Этот текст скопирован из другой on-line библиотеки, адрес исходного файла в которой не удаётся определить по техническим причинам

Ссылки, приводимые ниже, могут не работать или вести на страницы вне нашего сайта – будьте внимательны и осторожны: создатели сайта «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования» не несут ответственности за возможный риск, связанный с переходом по ссылкам на другие сайты. В особенности будьте внимательны при переходе по ссылкам рекламного характера, ссылкам, смысл которых Вам непонятен, и по ссылкам, текст которых отображён явно некорректно.

Авторские права (если таковые существуют) на приводимый ниже текст принадлежат авторам оригинальной публикации

.

Пчела - сайт православной экзегетики

 

Родина. Святая юность, благоугодная Богу

“Трех великих свидетелей имеет о себе пророк- священство, пророчество, мудрость”, - таким представлялся блаженному Феодориту святой праведник. Святой Иоанн Златоуст, сравнивая между собой пророка Иеремию и апостола Петра, находил в обоих непоколебимость “среди всех волнений”, крепость и несокрушимость. Взирая на девственную жизнь святого Иеремии, блаженный Иероним называет его евангельским мужем.

Эти качества надлежало сочетать в себе юному пророку, нареченному именем Иеремия, который происходил из города Анафоф. Название города Анафоф (по-еврейски ъе ърт) означает повиновение, и, таким образом, будут говорить о повиновении пророка своему Богу. В то время город представлял собой небольшое селение, расположенное в трех милях к северу от Иерусалима и первоначально входившее в состав Вениаминова удела (ныне на месте бывшего г.Анафофа находится селение Аната). Помимо того, что город был выделен среди окружающих городов и передан левитам (см. кн. Иисуса Навина 21,18), он был известен и тем, что в нем некогда проживали Евиезер- один из тридцати семи знатных вождей при царе Давиде (2 Цар.2,26), священник Авиафар (3 Цар.2,26) и Иегу- воин Давида (1 Пар.12,3). Родители Иеремии вправе были проживать в этом городе, поскольку его отец Хелкия был из потомственных священников. Библия весьма кратко упоминает о родственном окружении пророка, при этом вообще умалчивая об имени матери. Блаженный Иероним, комментируя книгу Иеремии передает, что “Хелкия и Селлум были родные братья, сын Хелкии- Иеремия, сын Селлума- Анамеел”. Святитель Ипполит Римский называет еще дочь священника Хелкии именем Сусанна (ср. Дан.13,2-3), которой, поэтому, “приходился братом пророк Иеремия”. Но сообщению святителя мы больше нигде не находим подтверждений.

Семья священника была весьма благочестива и набожна. Это можно заметить, в частности, в волеизъявлении родителей назвать своего младенца Иеремией. Блаженный Иероним имя e д й о ш й (ирмейаху) трактует как высота Господня. Другие источники, толкуя это имя как “Бог возвышает” или “Бог ниспровергает”, предполагают, что оно могло символизировать молитву родителей пророка о судьбе их несчастных соплеменников, а также свои надежды на молодого сына. Быть может праведная чета часто говорила с Иеремией о “религиозных представлениях в Иудее и о царях- идолопоклонниках: Манассии и Аммоне. Они воспитывали Иеремию в духе уважения к законам Моисея и, возможно, познакомили его с учением Исаии и других пророков предыдущего столетия”.

Появление на свет Иеремии, около 650 г. выпало в богоборческую эпоху Иудеи, что предначертало его крестный жизненный путь. “Евреи… относят день рождения Иеремии к пятому месяцу, в который взят Иерусалим и разрушен храм”,- приводит еврейское предание блаженный Иероним, хотя сам весьма скептически относится к этому. Библия свидетельствует о том, что Иеремия был освящен Богом еще прежде своего рождения (Иер.1,5). Избрание оказалось судьбоносным. Потомственное священство- то будущее, которое должно было ожидать Иеремию. Однако Бог распорядился по-иному. О судьбе Иеремии блаженный Феодорит так размышляет: “Избрание сделано не вопреки справедливости, потому что предшествовало оному ведение. Бог познал, и потом освятил, а знает Он все прежде, нежели приходит сие в бытие”.

Годы детства Иеремии остались ведомы лишь одному Яхве. Надвигающаяся драма жизни пророка вскоре обнажила его образ на страницах Священного Писания. Бог посетил юного Иеремию, сказав ему, что отныне “пророком для народов поставил тебя” (Иер.1,5). “Святому же пророку, - сообщает святитель Дмитрий Ростовский, - тогда шел пятнадцатый год от рождения: в столь юном возрасте он сделался орудием действенной благодати Божией!”. Мы становимся свидетелями некоего спора между Богом и Иеремией: “А я сказал: о, Господи Боже! Я не умею говорить, ибо я еще молод” (Иер.1, 6). Пророк пытается возразить Богу или, как пишет блаженный Феодорит: “Пророк…юность свою признает неспособной к званию пророка”. Интересны рассуждения об этом у преподобного Макария Египетского: “Иеремия, когда его понуждали говорить, изрек, извиняясь и возгоревшись сердцем… дабы не быть ему отстраненным от славы и чести пророческой”. В другом месте он же поучает: “Иеремия был равно понуждаем и однако молил, что-де молод я и неумел, чтобы не увлечься славою пророчества и рукоплесканием… Божии люди единственно к тому обращены, чтобы не говорить лишь, и, чтобы прославляли их люди, но чтобы их слово совершало какое-то дело”. Повеление Божие было непреклонным, Его воля- бескомпромиссной. Иеремия не смог уклониться от благословения Яхве, ему лишь “отрочество, украшаемое скромностью и целомудрием, извиняется”. Конечно, формально Иеремия был прав и, “Господь не отрицает, что он юн, - пишет святитель Василий Великий, - но…Я, Который вижу досточестность сокровенной седины, усмотрел, что ты стар по образу мыслей”. Подобные мысли о сединной мудрости пророка выражал и святитель Феофан Затворник.20

Выпавший жребий оказался весьма тяжелым, он требовал от Иеремии полного самоотвержения (ср. Иер.1,7). Теперь же блаженная вольная юность завершилась. Подобно Аврааму Иеремия будет ведом Богом путями, известными только Ему. Яхве открывает предназначение своего избранника: “Во всем, к кому пошлю тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь” (Иер.1,7). “Ты пойдешь к царям, - комментирует этот стих св.Ефрем Сирин, - неприязненным тебе, к князьям и ложным пророкам, враждебным тебе…”. Пророческое служение требовало от своего носителя твердого бескомпромиссного характера, решительного и аскетичного облика воина. Это прекрасно понимал юный Иеремия. Об этом говорили образы былых пророков- страдальцев, которые теперь могли предстать в светлой его памяти. Нежная, весьма чувствительная душа юноши содрогнулась. Страх перед ожидаемым будущим охватил Иеремию. Глас Божий поспешил разрушить состояние, овладевшее праведником: “Не бойся их, ибо Я с тобою, чтобы избавить тебя” (Иер.1,8). Блаженный Иероним в толковании этого места еще более сгущает краски: “Если ты…не оставишь страха, то Я оставлю тебя и предам страху и окажется, что как бы Я заставляю тебя страшиться, когда предоставляю тебя чувству страха”. Святой праведник, услышав бодрые слова утешения, принимает пророческий крест. “Иеремия страшился юности, и не прежде отважился на звание пророка, как получил от Бога обетования и силу, превышающую возраст”,- говорит святитель Григорий Богослов. Наконец “сосуд Божий” оказался готовым для принятия пророческой благодати: “И простер Господь руку Свою и коснулся уст моих, и сказал мне Господь: вот, Я вложил слова Мои в уста твои” (Иер.1,9). Новопоставленный пророк узнает и о своей предстоящей миссии: “…искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать” (Иер.1,10). Пророку предстояло пробивать путь целомудрия и правды среди лжи и греха к сердцам своих соплеменников. “В истреблении вредных предметов здесь означаются четыре необходимые действия: искоренять, разрушать, губить, истреблять. А в совершении добродетелей и приобретении того, что относится к правде, означаются только два действия: созидать и насаждать. Отсюда ясно видно, что гораздо трудней исторгать и истреблять застарелые страсти тела и души, нежели насаждать и созидать духовные добродетели”, - рассуждал преподобный авва Несторий. Главное испытание ожидало пророка впереди: в этих хирургических действиях требовалась карательная рука надзирателя. “Горе мне мать моя, что ты родила меня человеком, который спорит и ссорится…” (Иер.15,10). “Он думал, что он ничего не будет говорить против народа иудейского. А будет говорить только против различных соседних народов, почему он и охотно принял пророческое призвание; но случилось напротив, - что он предсказывал пленение Иерусалима и должен был терпеть гонения и бедствия”. Любвеобильному и нежному пророку это обернется безудержным плачем и проклятием дня своего рождения.


 Проект «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования»
Сайт создан при поддержке РГНФ, проект № 14-03-12003
 
©2008-2017 Центр библеистики и иудаики при философском факультете СПбГУПоследнее обновление страницы: 24.3.2014
Страница сформирована за 15 мс 
Яндекс.Метрика