Этот текст скопирован из другой on-line библиотеки, адрес исходного файла в которой не удаётся определить по техническим причинам

Ссылки, приводимые ниже, могут не работать или вести на страницы вне нашего сайта – будьте внимательны и осторожны: создатели сайта «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования» не несут ответственности за возможный риск, связанный с переходом по ссылкам на другие сайты. В особенности будьте внимательны при переходе по ссылкам рекламного характера, ссылкам, смысл которых Вам непонятен, и по ссылкам, текст которых отображён явно некорректно.

Авторские права (если таковые существуют) на приводимый ниже текст принадлежат авторам оригинальной публикации

.

Пчела - сайт православной экзегетики

 

Введение

Воистину теперь нужен Иеремия с его великим плачем

не об израильтянах, но о нынешних христианах!

А так как Иеремии теперь нет, мы смиренные

возопием вместо него, возрыдаем и будем, как братия, просить за своих братьев.

преп. Федор Студит

“Сион, неужто ты не спросишь о судьбах узников твоих…”, - целуя камни Иерусалима пел свою песнь один из самых замечательных еврейских поэтов и мыслителей Иегуда- га-Леви (1075- 1141). Его множество религиозных гимнов были проникнуты страстным стремлением к стране Израиля, переселение в которую для каждого верующего еврея представляется как обретение свободы и исполнение воли Божией. Это были камни того самого Иерусалима, о судьбе которого было сказано, что на него пойдут “все племена царств северных …и поставят каждый престол свой при входе в ворота Иерусалима, и вокруг стен его…” (Иер.1,15). Благословенный град рухнул по вине его вероломных жителей, которые добровольно отреклись от своего Бога. В правление царя Седекии (597- 586) в 586 году до н.э. на “ шее ” Иудеи затянулась удушающая петля, наброшенная языческим Вавилоном.

В это трагичное время жил некий человек, который подобно гиганту, пытался удержать мир от надвигающейся катастрофы. Он в дерзновенной молитве кричал к Богу о помиловании любимого народа; он в скорбном плаче орошал слезами дорогую землю, которую ожидала горькая судьба. Он в последней надежде метался по улицам некогда священного города в поисках какого-либо бедняка или богатого, чтобы отвратить несчастного от совершения греха. Он мог смело войти как в грязную мастерскую горшечника, так и в светлые царские хоромы и бесстрашно вещать волю Яхве. Он, вступивший на путь безбрачия, словно некий отшельник, не мог уже ступать за порог дома радости и дома горя. Он, беззаветно любивший свой народ, оказался у него посмешищем и изгоем, чужим среди своих. Он, предлагая выход забредшим в беспросветный тупик, был удостоен от них грязной сырой ямы. Он до последней минуты боролся за жизнь своего царя Седекии, хотя бестолкового и малодушного, влагая ему в уши божественную волю. Он предпочел развалины своей родины могущественнейшему деспоту - языческому Вавилону. Он разделил бедноту со своим несчастным народом, отвергнув богатую роскошь гордых язычников. Наконец, он упал убиенным, обнажив свою голову под удары того самого народа, которому посвятил жизнь. Это был пророк Божий - праведный Иеремия.

…Иеремия, Иеремия - отдушина Иудеи! Лишь земля благодарна была, бережно приняв его кости. Мать Иерусалима (как называет его блаженный Феодорит в толковании на кн. пророка Иеремии) осиротевшими оставила своих чад. Однако ж время слез не прошло. У самих злополучных чад они заструились потоком. Слезы раскаяния увлажнили землю, но теперь уже чужую, вавилонскую: “При реках Вавилона, там сидели мы, и плакали, когда вспоминали о Сионе” (Пс.136). По смерти пророка отношение к нему коренным образом стало меняться - его оценили находящиеся в плену иудеи. Спустя несколько десятков лет св. Иеремия становится национальным героем своего народа. О нем слагались предания и легенды.

Христианская Церковь называет его великим пророком. Она видит в нем образ всех ветхозаветных страдальцев, до изнеможения жаждущих пришествия праведной Отрасли Давида (Иер.23.5) - Посредника между Богом и человеком. Церковь проводит параллель между пророком Иеремией и многострадальным Иовом: оба описывают свои скорби практически тождественными словами. Однако Иеремия, в отличие от св. Иова, претерпевает страдания за окружающих - за любимый народ. Блаженный страдалец в христианской традиции становится прообразом Спасителя, пролившего кровь за падший человеческий род. “Во всяком случае среди пророков никто не был по своей жизни и страданиям более рельефным прообразом Христа, чем Иеремия”, - писал А. П. Лопухин.

Иеремия для христиан стал примером того, какое покаяние человек может приносить Богу. Слезный дар был непрестанным спутником его покаянной молитвы. Уже преп. Федор Студит выражал скорбь, что в его время нет этого печальника, который бы побудил современных ему христиан обратиться к слезному покаянию о своих согрешениях.

Целью данной работы было поставлено осмысление образа этого ветхозаветного праведника, для того чтобы ближе с ним познакомиться, больше открыть его для себя. Желая быть объективным в достижении поставленной цели, здесь предлагается рассмотреть образ, прежде всего, в Священном Писании, потом взглянуть на него через иудейскую традицию, и, наконец, увенчать его светом Священного Предания Церкви. Соответственно работа распадается на три раздела:

I Образ пророка в Священном Писании;

II Образ пророка в иудейской традиции;

III Образ пророка в христианской традиции.

Анализ Священного Писания проводится в ключе православного толкования, которое видится как изложение святоотеческих творений, разъясняющих соответствующие тексты книги.


 Проект «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования»
Сайт создан при поддержке РГНФ, проект № 14-03-12003
 
©2008-2017 Центр библеистики и иудаики при философском факультете СПбГУПоследнее обновление страницы: 24.3.2014
Страница сформирована за 15 мс 
Яндекс.Метрика