Этот текст скопирован из другой on-line библиотеки, адрес исходного файла в которой не удаётся определить по техническим причинам

Ссылки, приводимые ниже, могут не работать или вести на страницы вне нашего сайта – будьте внимательны и осторожны: создатели сайта «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования» не несут ответственности за возможный риск, связанный с переходом по ссылкам на другие сайты. В особенности будьте внимательны при переходе по ссылкам рекламного характера, ссылкам, смысл которых Вам непонятен, и по ссылкам, текст которых отображён явно некорректно.

Авторские права (если таковые существуют) на приводимый ниже текст принадлежат авторам оригинальной публикации

.

Пчела - сайт православной экзегетики

 

Победа Иеремии вторая

Победа Иеремии вторая: “Народ, уцелевший от меча, нашел милость в пустыне, иду успокоить Израиля”

“И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари” (Быт.32,24). Одинокий патриарх боролся в ночном мраке, как сказано, вплоть до появления зари. К слову сказать, ночная тьма - не время хождения, и уж тем более не время схватки с соперником. Ночное время борения Иакова святыми отцами истолковывается по-разному. Так, к примеру, святитель Кирилл Александрийский усматривает в этом то, что Иаков не имел “ни божественного света в уме, ни светлого дня, ни зари, мысленно восходящей в сердцах верующих”, поскольку он “искал недостижимого, решившись богоборствовать и одолеть всемогущего Бога”. Тогда как Иакова ночной мрак окутывал извне, то Иеремия был окружен мраком греховным “богоизбранного народа”. Свет Божественной благодати оставил эту землю, слава Господня отступила от народа. На Иерусалим наступала ночная тьма, как свидетельствовал сам вероломный народ: “Горе нам! День уже склоняется, распростираются вечерние тени” (Иер.6,4). Лишь светлые молитвенные воздыхания св. Иеремии прорывались через эту греховную тьму к Богу. Однако же Яхве неоднократно прерывал молитвы праведника (см. Иер.7,16; 11,14; 14,11; 15,1). Господь отрезвлял сознание пророка, требуя открыть глаза и осмотреться, прежде чем просить за грешников: “Не видишь ли, что они делают в городах Иудеи и на улицах Иерусалима?” (Иер.7,17). “Итак, блаженный пророк, - как бы озвучивая слово Божие, говорит Иоанн Златоуст, - оставь их, и не возноси ко Мне за них молитвы, а заботься только о том, как уврачевать их болезнь, чтобы привести их в чувства своей немощи, и возвратить их ко здравию; тогда и Я сделаю все, что от Меня зависит. Я не медлю и не отлагаю, когда вижу благорасположенную душу; одного только требую - исповедания согрешений, и после этого уже не подвергаю их суду. Трудно ли и тягостно ли Мое требование? Если бы Я не знал, что они становятся еще хуже именно оттого, что не исповедают своих прежних грехов, то Я и этого не требовал бы. Но Я знаю, что род человеческий весьма склонен ко греху; потому и желаю, чтобы они исповедали прежние грехопадения, чтобы такое исповедание удерживало их от новых падений в те же грехи”.

Но неутомимый ходатай не прекращал молитв. Он как будто, действительно, находился в ночной тьме, замкнувшей его глаза. Св. Златоуст подмечает за ним даже хитрость, примененную по отношению к Богу. Вот, что он пишет: “Пророк молился за людей грешных, за которых молиться было часто запрещаемо; потому он наперед заставляет плакать самый город. Так как Бог постоянно говорил: не молись о них, то он наперед представляет город просящим о человеколюбии, чтобы отсюда получить некоторый предлог и справедливый повод к молитве за них перед Богом… Далее, когда тот (т.е. город) оплакал собственное несчастье, он (пророк) говорит: знаю, Господи, что не в воле человека путь его, что не во власти идущего давать направление стопам своим”. Несмотря на это Бог усиливает призыв к Иеремии оставить молитву. При этом пророк слышит о полной безысходности для погибающего Иерусалима, слышит о том, что никто уже не сможет предотвратить надвигающиеся суды Божии. Сам св. Иеремия свидетельствует об этом: “И сказал мне Господь: хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не преклонится к народу сему; отгони их от лица Моего, пусть они отойдут. Если скажут тебе: “куда нам идти?”, то скажи им: “так говорит Господь: кто обречен на смерть, иди на смерть; и кто под меч,- под меч; и кто на голод,- на голод; и кто в плен,- в плен” (Иер.15,1-2). Вскоре суды Божии положили конец Иерусалиму. Греховный мрак приготовил ему гроб. Богоизбранный народ, за который так ратовал блаженный пророк, был отведен в плен, в господствующий всем Ближним Востоком грозный Вавилон. Итог борьбы был налицо. И все же молитва не оказалась бесплодной. Напротив, по словам св. Киприана Карфагенского, “Бог неохотно прощает идолопоклонников”. Также полагает и св.Амвросий Медиоланский: “Иеремия, который хотя и сказано ему было от Бога (Иер.7,16),- однако молился и испросил прощение. Господь преклонился чрез прошение столь великого пророка и к помилованию Иерусалима. Ибо и сей град приносил покаяние о грехах своих… Бог, услышав эту молитву, милостивно говорит: “Иерусалим! Сними с себя одежду плача и озлобления твоего, и оденься в благолепие славы от Бога навеки” (Вар.5,1)”.

Из слов этих отцов можно видеть, насколько была судьбоносной в жизни Израиля роль блаженного Иеремии. Он оказался помилованным. Однако, вчитываясь в слово Божие, мы разумеем историю Израиля и его судьбу в ключе богоизбранности. Мы слышим, как пророк говорит: “Любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение” (Иер.31,3). Таким образом, заключаем причину возвращения народа Божия из плена - вечная любовь к избранному народу. Итак, Бог вершил Свое таинственное дело. Это были методы мудрого Педагога, как именовал Бога Климент Александрийский. Здесь мы видим ласки и нежности, строгие выговоры и телесные наказания. Вавилонский плен явился вынужденным педагогическим приемом, после чего вновь в объятия Отца. Но это и было искренним желанием св. Иеремии, чтобы народ не был отвержен, но вернулся к Богу с покаянием и чистым сердцем. Желание пророка воплотилось через семьдесят тяжелых духовно-полезных лет.


 Проект «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования»
Сайт создан при поддержке РГНФ, проект № 14-03-12003
 
©2008-2017 Центр библеистики и иудаики при философском факультете СПбГУПоследнее обновление страницы: 24.3.2014
Страница сформирована за 31 мс 
Яндекс.Метрика