Этот текст скопирован из другой on-line библиотеки, адрес исходного файла в которой не удаётся определить по техническим причинам

Ссылки, приводимые ниже, могут не работать или вести на страницы вне нашего сайта – будьте внимательны и осторожны: создатели сайта «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования» не несут ответственности за возможный риск, связанный с переходом по ссылкам на другие сайты. В особенности будьте внимательны при переходе по ссылкам рекламного характера, ссылкам, смысл которых Вам непонятен, и по ссылкам, текст которых отображён явно некорректно.

Авторские права (если таковые существуют) на приводимый ниже текст принадлежат авторам оригинальной публикации

.

Пчела - сайт православной экзегетики

 

Гевал и Гаризим

Описание военной кампании прерывается рассказом о построении жертвенника на горе Гевал. Многие современные библеисты считают этот отрывок позднейшей вставкой. Такое мнение основывается не только на филологическом анализе текста (Anbar ), но и на неопределенности его местоположения. В LXX этот текст находится после 9:2 еврейской Библии, а в кумранских рукописях (4QJos) - перед 5:2, то есть после описания перехода Иордана и перед описанием обрезания народа. Кумранский вариант, бесспорно, имеет резон: два религиозных акта обновления завета - обрезание и чтение "книги закона" хорошо соединяются в одно целое.

Иосиф Флавий говорит о том, что на берегу Иордана был построен не просто памятник (Нав. 4) из камней, взятых со дна реки, а алтарь . Но еще интересней у Флавия то, что возведение другого алтаря и чтение "книги закона" с благословением и проклятием (соответствует Нав. 8:30-35?) он относит к самому концу жизни Иисуса Навина, ко времени покорения Ханаана: "…из хананеев уже никого не осталось в живых, кроме тех, которые бежали в крепости, ища спасения за толстыми стенами. Затем Иисус выступил из Галгала в нагорную часть страны и поставил Скинию в Сило… Отсюда он двинулся со всем народом к Сихему и, сообразно повелению Моисея, воздвиг там алтарь. Затем он разделил евреев на две части и поставил одну половину на горе Гаризим, а другую вместе с левитами и священниками на Гивале, где помещался и жертвенник. После того, как евреи совершили тут жертвоприношения, произнесли установленные благословения и проклятия и записали последние на подножии алтаря , они возвратились в Сило" . Во Второзаконии дважды дается повеление о Гевале и Гаризиме: Втор. 11:29. 27:2-26. Второй текст, гораздо более обширный, содержит такое повеление Моисея: "Когда перейдете Иордан, поставьте камни те, как я повелеваю вам сегодня, на горе Гевал и обмажьте их известью. И устрой там жертвенник Господу, Богу твоему… И напиши на камнях все слова закона сего очень явственно" (Втор. 27:4-5,8).

Таким образом, не ясно, когда происходит событие - то ли сразу по переходе Иордана (но ведь горы Гевал и Гаризим слишком далеко от берега Иордана и от Иерихона, который в таком случае оставался бы в тылу израильтян) (4Qjos), то ли сразу после уничтожения Гая (TM), то ли после того, как организовалась антиизраильская коалиция ханаанских царей (LXX), то ли, наконец, после покорения всего Ханаана (Иосиф Флавий). Масоретский вариант, без сомнения, более логичен. Именно после взятия Гая евреи могли приблизиться к Гевалу и Гаризиму. Случай с Аханом требовал возобновления завета с Богом, с принесением жертв и чтением "книги закона", что и было сделано на Гевале .

Нав. 8:25-30 говорит об очень важном событии в истории израильского народа. Гора Гевал расположена близ Сихема, места, освященного уже патриархами. Аврааму в Сихеме, у дубравы Морe явился Господь (Быт. 12:6-7), где-то здесь же, может быть на самом Гевале, он поставил свой первый и в то время единственный на земле жертвенник Живому Богу: "Двинулся он к горе, на восток от Вефиля; и поставил шатер свой. Вефиль был на запад, а Гай на восток; и создал там жертвенник Господу и призвал имя Господа" (Быт. 12:8). Пред Сихемом остановился и Иаков по возвращении своем из Месопотамии, и также поставил жертвенник Яхве (Быт. 33:18-20). Отрывок 8:25-30 необходимо читать вместе с этими повествованиями. Кстати, и оканчивается книга Иисуса Навина именно в Сихеме (24:1). Некоторые усматривают параллелизм между Синаем и Гевалом: как кульминацией исхода является заключение завета с Богом на Синае, так кульминацией вхождения в Обетованную землю является возобновление этого завета на Гевале (8:25-30) и в Сихеме (24:25) .

Итак, в соответствие с указанием Моисея (Втор. 27:12-13), "шесть колен взошли на вершину горы Гаризим и другие шесть колен - на вершину горы Гевал. Священники, левиты и ковчег оставались внизу, между (двух гор). Священники окружали ковчег, левиты и священники и весь Израиль стояли по одну и по другую сторону, как написано: Весь Израиль, старейшины его и надзиратели, и судьи его, стали с той и другой стороны ковчега (8:33). Обратили лицо свое к горе Гаризим и начали благословение: благословен человек, который не делает себе изваяния, ни литого кумира, и все как один отвечали: проклят человек, который делает себе изваяние или литой кумир (ср. Втор. 27:15), и все как один отвечали: аминь, и так до завершения благословений и проклятий. Затем принесли камни, построили алтарь и покрыли его известью и написали на нем слова Торы на семидесяти языках, как написано: очень явственно (Втор. 27:8)" . Это отрывок из Мишны. Как видно из этого описания, Талмуд представляет событие как некую литургию, с церемониями и антифонными возглашениями. Притом, описанное здесь, как видим, несколько отличается от повелений Второзакония.

Что же было написано на камнях, покрытых известью? Вся Тора, как считает иудейская традиция ? Декалог, как полагают некоторые современные комментаторы ? Ориген и Св. Иоанн Златоуст на основании LXX считают, что текстом было Второзаконие: "Иисус строит жертвенник из цельных камней и пишет на них Второзаконие" .

Бл. Феодорит и бл. Августин в своих толкованиях на книгу Иисуса Навина пропускают без внимания это событие. Ориген посвящает ему целую гомилию (IX гомилия на книгу). Для него, рассматривающего весь Ветхий Завет через призму Нового, алтарь есть новозаветная Церковь, камни, из которых был построен алтарь, - христиане: "Все мы, верующие в Иисуса Христа, называемся живыми камнями, как утверждает Писание" (ср. 1Петр. 2:5). Фундамент Церкви - Христос как краеугольный Камень, в основании Церкви - тоже камни: апостолы и пророки (ср. Еф. 2:20) . Второзаконие, согласно LXX, написанное Иисусом Навином на камнях алтаря становится у Оригена "новым законом", "законом Евангелия", который "Иисус написал на живых камнях, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях нашего сердца" (ср. 2 Кор. 3:3). "Как только кто становится верующим в Иисуса Христа, закон Евангелия становится написанным на его сердце… Иисус пишет Второзаконие на сердцах тех, которые принимают сказанное, которые слушанием чистым и сердцем неповрежденным, мыслью не развращенной и не извращенной в вере, слышат и удерживают сказанное, потому как необходимо, чтобы Второзаконие было написано на камнях цельных" .

Священники и левиты, предстоящие ковчегу во время церемонии на Гевале и Гаризиме для Оригена - христиане, всецело преданные Богу, имеющие неразделенное сердце: "В действительности те, которые пребывают в святом священстве, это не только восседающие в собрании священников, но прежде всего те, которые обладают духом священства и ведут себя соответственно этому духу, те, чья часть - Господь (ср. Пс. 72:26) и для которых нет удела на земле. Таковые подлинно священники и левиты Господни" .

Благословения и проклятия, прозвучавшие с Гевала и Гаризима, не относились к автохтонным обитателям Палестины. Они были произнесены в уши тех, кому по обетованию Божию досталась в наследие эта земля. Контекстуальное значение описываемого очевидно: строгое следование Моисееву закону привлечет Божие благословение израильскому народу, нарушение и неисполнение его привлечет на них Божие проклятие. И еще "сей торжественный обряд был повторением завета Синайского, обязывавший новое поколение сынов Израилевых к строгому исполнению закона" .


 Проект «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования»
Сайт создан при поддержке РГНФ, проект № 14-03-12003
 
©2008-2017 Центр библеистики и иудаики при философском факультете СПбГУПоследнее обновление страницы: 24.3.2014
Страница сформирована за 15 мс 
Яндекс.Метрика