Этот текст скопирован из другой on-line библиотеки, адрес исходного файла в которой не удаётся определить по техническим причинам

Ссылки, приводимые ниже, могут не работать или вести на страницы вне нашего сайта – будьте внимательны и осторожны: создатели сайта «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования» не несут ответственности за возможный риск, связанный с переходом по ссылкам на другие сайты. В особенности будьте внимательны при переходе по ссылкам рекламного характера, ссылкам, смысл которых Вам непонятен, и по ссылкам, текст которых отображён явно некорректно.

Авторские права (если таковые существуют) на приводимый ниже текст принадлежат авторам оригинальной публикации

.

Пчела - сайт православной экзегетики

 

Заключение

Миновали многие века. “Колесо” истории прокрутилось со своей печальной трагической страницы уже более чем на два с половиной тысячелетия. Не слышны теперь за стенами священного Иерусалима отчаянные крики и стоны погибающего народа, да и самих неприступных стен сейчас нет. Не слышно скрежетания стенобитных орудий, не слышно и лязганья смертоносного железа. Несчастные человеческие души, навлекшие на себя тогда суд Божий, навсегда позабыты в истории. Никто никогда не вспомнит имен жителей Иерусалима – виновников гибели благословенного города, за исключением лишь тех, которые застыли на страницах Священных Книг. Их имена оказались вычеркнутыми из памяти людской. Они умерли, погребены в веках времен.

Однако ж имена праведников не умирают, как однажды было сказано: “В вечной памяти будет праведник” (Пс.111,6). Они, словно живительные соки, увлажнили сухую человеческую историю. Своим присутствием на земле они изобразили присутствие Божие с человеком. Даже тогда, в те роковые дни падения великого города Иерусалима, когда очевидцы могли утверждать лишь о богооставленности священной земли, где “течет молоко и мед” (Исх.3,8), и тогда там было присутствие Божие. Ибо там находился свидетель Бога Живого – праведный Иеремия.

В вечной памяти остался этот удивительный человек у всего человечества. В данной работе была поставлена цель пролистать в памяти человечества: в Священном Писании, иудейской и христианской традициях страницы о блаженном Иеремии, чтобы с разных сторон взглянуть на его образ. В соответствии с этим работа была разбита на три основных раздела.

В первом разделе рассматривался образ в свете Священного Писания. Здесь было представлено три главы, названия которых подсказала сама книга пророка Иеремии: “Святой пророк Иеремия перед самим собой. Внутренняя драма”; “Святой пророк Иеремия перед народом Божиим. Внешняя драма”; “Святой пророк Иеремия перед Богом. Пророк истинный и лжепророки”. В них мы созерцали пророка с разных позиций, восходя от его сердца через народ Божий к праведному Яхве.

Внутренняя драма: она рождается в сердце пророка. Господь требует от него искоренять и разорять, что не было свойственно нежности характера юноши. Это усугубилось полным самопожертвованием: от отказа от радостей мира и жизни со своим народом до отречения от семейного счастья.

Внешняя драма: настоящей трагедией обернулось пребывание святого Иеремии с любимым народом. Подобно материнской любви к возлюбленному чаду, питал любовь пророк к своему народу. Однако получил в ответ горькую расплату, оказавшись чужим среди своих.

Пророк истинный: таким он оказался в очах Господних. Истину святой Иеремия приобретает в утомительном борении с Яхве. В этом он уподобляется своему праотцу Израилю. Борение приносит ему победы: на него будут взирать как на пламенного ходатая и братолюбца. Его глубинное сердечное желание спасения своему народу воплотится, хотя и потребуется для этого семидесятилетний срок воспитания. Наконец, его личное отношение к праведному Богу в корне переменится: отдаленный вследствие народного греха образ Яхве, Который должен принести лишь разрушение и конечную погибель, преобразится в приближающегося Яхве-Спасителя.

Второй раздел коснулся иудейской традиции. Она богата удивительными преданиями об этом пророке. Здесь мы увидели сопоставление между собой двух пророков: Моисея и Иеремии. Это чрезвычайно важно для нас, поскольку Моисей олицетворяется с Мессией (см. Втор.18,15-19). Образ Иеремии сближает друг с другом иудейскую и христианскую традиции, выстраивает диалог между ними: он, как прообраз Христа в христианской традиции, имеет через великого Моше общие черты с Машиахом (Мессией).

В третьем разделе, представленном в четырех главах, изображается христианская традиция (первые две главы освещены в святоотеческой экзегезе):

1. Первая глава “Святой пророк Иеремия созерцает Сына” распадается на две части:

А. В этой части под названием “Церковь о созерцаниях Иеремии” тайнозритель был изображен как муж, созерцающий Бога; как свидетель, утверждающий бытие Слова; как очевидец, встречающий воплощение Сына Человеческого; как пророк, предсказавший крестную смерть Спасителя.

Б. Во второй части “О состояниях божественного Иеремии или мысли святых отцов о характерных чертах созерцания” представлено описание трех экстатических состояний, охвативших блаженного праведника. По мысли святых отцов эти состояния являются последовательными ступенями восхождения в божественном созерцании.

2. Вторая глава “Святой пророк Иеремия прообразует пришедшего во плоти Сына” представляет собой три части:

А. “Пророк для народов”: Избрание и освящение Богом Иеремии еще во утробе матери делает его прообразом Сына, творящего Себе плоть – покрывало Божества в девической утробе.

Б. “Пророк в служении народу”: Проливающий слезы и сокрушающийся о своем народе печальник становится прообразом воплощенного Слова, скорбящего о человеческом роде.

В. “Пассия пророка”: События, связанные со страданиями ветхозаветного праведника, становятся дверью в Новый Завет, за которой виднеется гора Голгофа с крестным древом прободенного Сына Человеческого. Страдалец, “вкушающий” осмеяние, клевету и избиение, предательство и народное отвержение, и, наконец, “плод человекоубийства”, пророчески начертывает голгофский путь восхождения на смерть Спасителя.

3. Третья глава “Святой пророк Иеремия в древних преданиях” собрана как из христианских, так и не христианских источников. Цветами прекрасной поляны пестрят разнообразием древние предания. В них мы видим не только необычайную любовь и почитание пророка родным народом и христианской Церковью, но, о нем слышали, о нем знают и другие древние народы, как, например, египтяне и халдеи.

4. Четвертая глава “Святой пророк Иеремия в русской поэзии” коснулась кладезя русского наследия, в котором, словно в зеркале, можно найти отражение книг Священного Писания вместе с их реалиями и персонажами. Здесь перо поэтов показало и любовь к благословенному пророку.

В настоящее время весьма актуальным является составление толкований на книги Библии в святоотеческом ключе, а также в свете церковного и иудейского преданий. Хотелось бы, чтобы данная работа, посвященная раскрытию образа библейского персонажа, явилась полезной для дальнейшего историко-экзегетического анализа книги пророка Иеремии.


 Проект «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования»
Сайт создан при поддержке РГНФ, проект № 14-03-12003
 
©2008-2017 Центр библеистики и иудаики при философском факультете СПбГУПоследнее обновление страницы: 24.3.2014
Страница сформирована за 31 мс 
Яндекс.Метрика