Этот текст скопирован из другой on-line библиотеки, адрес исходного файла в которой не удаётся определить по техническим причинам

Ссылки, приводимые ниже, могут не работать или вести на страницы вне нашего сайта – будьте внимательны и осторожны: создатели сайта «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования» не несут ответственности за возможный риск, связанный с переходом по ссылкам на другие сайты. В особенности будьте внимательны при переходе по ссылкам рекламного характера, ссылкам, смысл которых Вам непонятен, и по ссылкам, текст которых отображён явно некорректно.

Авторские права (если таковые существуют) на приводимый ниже текст принадлежат авторам оригинальной публикации

.

Пчела - сайт православной экзегетики

 

Нечестие Ахана

Победа над Иерихоном вдохновила израильтян и повергла в страх обитателей Палестины. Господь и дальше сражался бы за Из-раиль, хананеи истреблялись бы не силою меча, но Духом Божиим. Священная война могла завершиться скорой и всецелой победой. Но триумфальное продвижение евреев было остановлено их собствен-ным грехом: сыны Израилевы сделали преступление и взяли из за-клятого. Ахан, сын Хармия, сына Завдия, сына Зары, из колена Иу-дина, взял из заклятого, и гнев Господень возгорелся на сынов Из-раиля (7:1). Никто из народа, кроме самого Ахана, не знал о его гре-хе. Ничего не подозревавший Иисус послал небольшую экспедицию на захват военной крепости Гай. Но Господа не было с воинами, и потому гайцы нанесли им военное поражение, израильтяне обрати-лись в бегство от жителей гайских (7:4). Враг преследовал изра-ильтян, настиг и разбил их. Жители гайские убили из них до три-дцати шести человек, и преследовали их от ворот до Севарим, и разбили их на спуске с горы; отчего сердце народа растаяло и ста-ло, как вода (7:5). Иисус и весь народ увидел, что Господь отступил от народа. Но за что? Горькая продолжительная молитва вождя пред ковчегом Господним получает божественный ответ: встань, для чего ты пал на лице твое? Израиль согрешил, и преступили они завет Мой, который Я завещал им; и взяли из заклятого, и украли, и утаи-ли, и положили между своими вещами. За то сыны Израилевы не могли устоять пред врагами своими, и обратили тыл врагам своим, ибо они подпали заклятию; не буду более с вами, если не истребите из среды вашей заклятого (7:10-12). Сам Израиль оказался под за-клятием, анафема Иерихона пала на него . Чрез Ахана - на весь на-род. Ахан украл и присвоил себе то, что принадлежало Богу, и, как посвященное Ему, должно было быть уничтожено по закону свя-щенной войны . Пока грех и его совершитель находятся среди на-рода, Израиль не может рассчитывать на помощь и покровительство Бога. Снять заклятие можно только истребив грешника со всем тем, что ему принадлежит, со всем его семейством, из Израиля.

Сикре называет 7 главу "одной из самых скандальных в Вет-хом Завете" , вызывающих смущение у читателя. Нет сомнений, что священный писатель так не думал. Богословская проблема 7 гла-вы - почему Ахан был уничтожен со всей семьей - должна рассмат-риваться в контексте ветхозаветных представлений. В начале пове-ствования говорится, что преступление сделано сынами Израилевы-ми (7:1), однако затем говорится, что согрешил Ахан: грех, совер-шенный одним, действует на весь народ, вина падает на весь народ. Грех одного провоцирует наказание многих. Не один ли Ахан, сын Зары, сделал преступление, взяв из заклятого, а гнев был на все об-щество Израилево? Не один он умер за свое беззаконие (22:20) - спустя многие годы будет напоминать Иисус заиорданским коленам. Нет сомнений, роль личности в семейно-клановом устройстве древ-него Израиля была весьма ограниченной. Израильтянин тех времен, как и любой представитель традиционного или полу-традиционного общества, не мыслил себя вне своего народа, своего колена, своего семейства. Каждый член общества находился в жесткой зависимости от него, был связан общими семейными и религиозными обязатель-ствами, естественными и религиозными правовыми отношениями. Грех Ахана вменялся всему народу (imputatio civilis). Роль личности в обществе будет усиливаться в эпоху великих пророков. И хотя уже в Ветхом Завете "дети не должны быть наказываемы смертью за от-цов" (Втор. 24:16) и "сын не понесет вины отца" (Иез. 18:20), но только торжество прощения над законом, только освобождение от закона, провозглашенное Новым Заветом, сделает личность авто-номной, свободной от семейно-клановых уз в ответе за свои грехи. Солидарность древнего Израиля, всеобщая ответственность друг за друга - видимо, в этом кроется возможное нравственное объ-яснение события. Произошедшее с Аханом - важный урок для хри-стиан, соединенных в едином Теле Христовом, являющихся единым целым.

Согласно мидрашу Танхума, совершитель преступления был обнаружен посредством жребия и действием первосвященнического нарамника. "Сказал Святой - да будет Он благословен - "Иди, брось жребий, и узнаешь, кто это сделал. Иисус пошел и бросил жребий, и выпал жребий на Ахана. "Неужто посредством жребия ты хочешь принять решение против меня?" - сказал Ахан Иисусу. - Попробуй бросить жребий между тобой и первосвященником Елеазаром, мо-жет быть, падет на одного из вас". Итак, Иисус воззрел на камни ефода, который носил на груди первосвященник, и было заметно, как потускнело сияние камня, принадлежащего колену Иуды. Так фукционировал нагрудник: если одно из колен выполняло заповедь, сияние его камня становилось более ярким; если же одно из колен нарушало заповедь, камень этого колена тускнел. Итак, Ахан сказал: "Точно, я согрешил" .

Имя ]ki, Ахан в 1Пар. 2:7 написано как rki, Ахар. Такое написа-ние более соответствует названию долины Ахор, на которой был по-бит камнями и сожжен Ахан, которая и получила свое имя в память об этом событии: Посему то место называется долиною Ахор (rvki) даже до сего дня (7:26). Гесс считает, что написание Нав. 7:1 - ори-гинальное, а написание 1Пар. 2:7 и греческих переводов обоих мест (????) - по созвучию с названием холма .

Грех Ахана, если он не истреблен, влечет за собой наказание всего общества. Ориген проводит параллель между наказанием грешника в Ветхом Завете и наказанием такового в Новом. Церковь - Новый Израиль. Согрешивший член Церкви подлежит отделению от тела Церкви, что равносильно смерти, но уже не телесной, а духов-ной. Только радикальное покаяние, истребляющее грех, способно вернуть грешника в Церковь, в Христову общину. Необходимость такой дисциплинарной меры александрийский учитель объясняет так: "Как от одной единственной больной овцы подвергается зара-жению все стадо, точно так же от одного совершителя прелюбодей-ства или любого другого вида греха, весь народ загрязняется" . Ес-ли рядовой член Церкви подвергается извержению из Тела Христова до своего покаяния, то тем паче это касается церковных пастырей. Ориген, обращаясь к своим палестинским слушателям, с воодушев-лением говорит о своем пресвитерском служении: "Разве о телесной руке говорит Евангелие: "отсеки ее и брось от себя" (Мф. 5:30). Нет, но это значит, что если я, который служу тебе правой рукой, я, кото-рый зовусь пресвитером и служу проповедью слова Божия, нарушил дисциплину Церкви и правило Евангелия и внес возмущение (scandalum) в тебя, о Церковь, что ж, собравшись, в единстве и со-гласии, отсеки меня, твою правую руку, и отбрось меня от себя! Действительно, лучше тебе, о Церковь, войти в Царство Небесное без меня, твоей руки, который, совершая зло, произвел возмущение (scandalum), нежели ввергнуться в геенну со мною" .

И обличенного в похищении заклятого пусть сожгут огнем, его и все, что у него (7:15)… Иисус и все Израильтяне с ним взяли Ахана, сына Зарина, и серебро, и одежду, и слиток золота, и сыно-вей его и дочерей его, и волов его и ослов его, и овец его и шатер его, и все, что у него, и вывели их на долину Ахор. И сказал Иисус: за то, что ты навел на нас беду, Господь на тебя наводит беду в день сей. И побили его все Израильтяне камнями, и сожгли их огнем, и наме-тали на них камни (7:24-25).

Наказание Ахана "со всем, что у него" бл. Феодорит объясняет так: "Похитивший предполагал, что укроется как от людей, так и от Бога. Посему и угодно было Богу и его обличить, и внушить страх всем, чтобы хранящие Божии законы обличали нарушивших оные, потому что и сами могут подвергнуться одному с ними наказа-нию" . Под не желавшими обличить антиохийский экзегет разуме-ет, видимо его домашних, членов его семьи.

Бл. Августин дает довольно обширное объяснения текста. Но все, что он может сказать, это то, что суд Божий выше суда челове-ческого: "Нас не должно поражать то, что Бог… повелел быть со-жженным огнем не только виновнику, но и всему тому, что ему при-надлежало… Это наказание не было инспирировано судом челове-ческим, но назначено пророческим духом… Но не должно думать, что и после смерти его дети подлежат наказанию, сожжению в веч-ном огне за грех отца своего, в котором они не были виновны… По какому суду или по какому милосердию Божию смерть поразила не только детей этого человека, но и тридцать шесть солдат (7:5), быв-ших чуждыми его греху, знает только Тот, в Котором нет неправ-ды" . Действительно, это место Писания очень трудно даже для Августина.

Нравственное приложение 7-й главы книги Иисуса Навина мы встречаем у многих отцов Церкви. Так, святитель Василий Великий, во время голода, вызванного засухой, произнес беседу, в которой обратил внимание слушателей на причину засухи - грех: "И за не-многих приходят бедствия на целый народ, и за злодеяние одного вкушают плоды его многие. Ахар учинил святотатство, и побит был весь полк" .

Святитель Амвросий Медиоланский обращает внимание на корыстолюбие Ахана, как причину его гибели: "Из-за сребролюбия погиб Ахар, который привел (было) к гибели (и) весь народ отцов. И Иисус Навин, который мог остановить солнце, чтобы оно не двига-лось (10:12-13), не мог остановить людского сребролюбия, чтобы оно не проникло (в сердце народа). По его слову (ad vocem) стало солнце, но не остановилось корыстолюбие. Когда стояло солнце, Иисус довершил победу; когда же прокрадывалось корыстолюбие, он близок был к потере ее" . Корыстолюбию, которое есть "корень всех зол" (1Тим. 6:10), не место в Церкви Христовой, тем более сре-ди пастырей, для которых пишет миланский святитель.

Для нравственного воспитания монахов повествование 7-й главы книги Иисуса Навина также может найти приложение. Святи-тель Григорий Богослов так наставляет девственников: "Некто из древних, когда тайно, без ведома вождя, присвоил себе златый язык , одежду и несколько денег, нанес тем вред целому народу. В какой же степени выше жребий одушевленной твари, в такой, или еще в большей, худо для девы возвращение назад" . Измена мона-шескому обету - это измена Христу, образом которой служит непо-виновение Ахана Богу: "Имея пречистого Жениха, Которого красота бесплотна, не сопрягайся с другим. Он будет тебе не муж, а прелю-бодей, восхищающий любимое у живого Супруга. Ужели, посвятив сосуд Богу, присвоишь его себе?.. Что маловажнее золотого языка и одной дидрахмы? Но они, будучи похищены, погубили воинство. Взирай на сие, дева, и повинуйся Богу" . Как иерихонские сокро-вища были посвящены Богу, также и девственники посвящены Хри-сту, своему небесному Жениху.

Как известно, ветхозаветные образы очень широко использу-ются в древней аскетической литературе, и истолковываются прежде всего в нравственном аспекте. Внимание себе - одна из главных со-ставляющих монашеского делания. "Будь внимателен к себе, и да не будет слова лукавого в сердце твоем. Не склоняйся на лукавый по-мысл. Так пострадал некто из древних, скрыв в куще своей нечто" . "Отвергнем все преступные пожелания, чтобы не погибнуть, подобно Ахару" .

Ориген предлагает аллегорическое толкование Нав. 7:21: Ме-жду добычей увидел я одну Сеннаарскую одежду и двести сиклей серебра и слиток золота весом в пятьдеся сиклей; это мне полюби-лось и я взял это; и вот, оно спрятано в земле среди шатра моего, и серебро под ним. "Не думаю, что похищение небольшого количества золота представляло бы из себя грех столь великий, что за него должно было быть истреблено собрание Господне… Большое укра-шение содержится в словах, большая красота в речах философов или риторов, всего народа, который находится в городе Иерихоне, кото-рые суть люди этого мира. Если, тем не менее, находишь у филосо-фов развратные мнения, хотя и украшенные утверждениями блестя-щего рассуждения - вот он, золотой язык (lingua aurea) . Будь внимателен, не обманись блеском произведения, не будь похищен красивостью золотого рассуждения. Помни, что Иисус дал указание, чтоб было истреблено все золото, могущее быть найденным в Иерихоне. Если читаешь какого-нибудь поэта, который в прекрасно сложенных стихах сплетает блестящие оды о богах и богинях, не наслаждайся нежностью его красноречия: это золотой язык. Если возьмешь его и положишь в твоем шатре, если позволишь войти в твое сердце этим выражениям, то осквернишь всю Церковь Господню! Это сделали несчастные Валентин и Василид, это сделал Маркион. Они украли из Иерихона "золотой язык", попытались внести в церкви ложные для нас философские принципы, попытались осквернить всю Церковь Господню. Ну а мы, следуя имеющемуся пред нами примеру отцов, воспрепятствуем с великой заботой, скрыть кому бы то ни было в шатре своем некий иерихонский язык, вырвем грех из нашей среды! Потому что, если не сделаем этого мы, нашим обвинителем будет Бог. Посему сам виновник да исповедует и да скажет: я украл золотой язык…" . Противостояние гностическому влиянию и сегодня также актуально для Церкви, как во времена Оригена.


 Проект «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования»
Сайт создан при поддержке РГНФ, проект № 14-03-12003
 
©2008-2017 Центр библеистики и иудаики при философском факультете СПбГУПоследнее обновление страницы: 24.3.2014
Страница сформирована за 31 мс 
Яндекс.Метрика