Этот текст скопирован из другой on-line библиотеки, адрес исходного файла в которой не удаётся определить по техническим причинам

Ссылки, приводимые ниже, могут не работать или вести на страницы вне нашего сайта – будьте внимательны и осторожны: создатели сайта «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования» не несут ответственности за возможный риск, связанный с переходом по ссылкам на другие сайты. В особенности будьте внимательны при переходе по ссылкам рекламного характера, ссылкам, смысл которых Вам непонятен, и по ссылкам, текст которых отображён явно некорректно.

Авторские права (если таковые существуют) на приводимый ниже текст принадлежат авторам оригинальной публикации

.

Пчела - сайт православной экзегетики

 

Победа Иеремии третья

Победа Иеремии третья: Яхве обретен Спасителем

Молитва не оказалась бесплодной и для самого пророка. Своей дерзновенной молитвой он достиг важнейшего во взаимоотношениях с Яхве: изгнал от себя смертельный ужас, который испытывала его душа при встрече с Богом. О таком состоянии пророка мы находим свидетельство в вопле св. Иеремии к Богу: “Не будь страшен для меня” (Иер.17,17).* Но почему пророк просит Бога не быть страшным для него, тогда как, страх Божий, как известно, является одним из благодатных даров Святого Духа? Ведь сказано же в псалмах Давида: “Начало мудрости - страх Господень” (Пс.110 (111), 10); и от лица мудрого Екклесиаста было выражено: “Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека” (Еккл.12,13). Но не о таком страхе** взывал св. Иеремия, но о смертельном ужасе, в котором нет надежды, который оборачивался конечной погибелью.***

Но как такой ужас мог проникнуть в сердце стол великого праведника, которого Бог освятил “еще прежде, нежели тот вышел из утробы”? На это легче будет ответить, если обратиться к цели пророческой миссии, на которую он был призван. Господь, избирая юного Иеремию на пророческое служение, изрек: “Смотри, Я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать , созидать и насаждать” (Иер.1,10). А это были народы и царства, глубоко закостеневшие в грехах и идолопоклонстве. Иеремии же надлежало погрузиться в сердцевину растленного общества в надежде обрести там еще не умершие души. Пламенная любовь ко своему народу оказалась крепким подспорьем в исполнении воли милосердного Бога. Сердце пророка стучало к каждой встречной душе в целях ее пробуждения. Из этого ада возносились к Богу ходатайственные моления: “Вспомни, что я стою пред лицом Твоим, чтобы говорить за них доброе, чтобы отвратить от них гнев Твой” (Иер.18,20). Однако ужас чужого греха, который испытал пророк, лег тенью на его нежную душу. “О сокрушении дщери народа моего я сокрушаюсь, хожу мрачен, ужас объял меня” (Иер.8,21-22), - плакал страдалец. Пророк вошел в беспросветный греховный мрак своего народа. Это испытание было испытанием жизни и смерти. “Если ты обратишься, то Я восставлю тебя, и будешь предстоять пред лицом Моим; и если извлечешь драгоценное из ничтожного, то будешь как Мои уста”, - обратился теперь к пророку праведный Судия (Иер.15,19). Поистине выбор невелик! Третьего пути не дано! Насколько ты крепок, пророк? Из этого греховного мрака страшно и смертельно было взирать на ослепительный свет лица Божия. Страницы Библии запечатлели крик св. Иеремии: “Не будь страшен для меня”. Взирая через призму греха на небо, пророк мог видеть лишь ужас смерти, видеть то, что было единственным концом греховного пути.

Вновь излилась из его сердца молитва: “Наказывай меня, Господи, но по правде, не во гневе Твоем, чтобы не умалить меня” (или у Л.В. Маневича: “Накажи меня, о Господь, но справедливо, не во гневе! Не губи меня”) (Иер.10,24). Св. Иеремия призывал правду Божию рассудить о нем, помня, что за грех предстоит смерть. В этом смысле пророк оказался подобным многострадальному Иову, взывавшему к праведному Судии для своего оправдания: “Вот, Он убивает меня, но я буду надеяться; я желал бы только отстоять пути мои пред лицом Его!” (Иов.13,15). Твердое убеждение в своей невинности перед правдой Божией позволило ему в дерзновении сравнить себя с жертвенным агнцем: “А я, как кроткий агнец, ведомый на заклание…” (Иер.11,19). Что могло означать такое сравнение? Богу в жертву приносится всегда самое лучшее и чистое. Агнец, к тому же, однолетний, представляет себой совершенно беззащитное животное. Именно таким Агнцем был назван Христос в Евангелии от Иоанна (Ин.1,29; ср.Ин.1,36). Святитель Кирилл Александрийский, проводя разницу в жертвенных животных, уточняет: "“Агнец по закону почитается как чистая и непорочная жертва, а козлы всегда приносятся на жертвенник за грехи”. Таким агнцем воспринимал себя блаженный пророк, которого Бог предпочел Себе в жертвенное возношение.

Борьба Иакова окончилась с восхождением зари, и Борющийся отступил от него. “Понимаешь ли, - рассуждает святитель Кирилл Александрийский, - как не выносит борьбы при свете дня? Потому что не борется с находящимися во свете…. Ибо только тогда, когда взойдет в уме нашем Свет Правды, то есть Христос, и когда в сердца наши ниспошлет он мысленное сияние, мы представимся Ему светлыми посредством честности во всем и явим себя достойными призрения свыше; потому что очи Господни, как сказано, на праведных”. Подтверждение словам святителя Кирилла можно проследить и в эпизоде с патриархом Авраамом: Бог отступил от него лишь тогда, когда узрел в Своем рабе решимость веры при заклании любимого сына, испытав его веру. Все они предстали Богу “светлыми посредством честности во всем”, как выразился святитель Кирилл Александрийский.

И вновь возвращаемся к образу блаженного Иеремии. Преданность пророка Ему не сломилась в испытаниях, Бог отступил от него: “Господь сказал: конец твой будет хорош, и Я заставлю врага поступать с тобою хорошо во время бедствия и во время скорби” (Иер.15,11). Образ Яхве, несущего погибель, рассеялся в душе Иеремии, вытисняемый новым явившимся образом - пред ним предстает Яхве – Спаситель, в котором все его упование. Уста пророка пламенным славословием воскликнули Богу: “Ты – надежда моя в день бедствий” (Иер.17,17).Бог ответствует пророку утешением: “Я с тобою, чтобы спасать и избавлять тебя” (Иер.15,20). Итак, борение св. Иеремии завершилось; победой явилось обретение Бога Спасителем.


 Проект «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования»
Сайт создан при поддержке РГНФ, проект № 14-03-12003
 
©2008-2017 Центр библеистики и иудаики при философском факультете СПбГУПоследнее обновление страницы: 24.3.2014
Страница сформирована за 15 мс 
Яндекс.Метрика