничего худого наш противник - этот человеконенавистник, растлитель, чуждый, враг правды, радующийся нашим бедствиям, бессильный пред работающими Господу по истине, уничиженный любящими Господа по истине, попираемый творящими волю Господню в чистом сердце. Богу нашему слава и величие во все веки! Аминь.

Глава 12

Пребывай, возлюбленный, в звании, в немже призван (1Кор.7:20). Воздай славу Богу, что удостоил тебя быть сопричтенным к овцам стада Своего, и питаться на пажити овец Его. Терпи до конца, чтоб спаслась душа твоя. Ибо написано: в терпении вашем стяжите души ваша (Лк.21:12). Будь осмотрителен во всем поведении своем. Слушай сказавшего: сыне, аще премудр будеши, возвеселиши и мое сердце (Притч.23:15).

Не будь жесток в языке своем, и не сурово отвечай брату своему, но да будет речь твоя со всяким смиренномудрием и страхом Божиим. На серебро разве покупаем доброе слово? Оно ничего нам не стоит, кроме нашего изволения. Господь отдал во власть нам оба пути, чтоб познавалось расположение каждого. Поэтому, избранники Божии, так будем отвечать друг другу, как отвечает верный раб, беседуя со своим господином. Ибо не лжив Сказавший: всяк возносяйся смирится: смиряяй же себе вознесется (Лк.18:14).

Речи же наши друг к другу да будут не о предметах внешних, но о пользе душевной, о взаимном назидании, как написано: да дасте благодать слышащим: и не оскорбляйте Духа Святаго Божия, Имже знаменастеся в день избавления (Еф.4:29.30). Ему подобает слава во веки! Аминь.

Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.1. Репринтное издание. - М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1993 // Творения иже во святых Отца нашего Ефрема Сирина. - Сергиев Посад. Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1907, сс. 286-315.
 




Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
 Проект «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования»
Сайт создан при поддержке РГНФ, проект № 14-03-12003
 
©2008-2017 Центр библеистики и иудаики при философском факультете СПбГУПоследнее обновление страницы: 24.3.2014
Страница сформирована за 62 мс 
Яндекс.Метрика