Этот текст скопирован из другой on-line библиотеки, адрес исходного файла в которой не удаётся определить по техническим причинам

Ссылки, приводимые ниже, могут не работать или вести на страницы вне нашего сайта – будьте внимательны и осторожны: создатели сайта «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования» не несут ответственности за возможный риск, связанный с переходом по ссылкам на другие сайты. В особенности будьте внимательны при переходе по ссылкам рекламного характера, ссылкам, смысл которых Вам непонятен, и по ссылкам, текст которых отображён явно некорректно.

Авторские права (если таковые существуют) на приводимый ниже текст принадлежат авторам оригинальной публикации

.

Пчела - сайт православной экзегетики

 

Протоиерей Геннадий Фаст. Экзегетическое руководство к изучению Ветхого Завета (предисловие к учебнику)

Так говорит Господь:

Остановитесь на путях ваших,

и рассмотрите, и расспросите

о путях древних,

где путь добрый?

и идите по нему

и найдете покой душам вашим.

И поставил Я стражей над вами,

сказав:

Слушайте звука трубы!

Иеремия 6:1617

Предлагаемый читателю учебник возник в результате прочтения курса лекций по Священному Писанию Ветхого Завета в г. Красноярске на высших БогословскоПастырских курсах в 19951998 гг.

Характерные черты предлагаемого курса таковы.

1) В учебнике не ставится задача дать полный обзор и тем более толкование всего текста Ветхого Завета. Это скорее этюды, нежели панорамная картина, порой достаточно случайные, призванные показать яркое многоцветье Божественного Откровения, данного Израильскому народу. Автору хотелось дать почувствовать красоту и глубину ветхозаветного Откровения, ощутить вкус к Слову Божию. Предлагаемое “Руководство” призвано дать ключ разумения к затворенным для многих вратам Ветхого Завета, призвано помочь свободно ориентироваться в кажущемся так запутанном и непонятном лабиринте ветхозаветних книг. Так уж произошло, что среди христиан, а порой и священников и монашествующих, можно часто встретить равнодушное, если даже не уничижительнопренебрежительное отношение к Ветхому Завету. Нередко его и вовсе не рекомендуют читать. А ведь именно ветхозаветние книги и есть то Писание, о котором так возвышенно говорят Христос и апостолы, именно оно поставляется во главу угла ищущим спасения.

...


Иеромонах Арсений (Соколов). Задачи библейского богословия

ЗАДАЧИ БИБЛЕЙСКОГО БОГОСЛОВИЯ

Подвиг святых отцов Церкви так называемого "золотого века патристики" состоял в "воцерковлении эллинизма" (прот. Г. Флоровский). Отцы Востока сумели истолковать Божественное Откровение в эллинских философских категориях, по преимуществу неоплатонических. Дерзновение отцов, пленявших гордые античные умы в послушание Христу, стремилось соединить казалось бы несоединимое Иерусалим и Афины, Бога Откровения и Бога философов. Сами будучи почти всегда блестящими знатоками эллинской мудрости, отцы так называемой александрийской школы (от Климента Александрийского до св. Кирилла Александрийского и ПсевдоДионисия) не просто победили языческую философию они сделали ее "служанкой богословия". Богословие Церкви навсегда обогатило себя эллинской терминологией. С помощью этого, когдато языческого, но чрез отцов воцерковленного, инструментария церковное сознание выковало догматическую систему оружие против тринитарных и христологических ересей.

Но победа над эллинской мыслью оказалась не такой уж однозначной, если не сказать "пирровой". В церковную мысль, в церковное слово навсегда вошла "система". Необходимость непосредственного общения с Богом Откровения стала часто уступать место богословской (философской!) спекуляции, выродившейся в конце концов в схоластику (схоластика "воцерковленный аристотелизм"). Компромисс в области мысли привел к эллинизации церковного учения, подобно как компромисс во взаимоотношениях с государством привел к такому странному симбиозу как "христианское государство". Афины подчинили Иерусалим. Они и всегда старались это сделать. С первых дней человеческой истории искушение диалектикой не оставляло человека. "Человека кашей не корми, а подай ему систему" (Л. Шестов). Многие незаслуженно забытые умы Церкви противились эллинизации, усматривали в попытках примирить Иерусалим с Афинами, начатых еще Филоном Иудеем, предательство, капитуляцию. Не подчинились игу философии, остались верны библейскому мышлению Ермий, Тертуллиан, Симеон Новый Богослов, сирийские отцы Церкви. В Новое время Паскаль, Кьеркегор…

...


Протоиерей Геннадий Фаст. Христианское понимание книги Песнь Песней

Христианское понимание книги Песнь Песней
(глава из книги "Толкование на книгу Песнь Песней Соломона, в сокращении)

Христианское понимание книги уходит своими корнями в понимание ветхозаветное. Это понимание таинственноаллегорическое. Иудейская синагога иногда переходила от общего понимания этой книги как отношения Бога и Его народа к более конкретному мессианскому. И это уже горе и беда синагоги, что она не распознала Мессию и отвергла Его.

Суть христианского понимания книги Песнь Песней это раскрытие тайн Царства Мессии, то есть Господа нашего Иисуса Христа. Христианская Церковь видит в этой книге раскрытие тайн боговоплощения, тайн Христа и Церкви, Бога и человеческой души. Святая Земля и народ израильский это теперь христианская Церковь, а Ягве теперь раскрывается в воплощенном Богочеловеке (Иисус = Ягве Спаситель).

...


Книга Екклесиаста - вчера и сегодня

"Священное Писание дано нам Духом Святым, и только Духом Святым оно может быть истолковано."

Библейские рассказы в моей памяти с детства. По вечерам вместе со стар-шим братом мы усаживались на диван, и отец читал нам Библию. Это чтение привнесло в детскую душу ощущение божественного. Небо встречалось с зем-лёй, а человек с Богом. Именно такое впечатление возникает, когда слышишь о таинственных встречах Авраама с Яхве, когда читаешь удивительные повество-вания о неопалимой купине Моисея, о Славе Господней, сходящей на Соломо-нов храм и о Мессии пророков. И только раскрыв книги Премудрости, вдруг, неожиданно для себя, "как будто переходишь с Неба на землю". Где видения, пророчества, таинственные встречи? Их нет. Остаётся только "земная" мудрость хакамов, этих, по выражению одного современного нам библеиста "жрецов Премудрости Божией" (*).

Почему смолкло Небо, и заговорили мудрецы? Что они хотят сказать нам? Эти вопросы вставали в глубокой древности, стоят и сейчас. В настоящей статье мы делаем попытку осветить, хотя бы частично, историю ответов на эти вопро-сы, взяв в качестве предмета исследования книгу Екклесиаста.

Думаю, что не ошибусь, если предположу, что ни одна из книг Ветхого За-вета не трактовалась столь противоположно, как эта книга. Генрих Гейне назы-вал ее "Das Hohelied der Skeptizismus", тогда как немецкий ученый Франц Делич увидел в ней "Das Hohelied der Gottesfurcht".

...


Исторический фон книги Иеремии

«Боже великий, сильный, Которому имя Господь Саваоф! Великий в совете и сильный в делах, Которого очи отверсты на все пути сынов человеческих, чтобы воздавать каждому по путям его и по плодам дел его». Иер.32,18-19

Приближалась к закату слава великой, мощной державы - Ассирийской Империи. Своими жестокими нравами она навеяла ужас на многие народы Малой и Передней Азии, Ближнего Востока и Египта, достигшей высшей точки своей власти при Асархаддоне или Ашшур–ах–иддине (680-669) и Ашшурбанапале или Ашшур-бану-апли (668-635/27) , обоих преемниках Синаххериба (Син-аххе-эриба). (704-681) .

Страницы Библии оставили память об этом царстве как, «логовище львов» (Наум. 2,11) или «городе кровей» (Наум. 3.1). Этому не стоит удивляться, поскольку, как известно, ассирийские правители были «одержимы жестокостью, равную которой трудно найти в мировой истории . Следующими штрихами охарактеризовал их ярость общепризнанный знаток Библейской археологии Роберт Т. Бойд: «Победители битвы в доказательство своей доблести обязаны были отрубать побежденным кисти рук и доставлять их для общего подсчета количества побежденных…Упоминаемый Ездрой (4,10) «великий и славный Аснафар» (вероятно, Асардан; Ездр.4,2) хвастался, что со всех, кто отказывался повиноваться, он сдирал кожу и увешивал ею стены своего храма. Один из царей похвалялся тем, что заживо сжег три тысячи пленных. Другой сообщал, что воздвиг пирамиды из человеческих тел с отрубленными головами и конечностями. Наказание за предательство состояло в том, что предателю выкалывали глаза или, например, в язык пленнику втыкался крючок с веревкой, другой конец которой связывал ноги, позволяя делать лишь маленькие шажки. Стоило запнуться и сбиться с шага, и «язык с корнем вырывался из вражеской глотки». Пытки и жестокости подобного рода служили тому, чтобы сломить любое сопротивление…. Все эти безжалостные и жестокие действия, подытоживает Бойд, соответствовали военным правилам и захватническим традициям Ассирии… О Саргоне (721-705 – прим. авт.) говорится, что все его жестокости служили «пропагандистским целям», и именно они возвели Ассирию на пьедестал основанной на угнетении власти» .

...


РаШИ и его экзегетический метод

РаШИ - аббревиатура от рабби Шломо бен Ицхак - еврейский комментатор ТаНаХа XI века. В старые времена его имя расшифровывалось и как рабби шель Исраэль, "учитель Израилев" в полном смысле слова, вернее даже "учитель учителей" (морэ морэну), так как после него не было учителя у Израиля, который читал бы Писание без учета его комментариев. Нет больше дома учения, в котором учитель не прерывал бы чтение, спрашивая себя: а что говорит РаШИ?

Библейские комментарии РаШИ отличаются прежде всего своей простотой, своей максимальной лаконичностью. Нередко его комментарий более короток, чем сам комментируемый текст, для чего действительно надо быть одаренным исключительной проницательностью интерпретатора. РаШИ очень хватает единственного слова для направления всей интерпретации. Иначе говоря, РаШИ не объясняет всего, но всегда знает, что объяснять.

...


Имя Божие в Священном Писании

Игумен Иларион /Алфеев/

Имя Божие в Священном Писании

Древнее понимание смысла и значение имени коренным образом отличается от современного употребления имен. В наши дни имя является не более чем опознавательным знаком, необходимым для того, чтобы отличить одного человека от другого. Каждый человек имеет то или иное имя, однако изначальное значение этого имени, как правило, никак не связано с личностью человека: нередко люди даже не знают значение своего имени. Называя ребенка тем или иным именем, родители обычно выбирают из весьма ограниченного круга имен, более или менее употребительных в их культуре. Ввиду того, что разные люди могут носить одно и то же имя, к имени в каждом конкретном случае прибавляется одна или несколько дополнительных характеристик - фамилия, отчество, второе имя, номер, указание на возраст. Эти дополнительные характеристики необходимы для того, чтобы отличить, например, Петра Ивановича от Петра Сергеевича, Петра Иванова от Петра Сергеева, Жан Поля от Жан Клода, Петра I от Петра III, Джорджа Буша-младшего от Джорджа Буша-старшего и т.д. Изначальный смыл имени Петр (греч. - камень) или Джордж (греч. - земледелец) не играет никакой роли ни при выборе, ни при дальнейшем использовании имени.

...


Мытари и проститутки вперед вас идут в Царство Божие

Энцо БЬЯНКИ,

приор экуменической монашеской общины в Bose, Italia

"МЫТАРИ И БЛУДНИЦЫ ВПЕРЕД ВАС ИДУТ В ЦАРСТВО БОЖИЕ"

(беседа)

Около двух тысяч лет один Человек продолжает привлекать к Себе мужчин и женщин и распространять одно послание, одно учение. Этот Человек имел имя Иешуа, происходил из Назарета и жил в земле Израиля, оккупированной римлянами, на полоске земли примерно сто двадцать на шестьдесят километров, которую Он никогда не покидал.

Известна его публичная активность в Галилее, где Он имел дом в Капернауме, на Тивериадском озере. Известен также конец Его жизни, в Иерусалиме, накануне Пасхи 30-го года, накануне 15-го Нисана. Иисус умер в шестой день недели, соответствующий нашей пятнице, 7 апреля 30-го года. Умер на кресте, осужденный религиозной аристократией Храма как богохульник и имперской политической властью как вредитель общественному благу. Этот Человек был погребен поспешно, на заходе солнца прежде, чем начался великий день Пасхи, великий праздник для всего израильского народа.

...


Альберто Мелло - Иерусалим

Блаженства (Мф. 5:3-12)

Прилагательное makrios ("блажен") является греческим переводом еврейского множественного существительного ashre (арам.: tube), которое буквально могло бы быть связано со словами "процветание", "счастье". Используется терминология "мудрых", которую можно найти прежде всего в Притчах и Псалмах. Антоним этих слов - hoj ("горе"). (Напротив, в Торе мы находим литургическую пару barukh-arur: "благословен"-"проклят"). Возьмем, к примеру, Пс. 1:1:

Блажен муж, который не идет на совет нечестивых

Здесь человек провозглашается блаженным в обстоятельстве, которое он должен преодолеть: не идти на совет нечестивых. Напротив, если возьмем Пс. 32:1, говорится:

Блажен, кому отпущены беззакония и чьи грехи покрыты.

На сей раз человек назван блаженным не ввиду своих дел, но благодаря бесплатному акту божественного милосердия в отношении его.

...


Три притчи в Евангелии от Луки

Энцо БЬЯНКИ, приор экуменической монашеской общины в Bose, Italia

ТРИ ПРИТЧИ В ЕВАНГЕЛИИ ОТ ЛУКИ

(Из пастырской беседы с итальянскими священниками, 2002 г.)

15-я глава Луки содержит серию притч о милосердии Божием. Среди них одна - притча о потерянной овце - общая с Матфеем. Но затем имеются две, имеющие одно и то же "послание" и которые находятся только у Луки - притча о потерянной драхме и притча о потерянном сыне. Это говорит о том, что для Луки эта тема была действительно важной, центральной, раз он хотел обогатить ее двумя притчами. Не забывайте, что, по всей вероятности, евангелисты сделали выборку притч, сказанных Иисусом. Их было гораздо больше. Апокрифическое Евангелие от Фомы нам об этом свидетельствует. Без сомнения, это евангелие - гностическое, но оно содержит много слов Иисуса в такой форме, в какой они должны были бы быть в источнике Q: "Иисус сказал,..", и затем или слово, или изречение, или притча. И, однако, в Евангелии от Фомы имеются некоторые притчи, которые, по крайней мере для экзегетов, очень близки другим, находящимся в канонических Евангелиях, и которые очень близки языку Иисуса. Среди них есть некоторые высокого качества. Мы не должны думать, что раз это не Евангелие, раз Церковь их не удержала, они фальшивые или были изменены. Нет, некоторые - подлинные, как утверждают экзегеты, слова Иисуса. Они не находятся внутри Евангелий канонических, но служат немало для того, чтобы понять, чему Иисус прежде всего хотел научить через притчи. Однако, тот факт, что Лука выбрал притчи о милосердии, и даже собрал их вместе, говорит о важности, какую Лука придавал этой теме. Могли бы сказать так: Лука воспринимал, и воспринял, пожалуй, более других евангелистов, опасность изображения Бога порочным. Мы сегодня, ясно, более внимательны к этому, более сознательны, имеем больше инструментов для того, чтобы обличить такие изображения порочного Бога, которые составляют часть религиозного человека, часть религии. Это ничто иное, как человеческие проекции на Бога. Однако, в Библии они есть. Библия не свободна от этих человеческих проекций. Библия содержит откровение Божие, но в библейском материале есть также эти проекции, которые человек проецирует на Бога и Его лицо - и в некоторых случаях это лицо Божие извращено. То есть мы, как религиозные люди, склонны придавать Богу черты, соответствующие справедливости, соответствующие нашим отношениям, нашим делам, нашим достоинствам. Подумайте только об одной теме, которая все еще не развеяна внутри Церкви: возможность думать, что Бог может нас наказывать. У меня еще совсем недавно были проблемы, потому что я утверждал и продолжаю утверждать, что Бог не может нас наказывать, пока мы на земле. Не может. Если Он мог бы наказывать нас, или наказывал бы нас, человек не был бы более свободен пред ним. Наша вера была бы, без сомнений чем-то вынужденным, потому что Он нас наказывает. Говорить, что Бог наказывает нас здесь, это богохульство. Ясно, что сможет наказать на Суде, это утверждает все Писание и оставляет Его свободным делать это. Но з д е с ь Бог не может наказывать нас. И все же, подумайте, какой застарелый образ в нас: когда совершаем грех, мы сразу же готовы читать в том, что случается сразу после его совершения, наказание Божие в каком-нибудь виде. Это наше сознание делает так, а потом мы эти чувства проецируем на Него. Все это придает Богу лицо порочного Бога. Когда случается какое-нибудь несчастье, подумайте хорошо, что мы говорим? "Где был Бог?" Но это - результат церковной проповеди порочного Бога. Ведь если Бог не сделал ничего, почему он не сделал ничего? Проповедь, которая продолжается в Церкви: Бог п о п у с к а е т. Он не д е л а е т, но п о п у с к а е т для нашего блага. Это - изображение какого-то порочного Бога. Не может Бог на самом деле полностью удалить от нас зло. Есть зло космическое, которое находится с творением, которое остается великой загадкой. Зло землетрясений, потопов, зло смерти. И затем есть зло, которое совершаем мы, к которому способны мы, люди. Но Бог не способен и не попускает. Просто - Бог этого не может. Иначе, творение было бы какой-то насмешкой, человечество было бы каким-то театром, в котором Бог играет нами, как какими-то буратинами. Нет, Бог не может делать ничего. Наша человеческая автономия, именно потому, что мы - Его образ и подобие, отмечена свободой по отношению к Нему. Я всегда говорю, что величие Бога открывается в том, что Он разрешает, чтобы мы, люди, были атеистами. Бог, который создал нас, позволяет нам становиться атеистами. Можем хулить Его, можем говорить: Тебя нет. Это - свобода, и история человеческая о ней свидетельствует. В этом исключительность нашего Бога.

...


Милосердие и благотворительность у древних евреев

Милости хочу, а не жертвы. Ос. 6:6

Проявление милосердия к ближнему является подражанием действиям Самого Бога по отношению к человеку. Безмерность милости Божией, проявляемой к падшему созданию, явно усматривается во всей истории спасения, истории Ветхого и Нового Заветов. Человеколюбие и милосердие Бога к людям свидетельствуется всем Ветхим Заветом. Как бы суммируя примеры проявляемой Богом милости, святой пророк и псалмопевец Давид восклицает: Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив (Пс.103:8). Если человек стремится жить во свете закона Божия, во свете Его заповедей, он не может не быть милосерден к ближним. Служа ближнему, человек богобоязненный служит Богу, ведь он помнит, что в каждом - образ Божий.

...


О толкованиях преподобного Ефрема Сирина

(«Прибавления к Творениям святых отцев», 1888, Ч. 42, С. 467-488. Публикуем выдержки).

Сирийский писатель Эбед-Иезу, или Абдиисус, епископ Низибийский, в каталоге сирийских писателей, перечисляет только следующие толкования на Ветхий Завет преп. Ефрема: на первые три книги Моисеевы, на Иисуса Навина, Судей, 2 книги Самуила и 2 книги Царей, на кн. Псалмов, на четырех великих пророков и на 12 малых. В шеститомном римском издании Ефрема Сирина от 1732-1746 гг., самом полном из всех, доселе вышедших, помещены: толкования на пять книг Моисеевых, Иисуса Навина, Судей, 4 книги Царств, на книгу Иова, на четырех великих пророков и на семь малых, именно – Осию, Иоиля, Амоса, Авдия, Михея, Захарию и Малахию. Все перечисленные толкования сохранились на их оригинальном сирийском языке. Из толкований на Псалмы, упомянутых у Эбед-Иезу, дошло до настоящего времени лишь несколько незначительных отрывков на греческом языке. (См. Diestel. Geschichte des AT-s in der christlichen Kirche. S. 138). Толкования на прочие книги Ветхого Завета, не перечисленные в каталоге Эбед-Иезу и отсутствующие в полном римском издании творений преп. Ефрема, вероятно, и не были им писаны. Это с достаточной уверенностью можно утверждать относительно толкований на книги Руфь, Есфирь, Притчи, Екклесиаст, Песнь Песней, Ездры, Неемии, Паралипоменон и на все неканонические. Толкования на пять малых пророков Иону, Наума, Аввакума, Софонию и Аггея, упомянутые у Assemani, Biblioth. Orient. T. I. P. 59-164, по всей вероятности, были написаны, но с течением времени утратились.

...


Экзегетические творения греческих отцов Церкви III-VIII веков

ТОЛКОВАТЕЛЬНЫЕ ТВОРЕНИЯ ГРЕЧЕСКИХ ОТЦОВ ЦЕРКВИ III-VIII вв.
(по Оксфордскому Греческому Патрологическому словарю)

1. Аммоний Александрийский - Пс. Дан. Мф. Ин. Деян.

2. Анастасий Синаит - Пс.6.

3. Аполлинарий Лаодикийский - Быт. Пс. Притч. Ис. Иез. Рим.

4. Астерий Софист - Пс.

5. Афанасий Александрийский - Иов. Пс. Песн. Мф. Лк. 1-2Кор.

...


Claudio Stercal. Omelie di Origene: Da Giosue' a Gesu'

“Il libro di Giosue mira non tanto a mostrarci le gesta di Giosue, figlio di Nun, quanto a descriverci i misteri di Gesu, mio Signore” (I, 3). Con questa affermazione, che non nasconde una grande fede e un profondo amore per Gesu, Origene spiega, nella prima delle ventisei sul omelie libro di Giosue, il suo modo di interpretare la Bibbia. Una interpretazione che egli stesso definisce “spirituale”. Fondata, cioe, sulla convinzione che il testo biblico non solo narra dei fatti storici, ma attraverso di essi ci aiuta a riconoscere e a comprendere l’azione spirituale di Dio nella nostra vita. Cio e possibile poiche e lo stesso Dio che si rivela nell’Antico Testamento, porta a compimento la sua azione salvifica in Gesu, opera ancora oggi spiritualmente e invisibilmente nella nostra vita. La continuita e l’unita dell’azione di Dio fondano, per Origene e per i padri della Chiesa, la possibilita di una interpretazione non solo letterale, ma anche spirituale del testo biblico.

Il libro di Giosue in particolare, come Origene sottolinea, mostra questa “continuita” anche nel nome del suo personaggio principale: in ebraico il nome “Giosue” (yehosu‘a), infatti, e una forma antica del nome “Gesu” (yesu‘a). Percio quando nel testo biblico si parla di Giosue – osserva Origene – si deve intendere Gesu: “’E lui infatti che dopo la morte di Mose ha assunto il comando, e lui che ha condotto l’esercito e ha combattuto contro Amalec; e cio che era adombrato dalle braccia distese sul monte egli lo ha realizzato inchiodando alla croce i principi e le potenze sulle quali egli, in se stesso, trionfa” (I, 3).

...


Образ Богородицы в Четвероевангелии

Помыслы человека, плененные диаволом, соблазняясь малочисленностью слов о Матери Господа нашего, сказанных в Евангелиях, могут, искусившись, унизить Ее значение для рода человеческого. Причиной этому бывает ослепление умов людских богом века сего (2Кор.4:4) диаволом, что ведет к неспособности гордого ума увидеть высоту смирения Той, Которая более всех существ тварных послужила Создателю.

Евангелие, как и все Священное Писание, избегает излишних подробностей в повествовании. Евангелие, как и все Священное Писание, открывает пред нами домостроительство нашего спасения, обучая нас вечным законам, если только за плотию буквы мы способны увидеть дух смысла, вечные логосы событий, как увидели в свое время учители Церкви. Евангелие вечно, Евангелие непреложно. Христос же - Центр Евангелия, как и всего Писания. На страницах Евангелия, как и на страницах всего Писания, мы встречаемся с разными личностями, послужившими Божественному домостроительству. Каждый из них в свою меру послужил устроению спасения; мера же у всех различна: несомненно, иная мера у Авраама, нежели у Ионы, иная у Моисея, нежели у Езекии. Несравненно высока мера Иоанна, дерзновенно касающегося “верху главы” Сына Человеческого. Ну а какова мера назаретской Девы Марии, Девы из дома Давидова? Эта мера столь невообразимо велика и чудна, что наше сознание отказывается охватить ее, мы лишь с трепетом взираем в эту бездну. Авраам был “другом Божиим”, это его мера; Моисей был “детоводителем ко Христу”, это его мера; Иоанн был Крестителем Господним, это его мера. Какова же Твоя мера, Дева из Назарета, Дочь Израиля? Останавливается мысль, трепещет. Ведь мера определяется ничем иным, как близостью к Богу. Ликуя и трепеща с Елисаветою, мы словами этой сродницы Марииной определяем сию меру. Вот она: Матерь Господа моего (Лк.1:43). И Елисавета послужила, и весьма немало послужила Богу, воскормивши Предтечу Христова, но как она изумлена, видя идущую к ней Марию, сродницу, которую она видела так часто!..

...


Характер и основные мысли пророчеств Амоса

Личность пророка Амоса представляет ту единственную в ветхозаветной истории особенность, что он происходил из пастухов бедных, питался сикоморами, родился и жил в Иудейском царстве, внезапно призван был Господом от стад и послан в чуждое ему Израильское царство на пророческое служение. Так, не связанный узами родства, воспитания, жизни с Израильским царством, он свободно и небоязненно возвещал, что ему Господом было открываемо о судьбе этого царства. Ближе других личностей служение и личность Амоса могут быть уподоблены ревнителю Илии, из своей пустыни являвшемуся на обличение Израиля. Так и Амос из Фекойской пустыни и из другого царства внезапно взят и послан был Господом к Израилю - возвестить ему горе (6:1). И подобно же Илии, Амос небоязненно возвещал погибель от меча царю (7:9), священникам (7:10-17), вельможам и всему Израильскому царству, притом погибель последнего окончательную, всецелую и безвозвратную (6:10. 8:11-12).

В своих пророчествах о судьбе израильского и языческих народов пророк Амос являлся для Израиля провозвестником величия и правды Божиих, ужасающих грешников (1:2. 4:13. 5:8. 8:8. 9:5-6). Но божественное всемогущество, отчетливо и пластично изображаемое пророком (1:2. 4:12-13. 9:5-6 и др.), не произвольно действует в мире и не возбуждает в человеке мысли о фатализме, а правит человеком на основании нравственного законоположения, свидетельствуемого собственною совестью человека (1:3. 2:5. 5:4. 6:14 и др.). Подобно пророку Илии, Амос должен был раскрытием этой истины пробудить израильский народ от его нравственного извращения и усыпления. Не зараженный внешним блеском и мирским образованием, житель пустыни Амос тем глубже должен был чувствовать крайнюю порчу нравов, господствовавшую в дворцах князей и в домах богачей, проявлявшуюся в ежедневном поиске удовольствий и счастья, соединенных с забвением Бога. Осуждаемая пророком роскошь (2:7. 3:9-10. 6:5-6) составляла плод многочисленных несправедливостей, была источником новых неслыханных притеснений и основанием, по которому многие не вникали в действительное печальное состояние Израильского царства и не болезновали о бедствии Иосифа (6:4-6), которое Богом открыто было пророку. Чуждый по происхождению Израильскому царству, пророк возвещал за указанные преступления все грозные на него суды Божии, единственные в пророческих писаниях (6:10. 8:11-12). Впрочем, неумолимо-строгий пророк имел сердце, глубоко сочувствующее народным страданиям и даже священнически-ходатайственное за народ: Амос не только возвещал неумолимо-грозные суды Божии, но и оплакивал гибель Израильского царства в элегических похоронных песнях (5:1) и даже молился за грешных своих соплеменников (7:2,5).

...


Миновал, перестал дождь (стихи)

****

В прозрачно-белый, невесомый день,
Великую Субботу всех суббот,
С лица земли уходит скорби тень,
И тварь Творца вполголоса поёт.
Благословите, Ангелов хоры,
Благословите, солнце и луна,
Благословите, звёздные миры,
И тьма ночная, и зарница дня.
Благословите, ливни и снега,
Благословите, холода и зной,
Благословите, вихри и пурга,
Благословите, радуга с грозой.
Благословите, росы, облака,
И ветры, и неистовство огня,
Благословите, море и река,
Благослови Христа, душе моя!
То пение струится, как родник,
То гулко раздаётся, словно гром…
И ткань земная покрывает Лик
Всё в мире Примирившего Крестом.


Благословите, клины журавлей,
Ливанский кедр с полярною сосной,
Благословите, рыбы в глубине
И гады в узких норах под землёй.
Благословите, терние и крин,
Благословите, лев и носорог,
Благословите, сокол и дельфин,
Благословите, дикий конь и волк.
Благословите, травы и скоты,
Светила и подземные ключи…
Благословите, отроки в печи.
Благослови, душе моя, и ты.
В прозрачно-тихий, невесомый день,
Великую Субботу всех суббот,
С лица земли уходит скорби тень,
И тварь Христа с надеждою поёт.

03.1999.


...


 Проект «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования»
Сайт создан при поддержке РГНФ, проект № 14-03-12003
 
©2008-2017 Центр библеистики и иудаики при философском факультете СПбГУПоследнее обновление страницы: 24.3.2014
Страница сформирована за 62 мс 
Яндекс.Метрика