Этот текст скопирован из другой on-line библиотеки, адрес исходного файла в которой не удаётся определить по техническим причинам

Ссылки, приводимые ниже, могут не работать или вести на страницы вне нашего сайта – будьте внимательны и осторожны: создатели сайта «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования» не несут ответственности за возможный риск, связанный с переходом по ссылкам на другие сайты. В особенности будьте внимательны при переходе по ссылкам рекламного характера, ссылкам, смысл которых Вам непонятен, и по ссылкам, текст которых отображён явно некорректно.

Авторские права (если таковые существуют) на приводимый ниже текст принадлежат авторам оригинальной публикации

.

Пчела - сайт православной экзегетики

 

Реальность и ее модели

" О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия ! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень ? .. " Рим.11, 33-34.

И все-таки человек неудержимо стремится постичь судьбы Его и исследо-вать пути Его! Да и Сам Христос сказал: Сия же есть жизнь вечная, да знают Те-бя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. (Ин17,3). Здесь тайна антиномии: непостижимость и познаваемость. Всякое уклонение к то-му или иному концу ведет либо к ереси «незнаек», либо к ереси «знаек». Истина же в одновременном единении двух утверждений: я и постичь не могу, я и постигаю.

...


Пример1. В саду сидит человек

Он - блестящий естествоиспытатель и поэт. Ему предложено описать сад. Однако, сколь совершенным ни было бы его описание, оно все равно не вместит в себя все, что содержит в себе сад. В этом случае реальность - сад. Модель - словесное описание. И слово не способно вместить в себя всю реальность сада, беднее ее.


Пример2. Модель, объяснив одно, запутывает другое

Неразрешимый парадокс является расплатой за разрешившуюся истину. Возьмем пример из физики.

В механике употребляется модель абсолютно твердого тела, и с ее помо-щью, например в статике разрешаются сложнейшие задачи. И эти решения пре-красно соответствуют практике. Но вот парадокс! Непонятно, почему, например, когда на простую доску поставить груз в одну тонну, она ломается?! Этого не должно быть!

P = F1 + F2

...


Пример3. Из философии

"История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов" (К. Маркс и Ф. Энгельс. "Манифест Коммунистической партии").

Есть в модели классов в человеческом обществе и их борьбы между собою некоторая истина. Но ради этой модели исторический материализм приносит в жертву саму историческую истину. Сколько трудов исписано марксистскими исто-риками, чтобы втолкнуть реальную историю человеческих обществ, государств с их внутренними структурами и развитием в эту модель! К примеру, в Древнем Из-раиле рабами были только военнопленные, а их было немного и они никогда не со-ставляли производительную силу общества. Так что же там был за строй, и борьба каких классов двигала этим обществом?! Как его втолкнуть в модель рабовладель-ческого строя? В этом и других случаях марксистам приходилось извращать исто-рическую реальность или обходить ее молчанием, чтобы сохранить свою модель, учение.

...


Пример4. Из богословия (Феодицеи)

Бог совершен и есть Любовь. Это исходная модель. Как согласовать с ней факт существования зла и участи нераскаянных грешников в озере огненном?

Модель и факт противоречат друг другу. Ну а дальше одни отвергают мо-дель - например, вводят еще и злого бога (дуализм, манихейство), другие отвергают реальность существования Бога (атеисты), третьи отвергают факт вечных мучений (Ориген, адвентисты). А опытный богослов - схоластик создает виртуозные казуи-стические объяснения, от которых не успокаивается ни ум, ни сердце. Вот к чему приводит схоластика! В данном случае ею поражены и манихей, и атеист, и адвен-тист, и богослов.

...


Пример5. Понятия "таинства" (Sakramentum)

Таинство есть священное действие, чрез которое тайным образом действует на человека благодать, или, что тоже, спасительная сила Божия" (Катихизис ми-трополита Филарета Московского). При совершении видимого вещественного дей-ствия, происходит невидимое благодатное действие.

Схоластическое богословие дало точные определения таинства, числа та-инств, вещества таинств, формул таинств и т.д. Сам термин таинства в таком смыс-ле впервые употреблен (или впервые встречается?) карфагенским церковным писа-телем Тертуллианом. Учение о седмеричном числе таинств принадлежит средневе-ковому западному богослову - схоласту Петру Ломбардскому (XIIIв.).

Понятие таинства - богословская модель. Очень сильная и очень глубокая. Модель, позволившая вскрыть глубокий смысл христианской сотериологии и экк-лезиологии. Но все-таки и "таинство" - всего лишь модель, за которую, как и за всякую, приходится расплачиваться. И расплачиваться серьезно.

...


Пример 6. Церковный пост

В Православной церкви тщательнейшим образом разработаны правила поста на весь год. Желающих ознакомиться с ними отсылаем к Типикону и Книге правил (свв. Апостол, Соборов и Отцов). Эти правила - тоже некоторая модель, схема. Это веками церковно выработанная лучшая модель, установка о том, как исполнить евангельскую заповедь о посте (Мф.9,15). Но все-таки это только модель. И взятая за саму истину, она прямо приводит к противоречию с Истиной, с заповедями Христа. Мф.6,18: Чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. И хотя здесь (см. ст. 16-17) собственно запрещен не самый пост пред людьми, а унылое, мрачное лицо, чтобы показаться постящимся, когда человеку не пост важен, а видимость поста пред людьми. Т.е. запрещено фарисейское отношение к посту. Но все равно трудно сказать, что я соблюл эти слова Христа, если во время поста, оказавшись у неправославных (хоть неверующих, хоть инославных), я должен хозяйке дать сначала меню - что буду кушать, а что нет. Это всегда очень неприятно, а хозяйку часто вводит весьма в неловкое положение, И уж во всяком случае, такое «соблюдение поста» прямо противоречит словам Христа: И если придете в какой город и примут вас, ешьте, что вам предложат (Лк.10,8). Трудно в наше время православному. Не будешь есть - слова Христа (Лк.10,8) нарушишь, неловкое положение создается, можешь обидеть хлебосольных странноприимце. А поешь - правила нарушишь, да тут же и заработаешь - вот православный, да еще поп, а пост скоромного наелся! Значит, и все они врут, не верьте им. Соблазн получился, а горе тому человеку, через которого соблазн приходит (Мф.18,7). А другой, глядя на это, вовсе перестанет поститься, а то и ве-ровать. И такие случаи были. Однако причина (вина) этого не в словах Христа, они согласуются меж собой, а в схеме - модели, которой приписан догматический смысл, которого фактически она не имеет, а только в некоторой (пусть великой) степени отображает. Если же отказаться от правил поста (к чему многие ныне при-зывают), т.е. к отказу от модели, то скоро и от самого поста ничего не останется, как оно в большой степени и произошло в Католичестве. Весьма утрачивается ду-ховно - аскетическое направление в благочестии. Протестантизм в таких случаях отвергает Как правило, саму реальность. Аскетика там объявлена делом не нужным и даже не богоугодным.

...


Пример 7. Догматы о св. Троице и Богочеловечестве Христа

Мы не дерзаем вступать в конкретное рассмотрение моделей и Реальности по этим священнейшим вопросам. Но для всякого, вступающего своими рассуждениями в эту область, мы ставим как бы знак: Внимание! Осторожно!

Ведь и сами понятия: Троица, Ипостась, сущность, природа, рождение, нетварность и др. - это модели, взятые свв. Отцами из Св. Писания и, в большой степени, из эллинской философии платоников и неоплатоников, а также частично развитых ими самими. Поэтому в века Вселенских соборов часто разгорались споры не только по существу, но и из-за неодинаково понимаемых и не разработанных четко терминов. Например, только св. Василий Великий (десятилетия после I Вселенского Собора!) дает ясное различение понятий сущности и ипостаси, которое со временем принимается и на западе и на востоке в Церкви. А такой богослов, как свящ. П.Флоренский в своей книге «Столп и утверждение Истины» считает, что этим св. Василий Великий не улучшил, а наоборот, ослабил ту силу формулировки этого учения, которая была у св. Афанасия Великого. Так что здесь необходима крайняя осторожность! Догматы и формулировки свв. Вселенских соборов являются лучшими теоретическими выражениями учения о Боге. Но если забыть, что и это только лишь модели, а не сама Реальность Божества, то можно впасть в беду. Опять начнутся либо схоластические выверты, либо отрицание догматов - моделей (ереси), либо самой Реальности (безбожие). И все это в истории учения о Боге действительно было.

...


 Проект «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования»
Сайт создан при поддержке РГНФ, проект № 14-03-12003
 
©2008-2017 Центр библеистики и иудаики при философском факультете СПбГУПоследнее обновление страницы: 24.3.2014
Страница сформирована за 31 мс 
Яндекс.Метрика