Этот текст скопирован из другой on-line библиотеки, адрес исходного файла в которой не удаётся определить по техническим причинам

Ссылки, приводимые ниже, могут не работать или вести на страницы вне нашего сайта – будьте внимательны и осторожны: создатели сайта «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования» не несут ответственности за возможный риск, связанный с переходом по ссылкам на другие сайты. В особенности будьте внимательны при переходе по ссылкам рекламного характера, ссылкам, смысл которых Вам непонятен, и по ссылкам, текст которых отображён явно некорректно.

Авторские права (если таковые существуют) на приводимый ниже текст принадлежат авторам оригинальной публикации

.

Пчела - сайт православной экзегетики

 

Жертвенное служение и кончина

Бог велел Иеремии взять “отравленный кубок” и дать из него пить народам. Иеремия взял кубок и обратился к Богу с вопросом: кто будет пить первым? Когда же он услышал в ответ: Иерусалим и прочие города Иудеи, то стал проклинать день своего рождения (Pesik r.,XXVI, издан. Фридмана, 129).

Пророческая деятельность Иеремии началась при царе Иошии; Иеремия делил эту деятельность со своею родственницею, пророчицей Хулдой и своим учителем Цефанией (ср. введение Маймонида к “Jad”, где приводится цепь преемственности пророческих школ): Хулда обращалась к женщинам, Иеремия к мужчинам на улицах города, а Цефания говорил в синагогах (Pesik, r., ibid.).

Когда Иошия искоренил идолопоклонство, Иеремия послал за изгнанными десятью коленами и вернул их в Палестину под владычество богобоязненного Иошии (Арах.,33а).

Хотя Иошия вступил в войну с Египтом, вопреки предупреждению пророка, последний приписал это лишь ошибке праведного царя и горько оплакивал его смерть, о чем имеется намек в начале четвертой главы Плача (Echa r., IV; Targ. К 2 Хрон.35,25). Положение пророка значительно ухудшилось при Цидкии, когда Иеремии приходилось бороться против нападок и на его учение, и на его частную жизнь. Как происходивший от прозелитки Рахаб, Иеремия, по понятиям современников, не был в праве изобличать Израиля в его грехах (Pesikta, изд. Бубера, XIII, 115б); его даже обвиняли в безнравственности (Б.К.,16б).

Когда враги Иеремии склонили царя дать им право на жизнь пророка, Иеремия, с согласия царя, был брошен в колодезь с водою, где должен был погибнуть, но свершилось чудо: вода исчезла, а дно поднялось вверх, так что Иеремия оказался погруженным лишь в глину. Его враг Ионатан продолжал глумиться над ним. В это время друг Иеремии, Эбед-Мелех, убедил Цидкию освободить пророка. Эбед-Мелех с тридцатью помощниками подошел к колодцу и стал кричать: “Иеремия, Иеремия”, но ответа не последовало. Иеремия полагал, что его зовет Ионатан, чтобы снова глумиться над ним. Эбед-Мелех, думая, что пророк погиб, заплакал. Тогда Иеремия, понял, что его зовет один из друзей, спросил: “Кто это плачет по мне?” Эбед-Мелех спустил ему веревку, по которой Иеремия поднялся (Pesikta r.,26, изд.Фридмана, с.130).

Пока Иеремия был в Иерусалиме, этот город не мог быть взят неприятелем: заслуги пророка защищали его (Pesikta, l. c.).

Поэтому Бог вторично велел Иеремии уйти в Анатот; в его отсутствие город был взят и храм разрушен. По возвращении, Иеремия издали заметил густой столб дыма над храмом и обрадовался, полагая, что это дым многочисленных жертв, которые народ приносит, как искупление грехов своих, но вскоре убедился в своей ошибке. Иеремия горько заплакал, утверждая, что он виновен в разрушении города. Когда он пошел из Иерусалима к Вавилону, он увидел, что путь усеян трупами. Иеремия целовал землю, насыщенную кровью своего народа, и обливал ее горькими слезами, пока не нагнал пленников, уведенных Небузараданом, на берегу Евфрата (Pesikta r., 1. с.; ср. Сирийский апокалипсис Баруха, II).

Хотя Навуходоноссор предоставил Иеремии право распоряжаться собою по своему усмотрению (Иер., 39, 12), пророк, увидя закованных пленников, выразил желание быть прикованным к ним. Небузарадан сказал пророку: “Ты или лжепророк, или же убийца; недавно ты сам предсказывал падение Иерусалима, а теперь, когда твое пророчество сбылось, ты горюешь; следовательно, ты раньше сам не придавал веры своим пророчествам - ты лжепророк. Или ты убийца и задумал погубить меня; ведь царь запретил мне причинять тебе зло, и если он узнает, что я заковал тебя, он обвинит меня в ослушании” (Pesikta, изд. Бубера, 113; Echa r., введение).

Иеремия пошел с пленными до Евфрата, затем решил вернуться в Палестину, чтобы утешить и ободрить своими советами оставшуюся в Иерусалиме часть евреев. Когда пленники увидели что Иеремия уходит, они стали рыдать и кричать: “Наш отец Иеремия! на кого ты нас оставляешь?”. Но пророк им ответил: “Я призываю в свидетели небо и землю, если бы вы раньше уронили хотя одну слезу, вы бы не были изгнаны из вашей страны” (Pesikta rab., 26, изд. Фридмана,131б; согласно Pesikta rab. и Echa r.,1. с., Бог велел Иеремии вернуться в Палестину). По пути в Палестину Иеремия имел видение, о котором от имени Иеремии агада передает в следующей поэтической форме: “Когда я шел в Иерусалим, я поднял глаза свои и увидел женщину, одетую в черное, с растрепанными волосами сидящую на вершине горы; она плакала и причитывала: Кто меня утешит? Подошел я к ней и говорю: Если ты женщина, то скажи, кто ты; если же ты дух, то пойди прочь. Она мне ответила: Я тебя не знаю; я мать семерых детей, отец которых ушел в далекие страны, и пока я взошла на эту гору поплакать по нем, голос с неба возвестил мне, что упал дом, под обломками которого погребены мои семеро детей; теперь я не знаю, по ком мне плакать, по ком рвать на себе волосы. Я ей сказал: Ты не лучше моей матери, Сиона, которая превратилась в жилище шакалов. А она мне в ответ: Это я твоя мать, Сион, я мать семерых детей (ссылка на Иер., 15,9). Тогда я ей сказал: Твое несчастье подобно бедствиям Иова: у него погибли дети, и у тебя погибли дети... и подобно тому, как Бог позже вернул Иову все им потерянное, так и в конце дней Бог возродит тебя из праха (Pesikta r., 1. с.; в IV кн.Эзр. подобное видение приписывается Эзр; ср. Леви, в R. E. J., XXIV, 281-285).

По возвращении в Иерусалим главной заботой пророка было охранять священную храмовую утварь от осквернения. Поэтому Иеремия спрятал священную утварь и Ковчег завета на горе Небо, откуда Бог показал Моисею Обетованную землю (II Мак., 2 5 и сл.). С этой горы Иеремия отправился в Египет, где он оставался до завоевания этой страны Навуходоноссором, и тогда Иеремия был уведен последним в Вавилонию (Seder Olam r., XXVI; ср. Примечания Ратнера к этому месту, согласно которому Иеремия потом снова вернулся в Палестину).

Христианская легенда (Pseudo-Epiphanus, De vitis prophetarum; Bosset, Apocryphen Ethiopiens, 1, 25-29), по которой Иеремия был убит в Египте одним евреем за то, что он изобличил его в злых деяниях, стала известна еврейскому миру через Ибн-Яхью (Schalscheletha-Kabbalah, 99б); принимая, однако, во внимание, что эта легенда сходится вообще с мартирологом Иеремии, можно считать ее еврейского происхождения.


 Проект «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования»
Сайт создан при поддержке РГНФ, проект № 14-03-12003
 
©2008-2017 Центр библеистики и иудаики при философском факультете СПбГУПоследнее обновление страницы: 24.3.2014
Страница сформирована за 15 мс 
Яндекс.Метрика