Этот текст скопирован из другой on-line библиотеки, адрес исходного файла в которой не удаётся определить по техническим причинам

Ссылки, приводимые ниже, могут не работать или вести на страницы вне нашего сайта – будьте внимательны и осторожны: создатели сайта «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования» не несут ответственности за возможный риск, связанный с переходом по ссылкам на другие сайты. В особенности будьте внимательны при переходе по ссылкам рекламного характера, ссылкам, смысл которых Вам непонятен, и по ссылкам, текст которых отображён явно некорректно.

Авторские права (если таковые существуют) на приводимый ниже текст принадлежат авторам оригинальной публикации

.

Пчела - сайт православной экзегетики

 

Нераскаянность - неминуемая гибель

Неудачи проповеди, равнодушие слушателей к слову Божию наносили нескончаемые раны св. Иеремии. Бесчувственность соплеменников, с веющим от нее холодом, сковывало оптимизм пророка. Он был вынужден принимать ту горькую реальность, которая его окружала. В пророке, тем не менее, еще теплились надежды обрести сочувствующие ему души. Внутреннее чувство, можно сказать, с детской наивностью предлагало ему обратиться к высшему классу общества от простецов, которые “может быть, бедняки; они глупы, потому что не знают пути Господня, закона Бога своего” (Иер.5,5). В толпе, с ее примитивной языческой верой, праведник явно разочаровался. Она была падка на разнообразные магические культы, которые пользовались большим спросом в практической жизни земледельца. В высоких нравственных требованиях теперь, вероятно, простолюдин не нуждался. Не смотря на это, пророк со снисхождением относится к обреченному народу: главной извиняющей их причиной св.Иеремия видит народную глупость (ср. Иер.5,4). От лица пророка блаженный Иероним говорит: “Я рассуждал сам с собой: быть может грубый народ не может познать вразумления Божия и потому его можно извинить, что по невежеству он не может разуметь повелений Божиих”. Еще один путь, в котором можно попытаться поискать истину. Он должен оказаться удачным. Это учителя закона, которые “знают путь Господень, закон Бога своего” (Иер.5,5). Они владеют прекрасным достоянием- книгой закона, которая не так давно была обретена первосвященником Хелкией при царе Иосии (4 Цар.22,8). “Пойду я к знатным и поговорю с ними…”,- говорит себе пророк (Иер.5,5). При этом, по мысли блаженного Иеронима, св. Иеремия высказывает это словами сомнения. Внутренняя интуиция его уже предчувствовала бесплодность своих поисков. “Те, которых я считал учителями, оказались хуже учеников, и чем больше значение богатых, тем больше у них наглости во грехах, ибо они сокрушили ярмо закона…”, - заключает блаженный Иероним. Теперь Иеремия окончательно убедился, что он совершенно одинок. Многолюдные иерусалимские улицы, шумные городские площади предстали пред ним пустынными бездушными местами. “И он, - говорит Златоуст, - стоя среди множества иудеев, в том же самом городе, как будто не было никого, восклицал так: кому возглаголю и засвидетельствую? Что говоришь? Видя такое множество людей, спрашиваешь, с кем заговорить тебе? Да, говорит, тел много, но не людей; много тел, у которых нет слуха. Поэтому и прибавил: не обрезана ушеса… Видишь, что все это не люди, из-за того, что не слышат”.

Сурово обошлась земля со св. Иеремией. Казалось, что дыхание жизни в ней прекратилось. Остается удивляться, как могло выдержать пророческое сердце отворачивающиеся лица и уходящие от него силуэты людей? Все кончено? Все напрасно и пора остановиться? Кому же нужно спасение? Где эти души? Не могли ли теперь подобные мысли, словно буря, обрушиться на бедную голову праведника? Лишь безмолвствующее небо было спокойным, будто было готово внимательно выслушать святого. Однако ответ Яхве на просительную молитву Иеремии оказался весьма тяжелым. Бог отверг его ходатайство (Иер.7,16). “Так, почему Он отверг молитвы пророка Иеремии, часто молившегося за иудеев?- спрашивает св. Иоанн Златоуст. – Разве не потому, что и пророк увещевал их, чтобы они сами изливали молитвы к Богу? Ты же не молись, говорит, о людях сих, а потом прибавляет: еда не видиши, сто сии творят? Они, говорит, не о чем не заботятся, а ты жалеешь, плачешь, вопиешь и взываешь”. Казалось, что и Небо оставило св. Иеремию одиноким в его томлении по погибающей Иудеи.

Иерусалим сознательно отрекся от благословения Божия. Слава Господня была изгнана от стен некогда священного храма. Св. Кирилл Александрийский называет жителей Иерусалима, оплакиваемых пророком, не иначе как богоубийцами: “Оплакивает пророк Иеремия Иерусалим, как город нечестивый, как господоубийцу, как скверный и неблагодарный город. Именно он так говорил: “Дыхание жизни нашей, помазанник Господень, пойман в ямы их, тот, о котором мы говорили: под тенью его будем жить среди народов (Плач. 4,20). Ибо между тем, как им должно было бы избрать благодать чрез веру, как путь спасительный, они изобличаемы были как богоборцы”. После высказанных слов святителем Кириллом можно еще раз вдуматься, насколько дерзок был грех евреев по отношению к любящему их Богу, и какую при этом боль носил в себе ветхозаветный страдалец. Пророк искал ответа на вопрос: за что? “Есть ли такой мудрец, который понял бы это? Объяснил бы, за что погибла страна и выжжена, как пустыня, так что никто не пройдет по ней?” (Иер.9,12). Вскоре ответ последовал: св.Иеремия “Выводит отвечающего на это и объясняющего причины Господа: за то, что оставили закон Его, данный Им, не послушали голоса Его, не послушали заповеданного, но пошли по нечестию сердца своего!”- пишет блаженный Иероним. По этому поводу рассуждает и блаженный Феодорит, говоря, что лишь покаяние могло бы угасить огонь гнева, а поскольку покаяние не происходит, то и “никто не в состоянии избавить от наказания”.

Страницы Священного Писания запечатлели и другую сторону характера св. Иеремии. Только что пред нами был открыт нежный, плачущий за горькую судьбу Иудеи пророк. Он непрестанно выпрашивает у Бога милости к падшему Иерусалиму. Когда же его глаза видят кощунство, бесчувствие и нераскаянность, он исполняется праведной ревности по Богу. “Поэтому я преисполнен яростью Господней, не могу держать ее в себе; изолью ее на детей на улице и на собрание юношей”, - вскипает пророк (Иер.6,11).Он выступает на борьбу, так как ему ненавистно зло. Для пророка нет

места компромиссу с грехом. “Он наперед провидит грядущий гнев Божий, что он исполнен ярости Господней и гнева, что далее не может сдерживать их в себе, и не смеет уже молить Господа за грешников”. Пророческая ревность не дает ему покоя, она всего его волнует и двигает. Св. Иеремия уподобляется царю Давиду, воскликнувшему Богу: “Время Господу действовать, закон Твой разорили” (Пс.118,126). Земля, носящая пророка, стала невольной свидетельницей его довольно необычной молитвы. Иеремия, в исступлении своего ума движимый Духом Божиим, как характеризовал его Афинагор Афинянин, христианский апологет, сказал Богу: “Но, Господи Саваоф, Судия праведный, испытующий сердца и утробы! Дай увидеть мне мщение Твое над ними, ибо Тебе вверил я дело мое” (Иер.11,20). Если бы вдруг земля очутилась одушевленной в эти минуты молитвы праведника, то, вероятно, весьма удивилась бы. Как мог любвеобильный Иеремия оставить свой благородный облик заступника, отныне ожидая смерти собратьев? Неужели пророк надломился? Несомненно, что Иеремии был известен пример святого Моисея, который готов был на смерть для того, чтобы разделить общую чашу с народом. Св. Григорий Нисский в своих размышлениях помогает правильно уразуметь мотивы блаженного печальника: “Одна цель в словах: она клонится к исправлению естества от вселившегося в нем порока. Поэтому, как молящийся, чтобы не было больных, не было нищенствующих, желает не смерти людей, а истребления болезни и нищеты, так…и Иеремия, имея ревность о благочестии, поскольку тогдашний царь до безумия предан был идолам, а с ним вместе увлеклись и подданные, не собственную какую-либо врачует беду, но вообще о людях приносит моление, желая, чтобы ударом. Который наносится нечествующим, уцеломудрен был весь род человеческий”.

Таким образом, пророк выражает ту же самую любовь к согрешившей Иудеи, любовь, которая не только не охладела в нем, но, напротив, предпринимает решительные меры для скорейшего очищения и спасения иудеев. Тем самым божественный Иеремия распахнул всю глубину своей личности, непоколебимо следуя по своему “голгофскому пути” ради любимого народа.


 Проект «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования»
Сайт создан при поддержке РГНФ, проект № 14-03-12003
 
©2008-2017 Центр библеистики и иудаики при философском факультете СПбГУПоследнее обновление страницы: 24.3.2014
Страница сформирована за 15 мс 
Яндекс.Метрика