Этот текст скопирован из другой on-line библиотеки, адрес исходного файла в которой не удаётся определить по техническим причинам

Ссылки, приводимые ниже, могут не работать или вести на страницы вне нашего сайта – будьте внимательны и осторожны: создатели сайта «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования» не несут ответственности за возможный риск, связанный с переходом по ссылкам на другие сайты. В особенности будьте внимательны при переходе по ссылкам рекламного характера, ссылкам, смысл которых Вам непонятен, и по ссылкам, текст которых отображён явно некорректно.

Авторские права (если таковые существуют) на приводимый ниже текст принадлежат авторам оригинальной публикации

.

Пчела - сайт православной экзегетики

 

Битва при Гаваоне

Союз гаваонитян и подчиненных им городов с Израилем был вызовом расположенному всего в 9 км от Гаваона Иерусалиму. Ие-русалимский царь посылает послов в аморрейские города Хеврон, Иармуф, Лахис и Еглон для того, чтобы, составив военную коали-цию, противостать Израилю, а также поразить Гаваон за то, что он заключил мир с Иисусом и сынами Израилевыми (10:4). Телль-амарнская переписка подтверждает, что накануне нападения хабиру иерусалимский царь обратился к царю Хеврона с просьбой оказать военную помощь.

Иерусалимский царь, выступающий как глава этой коалиции - Адониседек (10:1,3), qdj=ynda. Примечательно, что LXX отождеств-ляет его с Адони-Везеком, упоминаемым в Суд. 1:5-7. В Нав. 10 имя царя передано LXX как Adwnibezek. (Ср. qzb ynda в Суд. 1). Таким образом, неясно, идет ли в разных библейских книгах речь о разных лицах или об одном и том же .

Почему именно иерусалимский царь весьма испугался (10:2), когда узнал, что жители Гаваона заключили мир с Израилем и ос-тались среди них (10:1)? В амарнскую эпоху Иерусалимское царства простиралось до 25 км на север, включая в себя Гаваон и Вефорон. Незадолго до описываемых в книге Иисуса Навина событий царство пережило первый симптом своего ослабления - восстание Вефорона против Иерусалима, о чем свидетельствует письмо ЕА290 телль-амарнской переписки. Оккупация Израилем Галгала, отрезавшая Иерусалим от Иордана, неповиновение Вефорона и вступление че-тырех открывавших вход в долину Сефела городов (Гаваона, Кефи-ры, Беерофа и Кириат-Иарима) в союз с Израилем не могли не тре-вожить иерусалимского монарха. По сути, к этому моменту Иеруса-лимское царство ограничивалось лишь Иерусалимом с прилегаю-щими окрестностями. Хеврон находился в 31 км на юг от Иерусали-ма и, бесспорно, был от него независим. По всей видимости, у Хев-рона была достаточная военная сила. Кроме того, Хеврон был в очень выгодном стратегическом положении, он находился на дороге, связывающей Иерусалим с Вирсавией, и далее, с Египтом; кроме то-го, именно через Хеврон осуществлялись связи обитателей Иудей-ского нагорья с долиной Сефела. Иармуф (= Хирбет-Иармук, 30 км на юго-восток от Иерусалима), Лахис (= телль эд-Дувейр, 6-7 км на юго-восток от бет-Губрина) и Еглон (местоположение неясно, ча-ще всего локализуется в телль эс-Неси, в 11 км на юго-восток от Ла-хиша) примкнули к этому военному союзу. Только объединенными усилиями всех, полагали они, можно противостать столь грозному врагу, каким оказался Израиль.

Когда коалиционные войска аморрейских царей расположи-лись станом подле Гаваона (10:6), гаваонитяне послали в Галгал и призвали на помощь Иисуса. Дальнейшее повествование вновь го-ворит о Божием вмешательстве в ход событий. Сам Господь готов даровать победу израильтянам. Она уже дарована. И сказал Господь Иисусу: не бойся их, ибо Я предал их в руки твои: никто из них не устоит пред лицем твоим (10:8). Эти слова Небесного Предводите-ля воодушевили Израиль, вселили в него уверенность в победе. И хотя воины были мужи храбрые (10:7), хотя и напали они на непри-ятеля внезапно (10:9), без поддержки свыше не одолеть бы им гроз-ного противника. Именно Господь, отмечает священный писатель, привел аморреев в смятение при виде Израильтян (10:10). В сильном смятении они обратились в бегство. Когда же они бежали от Изра-ильтян по скату горы Вефоронской, Господь бросал на них с небес большие камни до самого Азека, и они умирали; больше было тех, которые умерли от камней града, нежели тех, которых умертвили сыны Израилевы мечем (10:11).

Из текста не ясно, идет ли речь о метеоритах или об огромном, словно камни, граде. Абель полагает, что это был метеоритный дождь вперемешку с большим градом. Самая большая когда-либо зарегистрированная градина весила 1 кг. В 1980 году градом убило женщину в Мюнхене. В Трансваале (ЮАР) нередки случаи, когда от града погибает скот . Представление о том, что Бог помогает избранным своим по-средством экстраординарных атмосферных явлений было близко народам Ближнего Востока. Юнгер приводит два текста - один хетт-ский и один вавилонский - описывающих схожее с библейским яв-ление . Наиболее интересен вавилонский текст "Послание Саргона богу". В нем так описывается одно из сражений "Адад неистовый, сын Ану, отважный, испустил свой великий крик против них. И то-гда с помощью потопа облачного и града (букв.: камней небесных) уничтожил полностью тех, что оставались" .

12-14 стихи описывают невероятное чудо, совершенное Богом: Иисус воззвал к Господу в тот день, в который предал Господь Аморрея в руки Израилю, когда побил их в Гаваоне, и они побиты были пред лицем сынов Израилевых, и сказал пред Израильтянами: стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою! И ос-тановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам сво-им. Не это ли написано в книге Праведного: "стояло солнце среди неба, и не спешило к западу почти целый день"? (10:12-13).

Это место Ветхого Завета подвергалось и подвергается посто-янным нападкам со стороны атеистов. Однако, нет достаточных ос-нований отвергать историчность описанного и рассматривать вместе с либеральной библеистикой этот текст всего лишь как некий эпос. Апологет Священного Писания Ясиницкий приводит некоторые ас-трономические доказательства и исторические подтверждения под-линности события. Он, в частности, пишет: "Американский профес-сор Тоттен изучил этот вопрос с астрономической точки зрения и опубликовал результаты своих обстоятельных и сложных вычисле-ний, которые привели его к весьма замечательному открытию. При-нимая во внимание дни равноденствий, эклипсы и т.п. и ведя вычис-ление от наших дней до дня Иисуса Навина, он обнаружил, что этот день приходился на среду. С другой стороны, произведя вычисления от даты сотворения мира до дня Иисуса Навина, он нашел, что день этот приходился на вторник. На основании обоих вычислений он ут-верждает, что никакие математические вычисления не дают возмож-ности избежать того понятия, что целые сутки… оказываются до-полнительно включенными в историю мира. Кроме того, Е.В. Маун-дер, член Королевской Обсерватории в Гринвиче, в одной из своих статей, посвященной этому вопросу, показывает, что ему удалось не только установить место, на котором находился в тот момент Иисус Навин, но также и самую дату и время дня, когда это замечательное событие начало совершаться… Проф. Тоттен дает следующий вы-вод: абсолютно достоверен факт, что человечество никогда не укло-нялось от точного недельного исчисления дней, и что суббота наше-го времени дошла до нас от Адама…" . Согласно Ясиницкому, долгий "день Иисуса Навина" мог быть или результатом замедления вращения земли, или результатом рефракции солнечного света .

Тот же автор приводит и некоторые исторические подтвер-ждения события. В частности, он ссылается на китайские и индий-ские источники: "Китайское предание… замечательно. Оно нахо-дится в книге знаменитого китайского философа Хуайнам Дзу, вот его текст: "Князь Ян-лу (1053-1058 до Р.Х.), сражаясь против хан-ской (?) армии и боясь, что наступит вечер и помешает его победе, поднял копье и погрозил им заходящему солнцу, которое тотчас вернулось назад на небе на протяжение трех знаков зодиака (6 ча-сов)". Индусское предание… упоминается в труде Хамильтона "Ключ к хронологии индусов"… Он описывает его следующим об-разом: "…В 1651 году (летопись Кали, соответствует 1451 г. до Р.Х…) солнце замедлило свое движение и не заходило, заслушав-шись благочестивым пением Акруна, восхвалявшего добродетели Кришну, во время путешествия последнего в Биндребен. Когда же он прибыл туда в целости и сохранности, солнце зашло с опоздани-ем около двенадцати часов". Нетрудно, - заключает апологет, - ус-мотреть во всех этих странных сказаниях искаженное сообщение о дне Иисуса Навина" .

Почему же вождь израильтян повелел солнцу и луне остано-виться? Для того, чтобы завершить сражение, побить врага, Амор-рея (10:12). Однако, как думают некоторые библеисты, не только. Некоторыми предлагается мистическая интерпретация слов Иисуса Навина. Так, Дус полагает, что Шемеш (солнце) и Йярех (луна) были богами-охранителями Гаваона. Иисус запрещает им участво-вать в баталии, поскольку в этом нет необходимости, ведь Сам Гос-подь, Творец и Повелитель небесных светил, сражался за Израиля (10:14). Однако, хотя Шемеш и Йярех и были общеханаанскими бо-жествами, археологических данных о том, что они были покровите-лями Гаваона, нет. Кроме того, гаваонитяне были союзниками Из-раиля, и более логичным был бы приказ их богам воевать, а не сто-ять .

Несомненно одно - в книге Иисуса Навина мы имеем дело не с метафорой, а с описанием экстраординарного явления, столь не-обыкновенного, что для священного автора не остается сомнений в чудесном его характере: И не было такого дня ни прежде ни после того, в который Господь слышал бы глас человеческий. Ибо Господь сражался за Израиля (10:14).

Не это ли написано в книге Праведного: "стояло солнце среди неба, и не спешило к западу почти целый день"? (10:13b). Сикре предлагает относить это упоминание о "Книге Праведного" к тому, о чем шла речь выше . Таким образом, пунктуация русского перево-да может быть следующей: И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не это ли написано в книге Пра-ведного? (10:13).

Что же это за таинственная книга Праведного, rwyh rpc, к кото-рой отсылает священный писатель своего читателя? Во 2Цар 1:18 также говорится о книге с таким названием: "И оплакал Давид Саула и сына его Ионафана сею плачевною песнию; и повелел научить сы-нов Иудиных луку, как написано в книге праведного…" (2Цар. 17-18). Сикре полагает, что в раннеизраильскую эпоху существовал не-кий сборник военных героических поэм . Военный эпос был распространенным жанром на Древнем Ближнем Востоке. Небесные светила в таких текстах принимают активное участие в баталиях, "сражаются" на той или другой стороне . Термин rwy, праведник, по мнению некоторых историков еврейского языка вполне может означать "герой". Фритц предполагает, что эта поэтическая книга не была сохранена в более поздние времена ввиду своих противоречий с яхвизмом.

Древние экзегеты, иудейские и христианские, обращают при-стальное внимание на чудо с солнцем, описанное в книге Иисуса Навина.

Согласно "Иудейским Древностям" Иосифа Флавия, "день то-гда продолжился для того, чтобы наступление ночи не помешало полной победе евреев". Как и "камни с неба", которые для Иосифа являются "необычайно крупным градом", в этом чуде проявилась поддержка свыше, дабы Иисус "убедился в том, что Господь Бог по-могает ему" . В мидраше Ялкут Шимони, компиляции комментариев к Пя-тикнижию, редактированной в XIII в., приказ Иисуса солнцу был трансформирован в оживленный диалог, в котором оба, солнце и Иисус, диспутируют, кто из них больше. Посредством сна Иосифа, к колену которого принадлежал Иисус, богословски объясняется пре-имущество полководца над великим светилом. Вот этот текст: "Солнце возразило Иисусу: "Ты велишь мне стоять! Но разве может находящийся внизу отверзать уста перед превосходящим его и гово-рить ему "стой!"? Я было создано в четвертый день, и ты, который был создан в шестой, дерзаешь говорить мне "стой!"?" "Ты в дейст-вительности всего лишь раб, - возразил Иисус. Не помнишь ли, как ты поклонился моему предку Иосифу, когда он видел во сне, что солнце, и луна, и одиннадцать звезд простерлись пред ним (Быт. 37:9)?" Итак, остановилось солнце, и луна стояла (Нав. 10:13)" . Точно также демонстрацию преимущества человека над про-чим творением, даже таким могущественным, как солнце, видит в библейском повествовании Исходад Мервский, сирийский христи-анский автор IX века. Человек для него "так силен, что природа ли-шена слова, и светила вселенной ему послушны". В библейском тек-сте этот древний автор усматривает значение антимифологическое и антиидолопоклонническое: солнце, луна, звезды - не божества, а всего лишь "творения, слуги, послушно подчиняющиеся" . Явное несовершенство тварных созданий предостерегает человека от по-клонения им, утверждает Иоанн Златоуст: "Когда увидишь солнце восходящим, подивись Создателю; когда же увидишь его скрываю-щимся и исчезающим, познай несовершенство природы его, и не по-клоняйся ему как богу. Для этого-то Бог не только положил на при-роде стихий знак их несовершенства, но и соизволил рабам Своим, человекам, повелевать ими, чтобы, если по виду их не узнаешь их рабства, то от повелевающих ими ты научился, что все они - подоб-ные тебе рабы. И вот Иисус Навин говорит: да станет солнце прямо Гаваону и луна прямо дебри Елон (10:12)… Бог показал свое о нас попечение, красотою стихий ведя нас к познанию Его божества, а несовершенством удерживая от поклонения им" .

Восхищение перед господством праведного человека над тва-рью встречается также у великого предшественника Исходада и его соотечественника преп. Ефрема Сирина: "Иисус, сын Навин… вос-претил скорому обращению небесного свода, и оно тотчас останови-лось; удержал две великие колесницы солнца и луны, ревнуя об ис-треблении врагов Божиих; повелел небесной высоте, и она послуша-ла его, послала каменный град побить хананеев, чтоб никто не избе-жал меча его" .

Но подлинным творцом чуда является, конечно, не человек, а Бог. Он, сотворивший все мироздание, один имеет силу повелевать им по Своему усмотрению, даже изменять привычное движение све-тил. Для верующего человека всемогущество Божие очевидно. В толковании на книгу Даниила св. Ипполит Римский задает ритори-ческий вопрос: "Да и в самом деле, разве Бог не может переместить, превратить и изменить по Своему желанию те элементы, которые Он Сам же изначально сотворил и утвердил на небесах, а движения которых уставил Своим повелением? Тем более, что при Иисусе стояло же солнце, а при Езекии те же солнце и луна обратились же вспять, притом так, что не произошло даже столкновения двух сти-хий, надвигавшихся друг на друга вопреки обычному порядку. А ко-гда Христос страдал, то точно также не только отдельные элементы, но даже день, и ночь, и весь мир всколебались" . Именно Бог - Тот, Кто управляет всей природой, Тот, Кто заставляет ее подчиняться венцу Своего творения, человеку. Поэтому, пишет бл. Феодорит Кирский, "когда пророк сражался, солнце стало" .

Божественный суверенитет над природой - вот что, согласно греческому писателю, епископу сирийского города Эмеса Немесию, утверждается Писанием: "Бог не только стоит вне всякой необходи-мости, но даже есть ее Владыка и Создатель. Будучи всемогущим и натурой самобытной, Он ничего не делает ни в силу природной не-обходимости, ни в силу санкции закона, но для Него - все случайно, даже необходимо. А чтобы подтвердить это, Он остановил некогда течение солнца и луны, движущихся с необходимостью и всегда на-ходящихся в одинаковом состоянии, чтобы доказать, что для Него ничто не совершается по необходимости, но все - допускается в силу свободной власти. Он устроил такой день однажды, как и Писание отметило, чтобы только обнаружить [Свое могущество] и не нарушить изначала установленного Им закона необходимого тече-ния светил" .

Ориген объясняет это чудесное событие эсхатологически. Для него долгий день битвы при Гаваоне прообразует конец мира, на-ступивший с пришествием Спасителя. "Пришествие Спасителя было уже концом мира. Впрочем, Он Сам говорил: "Покайтесь, ибо при-близилось Царство Небесное" (Мф. 4:17). Он продлил и замедлил день конца, воспрепятствовал ему наступить. Бог Отец, видя, что спасение народов могло осуществиться только через Иисуса, гово-рит Ему: "Проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе" (Пс. 2:8). Итак, пока не исполнится обеща-ние Отца, пока церкви растут за счет различных народов,.. день этот будет продолжаться и закат откладываться. Незаходимое солнце продолжает сиять, солнце правды испускает лучи истины в сердца верующих" . Итак, солнце у Оригена - это Христос, воплощенная Истина; гаваонитяне - обращенные из язычников; битва при Гаваоне - духовная брань верующих с тьмой века сего, с неверием. Продле-ние или сокращение длящегося последнего дня, во время которого Христос сияет нерушимо, зависит от готовности Церкви, от ее на-полненности спасенными из всех народов. Таким образом, Послед-ний День для Оригена понятие не столь хронологическое, сколько сотериологическое. "Тот же Господь знает как продлить день време-ни спасения, и знает, как сократить день, когда наступает время му-чений и гибели" .

"Наш Господь Иисус простер свет и продлил день как для спа-сения людей, так и для разрушения сил зла" . Эта победоносная битва с силами зла должна вестись каждым христианином, на про-тяжении всей истории. Прокопий Газский повторит эту мысль Ори-гена, говоря, что день борьбы с врагами продлевается, "дабы сража-ясь под предводительством Иисуса, я разгромил моих противни-ков" .

Христос - Солнце Правды, испускающее, как говорит Ориген, лучи свои в сердца верующих. В древней аскетической литературе часто говорится о том, что подвизающийся в добродетельной жизни должен удерживать в себе Христа, в чем и состоит аскетический подвиг. Преп. Максим Исповедник примером Иисуса Навина побу-ждает своего читателя к такому деланию: "Блажен тот, кто задержи-вает в себе, по примеру Иисуса Навина, заповедное Солнце правды - мерило для здешней жизни, не ограничиваемое вечером порока и неведения, которое помогает ему обратить в бегство восстающих на него лукавых бесов" .

Другой пример аскетического толкования Нав. 10:12 содер-жится у преподобного Максима в его "Умозрительных и деятельных главах", произведении сугубо монашеском. "Ревнующий обрести любомудрие в духе благочестия, и в боевой ставши порядок против невидимых сил, да молится, чтоб с ним пребыли и естественное раз-личение (добра и зла), свет коего не велик (луна Нав. 10:12), и про-светительная благодать Духа (солнце Нав. 10:12)… Это показывает и Иисус Навин, просящий в молитве, да станет солнце прямо Гавао-ну, - т.е. да сохранится в нем незаходимым свет ведения Бога на горе мысленного созерцания, - и луна прямо дебри (Нав. 10:12), - т.е. да естественное различение добра и зла, лежащее над плотскою немо-щию, пребудет неизменным относительно добродетели. Гаваон есть высокий ум; а дебрь - плоть, смиренная смертью. Солнце есть Слово, просвещающее ум, дающее ему силу к созерцаниям, и от всякого неведения его избавляющее; а луна - естественный закон, обязую-щий плоть законно покориться духу к приятию ига заповедей. Есте-ства же символом принимается луна по причине изменчивости…" . Для Максима Писание наполнено аскетическими аллегориями. Это вообще характерно для классической восточной монашеской лите-ратуры. Отцами Добротолюбия не ставилась задача истолковать Пи-сание, напротив, они стремились проиллюстрировать и истолковать Писанием собственные умозрительные построения, найти в Библии подтверждение своему аскетическому опыту. Собственно, это при-менение того же оригеновского метода на монашеской почве.

После разгрома аморрейских войск возвратился Иисус и весь Израиль с ним в стан, в Галгал. А те пять царей, предводители аморреев, убежали, и скрылись в пещере в Македе (10:15-16). Пове-лев стеречь пещеру, в которой сами себя заключили неприятельские военачальники, Иисус Навин и сам приходит и располагает свой стан возле этой пещеры. Израильские войска тем временем пресле-дуют и истребляют остатки аморрейских полчищ, так что только немногие из врагов успевают убежать и скрыться за стенами своих городов (10:17-20). После разгрома неприятеля весь народ возвра-тился в стан к Иисусу в Макед с миром, и никто на сынов Израиле-вых не пошевелил языком своим (10:21). "Не пошевелил языком" значит не посмел ничего ни сказать, ни сделать вопреки - типичное библейское образное выражение. Его аналог - "Не пошевелит пес языком своим" (Исх. 11:7). Ориген предлагает еще одно объяснение этого речевого оборота: "Никто не хвалился победой, никто не при-писывал ее своей силе" .

Далее описывается демонстрационная казнь пятерых царей: Иисус повелевает вывести их из пещеры и созывает все свое вой-ско . Затем приказывает вождям воинов, ходившим с ним: подой-дите, наступите ногами вашими на выи царей сих (10:24). Титул ]yjq, кацин может иметь как военное, так и политическое значение. Это, по всей видимости, были ближайшие военные помощники Ии-суса Навина, составлявшие военный совет, его генералитет . На-ступить на шею поверженного врага - жест, как известно, очень рас-пространенный, имеющий ясное значение - низложение, порабоще-ние для побежденного и победное торжество, триумф для победите-ля. "Да восхочет небо, чтобы мой Господь Иисус, Сын Божий даро-вал мне, повелел мне раздавить ногой моей духа нечистоты, поста-вить ногу на горло духа гнева и ярости, убить демона жадности, раз-давить тщеславие, наступить ногами на духа гордости, и после со-вершения этого не приписывать себе заслуги совершенного, но по-весить ее на Кресте Господнем, следуя слову Павла: во Христе мир для меня распят!" .

Иисус сказал им: не бойтесь и не ужасайтесь; будьте тверды и мужественны; ибо так поступит Господь со всеми врагами ва-шими, с которыми будете воевать (10:25). Иисус повторяет своим подчиненным почти те же самые слова, которые сам когда-то при-нял от Господа (1:9). Эти слова вождя относятся, конечно, не к на-стоящему, не лежащих у ног врагов призывает он не бояться, призыв относится к будущему. Воины не должны ужасаться перед военны-ми опасностями, еще ожидающими их, ведь чудесно явивший по-мощь Свою Господь будет и далее со Своим народом, и все остав-шиеся в Земле обетованной враги, с которыми еще предстоит сра-зиться, будут так же повержены пред ними силою Божией, как эти пять аморрейских царей.

Цари были убиты и повешены на деревьях пред глазами всего народа. И висели они на деревьях до вечера (10:26). Они должны бы-ли быть повешены на дереве как проклятые пред Богом (Втор. 21:23). Но чтобы Святая земля не была осквернена их трупами, ве-чером, при заходе солнца их надлежало похоронить. Ориген толкует это библейское повествование нравственно-антропологически. Пять аморрейских царей у Оригена - пять орга-нов чувств человека, воюющие против его души. Александрийский проповедник обращается к своему кесарийскому слушателю: "Пять царей объявили войну гаваонитянам, которые, как я уже сказал, изо-бражают собой несовершенных… Эти пять царей означают пять те-лесных чувств: зрение, слух, вкус, осязание и обоняние. Каждый, действительно, впадает в грех именно через эти чувства . И эти пять чувств сравнимы с теми пятью царями, что выступили на войну с гаваонитянами, можно сказать, с плотскими людьми" . Нечистые силы стремятся овладеть органами чувств человека, и от этой гре-ховной зависимости освобождает только вера во Христа: "Телесные чувства людей… обладаемы силами зла, которые возбуждают в них порочные желания, предлагают душе постыдные услуги. Но как только вера во Христа наносит поражение этим силам зла и они ока-зываются повешенными на древе Его Креста, потому что Он вос-торжествовал над ними на древе Своего Креста ,.. душа становится собственностью Бога, Иерусалим становится Царством Божиим и в нем строится храм Господень" . Иисус Навин убивает царей амор-рейских. Этим изображается, что Иисус Христос "уничтожил тех царей, которые внутри нас владели царством греха".

При захождении солнца приказал Иисус, и сняли их с дерев, и бросили их в пещеру, в которой они скрывались, и привалили боль-шие камни к отверстию пещеры, даже до сего дня (10:27). Пещера Махпела стала могилой для аморрейских царей. Долгие годы спустя читатель книги Иисуса Навина мог еще своими глазами увидеть ог-ромные камни, сокрывшие навсегда от его глаз трупы грозных ко-гда-то врагов.


 Проект «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования»
Сайт создан при поддержке РГНФ, проект № 14-03-12003
 
©2008-2017 Центр библеистики и иудаики при философском факультете СПбГУПоследнее обновление страницы: 24.3.2014
Страница сформирована за 31 мс 
Яндекс.Метрика