Этот текст скопирован из другой on-line библиотеки, адрес исходного файла в которой не удаётся определить по техническим причинам

Ссылки, приводимые ниже, могут не работать или вести на страницы вне нашего сайта – будьте внимательны и осторожны: создатели сайта «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования» не несут ответственности за возможный риск, связанный с переходом по ссылкам на другие сайты. В особенности будьте внимательны при переходе по ссылкам рекламного характера, ссылкам, смысл которых Вам непонятен, и по ссылкам, текст которых отображён явно некорректно.

Авторские права (если таковые существуют) на приводимый ниже текст принадлежат авторам оригинальной публикации

.

Пчела - сайт православной экзегетики

 

Он имеет большую и высокую стену...

Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов; на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых: с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот.

Город имеет большую и высокую стену. Этим означена полная и совершеннейшая защищенность города. Но с другой стороны, этот город уже не будет иметь врагов, ибо они погибли. “Ты утвердишься правдою, будешь далека от угнетения, ибо тебе бояться нечего, и от ужаса, ибо он не приблизится к тебе” (Ис. 54,14) — говорит Исаия об израильской Церкви. Он же говорит то, что “ворота его не будут запираться” (ст. 25). Стена города более указывает на его благоустроенность и благоукрашенность. Оборонительную же роль стены особо можно усматривать в условиях земного странствования Церкви.

Большая и высокая стена, “охраняющая живущих во святом граде, есть Христос”, — пишет Андрей Кесарийский. С другой стороны, устами НевестыСуламиты говорит Пречистая Дева Богородица всем верным чадам Церкви: “Я — стена” (Песн. 8,10). Потому и взываем молитвенно: “Спаси от бед рабы Твоя, Богородице, яко вси по Бозе к Тебе прибегаем, яко нерушимой стене и предстательству”. “Яко стену прибежища стяжахом, и душ всесовершенное спасение, и пространство в скорбех, Отроковице, и просвещением Твоим присно радуемся: о, Владычице, и ныне нас от страстей и бед спаси”. “Пристанище и предстательство к Тебе прибегающих буди, Дево, и стена нерушимая, прибежище же и покров и веселие”. (Из молебного канона к Богородице”).

Стена города имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов; на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых.

Двенадцать ворот в стене Иерусалима означают двенадцать колен Израилевых. Имена этих колен и начертаны на них, как в древности были написаны на нарамнике израильского первосвященника. В видении пророка Иезекииля двенадцать ворот города, именующегося “Господь там”, также называются именами колен Израилевых (Иез. 48,3035). Имена колен Израилевых на воротах Небесного Иерусалима указывают на спасение Израиля, которое совершится в кончину века. “И так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова. И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их” (Рим. 11,2627). Спасется причем не только уцелевшее колено Иуды, но и все двенадцать. Бог придет к цели с народом Своим. Так сыны двенадцати патриархов, сынов Иакова, станут сынами вечности.

С другой стороны, здесь разумеется духовный Израиль, Церковь искупленных Ветхого и Нового Заветов. О духовном значении имен колен Израилевых см. 7,48. Исповедание (Иуда), видение (Рувим), искупление (Гад), блаженство (Асир), молитва (Неффалим), забвение (Манасия), послушание (Симеон), священнодействие (Левий), награда (Иссахар), сила и благоухание (Завулон), приложение (Иосиф), болезнь (Вениамин) — вот двенадцать ворот, вводящих в небесный Иерусалим. Нареченных этими именами, Бог нарекает своими чадами.

Двенадцать ворот означают и двенадцать апостолов, через проповедь которых все народы входят в Церковь. Это и двенадцать догматов апостольского учения (см. никеоцареградский Символ веры), просвещающие весь мир. Двенадцать апостолов указывают вход к Богу и в Его город.

На воротах города соответственно двенадцать ангелов. О том, что верным дается ангелхранитель, неоднократно свидетельствует Писание: “Ибо (Бог) Ангелом Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих: на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею” (Пс. 90,1112). Ангелы “суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение” (Евр. 1,14). “Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного” (Мф. 18,10). В то, что всякий христианин имеет своего ангелахранителя всегда веровала Церковь. “Тем более, — пишет Андрей Кесарийский, — двенадцати апостолам споспешествуют в евангельской проповеди двенадцать первейших ангелов”. Двенадцать особых, высших ангелов покровительствовало двенадцати апостолам в их трудах. Они стоят как привратники Церкви и небесного города вечности. Эти ангелы охраняют всегдашнюю радость и веселие, совершеннейшую чистоту обитателей святого города.

Далее тайнозритель описывает расположение стен и ворот города: с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот.

Стены города соответствуют четырем сторонам света. На каждую сторону — по трое ворот. Это напоминает устройство Соломонова медного моря в храме. “Стояло оно на двенадцати волах: три глядели к северу и три глядели к западу, и три глядели к югу, и три глядели к востоку, — и море на них сверху” (2 Пар. 4,4). Трое ворот на всех четырех сторонах означают, что через апостольскую (12) проповедь народы всех четырех сторон света придут поклониться Пресвятой Животворящей Троице. Крестообразное расположение ворот показывает, что именно крест научает все народы истинному богопочитанию. Только через крест открывается всем четырем концам мира Троица. Крест соединяет и скрепляет собой весь мир и примиряет его с Богом, с Пресвятой Троицей. (В любом строительстве крест есть соединительное и скрепляющее звено всякого сооружения). А вот свидетельство человека, участвовашего в разрушении храмов. Это было при снятии креста с Введенского собора в Оптиной пустыни: “Подходит ко мне инструктор по физкультуре Петька Соколов и говорит, что ему поручили снять крест с собора и чтобы я ему помог. Ну, я согласился. По молодости. И надо сказать, что я пережил в связи с этим одну из самых страшных минут в своей жизни. Пока мы отвинчивали гайки, мы держались за крест, а когда он полетел на землю, нам держаться стало не за что, я думал, что поседею” (Вл. Солоухин, “Время собирать камни”, “Современник”, М., 1980, стр. 251). Воистину — когда полетел крест на землю, деражаться стало не за что!.. “Все части мира, — говорит святой Василий Великий, — приведены ко спасению частями креста”. Христос пришел чтобы “в одном теле примирить обоих (язычников и израильтян. — Г.Ф.) с Богом посредством креста, убив вражду на нем” (Еф. 2,16).

Трое ворот города со всех четырех сторон означает также “троическую четверицу апостолов, — исповедницу Святой Троицы” (Андрей Кесарийский). Еще здесь можно разуметь Евангелие Троицы, посланное на все четыре стороны света, либо четыре Евангелия, являющие Троицу.

Устройство ворот Иерусалима указует нам также таинственное значение священного числа двенадцать. 12=3ґ 4. Четыре — число этого мира, его стихий, его природы, его сторон, его измерений. Три — число единого Бога в Самом Себе, число Его ипостасей. Двенадцать — 3ґ 4, означает явление Троицы миру, соединение Бога с тварью, проникновение и освящение земли небесным существом. Апостольская (12) Церковь есть Троица, явленная миру (3ґ 4). Или мир, погруженный в недра троической жизни Бога (4ґ 3).


 Проект «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования»
Сайт создан при поддержке РГНФ, проект № 14-03-12003
 
©2008-2017 Центр библеистики и иудаики при философском факультете СПбГУПоследнее обновление страницы: 24.3.2014
Страница сформирована за 31 мс 
Яндекс.Метрика