Этот текст скопирован из другой on-line библиотеки, адрес исходного файла в которой не удаётся определить по техническим причинам

Ссылки, приводимые ниже, могут не работать или вести на страницы вне нашего сайта – будьте внимательны и осторожны: создатели сайта «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования» не несут ответственности за возможный риск, связанный с переходом по ссылкам на другие сайты. В особенности будьте внимательны при переходе по ссылкам рекламного характера, ссылкам, смысл которых Вам непонятен, и по ссылкам, текст которых отображён явно некорректно.

Авторские права (если таковые существуют) на приводимый ниже текст принадлежат авторам оригинальной публикации

.

Пчела - сайт православной экзегетики

 

И сказал мне: совершилось!

И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой.

Все слова этого стиха присущи Господу Иисусу Христу. Но через Него они становятся свойственными и всей нераздельной Троице. Несколько раз голос БогаТворца и Спасителя оглашал Вселенную словом: совершилось! Этим словом, как печатью, запечатлевались различные стадии творения мира. Хаосу, мраку и беспорядку говорил Бог: “Да будет...” И откликался древний бытописатель: “И стало так” (Быт. 1,30). Совершилось шестидневное создание мира. С крестного древа возглашает божественный Страдалец: совершилось! (Ин. 19,30). Совершилось искупление. Совершился переход от Ветхого Завета к Новому. Но и в апокалиптическое время переносится этот возглас. Когда была излита седьмая чаша гнева, то голос от небесного престола возвестил: совершилось! (16,17). Время кончилось. Начался Страшный cуд. И вот теперь уже из чертога вечности снова глас Божий: совершилось! Совершилось все, что должно было быть. Совершился переход от Нового Завета к вечному царству. После шести дней творения сказано: “И стало так” — начался седьмой день, день покоя Божия. После “шестоднева страданий” Иисуса Христа снова раздается глас: “Совершилось”, — и вошел Христос в покой Свой, начался новый день, день христианской эры. В конце всего времени снова тот же возглас: “Совершилось”, — начинается новый день вечности. Так начало, середина и конец этого мира отмечены печатью Творца: “Совершилось!”. Что Он восхотел, то и стало. Совершились все дела Божии, начался “покой Его”, вечный шаббат. И “кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Cвоих” (Евр. 4,10).

Далее Бог говорит: Я есмь Альфа и Омега, начало и конец (см. 1,8.10). Святой Андрей Кесарийский прилагает к этим словам еще такое толкование, что Христос есть начало и конец, “как первый по Божеству и последний по человечеству и как простирающий Свое промышление от первой бесплотной твари до последних людей”. В Нем начало и конец всякого бытия, “все Им и для Него создано” (Кол. 1,16). Об этом так писал блаженный Августин: “Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе!” И как весь Космос имеет свое начало и конец в Боге, в Сыне Его Единородном, так и все, до самого мельчайшего в нашей жизни, должно иметь в Нем свое начало и конец. Человек, всякое ли свое дело в жизни начинаешь со Христом и завершаешь в Нем?

И далее слышит Иоанн: жаждущему дам даром от источника воды живой. Сотворенная Богом тварь стремится к Нему и жаждет Его. “Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому” (Пс. 41,23), — взывал священный певец. И вот Бог крепкий пришел к людям (Ис. 9,6) и говорит: “Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную” (Ин. 4,1314). Вот стоит Божественный Иисус и возглашает: “Кто жаждет, иди ко Мне и пей” (Ин. 7,37). Припади, жаждушая душа, к Божественному источнику и пей, пей животворящую воду (22,1). Вода жизни, это — Дух Святой, “который от Отца исходит” (Ин. 15,26), как от источника (ср. Ин. 7,39). Посылает же Его Христос, почему Он и говорит, что Сам даст эту “воду” (21,6; Ин. 15,26). В пустыню земли истекают теперь эти потоки воды жизни, потоки Духа Святого, напояя жаждущих странников. Изливается Дух Святой через святые таинства, через слова Священного Писания, через святых, через все, освящаемое в Церкви (святая вода, иконы). Только приди, жаждущий, и пей. Пей даром. Ибо Господь сказал своим ученикам и их преемникам, этим раздателям воды жизни: “Даром получили, даром давайте” (Мф. 10,8). Если бы человеку было както дано купить или заработать благодать и спасение, то многие приложили бы все усилия для этого. Не посчитались бы ни с большими деньгами, ни с трудностями различных дел и поездок, лишь бы купить эту “воду жизни”. Но она так не обретается, а дается даром кающейся и жаждущей душе. Потому человек не может “купить” благодать, что ничего не имеет для ее обретения, он — грешен. Даже самую малую “долю спасения” он не может получить своим богатством и своими усилиями. “Человекам это невозможно” (Мф. 19,26). Все же для нас сделал Бог, и не упустил ничего. Он искупил нас, а за уже купленное вторично не платят. Приди, и бери даром. Один человек взял однажды продукты и пошел с ними на рынок. На вопрос покупателей о цене он говорил: даю даром. Покупатели недоуменно отходили. К концу дня все торговцы, требовавшие деньги, распродали свои продукты. У дававшего же даром никто не взял. Такова человеческая природа. Человек, прекрати все гибельные попытки купить благодать! “Серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги. Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом” (Деян. 8,2022). Верующие должны ясно уразуметь, что благодать и всякое священнодействие даются даром. А та лепта, которую они несут в храм, есть не плата за благодать, а опятьтаки их дар Богу, их приношение, за счет которого материально содержатся храм и его служители (см. 1 Кор. 9). Велико духовное значение паломничества к святым местам. Но и эти поездки должны разуметься не как “купля и зарабатывание спасения и отпущения грехов”, а как “бег лани к потокам воды” (Пс. 41,2), как устремление к местам особого пребывания Божия, к особо обильным источникам благодати.

В совершенной мере напоение от источника воды живой произойдет в вечности. Сейчас Церковь находится еще в пустыне (Песн. 3,6; 8,5) и подвизается в безводных местах этого мира греха и неправды. Но “блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся” (Мф. 5,6). В вечности Сам Бог напоит всякого жаждущего истины, духа и красоты. Сейчас время пустынножительства и подвигов, потом — утоление жажды. Сейчас душа лишь желает тех потоков, потом — будет пить. Сейчас — стремление к Богу, и только потом — полнота общения с Ним.

Даром даются все блага будущего века, ибо все нынешнее ничего не стоит в сравнении с ним. Они не приобретаются имением, но даром дает Бог верующим в Него. Однако, если человек и не может ни спастись сам, ни купить своего спасения, но даром все приемлет от Господа, то это вовсе не значит, что спасутся все, и человеку ничего не нужно делать.

Господь говорит далее:


 Проект «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования»
Сайт создан при поддержке РГНФ, проект № 14-03-12003
 
©2008-2017 Центр библеистики и иудаики при философском факультете СПбГУПоследнее обновление страницы: 24.3.2014
Страница сформирована за 31 мс 
Яндекс.Метрика