Этот текст скопирован из другой on-line библиотеки, адрес исходного файла в которой не удаётся определить по техническим причинам

Ссылки, приводимые ниже, могут не работать или вести на страницы вне нашего сайта – будьте внимательны и осторожны: создатели сайта «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования» не несут ответственности за возможный риск, связанный с переходом по ссылкам на другие сайты. В особенности будьте внимательны при переходе по ссылкам рекламного характера, ссылкам, смысл которых Вам непонятен, и по ссылкам, текст которых отображён явно некорректно.

Авторские права (если таковые существуют) на приводимый ниже текст принадлежат авторам оригинальной публикации

.

Пчела - сайт православной экзегетики

 

Иисус Навин в некоторых мидрашах

В интерпретации мидрашей выделяется одна существенная тенденция анализировать жизнь Иисуса-завоевателя по образу жизни Моисея-законодателя. Как и Моисей, он был чудесно спасен из воды: ребенком был проглочен китом, который изблевал его невредимым недалеко от берега. Он, который должен был ввести Израиль в землю обетованную, являлся рабом Моисея и был человеком очень невежественным, но его служение Моисею было таким преданным, что Бог вознаградил его, сделав преемником Моисея. Таким он представлен в Мидраш Таннаим, 227, галахическом комментарии ко Второзаконию (наиболее древнем), а также в других текстах. Все эти элементы выдают стремление подчеркнуть непригодность человека как орудия завоевания, относя последнее исключительно к божественной силе.


Отправка разведчиков

Библейский текст утверждает, что Иисус послал… двух соглядатаев (Иис 2:1). Мидраш Бемидбар Рабба, отредактированный в позднее средневековье, предлагает читать еврейское хэреш как синоним хараш (ремесленник). Соглядатаи прикинулись продавцами горшков и никто их не рассекретил. Рабби Шимон бен Ицхак, напротив, предлагает прочитывать это слово в его нормальном значении – “глухой” –и интерпретирует так: “Притворились глухими (харашим) и так раскрыли их секреты.


Переход Иордана

Как авторитет Моисея был подкреплен чудесами, сопровождавшими переход через Тростниковое море, так и авторитет завоевателя Иисуса был подтвержден чудесами, сопровождавшими переход Иордана. Воды реки возвышались как высокая стена (триста тысяч локтей), так что все народы земли были свидетелями чуда. На дне реки Иисус воззвал к собранию израильтян обновить завет с Богом: если бы это не было выполнено народом, воды низверглись бы и истребили его, как это произошло с поколением Ноя. (Тосефта, Сота, 8, 1-4).


Взятие Иерихона

Так как Иерихон был завоеван в субботу, то есть в святое время, Иисус объявил святым также весь город и добычу. Согласно мидрашам, именно это было причиной того, что город и все, что в нем были объявлены заклятыми (Бемидбар Рабба, 14, 1). Но некто овладел военной добычей, и Бог обличил грех, и виновный был найден с помощью жребия по повелению Божию.

...


Стой, солнце над Гаваоном!

В мидраше Ялкут Шимони, компиляции комментариев к Пятикнижию, редактированном в XIII веке, приказ Иисуса солнцу был трансформирован в оживленный диалог, в котором оба, солнце и Иисус диспутируют, кто из них более велик. Посредством сна Иосифа, к колену которого принадлежал Иисус, богословски объясняется преимущество полководца над великим светилом. Вот этот текст:

...


 Проект «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования»
Сайт создан при поддержке РГНФ, проект № 14-03-12003
 
©2008-2017 Центр библеистики и иудаики при философском факультете СПбГУПоследнее обновление страницы: 24.3.2014
Страница сформирована за 31 мс 
Яндекс.Метрика