Этот текст скопирован из другой on-line библиотеки, адрес исходного файла в которой не удаётся определить по техническим причинам

Ссылки, приводимые ниже, могут не работать или вести на страницы вне нашего сайта – будьте внимательны и осторожны: создатели сайта «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования» не несут ответственности за возможный риск, связанный с переходом по ссылкам на другие сайты. В особенности будьте внимательны при переходе по ссылкам рекламного характера, ссылкам, смысл которых Вам непонятен, и по ссылкам, текст которых отображён явно некорректно.

Авторские права (если таковые существуют) на приводимый ниже текст принадлежат авторам оригинальной публикации

.

Пчела - сайт православной экзегетики

 

Хитрость гаваонитян

Следующие четыре главы (9-12), несмотря на все различие между ними, составляют единую композицию:

9:1-2 Введение.

9:3-27 Договор с гаваонитянами.

10:1-43 Победа над южной коалицией.

11:1-17 Победа над северной коалицией.

11:18-23 Резюме о покорении всей Обетованной земли.

12:1-24 Список побежденных царей.

Прежде чем начать рассказ о грандиозных победах на юге и на севере, писатель книги останавливается на исключительном собы-тии - союзе Израиля с евеями, жителями Гаваона, обманом спасши-ми себя от истребления. В то время как прочие ханаанские города-государства спешно создавали военные коалиции против Израиля, готовились общими усилиями единодушно сразиться с ним (9:1-2), гаваонитяне предприняли другую тактику, употребили хитрость: пошли, запаслись хлебом на дорогу, и положили ветхие мешки на ос-лов своих, и ветхие, изорванные и заплаченные мехи вина; и обувь на ногах их была ветхая с заплатами, и одежда на них ветхая; и весь дорожный хлеб их был сухой и заплесневелый (9:4-5). Вся эта деко-рация должна была убедить израильтян в том, что перед ними не по-слы южноханаанского города Гаваона, а пришельцы из весьма даль-ней земли (9:6), прослышавшие о славе Господней, о всем, что сде-лал Он в Египте и в Заиорданье (9:9-10) и предпринявшие долгий путь для того, чтоб заключить союз с народом Божиим. Показав им заплесневелый хлеб и заплатанные мехи, они убедили израильтян вступить с ними в союз. Израильтяне взяли их хлеба, а Господа не вопросили. И заключил Иисус с ними мир, и постановил с ними усло-вие в том, что он сохранит им жизнь; и поклялись им начальники общества (9:14-15). Эта клятва именем Божиим и спасла жителей Гаваона от истребления, когда через три дня обнаружилось, что они соседи… и живут близ израильтян (9:16). Сыны Израилевы не поби-ли их, потому что начальники общества клялись им Господом, Бо-гом Израилевым (9:18). Оплошность израильтян состояла в том, что сомневаясь в происхождении пришельцев (Может быть вы живе-те близ нас? Как нам заключить с вами союз? 9:7), они положились на собственную рассудительность, произнесли опрометчивую клят-ву, а Господа, чьим именем поклялись, не вопросили (9:14).

Жители Гаваона говорили на одном из северных семитских диалектов. Как в Палестине, так и в Заиорданье и даже за его преде-лами, по видимому, не было существенной языковой разницы между народами. Это обстоятельство также могло ввести израильтян в за-блуждение.

Гаваон, появляющийся здесь впервые на страницах Библии, располагался на месте нынешней деревни эль-Джиб, в 9,5 км на се-вер от Иерусалима. Будучи достаточно высоко (895 м) расположен-ным, город имел стратегическое для Южной Палестины значение. Раскопки, произведенные в 1957-62 годах под руководством Прит-чарда показали, что, действительно, Гаваон был город большой, как один из царских городов (10:2). Гаваонитяне вели оживленную тор-говлю, о чем свидетельствуют многочисленные обломки кувшинов и кубков из Сирии и Кипра . После Номвы, разрушенной Саулом, здесь до построения Соломонова храма стояла скиния (3Цар. 3:4. 1Пар. 16:39; 21:29. 2Пар. 1:3 и др.). Населявшее город малоизвестное аморритское племя евеев ве-ло свою родословную от Евея, шестого сына Ханаана (см. Быт. 10:15-17). Кроме Гаваона евеи населяли Кефиру , Беероф и Ки-риаф-Иарим (9:17). Возможно, потомками евеев были хелефеи и фелефеи, служившие в личной гвардии Давида (2Цар. 8:18; 20:23. 1Пар. 18:17). Протоиерей Порфирий Владимирский полагает, что упоминаемые в книгах Ездры и Неемии нефинеи (Ездр. 2:43,48. Не-ем. 7:46) были потомками евеев-гаваонитян .

История с гаваонитянами частично объясняла древнему чита-телю, почему не все обитатели Ханаана были уничтожены израиль-тянами, почему многие из них остаются в Палестине даже до сего дня (9:27) .

Итак, будучи связаны клятвой оставить в живых жителей Га-ваона, Иисус Навин и начальники принимают решение сделать сво-их обманщиков вечными рабами: Прокляты вы! Без конца вы буде-те рабами, будете рубить дрова и черпать воду дома Бога моего! (9:23). Гаваонитяне должны будут поставлять воду и дрова для нужд израильского общества и для жертвенника Господня (9:27).

Блаженный Феодорит видит в этой участи гаваонитян испол-нение Ноева пророчества о Ханаане: "Иисус, избрав средину между божественною заповедью и данною клятвою, определил гаваонитян служителями при священных службах. Служить же Богу не бесчес-тие, а напротив того, величайшая честь. Надлежало также испол-ниться и Ноеву предречению. Ибо Ной сказал: "Проклят Ханаан от-рок: раб будет братиям своим" (ср. Быт. 9:25). Сие пророчество ис-полнилось на гаваонитянах" .

Святитель Амвросий Медиоланский обращает внимание на излишнее доверия к незнакомцам, опрометчиво проявленного изра-ильтянами. Однако великий церковный моралист вовсе не торопится порицать за это евреев, а, напротив, находит повод для похвалы их доверчивости: "Иисус,.. не зная ни мест, ни жителей тамошних, не заметил обмана, не вопросил Бога, а тотчас же поверил… Не должно порицать доверчивость, но следует хвалить благость. Непорочному свойственно не ведать о том, что можно нанести вред; пусть его об-манывают, - он по-прежнему о всех будет хорошего мнения: ведь он убежден, что во всех царит верность… Иисус не нашел возможным нарушить мир,.. чтобы, обвиняя в лживости других, ему самому не явиться человеком, нарушающим данное слово" . Таким же довер-чивым, считает миланский пастырь, должен быть всякий священно-служитель.

Для святителя Григория Богослова образ гаваонитян служит предостерегающим примером современникам-сопастырям: "А иных причислил Иисус к водоносцам и древосечцам за то, что употребили обман. Так поступлено с злыми!" .

Ветхость одежд и сандалий гаваонитян, их плесневелый хлеб и рваные винные мехи Ориген использует как образ духовной нечис-тоты и ветхости, в которой продолжают пребывать некоторые хри-стиане, ставшие членами Церкви. В своей 10-й гомилии на книгу Иисуса Навина, великий проповедник древней Церкви говорит: "Есть некоторые в Церкви, которые веруют, легко смиряются со всеми божественными установлениями, которые очень уважительны к рабам Божиим и желают служить им, которые готовы поработать как для благоукрашения церкви, так и для ее служений, но которые в своих делах и в своем поведении все еще нечисты, облечены в поро-ки, не совлеклись полностью ветхого человека с делами его (ср. Кол. 3:9), но остаются облечены в старые пороки и нечистоту, как эти га-ваонитяне, одетые в ветхую одежду и ветхие сандалии" . Таковые остаются рабами, хотя и пребывают в земле Обетованной - в Церкви. Их вера "ограничивается только тем, чтобы прийти в Церковь, пре-клонить главу пред священниками, выставить напоказ свое служе-ние, оказать почтение слугам Божиим и внести вклад в украшение алтаря и церкви, однако без того, чтобы взять на себя обязательство облагородить свои обычаи, исправить дела, совлечься пороков, практиковать целомудрие, умерить гнев, сдержать алчность, остано-вить жадность, без того, чтобы удалить от своих уст злые и глупые речи, вульгарность и ядовитую клевету… (Таковые) пребывают в этих пороках до самой глубокой старости… Прежде всего, братья, мы, исполняющие обязанность посланников слова Божия, до тех пор, пока имеем авторитет исправлять, заклинаем вас - обяжем себя и позаботимся, отбросив грязь и ветхие одежды,.. присоединиться к свободе Израиля" . Пребывающий в ветхих своих пороках, не мо-гущий их одолеть, рискует так навсегда и остаться рабом плоти, по-учает Ориген своих древних слушателей, а вместе с ними и нас, со-временных его читателей.


 Проект «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования»
Сайт создан при поддержке РГНФ, проект № 14-03-12003
 
©2008-2017 Центр библеистики и иудаики при философском факультете СПбГУПоследнее обновление страницы: 24.3.2014
Страница сформирована за 15 мс 
Яндекс.Метрика