Этот текст скопирован из другой on-line библиотеки, адрес исходного файла в которой не удаётся определить по техническим причинам

Ссылки, приводимые ниже, могут не работать или вести на страницы вне нашего сайта – будьте внимательны и осторожны: создатели сайта «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования» не несут ответственности за возможный риск, связанный с переходом по ссылкам на другие сайты. В особенности будьте внимательны при переходе по ссылкам рекламного характера, ссылкам, смысл которых Вам непонятен, и по ссылкам, текст которых отображён явно некорректно.

Авторские права (если таковые существуют) на приводимый ниже текст принадлежат авторам оригинальной публикации

.

Пчела - сайт православной экзегетики

 

Стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу.

Стена города построена из ясписа. Это то, о чем пророчествовал еще Исаия: “и сделаю... всю ограду твою из драгоценных камней” (Ис. 54,12). О ясписе см. 4,3 и 21,11. Этим означена всегда цветущая и неувядающая жизнь святых.

А город был чистое золото, подобен чистому стеклу. Нам сегодня непредставимо такое сочетание: золото, прозрачное, как чистое стекло. Это говорит об изменении и просветлении природы будущего века. Сочетание блеска золота и прозрачности стекла показывает святость, великолепие, драгоценность, с одной стороны, чистоту, ясность и светлость, с другой стороны. Таковы святые. Таковы они уже в этом веке, таковы им уготованы обители в будущем. Такова природа всего города, и построек и улиц его (см. ст. 21) — такова природа Церкви.

Дальше Иоанн описывает двенадцать оснований стены города.

21.1920 Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями: основание первое яспис, второе сапфир, третье халкидон, четвертое смарагд, пятое сардоникс, шестое сердолик, седьмое хризолит, восьмое вирилл, девятое топаз, десятое хризопрас, одиннадцатое гиацинт, двенадцатое аметист.

Еще неясно, как скрытое туманной далью, видел Исаия: “и сделаю основание твое из сапфиров” (Ис. 54,11). Иоанн видит уже подробно все двенадцать оснований, украшенных всякими драгоценными камнями.

Мы уже ранее видели двенадцать оснований стен города с начертанными на них именами апостолов. Теперь говорится, что эти основания были украшены всякими драгоценными камнями. Это — камни громадной величины, своим чудным видом украшающие вид всего города. Весь город переливается неизреченными дивными разными цветами преломленного в этих камнях нетварного света. В нашем мире “не видел того глаз... что приготовил Бог любящим Его” (1 Кор. 2,9).

Эти двенадцать камнейоснований с начертанными на них именами двенадцати апостолов весьма напоминают наперсник судный, носимый в Ветхом Завете первосвященником (Исх. 28,1521). Там также было двенадцать драгоценных камней с вырезанными на них, как на печатях, именами двенадцати колен Израилевых. Восемь камней ветхозаветного архиерея совпадают с камнями нового Иерусалима. Но четыре: анфракс, лигурий, ахат и охиний заменены в Новом Иерусалиме на халкидон, сардоникс, хризопрас и гиацинт (названия камней в разных переводах Библии несколько отличаются друг от друга).

Андрей Кесарийский видит в этом указание на согласие Ветхого Завета с Новым, а также на преимущество святых, в Новом Завете просиявших.

Двенадцать драгоценных камнейоснований соответствуют двенадцати апостолам. Провести точно соответствие между камнями и апостолами представляется трудным, так как мы не обладаем ни достаточным знанием совершенств и характерных особенностей каждого из апостолов, ни знанием точного соответствия различных свойств камней с качествами духовными. Не как утверждение истины, а скорее, как некое гадание о ней (1 Кор. 13,12), приводит Андрей Кесарийский такое сопоставление, пользуясь словами, сказанными святым Епифанием о камнях в применении к начальникам колен Израилевых. Точно ведает об этом только Сам Бог, давший Откровение. Приведем теперь свойства камней и соответствие их апостолам по Андрею Кесарийскому.

1. Яспис — по цвету, подобно изумруду, зеленоватый. Это — “верховный Петр, носивший в теле мертвость Христову, показавший непрестанно цветущую и неувядающую к Нему любовь и теплою верою наставивший нас”.

2. Сапфир — небесноголубого и прозрачного цвета. Это — “подобный небесному телу, блаженный Павел (строго говоря, имя апостола Павла не должно входить в этот список, ибо он не из двенадцати. — Г.Ф.), восхищенный даже до третьего неба (2 Кор. 12,2) и привлекающий других туда же”.

3. Халкидон — небесноголубого цвета, наполовину прозрачный и оттененный другими цветами. О нём Андрей Кесарийский пишет так: “Халкидон не носился на нарамнике первосвященника, но анфракс, не упоминаемый здесь. Поэтому мы думаем, не назван ли этим именем святой анфракс. Анфракс же — уголь и означает блаженного Андрея, возжженного Духом”.

4. Смарагд — нежнозеленого цвета, Андрей Кесарийский называет его камнем, “питающимся елеем и от него получающим блеск и красоту, им означается проповедь Иоанна, божественным елеем умягчающего происходящее в нас от греха и драгоценным даром богословия дарующего нам никогда не ослабевающую веру”.

5. Сардоникс — цвета светлорозовой крови под ногтем пальца. Один из более известных и употребительных драгоценных камней древности, представляющий собой несколько измененный вид оникса. Это — “Иаков, прежде других претерпевший за Христа умерщвление, на что и указывает ноготь, не испытывающий боли при обрезании”.

6. Сердолик (4,3) — красный, как рубин, блестящий. “Целебный при опухолях и язвах от железа. Филипп, просвещаемый огнем Духа и врачующий душевные язвы прельщаемых”.

7. Хризолит — прозрачный с желтоватозолотым блеском. “Варфоломей, блистающий добродетелями и проповедию”.

8. Вирилл — цвета морской воды, а также воздуха. “Фома, совершивший дальнее путешествие для спасения индийцев”.

9. Топаз — зеленоватожелтоватого цвета, или черного. “Источает млекообразный сок, целебный для глазных болезней. Матфей — врачует Евангелием слепых сердцем и напояет молоком новорожденных в вере”.

10. Хризопрас — зеленоватый, часто ударяющий в желтизну, прозрачный камень, превосходящий по блеску само золото. “Хрисо”, погречески, золото, а “прас” — зеленый. Зеленоватый оттенок напоминает цвет мертвого тела. В связи с этим святой Андрей Кесарийский толкует: “Превосходящий блеском золото, хросопрас означает блаженного Фаддея, благовестившего царю Едесскому Авгарю Царство Божие, означаемое “золотом”, и мертвость в нем (в отношении всего греховного. — Г.Ф.), знаменуемую “прасом”.

11. Гиацинт — подобно гранату, темнокрасного цвета. “Лазоревый или небовидный. Симон, ревнитель Христовых дарований, имеющий небесное мудрование”.

12. Аметист — бледнофиолетового или багряного цвета. “Матфий, удостоившийся Божественного огня при разделении языков, и за пламенное влечение благоугождать Избравшему, заменивший место отпавшего”.

Таковы цвета и свойства двенадцати апокалиптических камнейоснований Нового Иерусалима, показывающие его неотмирную красоту. В них очевидно преобладание зеленого цвета. Стена же, стоящая на двенадцати камнях, из ясписа, целиком зеленая. Само светило города, подобно кристалловидному зеленому яспису (ст. 11). Всюду — зеленый цвет жизни. Не случайно “и радуга вокруг престола, видом подобная — смарагду” (4,3). Померкли все остальные цвета земной радуги, и остался только зеленый цвет радуги иного мира. Полный круг и зеленый цвет радуги — явленная тайнозрителю жизнь вечная. Из всего “спектра совершенств” вырастает и расцветает город вечной жизни, неувядающего вечного блаженства. И как камень не теряет своего цвета, так вечнопребывающа жизнь в городе. Как на зеленом стебле распустившийся прекрасный цветок, так золотой город (ст. 18,21) основан и окаймлен зеленым основанием и стенами. Вечнозеленая, неувядающая жизнь порождает золото божественной славы.

Все же вместе цвета камнейоснований означают всю совокупность божественных совершенств апостолов, немеркнущую красоту основания города вечности. Камнямисамоцветами сверкают все совершенства апостолов в божественном ожерельи камней оснований города. Да украсит Прекраснейший из сынов человеческих (Пс. 44,3) и нас, недостойных, Своей небесной красотой!

Далее Иоанн описывает врата города.


 Проект «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования»
Сайт создан при поддержке РГНФ, проект № 14-03-12003
 
©2008-2017 Центр библеистики и иудаики при философском факультете СПбГУПоследнее обновление страницы: 24.3.2014
Страница сформирована за 31 мс 
Яндекс.Метрика