Этот текст скопирован из другой on-line библиотеки, адрес исходного файла в которой не удаётся определить по техническим причинам

Ссылки, приводимые ниже, могут не работать или вести на страницы вне нашего сайта – будьте внимательны и осторожны: создатели сайта «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования» не несут ответственности за возможный риск, связанный с переходом по ссылкам на другие сайты. В особенности будьте внимательны при переходе по ссылкам рекламного характера, ссылкам, смысл которых Вам непонятен, и по ссылкам, текст которых отображён явно некорректно.

Авторские права (если таковые существуют) на приводимый ниже текст принадлежат авторам оригинальной публикации

.

Пчела - сайт православной экзегетики

 

Победа Иеремии первая: “И человеков одолевать будешь”

Однако поражение, вынесенные страдания и язвы, отнюдь не повергли пророка на землю, но, напротив, вознесли его над всем Израилем. Яхве не допустил Иеремии быть побежденным в его поражении, так же, как некогда не допустил патриарху Иакову оказаться низложенным, ибо увидел, что “не одолевает его” (Быт.32,25). Борение св. Иеремии принесло, что некогда св. Иакову его борьба. Он стал “одолевать человеков”. Пророк победил людскую ненависть, которую принимал в ответ ходатайство о них перед Богом. Злоба и гнев евреев были уничтожены судом Божиим. Вавилонский плен, словно наложенный пост, отрезвил их сознание. Вместо ненависти глубокое уважение и почитание пробудились к пророку. Он оказался высоко оцененным в глазах народа Божия. Пред евреями предстал образ мужественного ратоборца и братолюбца. Страницы Священного Писания увековечен этот образ Иеремии, что и можно будет сейчас пронаблюдать.

Жизнь пророка внезапно оборвалась. Ее исход нам приоткрыла Предание Церкви. Так у святителя Ипполита Римского мы читаем: “Иеремия, который вместе с оставшимися, после переселения народа в Вавилон, был отведен в Египет и поселился в Тафнах, где он пророчествовал и затем умер, побитый камнями своими же соотечественниками”. Не смотря на это, образ пророка-мученика в сознании Израиля в корне переменился. Исполнение предсказаний, вкушение сполна горя и потеря дорогого храма побудили его взирать на св. Иеремию как на пламенного патриота. Так, например, ревнителю веры и поборнику свободы Израиля Маккавею, для поддержания его духа, было дано видение двух мужей-ходатаев, один из которых был Иеремия. “Потом явился другой муж, украшенный сединами и славою, окруженный дивным и необычайным величием. И сказал Ония: Это братолюбец, который много молится о народе и святом городе, Иеремия пророк Божий” (2 Макк.15,12-17). В другом месте, утешая мать сынов Маккавейских, Господь обещает ей в помощь двух мужей, с которыми Он имеет совет: “Не бойся, мать сынов: ибо Я избрал тебя, говорил Господь. Я пошлю тебе в помощь рабов Моих Исаию и Иеремию, по совету которых Я освятил и приготовил 12 дерев, обремененных различными плодами…” (3 Езд.2,17-19). Наконец, благоговейное почитание пророка можно усмотреть и в Евангелии. Однажды, когда Иисус пришел с учениками в страны Кесарии Филипповой, Он спросил у них: “За кого люди почитают Меня, Сына человеческого?” (Мф.16,13). Вопрос был задан ученикам не случайно. Они были прежде всего свидетелями Его дивных чудес, которые не мог совершить простой смертный. Ему покорялась стихия, отступали злобные духи, растворялись болезни, просыпались мертвые и самое важное чудо – чудо Его слова, когда пробуждались грешные души. Все это было для и ради народа. И теперь Спаситель жаждет ответной любви – принятие Его как обетованного Мессию. “И показывая, - рассуждает Иоанн Златоуст, - как сильно желает, чтобы исповедывали Его воплощение, говорит: Сына Человеческого, - разумея под этим и божество…”. Ответ же от лица простого народа оказался весьма печальным. Хотя, что стоит внимания, мнение народа было “без всякого лукавства”. “Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков” (Мф.16, 14). Мнения народные оказались разными. Они звучали вслух, бурно обсуждались в толпах и были известны многим, в том числе и ученикам Христа. Но, как ни странно, ни одного не было правильным. Их простоте ума, очевидно, мешали яркие образы святых мужей, которые по-своему ассоциировались со Христом, отождествлялись с Его личностью. Св. Феофилакт Болгарский так рассуждает об этом: “Те, которые называли Его Иоанном, были из числа тех, кои подобны Ироду думали, что Иоанн после воскресения и этот дар (дар чудотворения) получил. Другие называли Илиею, потому что Он обличал и потому ожидали, что он придет; третьи - Иеремиею, потому что Его мудрость была от природы и без научения, а Иеремия определен был на пророческое служение и еще дитятей”.

Перечисленные эпизоды, без сомнения, выдают благоговейное почитание народом этого пророка. Образ пророка наделяется даром чудотворения и глубокой мудростью. А это значит, что борение его со Всевышним оказалось успешным. В этом смысле слова, сказанные Богом своему избраннику: “Они сами будут обращаться к тебе, а не ты будешь обращаться к ним” (Иер.15,19), исполнились.


 Проект «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования»
Сайт создан при поддержке РГНФ, проект № 14-03-12003
 
©2008-2017 Центр библеистики и иудаики при философском факультете СПбГУПоследнее обновление страницы: 24.3.2014
Страница сформирована за 0 мс 
Яндекс.Метрика