Этот текст скопирован из другой on-line библиотеки, адрес исходного файла в которой не удаётся определить по техническим причинам

Ссылки, приводимые ниже, могут не работать или вести на страницы вне нашего сайта – будьте внимательны и осторожны: создатели сайта «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования» не несут ответственности за возможный риск, связанный с переходом по ссылкам на другие сайты. В особенности будьте внимательны при переходе по ссылкам рекламного характера, ссылкам, смысл которых Вам непонятен, и по ссылкам, текст которых отображён явно некорректно.

Авторские права (если таковые существуют) на приводимый ниже текст принадлежат авторам оригинальной публикации

.

Пчела - сайт православной экзегетики

 

Раздел земли

Подробное описание наделов, содержащееся в этой обширной части книги, предваряется словами о том, что Иисус состарился, вошел в лета (13:1). Это произошло спустя много времени после то-го, как Господь успокоил Израиля от всех врагов его со всех сторон (23:1).

Ориген предлагает видеть в библейском замечании о старости Иисуса Навина указание не столько на его почтенный физический возраст, сколько на его духовную "старость", то есть опытность и почтенность. Ведь и пресвитерами (старцами), резонно замечает он, Писание называет часто и довольно молодых по возрасту людей: "В Писании… "пресвитеры" и "старцы" называются так не потому, что… прожили долгую жизнь, но почитаются таким титулом ввиду зрелости мыслей и строгости жизни" . Своей духовной зрелостью Иисус Навин прообразует Иисуса Христа: "То, что говорится о Ии-сусе, обратим также к нашему Господу и Спасителю. Кто еще может быть так стар, более престарел и исполнен летами в сравнении с Ним, Который есть Начало, Перворожденный всей твари?" . В этой связи нельзя не вспомнить Ветхого днями книги пророка Даниила (Дан. 7:9), которого православное богослужение Сретения отожде-ствляет со Христом , а также, конечно, Сына Человеческого Апо-калипсиса, о Котором сказано: "Глава Его и волосы белы, как белая вoлна, как снег" (Откр. 1:14) .

Согласно иудейскому преданию , войны Иисуса продолжа-лись семь лет. Несмотря на это, далеко не вся Обетованная земля была завоевана евреями. Участки незавоеванной земли, которых ос-тается еще очень много (13:1), перечислены в 13:2-6. Речь идет о филистимских округах, о Финикийской долине, о Средиземномор-ском побережье между Сидоном и Кармилом , о Ливанских горах, о Губле (13:5: земля Гевла, ylbgh /rah) и о областях, граничащих с Египтом. Эта очень обширная территория - от севера Ливанских гор (вход в Емаф, 13:5) до границ с Египтом (Сихор, что пред Египтом, 13:3) - выходит за пределы собственно Палестины. Таких пределов Израиль не достигнет никогда. Даже в свой золотой соломонов век Израильское государство не будет включать в себя Гублу , распо-ложенную далеко на север от Сидона. Даже всех сидонян обещает Господь прогнать от лица сынов Израилевых (13:6). В предсмертных словах вождь Израиля еще раз напомнит народу это обещание Бо-жие (23:5), а также об условии его осуществления - точном исполне-нии Моисеева закона (23:6). Согласно Нав. 23 и книге Судей, имен-но нарушение этого условия и было причиной военных неудач Из-раиля, причиной неосуществленности обетования: Господь не стал уже прогонять… народы от Израиля (23:13).

Но пока Иисусу повелевается разделить землю сию в удел де-вяти коленам и половине колена Манассиина (13:7). Дальнейшие стихи 13-й главы (13:8-32) - перечисление наделов двух с половиной колен, получивших удел свой от Моисея за Иорданом (13:8). Эти наделы включают в себя: 1) всю равнину Медеву до Дивона; 2) го-рода Сигона; 3) Галаад; 4) область Гессурскую и Маахскую; 5) гору Ермон; 6) Васан до Салхи (13:9-12). Далее (13:15-31) перечисляются города и земли каждого из двух с половиной колен (ср. Числ. 32:33-42) . Это распределение восходит к Моисею, Заиорданье уже явля-ется собственностью израильтян. В книге Иисуса Навина перечис-лением наделов заиоданских колен лишь предваряется описание распределения земель собственно в Палестине. Главы 15-19 дают подробное описание наделов каждого из девяти с половиной изра-ильских колен . Причем колена Иуды и Иосифа не участвуют в жеребьевке, может быть ввиду особого права наследования, может быть ввиду того, что уже заняли "свою" территорию и было бы сложно ее перераспределять. "Какой смысл имеет включение 5b, в связи с Иудой и Иосифом? Чтобы напомнить что-то известное? От-метить, что эти колена не смогут предъявить прав на новые террито-рии? Указать представителям семи колен, что эти территории Иуды и Иосифа не входят в их, представителей, компетенцию? Все это - гипотезы без ответа" . Иуда и дом Иосифов (Ефрем) остаются в пределе своем (18:5), остальным же семи коленам, согласно жребиям, метаемым Иисусом, представители - по три человека от колена (18:4) - распределяют землю согласно жеребьевке. Протоие-рей Порфирий Владимирский отмечает строгий порядок этих жре-биев, бросаемых Иисусом пред лицем Господа (18:6): "За исключе-нием Иудина колена, которое первое получает свой жребий по осо-бенному праву, наследуют жребии прежде всего потомки сыновей Иакова от жен, и сперва от Рахили, а именно - потомки любимого сына его Иосифа, в лице двух сыновей - Ефрема и Манассии, полу-чившего двойную часть наследства, и - другого любимого же сына его Вениамина; потом получают жребии потомки прочих сыновей его от Лии - колена Симеоново, Завулоново, Иссахарово; а затем - потомки сыновей Иакова от рабынь Зелфы и Валлы - колена Асиро-во, Неффалимово и Даново" .

В том факте, что одним коленам (заиорданским) жребии раз-делил Моисей, а другим - Иисус Навин, блаженный Феодорит ус-матривает прообраз: заиорданские колена - это иудеи, а перешедшие Иордан - христиане. Также, согласно Феодориту, книга Иисуса На-вина прообразует очередность принятия веры в Иисуса Христа: пер-выми уверовали иудеи, затем - язычники: "Поселившимся за Иорда-ном разделил землю Моисей, а перешедшим Иордан - Иисус. Обра-зом иудеев служат приявшие жребий чрез Моисея, а приявшие чрез Иисуса суть образ уверовавших язычников. И поелику Израиль есть первенец, то первородные - Рувим, Гад, Манассия прияли жребий чрез Моисея. Впрочем, и они вооруженные переходят Иордан преж-де других (Нав. 1:14), потому что уверовавшие из иудеев принесли спасение язычникам". Хананеи, оставшиеся жить в Палестине, у Феодорита прообразуют тех, кто не уверовал во Христа и еретиков: "Оставлены были в живых и иевусеи, и хананеи, и другие инопле-менные народы, и жили вместе с израильтянами. Но можно найти истинное значение и сего прообразования. Ибо не все приняли спа-сительное слово, но остались в противлении и иудеи, и еллины, ко-торые населяют с нами те же города и веси. И не погрешит, кто на-зовет их хананеями, хеттеями и иевусеями. Сего же наименования достойны и те, которые держатся мерзких еретических учений". Такое толкование (язычники и еретики суть хананеи) подвигает к мысли: не надо ли их истреблять согласно ясным указаниям Ветхого Завета? Такой экзегезис ярко показывает, что уже в V веке в церков-ном сознании выкристаллизовалось такое отношение к иноверцам и еретикам, которое весьма скоро, в царствование Юстиниана, обра-тилось в церковно-государственные репрессии против них .

Подробное описание раздела земли должно, согласно блажен-ному Иерониму, отметать любые сомнения в том, что книга написа-на самим Иисусом Навином: позднейший автор не смог бы так под-робно описать этот раздел: "Позднейшему писателю предание и не могло доставить столь многочисленных подробностей лиц и мест, какие здесь находятся. Притом, находящееся здесь описание раздела земель, в предупреждение опасных споров, необходимо должен был сделать сам Иисус Навин". Действительно, в Священном Писании мы не находим ни малейшего намека на территориальные споры между коленами. Могло ли отсутствие таковых споров и междоусо-биц быть возможным без авторитета Моисея и Иисуса Навина? Оче-видно, нет.

В повествовании о разделе земли четырежды (13:14, 13:33, 14:3 и 18:7а) говорится о том, что колену Левия не было дано удела. Уделом левитов должно являться священство Господне (18:7а), жертвы Господа (13:14). Господь, Бог Израилев, Сам есть удел их (13:33). И хотя в дальнейшем начальники левитских поколений ис-прашивают себе города для жительства и предместья их для скота (21:2) в соответствие с указанием Моисея (Числ. 35:2-8), полученное левитами не было в собственном смысле их уделом - они не получи-ли, подобно прочим коленам, цельной территории. Сорок восемь ле-витских городов, включая города убежища , были равномерно рас-пределены по всей земле Израильской, так что на территории каж-дого из колен оказалось по несколько левитских городов.

Протоиерей Порфирий Владимирский усматривает в лишении левитов удела исполнение древнего пророчества праотца Иакова: "Разделю их в Иакове и рассею их в Израиле" (Быт. 49:7): "Почему левитам достались города для жительства, разбросанные по всем ко-ленам? Промысл Божий обратил чрез это самое наказание праотца Иакова Левию в благодеяние для нации, именно, в благодетельную меру для ее просвещения и воспитания. Левитам, этому ученому со-словию, в руках которого находился свиток закона Божия и на обя-занности которого было поучать сынов Израиля закону, удобнее бы-ло чрез это рассеяние по земле разносить свет веры повсюду и иметь просветительное влияние на нацию" . Начиная с Оригена, церковные писатели видели в левитском служении прообраз христианской посвященности алтарю, прообраз церковнослужения. В XVII гомилии на книгу Иисуса Ориген гово-рит: "Левитам ни Моисей, ни Иисус не дали какого-либо наследия: Господь, Бог Израилев, Сам есть удел их (13:14.33). О чем подумать в связи с этим, если не о том, что в Церкви Господней есть некото-рые, которые предстоят, благодаря добродетелям души и благодаря достоинствам, всем алтарям и для которых сказано, что Сам Господь - их наследие?.. Таковые обозначаются здесь именем левитов и свя-щенников, показывая нам, что их наследие - Господь, Премудрость, которую они возлюбили более всего… Иисус, наш Господь, Кото-рый есть Премудрость Божия, сам дарует жилище мудрым" .

Но Ориген говорит, что священническое и левитское служение прообразует не только новозаветное служение алтарю, не только ие-рархическое священство. Оно прообразует и священство всеобщее (ср.: "Вы - род избранный, царственное священство, народ святый, люди, взятые в удел". 1Петр. 2:9). Таковые готовят себе наследие в небесах, согласно Оригену: "Посему блажен, кто являет себя тако-вым, кто во всех заповедях Иисуса пребывает столь совершенным, чтобы получить в будущем от Иисуса небесное жилище" .

Священники и левиты должны были жить на одной земле с прочими израильтянами, получив города в каждом из израильских колен. Это было, отмечает Ориген, промыслительно: левиты служи-ли народу словом, тогда как народ помогал им материально. "Левит и священник не имеют земли, они получают указание обитать вме-сте с израильтянином, обладающим землей - для того, чтобы свя-щенник и левит получали от израильтянина те земные блага, кото-рых сами не имеют. В свою очередь, израильтянин получал от свя-щенника и левита те небесные и божественные блага, которых не имеет он. Потому что закон Божий доверен священникам и левитам, для того, чтобы только ему они посвящали себя, занимались только словом Божиим без какой либо другой заботы". Если же "лаики" пе-рестанут заботиться о нуждах служителей закона, те вынуждены бу-дут сами заботиться о своем пропитании, и не смогут уже так усерд-но пребывать в слове Божием. Тогда "смотри, - говорит Ориген, об-ращаясь к своим слушателям-мирянам, - ты будешь тем, кто нахо-дится в опасности. Если затемнится свет знания, который в них, если ты не доставишь масла лампаде - по твоей вине случится то, о чем говорит Господь: "Когда слепой ведет слепого, оба упадут в яму" (Мф. 15:14), и на тебе исполнится также другое слово, сказанное Господом: "Итак, если свет, который в тебе - тьма, насколько боль-ше тьма" (ср. Мф. 6:23). Итак, для того, чтобы свет знания сиял в священниках и их лампада всегда горела, исполни твой долг, выпол-ни заповедь Божию в обслуживании священников" . "Священники" здесь у Оригена - не только иерархия, но шире, -" все служители слова", включая чтецов, катехизаторов, проповедников. Видимо, уже и в середине III века проблема материального обеспечения "служи-телей слова" стояла остро, если Ориген обращает на нее такое вни-мание своих слушателей. Здесь у Оригена отношение "Израиль - ле-витское священство" прообразует отношения между лаиками и ие-рархическим священством христианской Церкви, достаточно сфор-мировавшимися ко времени Оригена. Таким образом, одни истори-ческие факты являются прототипом других исторических фактов, что для Оригена не характерно .

В 14-й и 15-й главах содержатся два отступления от описания раздела земли: 14:6-14 - Халев обращается к Иисусу с просьбой от-дать во владение Хеврон; 15:16-19 - Ахса просит Халева отдать ей во владение поле. Халев и Иисус были теми из посланных Моисеем соглядатаев, кто не устрашился обитателей Ханаана. За их бесстрашие только им из всего народа Господь позволил войти в землю Обетованную. В то время как за боязливость и ропот весь народ был наказан смертью в пустыне, о Халеве было сказано: "Но раба Моего Халева, за то, что в нем был иной дух, и он совершенно повиновался Мне, введу в зем-лю, в которую он ходил, и семя его наследует ее" (Числ. 14:24. Ср. Втор. 1:36).

Восьмидесятилетний Халев убеждает Иисуса отдать ему во владение гору, где живут сыны Енаковы и где находится их крепость Хеврон. Согласно повествованию 10:36-37, во время кампании про-тив южнопалестинских царей, Хеврон уже был захвачен. Видимо, израильтянам, перебросившим все военные силы на север (11 гл.), не удалось удержать этой крепости, и она снова перешла в руки гроз-ных енакимов. Или же, 14 глава возвращает читателя к прошедшим событиям и детализирует, в рамках описания надела Иуды, общее повествование 10-й главы речью отважного представителя Иудина колена . Иисус благословил его, и дал в удел Халеву, сыну Иефон-ниину, Хеврон (14:13). И выгнал оттуда Халев трех сынов Енаковых (15:14. Ср. Суд. 1:10).

Таким образом Хеврон, город патриархов, остался уделом Ха-лева (14:14). "Украшаясь благочестием, - отмечает блаженный Фео-дорит, - Халев всем городам предпочел тот, в котором жили добле-стнейшие патриархи, и где преданы они гробу" .

То же самое, что и о Хевроне, можно сказать и о Давире. В 10:38-39 уже говорилось о взятии этого южноханаанского города. Или в 15:15-17 и Суд. 1:11-13 мы находим детализацию того, что описывалось в 10-й главе, или же речь идет о повторном захвате.

Тому, кто захватит Давир (Кириаф-Сефер), Халев обещает от-дать в жены свою дочь Ахсу (15:16. Суд. 1:12). Гофониил, племян-ник Халева захватывает город - и Халев выполняет свое обещание. И отдал он в жену ему Ахсу, дочь свою (15:16. Суд. 1:13). Книга Су-дей представляет Гофониила как первого судью Израиля, может быть, самого идеального из всех судей (Суд. 3:9-11).

Далее Ахса просит у отца своего в качестве приданного поле (15:18. Суд. 1:14) : Когда надлежало ей идти, ее научили просить у отца ее поле, и она сошла с осла. Халев сказал ей: что тебе? Она сказала: дай мне благословение; ты дал мне землю полуденную, дай мне и источники вод. И дал он ей источники верхние и источники нижние (15:18-19. Ср. Суд. 1:14-15).

На примере этого события, описанного в книге Иисуса Навина и параллельно в книге Судей, мы можем составить себе некоторое представление о том, как в Древнем Израиле могло происходить на-следование земли. Глава семейства, в данном случае Халев, едино-лично принимает решение отдать в приданное плодороднейший, не требующий искусственной ирригации участок земли. Поскольку дочь выдается за ближайшего родственника, поле остается в грани-цах не только колена Иуды (границы колен нерушимы и не подле-жат пересмотру), но и в границах клана Иефонниина. Халев не сове-туется ни с кем - ни с представителями своего клана, ни даже с Ии-сусом.

Для святителя Григория Великого Ахса, сидящая на осле - об-раз человеческой души. Аллегорическое толкование Нав. 15:18-19 мы находим в его "Жизни италийских отцов". "Асхань, сидящая на осляти, это - образ души с ее неразумными плотскими стремления-ми. Как та со вздохом просит у отца влажной земли, так и мы с ве-ликим стенанием должны испрашивать у Господа дара слез… Душа приобретает вышнюю землю, когда желание Царствия Небесного возбуждает в ней скорбные слезы. Душа приобретает землю ниж-нюю, когда плачет, трепеща, мук адских. Впрочем, прежде дается нижняя земля, а потом уже вышняя" . Если Ахса - это душа, то ее осел - тело. В одном из писем римский святитель пишет: "Ахса си-дит на ослице, когда душа управляет безрассудными стремлениями собственного тела" .

Почему о выделении надела для самого Иисуса Навина гово-рится уже после распределения всей земли (19:49-50)? Этой скром-ностью, согласно Феодориту, вождь Израиля прообразует смирение и нищету Христову. "Почему Божественнейший Иисус, разделив землю другим, не уделил жребия себе, но от народа получил Фам-наф-Сараи (19:50)? И в сем подражает смирению Владыки, Который говорит: "Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим" (Мф. 11:29). Господь пребывал в крайней нищете, так что не имел и дома. Ибо говорит: "Сын Челове-ческий не имеет, где приклонить голову" (Мф. 8:20). Итак, поелику соименный с Ним Иисус был образом Его, то не уделил себе жребия, но принял предложенное ему народом, научая сим тех, кому вверено какое-либо начальство, заботиться не о собственных выгодах, но о пользе подчиненных" . Нельзя не удивляться такой скромности Иисуса Навина, полагает Ориген: "Смотри, каков был вождь народа, тот, который ввел его в Святую землю, в землю Обетованную. Он был преемником Моисея, и, не смотря на это, не позволяет себе взять свою часть земли! Он, глава народа, ожидает получить свой маленький удел от народа" . Далее в той же беседе Ориген задается вопросом: как мы, христиане, можем дать вождю нашему Иисусу Христу землю для обитания? И отвечает: "О, если бы я мог стать столь хорошим, чтобы дать пространство внутри меня Сыну Божию! Господь Иисус, получив от меня это пространство души моей, воз-вел бы там прекрасные сооружения, воздвиг бы несокрушимые сте-ны, высочайшие башни - сконструировал бы внутри меня, если б я был достоин, жилище, приличное Ему и Отцу; украсил бы душу мою так, чтобы она стала способной принять Его мудрость, знание и всю святость, так, чтобы ввести вместе с Собой и Бога Отца для обитания в ней и для того, чтобы вечерять в такой душе, при-нимая пищу, которую Он Сам дает нам.

Чтобы быть достойными достигнуть этого, приготовим внутри нас сердце чистое, и да войдет в него… Господь Иисус" .


 Проект «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования»
Сайт создан при поддержке РГНФ, проект № 14-03-12003
 
©2008-2017 Центр библеистики и иудаики при философском факультете СПбГУПоследнее обновление страницы: 24.3.2014
Страница сформирована за 31 мс 
Яндекс.Метрика