Этот текст скопирован из другой on-line библиотеки, адрес исходного файла в которой не удаётся определить по техническим причинам

Ссылки, приводимые ниже, могут не работать или вести на страницы вне нашего сайта – будьте внимательны и осторожны: создатели сайта «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования» не несут ответственности за возможный риск, связанный с переходом по ссылкам на другие сайты. В особенности будьте внимательны при переходе по ссылкам рекламного характера, ссылкам, смысл которых Вам непонятен, и по ссылкам, текст которых отображён явно некорректно.

Авторские права (если таковые существуют) на приводимый ниже текст принадлежат авторам оригинальной публикации

.

Пчела - сайт православной экзегетики

 

Борение с Богом

Та ночь для патриарха оказалась судьбоносной. Это была встреча с Богом. Исходом борьбы явилось наречение Иакова новым именем - Израиль* (с тех пор потомки Иакова стали именоваться израильтянами). Душа св. Иакова была глубоко потрясена. Патриарх запечатлел свои переживания в имени “Пенуэл”**, назвав им место происшествия. При этом св. Иаков добавил, сказав, что “я видел Бога лицом к лицу, и сохранилась душа моя” (Быт.32,30).***

Спустя, примерно, семнадцать веков Христос наречет Нафанаила подлинным израильтянином (см. Ин.1,47), как достойного потомка и наследника священного имени. Этот человек жаждал лицезреть обетованного Мессию, для чего изучил пророческие места о Нем. Св. Златоуст говорит, что Нафанаил имел сильное желание видеть пришествие Христа, за что и принимает похвалу от Спасителя.

Этим же именем вполне может быть и праведный Иеремия, в родословии которого стоит дерзновенный патриарх Иаков. Его, как истинного богоборца**** открывает нам Священное Писание. Однако уместен вопрос: возможно ли бороться с Богом, Ему противостоять? Может быть св. патриарх Иаков является исключением? При этом нужно помнить, что сама инициатива борьбы с Иаковом исходила от лица Бога. И все же св. Иаков отнюдь не исключение. В книге пророка Иеремии (27,28) мы читаем: “А если они пророки и если у них есть слово Господне, то пусть ходатайствуют пред Господом Саваофом…” (Синодальный перевод). В одном древнем переводе, которым пользовался блаженный Иероним Стридонский, вместо слов “пусть ходатайствуют” говорится “пусть противостанут”.* Так вот, предлагая толкование на это место, блаженный Иероним говорит: “Словами же: пусть противостанут Мне или Господу воинств, показывает то, что истинный пророк молитвами может противостоять Господу, подобно тому, как и Моисей в наказании противостал Господу, чтобы отвратить ярость гнева Его. Тоже сделал Самуил (1 Цар.8). И Господь сказал к Моисею: остави Мя и потреблю народ сей (Исх.32,10). Когда говорит: остави Мя, то показывает, что молитвами святых Он может быть удержан. Пусть, говорит, противостанут пророки и докажут, что все предсказываемое ими исполнилось на деле, и тогда пророчество подтвердится истиной”. Таким образом, библейское наименование “богоборец” священно. Оно изображает духоносного, дерзновенного в вере человека. Подобная борьба чрезвычайно необходима была и для духовного становления самой личности. “Тогда-то и только тогда, - пишет св. Кирилл Александрийский, - он (т.е. человек) будет силен бороться с людьми, когда осилит в борьбе с Богом. Ибо познание Бога и восприятие познания о Нем не может быть делом того, кто недугует бессилием, хотя бы он видели зерцалом и в гадании (1 Кор.13,21). Таковое познание может быть делом только того, который достиг уже такой степени силы, что никакого не придает значения плотскому и мирскому, но способен как бы яростно и неукротимо стремиться духом к тому, что угодно Богу. Только он будет силен между людьми и осилит в борьбе с Богом”.

Жизнь пророка пронеслась в тяжелейшей борьбе с Богом, предметом которой был богоизбранный еврейский народ. Он дерзновенно вызывает Бога на суд: “Праведен будешь Ты, Господи, если я стану судиться с Тобою…” (Иер.12.1). В этой утомительной духовной схватке он доходит до того, что, наоборот, не желает ни видеть свой грешный народ, ни слышать его несчастных ядовитых речей. “И однако же буду говорить с Тобою о правосудии: почему путь нечестивых благоуспешен все вероломные благоденствуют?” (Иер.12,2). Здесь, по мысли преподобного Иоанна Кассиана Римлянина, Иеремия, исследуя причины несоразмерности счастья с несчастьем, “препирается с Богом о благополучии нечестивых, хотя не сомневается в правде Господней”. Образ человека, участвовавшего в этом духовном борении, ярко отобразился в книге “Плач Иеремии”. Знакомя с исповедью, запечатленной на этих листах, автор рассказывает о горечи испытанных мук: “Истомились от слез глаза мои, волнуется во мне внутренность моя, изливается на землю печень моя от гибели дщери народа моего, когда дети и грудные младенцы умирают от голода среди городских улиц…Я человек, испытавший горе от жезла гнева Его. Он повел меня, и ввел во тьму, а не во свет. Так, Он обратился на меня и весь день обращает руку Свою. Измождил плоть мою и кожу мою, сокрушил кости мои” (Плач.2,11, 3,1-4).

В таком облике в итоге духовной борьбы перед нами предстал весь уязвленный, разбитый человек. В своем поражении св. Иеремия признается Богу: “Ты сильнее меня- и превозмог, и я каждый день в посмеянии…” (Иер.20,7). Тогда, в Пенуэле, был уязвлен патриарх Иаков. Бог “коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним” (Быт.32,25). Это было поражение св. Иакова. “Ибо вполне победив и будучи в силах уйти, если бы побеждаемый даже и не отпускал Его, однако же дав ему власть, если хочет, и не отпускать, Он говорит: пусти Мя…”- пишет святитель Кирилл Александрийский. Чем же завершается борение патриарха с Богом? Он добивается желанного и испрашивает благословения, благого слова у Бога: “отныне имя тебе будет Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь…. И благословил его там” (Быт.32,28-29). Так именно комментирует святитель Кирилл: “Иаков, будучи в борьбе и побежденный, и во тьме потерпев онемение, именно в бедре (стегне), наконец удерживает Боровшегося как бы мирно, когда воссиял свет и уже было утро, как бы силою выпрашивает у Него благословение, и благословляется; потому что переименовывается в Израиля”. Для св. Иеремии благое слово Божие становится даже пищей, а вместо переименования пророк носит само имя Господне: “Обретены слова Твои, и я съел их; и было слово Твое мне в радость и в веселие сердца моего; ибо имя Твое наречено на мне, Господи, Боже Саваоф” (Иер.15,16).


 Проект «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования»
Сайт создан при поддержке РГНФ, проект № 14-03-12003
 
©2008-2017 Центр библеистики и иудаики при философском факультете СПбГУПоследнее обновление страницы: 24.3.2014
Страница сформирована за 93 мс 
Яндекс.Метрика