Этот текст скопирован из другой on-line библиотеки, адрес исходного файла в которой не удаётся определить по техническим причинам

Ссылки, приводимые ниже, могут не работать или вести на страницы вне нашего сайта – будьте внимательны и осторожны: создатели сайта «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования» не несут ответственности за возможный риск, связанный с переходом по ссылкам на другие сайты. В особенности будьте внимательны при переходе по ссылкам рекламного характера, ссылкам, смысл которых Вам непонятен, и по ссылкам, текст которых отображён явно некорректно.

Авторские права (если таковые существуют) на приводимый ниже текст принадлежат авторам оригинальной публикации

.

Пчела - сайт православной экзегетики

 

Пассия пророка

Страдания, легшие на плечи пророка Божия, явились предметом богословских размышлений сонма христианских экзегетов. События, связанные со скорбями пророка, становятся дверью, за которой открывается Новый Завет. Там за многовековым покровом уже виднеется Голгофская гора с крестным древом прободенного Сына Человеческого. По замечанию святителя Дмитрия Ростовского: “Пророчествовал святой Иеремия и о страдании Господа Иисуса Христа, являя в себе самом таинственный прообраз Его, кроткого Агнца, ведомого на заклание”. Такой двойственный характер пророчества через слово и сам образ жизни готовил добрую почву для того, чтобы узнать в рожденном в пустынном вертепе Богомладенце ожидаемого Мессию. Он окажется беззащитным и одиноким; против него устроят заговор все, кто был носителем мира, на каждом шагу будут оглядываться на него, ожидая Его падения. Все будут искать удобного случая для мщения Ему.

Примерно за шестьсот лет до прихода Мессии об этом уже пророчествовал святой Иеремия, за шесть веков до Христа это уже переживал и испытывал пророк (Иер.20,10). Поистине таинственные слова вырвались из уст пророка Иеремии, сказавшего от первого лица: “А я, как кроткий агнец, ведомый на заклание, и не знал, что они составляют замыслы против меня, говоря: положим ядовитое дерево в пищу его, и отторгним его от земли живых, чтобы и имя его более не упоминалось” ( Иер.11,19). Мнения отцов Церкви в толковании этого места разделились. Одна сторона за этим стихом понимала только пророческое слово о Христе. Так о крестной смерти Агнца Божия говорит святой святитель Кирилл Иерусалимский. Святой Киприан Карфагенский в этом месте делает акцент на наименовании Сына Божия “Овцей и Агнцем, уготованным на заклание” и, “что иудеи пригвоздят Его ко кресту”. Мученик Иустин Философ в этом месте увидел совет и решение иудеев о крестной смерти Христа. Преподобный Иосиф Волоцкий также повторит мысли древних отцов о том, что “хлебом пророк называет Плоть Христову, древом - крест”. Блаженный Иероним смело утверждает: “Все церкви согласно разумеют, что в лице Иеремии это говорится Христом, что Ему Отец открыл, как Ему должно говорить и показал Ему деяния иудеев…”. Наконец блаженный Феодорит прямо подчеркивает, что это нисколько не относится к Иеремии, ибо он погиб не на кресте, но от побиения камнями, а только ко Спасителю.

На другой стороне в осмыслении этого места оказался св. Ефрем Сирин. В пассии, самого Иеремии он видит прообраз страдания Христа. Пророк, страдая сам, тем самым пророчествует о страданиях Спасителя. “Так жители Анафофа совещались о смерти Иеремии и говорили: вложим древо в хлеб его, то есть в пищу ему дадим дерево, потому что в Писании все, употребляемое в пищу, называется хлебом. Предложить кому-либо дерево, значит или бить его деревом, или повесить на дереве, или сожечь; также выражение - глотать удары, значит, подвергаться ударам жезла. И как истребляется дерево, когда пекут на нем хлеб, или зажигают им дом: так пусть истребится дерево, когда будем бить, сожжем, или повесим плоть Пророка. Из такой-то муки жители Анафофа уготовили хлеб Иеремии. Но в Иеремии таинственно представлен был только образ; потому что иудеи умертвили его не древом, но камнями. Исполнилось же сие на Господе нашем. Ему иудеи вложили древо в хлеб, то есть умертвили Его, пригвоздив к древу”,- такие глубокие рассуждения представил св. Ефрем в защиту своего утверждения. Из древних преданий нам известно, какой смертью погиб пророк Иеремия: побиение камнями от рук своего любимого еврейского народа.

Надвигались ночные холодные тени на светлую жизнь Иеремии: злостный совет священников и пророков постановил умертвить его (Иер. 26, 7-9). К ним примкнул и весь народ. Одинокому Иеремии, по слову блаженного Феодорита, готовился “плод человекоубийства”. Плод убийства был преподнесен истинному Человеку – Христу по плоти. Замысел богоубийства был рожден в сердцах священников и учителей народных (книжников и фарисеев). Пред правителем Палестины, римским прокуратором Понтием Пилатом спустя, примерно, шесть веков по убиении Иеремии, уже громыхала та же самая разбушевавшаяся народная толпа. Она истерически изрыгала смертный приговор Христу “возьми, распни Его”. Народ добровольно призывал на себя слова проклятия: “Кровь Его на нас и на детях наших”.

Сын Человеческий, прообразом Которого был пророк Иеремия, не забыл своих страдальцев-мучеников. Он - Отец будущего века, как назвал Его пророк Исаия принял своих подлинных чад. С убийц и всех соучастников этих преступлений Христос грозно обещает взыскать кровь Своих страдальцев: “Да взыщется от рода сего кровь всех пророков, пролитая от создания мира, от крови Авеля до крови Захарии, убитого между жертвенником и храмом. Ей, говорю вам, взыщется от рода сего” (Лк.11,50-51).

Пророк Иеремия, пламенный ходатай за грешных людей - светлый образ Христа, как его назвал А.Бухарев, наконец дождался истинного Ходатая перед Богом, праведную “Отрасль Давида”, Которую в свое время созерцал и Которой утешал свой погибающий народ (Иер.23,5).


 Проект «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования»
Сайт создан при поддержке РГНФ, проект № 14-03-12003
 
©2008-2017 Центр библеистики и иудаики при философском факультете СПбГУПоследнее обновление страницы: 24.3.2014
Страница сформирована за 31 мс 
Яндекс.Метрика