Этот текст скопирован из другой on-line библиотеки, адрес исходного файла в которой не удаётся определить по техническим причинам

Ссылки, приводимые ниже, могут не работать или вести на страницы вне нашего сайта – будьте внимательны и осторожны: создатели сайта «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования» не несут ответственности за возможный риск, связанный с переходом по ссылкам на другие сайты. В особенности будьте внимательны при переходе по ссылкам рекламного характера, ссылкам, смысл которых Вам непонятен, и по ссылкам, текст которых отображён явно некорректно.

Авторские права (если таковые существуют) на приводимый ниже текст принадлежат авторам оригинальной публикации

.

Пчела - сайт православной экзегетики

 

Взятие Иерихона

В библейской археологии Иерихон – яблоко раздора между сторонниками ранней и поздней датировок появления Израиля в Па-лестине. Каждая археологическая школа стремится интерпретиро-вать данные раскопок в свою пользу . Среди современных сторон-ников ранней датировки можно выделить Бимсона и Вуда . Оба американских ученых относят взятие Иерихона к XV-XIV вв, что соответствует традиционной датировке, и соотносится с выводами Гарстанга . Не останавливаясь на подробном обзоре современных работ, посвященных раскопкам Иерихона , следует отметить, что большинство археологов и историков Израиля склонны, особенно начиная со второй половины 50-х годов прошлого века, когда были опубликованы выводы британо-американской экспедиции под руко-водством К. Кэнион , отвергать то, что Иерихон мог представлять из себя значительную военную преграду на пути израильтян . А некоторые сторонники поздней датировки появления Израиля в Па-лестине (XII в) вообще полагают, что ко времени этого появления Иерихон представлял из себя груду развалин. Согласно библейскому повествованию, так оно и было, ведь долгие века Иерихон оставался под проклятием Иисуса Навина (Нав. 6:25 – 3Цар. 16:34). Прини-мающим раннюю датировку исхода и захвата Палестины (XV-XIV вв) нет необходимости ни опровергать выводы Кэнион, которая да-тирует последние гончарные изделия Иерихона второй половиной XIV века , ни отвергать историчность 6-й главы книги Иисуса На-вина, не оставляющей у читателя сомнений в военной мощи города, полного людей сильных (6:1).

Еще в начале XX века некоторые ученые, начиная с Альта и Нота, предлагали считать повествование 6-й главы исключительно эпическую сагу. В настоящее время многие видят здесь уже не толь-ко эпос. Де Вё в своей монографии пишет: «Нав. 6 не является толь-ко лишь эпосом, но основывается на историческом воспоминании некоего взятия Иерихона. Это было поселение бедное, плохо, или совсем не укрепленное, однако было важно подчинить его обитате-лей прежде проникновения в горы. Традиция дает этому первому в земле обетованной "захвату" эпическое и священное значение» . Также Хосе Луис Сикре, профессор папского Библейского институ-та в Риме, пытается найти в повествовании "историческое ядро" .

Для писателя священной книги было несомненным одно: опи-сываемое в 6 главе не было военной баталией. Первую преграду на пути Израиля Бог разрушил Сам, чудесным образом. Для Израиля это было не сражение, а праздник, сопровождавшийся литургиче-ским действием - семикратным обнесением ковчега завета вокруг неприятельского города. «Первый встретившийся город Иерихон они разрушили, так сказать, более ликуя, нежели воюя. Взявши ору-жие, они вышли как бы не на битву, но на праздненство и ликова-ние, облекшись оружием более для украшения, нежели для обороны, и, надевши священные одежды, с предшествовавшими войску леви-тами, окружили стену города. Нужно было видеть это дивное и не-обыкновенное зрелище, как столько тысяч воинов шли в стройном порядке с великою тишиною и благочинием, как будто бы не было ни какого врага, и согласными звуками труб совершали все» .

Согласно иудейской традиции, падение Иерихона произошло в субботу. Мидраш книги Чисел настаивает, что именно это было причиной того, что город и все, что в нем были объявлены закляты-ми : святой день сделал посвященным Богу город и все его содер-жимое, всю военную добычу.

Значение седьмого дня, в который был взят Иерихон, отмеча-ется протоиереем Валентином Амфитеатровым: «Евреям предстояла целая неделя, - не исключая субботнего дня, - своеобразного благо-честивого упражнения, посредством которого воочию всех должна проявиться сила Божия, наказывающая и истребляющая зло. Дети Израиля при этом уяснили себе значение седьмого дня недели, в ко-торый по заповеди Господней запрещались занятия для прибытка и суетных услаждений плоти, но деятельностью, направленной к вос-становлению богодарованных прав наследства обетованной земли Израиль достойно освящал этот день» .

И семь священников пусть несут семь труб юбилейных пред ковчегом; а в седьмый день обойдите вокруг города семь раз, и свя-щенники пусть трубят трубами (6:3).

Уже у Климента Александрийского труба была символом евангельской проповеди: «Труба Христова есть Его Евангелие, Он вострубил, и мы услышали» . У Оригена весь рассказ приобретает новозаветное значение: Господь Иисус Христос посылает апостолов обойти мир сей с проповедью Евангелия. Этой проповедью разру-шаются все диавольские твердыни этого мира, символом которого является Иерихон. Трубы у Оригена - новозаветные Писания: «Ко-гда приходит наш Господь Иисус, чье явление было предызображе-но древним сыном Навином, посылает Своих священников, то есть апостолов, несущих трубы из кованных труб, то есть великолепное и небесное учение проповеди. Первым Матфей своим Евангелием дал прозвучать священнической трубе. Также Марк, Лука и Иоанн дали каждый возгреметь их священническим трубам. Петр дает разда-ваться звуку труб двумя своими посланиями, также Иаков и Иуда. Не менее и Иоанн продолжает звенеть трубами через свои посла-ния , и Лука через описание подвигов апостольских. Последним вступает тот, кто сказал: «Думаю, что нас, апостолов, Бог поставил последними» , и, издав грозовые разряды трубами своих четырна-дцати посланий, разрушает до основания стены Иерихона, идолопо-клоннические порядки и мнения философов» . Иерихон у Оригена, и от него у всех древних церковных писа-телей - символ греховного мира. Разрушитель Иерихона Иисус На-вин прообразует Иисуса Христа, Разрушителя греховного миропо-рядка. Трубы иерихонские - не только трубы благовестия, но и по-следние трубы, возвещающие конец греховного мира. Ориген вос-клицает: «Итак, наш Господь Иисус Своими трубами победил Иери-хон… Итак, придет наш Господь Иисус! Возгремят трубы… Будем молиться, чтоб Он пришел и разрушил этот мир, который лежит во зле , и все то, что в этом мире, «ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1Ин. 2:16). Да разрушит его, да уничтожит до конца эту действительность!» . Спасается же от уничтожения только тот, кто принимает посланников Господних. Так Ориген интерпретирует спасение Раав в гибнущем городе . «Да спасет Господь только тех, которые приняли Его соглядатаев, которые приняли с верой и послушанием Его апостолов и размести-ли их в горнице. Да присоединится и да будет введена в дом Израи-лев эта проститутка! Но хватит уже вспоминать и обвинять ее в ее старой вине! Блудницы больше нет! Напротив, есть дева чистая, со-единенная с единым Женихом, Христом» . Удивительно вырази-тельная проповедь!

Подобное оригеновскому толкование находим у верного про-должателя александрийской традиции в экзегетике святителя Ки-рилла Александрийского: «Когда ковчег был обнесен священниками вокруг Иерихона, стены города рухнули не от силы стенобитных машин и таранов, но от труб и голоса… Это реализуется во Христе. Это Он, действительно, несомый вокруг святыми людьми, подрыва-ет всю силу диавола, не оружием, но голосом и трубой, то есть еван-гелизацией, и согласием всех народов в точной вере…» .

Если Иерихон означает этот мир, то семь дней в святоотече-ских творениях очень часто означают семь тысяч лет существования мира, после которых наступит его конец . Иларий Пиктавийский усматривает в описании 6-й главы книги Иисуса Навина эсхатологи-ческое значение: шесть тысяч лет будет продолжаться «ход поколе-ний вокруг этого мира», а «в седьмое тысячелетие этот мир будет истреблен при звуке трубы» .

Итак, труба - проповедь Евангелия. А также проповедь о ско-рой кончине мира. Она не должна умолкать, пока существует мир, должна призывать к обращению. «Труба эта - не для того, чтоб дос-тавлять развлечение, но для потрясения народа, - объясняет Цезарь Арльский. - Горе той робкой проповеди, которая не обращает, а усыпляет души» .

Но труба - это не только проповедь, но также и молитва. По-добно войску израильтян, - поучает Кводвультдеус, - «также и наше воинство сражается звуком этих труб и воинским криком, согласно наставления нашего Господа Иисуса… Когда производят шум, тру-бя.., и когда народ испускает боевой клич пред лицом Царя Господа и когда семь раз в день воспевают гимны судам правды Его (Пс. 118:164), все высокомерие Иерихона, то есть этого земного града, побеждается и сжигается в пожаре Того, о Ком сказано: "Пред Ним идет огонь и вокруг попаляет врагов Его" (Пс. 96:3)» .

Народ воскликнул, и затрубили трубами. Как скоро услышал народ голос трубы, воскликнул народ громким голосом; и обруши-лась стена до своего основания, и народ пошел в город, каждый с своей стороны, и взяли город (6:19). Боевой крик, изданный народом, был «коллективным возгла-сом, радостным хором народа в честь победы, совершенной Богом и празднуемой как дело Божие» . Речь идет не о членораздельном возгласе, как, например, в Суд. 7:20, а о нечленораздельном крике. Так, во всяком случае интерпретируют выражение hlvdg hivrt и гла-гол iir Хумберт , Абель и Сикре .

Этот военный крик был единодушным выражением победного ликования. Такое согласие дает Оригену повод обратить библейский текст на пользу тех, кто были слушателями александрийского про-поведника: «Если ты даешь прорваться из твоей внутренности со-гласному ликующему крику, в том смысле, что толпа мыслей и чувств, находящихся внутри тебя, возвышает согласный унисонный голос, если ты не говоришь то правду, то ложь, льстя какой-нибудь сильной персоне, если ты не бываешь временами мягок и ласков, а временами зол и жесток, не ведешь себя гордо с малыми и трусливо с великими, и, наконец, если не находишь внутри себя борьбы, во время которой "плоть желает противного духу, а дух - противного плоти" (Гал. 5:17); итак, если все это внутри тебя составляется уже в согласную гармонию, испусти ликующий крик, потому что мир внутри тебя уже разрушен, подавлен» . Ориген в своих гомилиях часто пользуется психологическим аллегоризмом, заимствованным у Филона.

Город будет под заклятием, и все, что в нем, Господу (6:16; евр. 6:17). Корень ,rx, «посвятить» встречается почти во всех семитских языках. В восточно-семитских языках может означать также «по-крыть»; в западно-семитских - «запретить» . Cуществительное herem, «заклятое» в Ветхом Завете может обозначать как что-то посвященное в дар Богу (ср. Лев.27:28. Числ. 18:14. Иез. 44:29), так и объект анафемы, проклятия (ср. Втор. 13:17, евр. 13:18. 1Цар. 15:21). В Нав. 6-7 слово употребляется во втором значении. Все, что попадает под анафему, отделяется от всякого употребления и подлежит истреблению. Во время "священной войны" этим словом обозначается религиозный акт посвящения врага и всей военной добычи Богу . В LXX это слово переведено как ???????.

Оригеном анафема против Иерихона и его обитателей прочи-тывается в экклезиологической перспективе, как суровое предупре-ждение против всякого компромисса верующих с миром. «Будьте внимательны, чтоб не иметь чего-либо мирского среди вас, внима-тельны, чтоб не внести вместе с собой в Церковь образ действий и пороки этого мира, того проклятия, которое в мире. Заклята для вас всякая связь с миром! Не смешивайте мирского с Божьим!» . Что конкретно имеет ввиду Ориген под мирским? Каким будет практи-ческое пастырское применение этого библейского места? «К приме-ру, те, которые, будучи христианами, празднуют языческие празд-ники, вводят заклятое в свои церкви. Те, которые ищут в путях звезд смысл жизни и смысл поведения людей, те, которые наблюдают за полетами птиц и всем прочим, что практиковали, живя в мире, вво-дят в свои церкви заклятие Иерихона, оскверняют стан Господень и вызывают поражение народа Божия» .

В то время Иисус поклялся и сказал: проклят пред Господом тот, кто восставит и построит город сей Иерихон; на первенце своем он положит основание его, и на младшем своем поставит врата его (6:25; евр. 6:26). В масоретском тексте слово «поклялся» вокализовано как e='b_v"e'w: имперфект породы hifil, поэтому должно быть переведено не «поклялся», а «заставил поклясться». Иисус заставил народ по-клясться и проклясть того, кто дерзнет восстановить город, чудесно разрушенный Богом.

Иерихон разрушен, население его уничтожено, добыча со-жжена. Но этого еще недостаточно. Иерихон - первый хананейский город, и он должен быть уничтожен навсегда, без права восстанов-ления. Проклятие падет не того, кто осмелится восстановить этот город.

В истории древнего мира имеются другие примеры проклятия такого рода. Этот обычай был известен в Древнехеттском (Куссар-ском) царстве, где, согласно одному клинописному тексту XIII века, царь Анитта (ок. 1790 - 1750) проклял город Хаттусу после его за-воевания и полного разрушения . В античной истории Агамемнон проклял Трою; Крес проклял Сидон после его разрушения, а также того, кто посмел бы восстановить его .

О Иерихоне вновь говорится уже весьма скоро, в той же книге Иисуса Навина (18:21). Далее мы встречаем «город Пальм» в Суд. 3:13. И вновь под именем Иерихон - во 2Цар. 10:5. По всей видимо-сти, разрушенный город быстро начал вновь заселяться, хотя и без возведения оборонительных стен и других фортификационных со-оружений. То есть, до времен израильского царя Ахава (869 - 850) Иерихон не был в собственном смысле городом, а только лишь по-селением. В правление Ахава город был «построен» неким Ахиилом из Вефилянином. На этом человеке сбылось пророческое проклятие Иисуса Навина: «на первенце своем Авираме он положил основание его, и на младшем своем Сегубе поставил ворота его, по слову Гос-пода, которое Он изрек чрез Иисуса, сына Навина» (3Цар. 16:34).

Бл. Феодорит видит значение запрета на восстановление горо-да в посвященности его Богу: «Поелику Иисус посвятил город сей Богу, то не без причины разрушил его, признав неприличным, чтобы отделенное Богу соделалось местом общего жительства, а на тех, ко-торые бы начали строить сей город, положил клятву, именно же, что вознамерившийся нарушить сие определение и положивший осно-вание городу, потеряет первородного из сынов, а воздвигший и вра-та утратит и последнего сына» .

Рамбан, средневековый еврейский комментатор Писания, по-лагает, что смысл этого запрета состоит в том, чтобы руины город-ских стен напоминали грядущим поколениям о чуде, совершенном Богом .

Событие это поразило обитателей Палестины. Боевая слава Иисуса Навина носилась по всей земле (6:26), повергая в страх ее обитателей.


 Проект «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования»
Сайт создан при поддержке РГНФ, проект № 14-03-12003
 
©2008-2017 Центр библеистики и иудаики при философском факультете СПбГУПоследнее обновление страницы: 24.3.2014
Страница сформирована за 31 мс 
Яндекс.Метрика