Этот текст скопирован из другой on-line библиотеки, адрес исходного файла в которой не удаётся определить по техническим причинам

Ссылки, приводимые ниже, могут не работать или вести на страницы вне нашего сайта – будьте внимательны и осторожны: создатели сайта «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования» не несут ответственности за возможный риск, связанный с переходом по ссылкам на другие сайты. В особенности будьте внимательны при переходе по ссылкам рекламного характера, ссылкам, смысл которых Вам непонятен, и по ссылкам, текст которых отображён явно некорректно.

Авторские права (если таковые существуют) на приводимый ниже текст принадлежат авторам оригинальной публикации

.

Пчела - сайт православной экзегетики

 

И показал мне чистую реку воды жизни...

И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева — для исцеления народов.

И показал мне — это один из семи ангелов, у которых было семь чаш (21,9), продолжает открывать Иоанну все новое и новое, все более таинственное и чудное. Ангел показывает тайнозрителю чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Это видение реки воды жизни схоже с древними пророчествами святых пророков Иоиля, Иезекииля и Захарии. “И будет в тот день: горы будут капать вином и холмы потекут молоком, и все русла Иудейские наполнятся водою, а из дома Господня выйдет источник, и будет напоять долину Ситтим”, — пишет пророк Иоиль. А вот пророчество Иезекииля, вообще весьма перекликающееся с видением Иоанна Богослова в ст. 22,15.

“Потом привел он меня обратно к дверям храма, и вот, изпод порога храма течет вода на восток, ибо храм стоял лицом на восток, и вода текла изпод правого бока храма, по южную сторону жертвенника. И вывел меня северными воротами, и внешним путем обвел меня к внешним воротам, путем, обращенным к востоку; и вот, вода течет по правую сторону. Когда тот муж пошел на восток, то в руке держал шнур, и отмерил тысячу локтей, и повел меня по воде; воды было по лодыжку. И еще отмерил тысячу, и повел меня по воде; воды было по колено. И еще отмерил тысячу, и повел меня; воды было по поясницу. И еще отмерил тысячу, и уже тут был такой поток, через который я не мог идти, потому что вода так высока, что надлежало плыть, а переходить нельзя было этот поток. И сказал мне: “видел, сын человеческий?” и повел меня обратно к берегу этого потока. И когда я пришел назад, и вот, на берегах потока много было дерев по ту и другую сторону. И сказал мне: эта вода течет в восточную сторону земли, сойдет на равнину и войдет в море; и воды его сделаются здоровыми. И всякое живущее существо, пресмыкающееся там, где войдут две струи, будет живо; и рыбы будет весьма много, потому что войдет туда эта вода, и воды в море сделаются здоровыми, и, куда войдет этот поток, все будет живо там. И будут стоять подле него рыболовы от ЕнГадди до Эглаима, будут закидывать сети. Рыба будет в своем виде и, как в большом море, рыбы будет весьма много. Болота его и лужи его, которые не сделаются здоровыми, будут оставлены для соли. У потока по берегам его, с той и другой стороны, будут расти всякие дерева, доставляющие пищу: листья их не будут увядать, и плоды на них не будут истощаться; каждый месяц будут созревать новые, потому что вода для них течет из святилища; плоды их будут употребляемы в пищу, а листья на врачевание”.

Пророк же Захария пишет, что когда “в вечернее время явится свет. И будет в тот день, живые воды потекут из Иерусалима, половина их к морю восточному и половина их к морю западному” (Зах. 14,78).

Некогда, когда Бог сотворил человека, “из Едема выходила река для орошения рая” (Быт. 2,10). Едем — место особого пребывания Бога с людьми. Изгнанный из рая падший человек лишился и вод той реки. Ему стали доступны только четыре потока, происшедшие от той реки (Быт. 2,1014). Но вот крест Христов соединяет четыре конца Вселенной, и от него, как некогда от “древа жизни посреди рая”, истекает новая река воды живой. Нынешняя Церковь — это и есть новый Эдем.

Чистая река воды жизни, светлая, как кристалл, исходящая от престола Бога и Агнца, есть Дух Святой, третья ипостась Пресвятой Троицы. “Рекой воды жизни” Дух Святой именуется Самим Спасителем: “Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него” (Ин. 7,3739). С водой жизни сравнивается Дух Святой, когда говорится о Его излиянии, ибо изливать можно воду и вообще жидкость. “Излию от Духа Моего на всякую плоть” (Иоиль. 2,2829). “Дар Святаго Духа излился и на язычников” (Деян. 10,45). Сравнивая Духа Святого с водой жизни, святой апостол Павел пишет, что “все напоены одним Духом” (1 Кор. 12,13). Об этих водах Духа Святого пел еще в древности святой Давид: Господь “водит меня к водам тихим” (Пс. 22,2). И Иоанн в Апокалипсисе видел, что “Агнец, Который среди престола , будет пасти их и водить их на живые источники вод” (7,17). И вообще существует таинственная онтологическая связь Духа Святого и видимой стихии вод. Только в воде рождается всякая земная жизнь, так и в животворящем Духе рождается жизнь вечная. Еще при сотворении мира “дух Божий носился над водою” (Быт. 1,2). Водою все очищается, омывается и животворится. Так и в христианской Церкви освящается вода для освящения всего, и духовного, и телесного, благодатью Духа Святого. И само возрождение для вечной жизни совершается в водном крещении, в рождении от воды и Духа (Ин. 3,5). Эта чистая вода, животворящая и светлая, как кристалл, струится в новом Иерусалиме, исходящая от престола Бога и Агнца. Об этом так пишет Андрей Кесарийский: “Чистая река воды жизни сейчас в Церкви есть крещение возрождения. Омываемые в нем Духом Святым соделываются чище снега и кристалла. В вышнем Иерусалиме эта река есть исходящий от БогаОтца Животворящий Дух, Который чрез Ангела и чрез высочайшие, именуемые престолами Божества, силы напояет Святой город”. Так святой Андрей объясняет значение воды жизни и в земной Церкви, и в Церкви вечности.

Чистота, жизнь и светлость характеризуют реку жизни — Духа Святого. В благодатных струях Духа всякая душа очищается, животворится и просветляется светом неба. Прииди, жаждущий, и пей воду жизни!

В Ветхом Завете людям открылся БогОтец. Сына Божия, Мессию, только ждали, не имея о Нем полного ведения. Духа же Святого разумели в основном только как Духа Отца. В Ветхом Завете знали единого Бога, Троицу же смутно и гадательно прозревали пророки. В Новом Завете миру открылся Сын Божий. И центром, как богословия, так и молитвенной духовной жизни, является Сын — вторая ипостась Троицы. В Новом Завете раскрывается миру вся единосущная и нераздельная Троица. Не только воплощается Сын, но и изливатся Дух Святой. Но если и раскрыта вся Троица в ее единосущии и триипостасности, то всётаки ипостась Духа Святого остается еще в тени. Нам более открыта благодать Духа Святого, чем Его ипостась. Когда же завершится откровение Нового Завета вторым пришествием Христовым, завершится откровение Сына Его видимым пришествием для всех и исторгнут будет грех, тогда наступит, если дозволительно так выразиться, третий завет Бога с людьми. Тогда во всей полноте равно раскроются все три ипостаси. Ныне есть “баня возрождения и обновления Святым Духом” в крещении для каждого человека (Тит. 3,5). Когда же придет Сын Человеческий и совершит суд в огненной реке (крещение огнем), то потом от престола Бога и Агнца изольется река воды жизни Духа Святого (крещение Духом) и будет “баня возрождения и обновления Святым Духом” всего мира. Так в последний день Христос совершит крещение огнем и Духом всей Вселенной (см. Мф. 3,11). Ей гряди, Господи, и Дух Истины!

Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки... — мы заключаем, что исходящая от престола река воды жизни, текла посредине золотой улицы города (см. 21,21), напояя его жителей. Город — это Церковь ныне, это — пакиЦерковь вечности. То, что река воды жизни течет посреди улицы города, означает, что Дух Святой внутренне присущ Церкви, является Её внутренним и сокровенным. “Сокровище благих”, — всегда именует Его Церковь в своей молитве “Царю Небесный”. Дух Святой — это жизнь Церкви. По словам святого Иринея Лионского, “где Церковь, там и Дух Cвятой, и где Дух Божий, там Церковь и всякая благодать”. Входя апостольскими вратами в городЦерковь, каждый обретает возможность припасть в этой дивной реке. В этом граде “все напоены одним Духом” (1 Кор. 12,13), текущим по его улице. Как некогда ангел в видении вводил пророка Иезекииля все глубже и глубже в живительную воду реки, текущей от храма: сначала по лодыжку, потом по колено, потом по поясницу, а потом должен был оторваться от земли и плыть в потоке. Так и ты, душа, ступай по этой золотой улице городаЦеркви. Входи все глубже и глубже в поток божественной благодати Духа Святого, пока не оторвешься от земли и целиком не окунешься вся в эти благодатные воды, и будешь уже не по воде ступать, но плыть в потоке. Именно этого достигали святые. Об этом возревнуй и ты (Еф. 5,18). Но всегда помни: река течет по улице города, Дух Святой подается в Церкви.

После видения реки в небесном городе Иоанн видит в нем среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева — для исцеления народов. Об этом пишет Иезекииль: “У потока по берегам его, с той и другой стороны, будут расти всякие дерева, доставляющие пищу: листья их не будут увядать, и плоды на них не будут истощаться; каждый месяц будут созревать новые, потому что вода для них течет из святилища; плоды их будут употребляться в пищу, а листья на врачевание” (Иез. 47,12).

По ту и по другую сторону реки, древо жизни. Эти слова можно понимать двояко. Либо надо действительно понимать как одно древо по ту и по другую сторону реки и тогда мы снова сталкиваемся со сверхразумностью, ибо разум не может ни помыслить, ни представить такое. Это вроде тайны Троицы, где “одно равно трем”, или тайны боговоплощения, где один и тот же и Бог, и человек. Будучи в одном лице, Христос одновременно и вездесущий Бог, и находящийся в определенном месте земли человек. Воистину, древо жизни по ту и по другую сторону. (Можно вообще сказать, что всякий догмат представляется нашему разуму антиномично, как синтез тезиса и антитезиса, как “древо жизни по ту и по другую сторону”).

Можно разуметь и так, что по обеим берегам реки вдоль золотой улицы города будут расти многие дерева. Так понимать можно на основании пророчества Иезекииля: “У потока по берегам его, с той и другой стороны, будут расти всякие дерева...” (Иез. 47,12). В таком случае выражение древо жизни употреблено в родовом смысле. Как мы иногда говорим: “Вдоль той реки растет береза”, — разумея не одно дерево, а много дерев этого рода. Как некогда в раю, в Эдеме, так и в вечности, в новом Иерусалиме будет насаждено древо жизни. О том, что есть это древо и что значит вкушение от него, см. в толковании ст. 2,7.

Древо жизни — это древо креста, жизнь — это Христос (Ин. 14,6). Плоды древа — пречистая плоть Богочеловека. Если в ст. 2,7 было подробно разъяснено вкушение от этого древа в земной Церкви. То теперь мы видим, что и в вечность перейдет это таинственное вкушение. Древо жизни таинственно и неизъяснимо, величественно и благодатно проходит через Эдем, Церковь земную и вечность. Через это древо реально и истинно тварь соединяется с Творцом, время с вечностью, земля с небом. Корни древа — в земле, крона — возносится к небу. От плодов его — жизнь.

Двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой. Ежемесячное плодоношение древа означает обилие божественной благодати и непрерывность богообщения людей через таинственное вкушение этих плодов. Там не будет греховной зимы, прекращающей благодатную жизнь, там не будет духовного голода.

Число двенадцать означает как непрерывность (ежемесячно, круглый год), так и число апостолов. Благодатные плоды древа жизни подаются в Церкви через апостольскую проповедь и священнодействия. Церковь апостольская не только в этом веке, но и в будущем. Это мы видим и в двенадцати основаниях, двенадцати именах, двенадцати вратах города и в двенадцатиричном плодоношении древа жизни.

“Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся” (Мф. 5,6). Насытятся от древа жизни.

Как на земле плоды древа служат для насыщения, а листья — для врачевания, так будет и там. Иоанн пишет: и листья дерева — для исцеления народов. Эти слова нередко вызывают недоумение. Неужели в будущем веке будут болезни, страдания и даже грехи, от которых нужно будет исцеляться? Разумеется нет, ибо ясно сказано: “ни плача, ни воплей, ни болезней” уже не будет. Да и сразу после слов об “исцелении народов” Иоанн дальше пишет: “И ничего уже не будет проклятого” (ст. 3). Иные на основании этих слов заключают, что и в будущем веке будет еще неравенство людей перед Богом. Некоторые будут мол жить в новом Иерусалиме и иметь полное блаженство, а другие будут жить только лишь на новой земле и будут листьями древа жизни исцеляться от своего несовершенства. И вообще, многие сектанты создают сложные системы “расселения” праведников в вечности. Одни будут храмом Бога, другие будут жить в новом Иерусалиме, иные — на новой земле. Все эти хитросплетения и мудрствования, разумеется, не имеют никакого основания в Писании и являются следствием их чрезвычайно путаных и противоречивых учений. Мы уже видели, что имея различную славу, в вечности все тем не менее, будут равны перед Богом, все будут спасены (21,24). Новый Иерусалим — средоточие всей обновленной твари, место престола Божия, Церковь вечности. И нельзя говорить, что одни будут жить в нем, а другие — вне. “Вне” города, ясно сказано, будут не “несовершенные в спасении”, а “псы и чародеи, и любодеи, и убийцы” (22,15), то есть все сыны геенны. Невошедшие в город вообще не войдут в вечное блажество, а будут в геенне. Новая земля, новое небо, новый Иерусалим — все это будет одинаково доступно всем, достигшим небесного Ханаана. Все места вечности: от новой земли до самого сокровенного — до престола Божия, будут доступны всем. Каждый будет иметь возможность пребывать везде.

Слова об исцелении народов от листьев древа жизни Андрей Кесарийский объясняет как “тончайшее, превысшее и пресветлое разумение Божественных судеб... Эти листья будут во исцеленне неведения тех народов, которые стоят низшими в делании добродетелей”. То есть здесь, в этой земной жизни, народы болеют неведением, различными грехами и слабостями, а также и буквально телесными болезнями и недугами. От всего этого в будущем веке народы исцеляются через листья древа жизни. Если питание от плодов древа жизни будет всегдашним (двенадцать раз в год новые плоды), то исцеление листьями древа жизни будет одноразовым событием. Однажды совершится это, чтобы навечно исцелить народы от всех их телесных и душевных болезней. С другой стороны, в этой земной жизни под исцеляющими листьями древа жизни можно разуметь листья книги Священного Писания, от которых бывает великое исцеление читающим.

Андрей Кесарийский дает еще другое значение древа жизни, плодов и листьев. Он пишет: “Река напояет насажденных при ней святых, названных древом жизни по образу Древа Жизни — Христа”. Этому особенно будет соответствовать мысль о том, что дерев было много, но все они одного рода. О таком блаженном муже пел святой Давид: “И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет” (Пс. 1,3). Святой Давид говорит здесь о тех же признаках святого человека: древо при потоке воды, плоды, листья. Андрей Кесарийский пишет так: “Древо жизни — двенадцать апостолов по причине их причастия истинного древа жизни. Плоды их — суть принесшие 100кратный плод, листья — 6кратный, народы — 30кратный. По разным плодам и слава будет разная. То, что древо в единственном числе, говорит о единстве святых в сопребывании и разумении”.

Так последней страницей Писания завершается учение его первых страниц: о реке, древе, плодах и листьях рая. Изгнанный из рая возвращается в него. Потерянное возмещается сторицей. Слава Богу! Аллилуйя!


 Проект «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования»
Сайт создан при поддержке РГНФ, проект № 14-03-12003
 
©2008-2017 Центр библеистики и иудаики при философском факультете СПбГУПоследнее обновление страницы: 24.3.2014
Страница сформирована за 62 мс 
Яндекс.Метрика