Этот текст скопирован из другой on-line библиотеки, адрес исходного файла в которой не удаётся определить по техническим причинам

Ссылки, приводимые ниже, могут не работать или вести на страницы вне нашего сайта – будьте внимательны и осторожны: создатели сайта «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования» не несут ответственности за возможный риск, связанный с переходом по ссылкам на другие сайты. В особенности будьте внимательны при переходе по ссылкам рекламного характера, ссылкам, смысл которых Вам непонятен, и по ссылкам, текст которых отображён явно некорректно.

Авторские права (если таковые существуют) на приводимый ниже текст принадлежат авторам оригинальной публикации

.

Пчела - сайт православной экзегетики

 

Расплата за любовь и созерцание Образа Божия

Поругания и оскорбления, совершенные иудеями над св.Иеремией, явились единственной платой, которой они “отблагодарили” своего благодетеля. Его можно назвать подходящим примером для иллюстрации известного высказывания из античной древности: “Если ты честно живешь, не бойся злословия” (Катон 3,3). Действительно Иеремия был бесстрашен. Он смело мог высказывать слова обличения своим землякам: простому народу на улице, священникам – в храме, царю - в его царских чертогах. Бесстрашие св. Иеремии коренилось в его твердом уповании на Бога, обещавшего Свое покровительство (см. Иер.1,8). Тяжелым ударом для Иеремии оказалось предательство со стороны земляков. Это был удар в спину. Горькую правду констатировал в свое время пророк Михей: “Враги человеку - домашние его” (Мих.7,6). От св. Иеремии отреклись жители г. Анафофа (см. Иер.11,21), того самого города, в котором прошла блаженная юность святого, где он когда-то черпал теплую любовь, где мог найти покой и тишину для своей нежной души. “Жители Анафофа совещались о смерти Иеремии, - пишет преподобный Ефрем Сирин, - и говорили: вложим древо в хлеб его, то есть в пищу ему дадим дерево, потому что в Писании все употребляемое в пищу называется хлебом. Предложить кому-либо дерево значит или бить его деревом, или повесить на дереве, или сожечь…. И как истребляется дерево, когда пекут на нем хлеб, или зажигают им дом: так пусть истребится дерево, когда будем бить, сожжем или повесим плоть пророка. Из такой-то муки жители Анафофа уготовляли хлеб Иеремии”. Тот же учитель церкви указывает и причины, спровоцировавшие ненависть анафофцев: “Конечно же две были причины к сей ненависти: одна общая, потому что Иеремия обличал в народе общий грех идолопоклонства и приводил иудеев в ужас страшными угрозами, предрекая падение царства и разорение городов; другая же причина была частная, ибо жители Анафофа завидовали Иеремии, видя его превосходство пред прочими священниками, жившими в Анафофе, и зная, что имя Иеремиино было в почтении у всего народа”.

Горькую чашу к встречи с пророком готовил и Иерусалим. За обличительные слова от лица Бога Иеремия оказался отверженным правящими кругами Иерусалима. Первый яркий инцидент произошел с начальником дома Божия священником Пасхором (Иер.20,1), о котором жестко отзывается блаженный Иероним: “Это был первосвященник храма; данным ему священным саном он пользуется превратно,- не для того, чтобы учить и обличать словом, а чтобы устрашать муками”. За то, что “пророк сей обличал собратий его священников; и Пасхору прискорбно было, что Иеремия в царственном городе открыто учит против воли священников, воспрещавших ему сие”, этот человек лишает Иеремию свободы, посадив его в колоду (Иер.20,2). Под колодами блаженный Феодорит понимает некое тесное подземное помещение, которых “много было в храме, построенном Соломоном”. Св. Иеремия оказался лишним и всему остальному еврейскому обществу, разжигаемому ревнивыми священниками и пророками. Оно уже мечтало об умерщвлении пророка Божия (Иер.18,18). Преподобный Ефрем Сирин следующим образом комментирует нечестивые мотивы иудеев: “Нам полезно, чтобы умер Иеремия; ибо иначе, от враждебного нам пророчества его погибнет закон у священников, совет у мудрых, слово у пророков, но, говоря сие, разумеют они нечестие, совет лукавый и слово лживое. А если будет умерщвлен Иеремия, не прекратится ни закон, ни священство, ни пророчество. Итак, или по этой причине искали иудеи умертвить Иеремию, или, что вернее, они под благовидным предлогом хотели скрыт свой лукавый умысел, внушая народу, что преследуют пророка за вину его, называли его коварным обманщиком…”. Воплощению коварного замысла недоставало соизволения царского решения. Гордый близорукий Иоаким (609-598 гг. правления) был для этого вполне подходящей фигурой. Он не стал долго терпеть колкого пророка, но заточил его в темнице (Иер.36,5). Дух же пророческий так и не удалось преломить раздраженному царю. “Он был в темнице и не оставлял пророчества! Обратим внимание на мужество праведника и любомудрие души его. Он не сказал себе: столько огорчений постигло меня за эти смелые речи. Бесчисленное множество слов истратил я и не имел никакого успеха, и не приобрел себе ничего, кроме того только, что меня заключили в узы, и еще не избавил меня Бог от этих уз, как опять посылает меня к тем же зверям. Ничего такого он не сказал и даже не подумал, но имел только одно, как бы исполнить повеление Владычне”,- так характеризовал св. Иеремию Иоанн Златоуст.

Много бед досталось пророку от правящей иудейской верхушки в правление мягкотелого царя Седекии (598(7)-587(6) гг. правления). Темная темница, топкая грязная яма стали постоянным его домом. Подобными действиями евреи свидетельствовали лишь о своей черствости и нераскаянности к призывам Яхве. Их озлобленность по отношению к Богу, вере своих отцов, к своим подчиненным (ср. Иер.34,16) и, наконец, к самому пророку, глубоко потрясли душу праведника. Вместо решительных исправительных действий в сторону покаяния св. Иеремия столкнулся с косностью в грехах. Надеясь на благоговение к словам Божиим, получил за них лишь темницу и поношения. Вместо любви- скорби и жестокость.

Однако же страдания, пережитые Иеремией, произвели в его сознании глубокий переворот. Они помогли ему новыми глазами взглянуть уже на Самого Создателя. Блаженный Феодорит поясняет, что произошло в душе пророка Божия: “Бог не напрасно попустил пророку испытать скорби; но, поскольку нередко готов он был приносить молитвы за беззаконных, то с намерением убедить, чтобы не признал он человеколюбивым себя, сокровище же благодати немилосердным, Бог попустил это восстание на него иудеев”. Таким образом, пророку была дана возможность воочию убедиться в том, что его окружали всего лишь бездушные тела, что имел дело с нравственно сгнившим народом. Этот народ мог пробудиться только через смерть и собственное воскресение. Но на этом мрачном фоне пророк смог созерцать Божественную любовь к несчастному человеческому роду. Образ праведного Яхве, каравшего детей за вину отцов (Иер.31,29-30), становился иным. Пророк Иеремия увидел Многомилостивого, неисследимых глубин человеколюбия, Бога. Речи богоносного Иеремии, словно источники живой воды, забили удивительным учением о Новом Завете Яхве со своим народом (Иер.31,31-37).


 Проект «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования»
Сайт создан при поддержке РГНФ, проект № 14-03-12003
 
©2008-2017 Центр библеистики и иудаики при философском факультете СПбГУПоследнее обновление страницы: 24.3.2014
Страница сформирована за 15 мс 
Яндекс.Метрика